Александр Лоуэн ПРЕДАТЕЛЬСТВО ТЕЛА. Несмотря на отчаяние, разрушение иллюзий сделало Джоан более человечной
ИЛЛЮЗИЯ РЕАЛЬНОСТИ
Несмотря на отчаяние, разрушение иллюзий сделало Джоан более человечной. Пребывая в отчаянии, она смогла увидеть своего ребенка как независимую личность, а не как спроецированный образ ее собственного эго. Она смогла понять его трудности как отражение ее собственной тревожности. Ей удалось увидеть, что его сопротивление ей наполнение смыслом. Если раньше она старалась справиться с проблемами ребенка, и ее попытки оканчивались неудачей, то теперь она стала относиться к другим с пониманием. Она обрела способность видеть мужчину как личность, с которой можно разделить наслаждение и боль жизни. Она перестала рассматривать предста-вителей мужского пола как исполнителей ее мечтаний.
РОДИТЕЛЬСКАЯ НЕРЕАЛЬНОСТЬ
Конфликт между принятием себя и потребностью в привязанности порождает бунт против родительских ценностей. Этот бунт, однако, бессилен изменить глубоко лежащее чувство покорности, он лишь служит формой протеста. Бессилие попытки изменить родительские ценности видно в случае человека, который в детстве бунтовал против жесткой дисциплины, но сам столь же суров со своими собственными детьми. Барбара, о которой мы говорили в первой главе, отметила, что пугает детей так же, как ее когда-то пугала мать, несмотря на то. что сознает позицию матери. Многие люди, став взрослыми, забывают о том. каково им было в детстве. Они забывают, как им было несладко, когда их заставляли есть то, что они не любят, рано отправляться спать, чувствовать, что их ограничивают, и они точно так же ограничивают собственных детей. Забыть свое детское неповиновение, значит вытеснить свою ненависть к родителям, которая привела к бессознательной идентификации с ними.
Большинство детей растут с иллюзией, что их жизнь будет не такой, как жизнь родителей. Каждый из них убежден, что будет счастлив там, где родителям не повезло. Необходимость такой иллюзии очевидна. Если бы
не иллюзии, несчастье во многих домах повергало бы в отчаяние. Но иллюзия ослепляет человека и форсирует провалы и несчастья. Она сулит нереальность. Помочь пациенту достичь инсайта и осознать те иллюзии, которые присутствовали в жизни его родителей, — значит помочь ему в конце концов понять и свои собственные иллюзии. Это важная часть терапевтического процесса.
Один молодой человек описал подобный инсайт: «Придя домой, я посмотрел несколько дальше, заглянул за влияние моей матери. Она не думает об армии как о реальности, для нее это кошмар. Она не принимает происходящих в жизни неприятностей: наступления старости, смерти, моих неудач, наших ограниченных возможностей. Я увидел, что мне необходимо стать более объективным и отстраниться от той нереальности, которую навязали мне мои любящие родители».
Базисная нереальность невротичной родительской любви, которая навязывается ребенку, — отрицание телесной жизни, а значит и стремления к удовольствию, которое человек получает от двигательной активности и телесного контакта. Для многих родителей жизнь тела ставиться ниже достижения, повиновения, интеллектуальности, они игнорируют значимость телесного удовольствия. В результате, ребенок теряет способность самоутверждаться, проявлять агрессию для того, чтобы потребовать это удовольствие. Для невротичного родителя жизнь тела иррациональна, непредсказуема и полна опасности. Его тревожность возникает из страха собственной вытесненной силы и сексуальности, которую он проецирует на внешний мир. Существование вроде бы требует приручить животное в новорожденном организме. Это осуществляется с помощью постоянного давления на ребенка, которое выражается, к примеру, такими словами: «Веди себя прилично!», «Будь умницей!», «Тихо!», «Лежи смирно!». В результате форсируется диссоциация ребенка с его собственным телом и подавляются его чувства. Вот слова пациентки, описывающие эффект родительского подхода: «В моем теле нет ничего активного. Я всегда чувствовала, что если
Александр Лоуэн ПРЕДАТЕЛЬСТВО ТЕЛА
иллюзия РЕАЛЬНОСТИ
я в нем (в теле), то я недееспособна. Мои родители всегда боялись, что я упаду. Они всегда боялись, что я уроню что-то, и когда они кричали, я, конечно же, все роняла. Я никогда не доверяла своему телу, поэтому я развивала интеллект, чтобы скрыть ощущения безжизненности и пустоты».
Потом она добавила: «Когда вы отвергаете свое тело, вы становитесь нагим духом, ищущим это тело, чтобы войти в него». Человек, который не живет в своем теле, вынужден жить через тела других людей. По этой причине многие матери чрезмерно вовлечены в своих детей и совершенно не учитывают их собственные потребности.
Отвержение тела вызывает широко распространенную шизоидную иллюзию «неагрессивности». Одна моя пациентка описала своего мужа словами, которые подходят многим шизоидам: «Он не понимает, зачем в жизни бывают неприятности. Он думает, мир мог бы существовать без ненависти. Все должны придти к согласию». Такого мира не существует и не может существовать. Человек, который пытается функционировать на этой основе, живет в нереальности. Он создает эту иллюзию, чтобы компенсировать отсутствие агрессии. Без адекватного само-действия (action-self), пользуясь понятием Радо, шизоид чувствует беспомощность, он не может обеспечить себе удовлетворение своих желаний. Его личность фиксируется на инфантильном уровне. Дальше его иллюзия приводит к уверенности, что человек может получить заботу, не напрягаясь при этом сам. Это знакомая сказка незавершенного инфантильного создания, которое пребывает в иллюзии, что кто-то будет удовлетворять его инфантильные желания, а с его стороны не потребуется никаких усилий.
Отказ от агрессии редуцирует способность организма к удовольствию. Во взрослой жизни удовольствие — это активный процесс, то есть удовлетворение своих желаний путем активных действий. Это вовсе не значит, что взрослый человек не может пассивно пере-
живать удовольствие, но пассивного удовольствия недостаточно для того, чтобы поддерживать здоровую эмоциональную жизнь. У ребенка, напротив, доминирует именно пассивное удовольствие. Страстное стремление к такому удовольствию, присущее множеству взрослых людей нашей культуры, отражает их фиксацию на инфантильном уровне функционирования. Иллюзия, что такое удовольствие может удовлетворить потребности взрослого человека, удерживает его от агрессии. Концепция Радо о недостатке удовольствия у шизоида валидна, но этот недостаток детерминируется отказом от агрессии и отрицанием тела.
Психологическое понятие слова «агрессия» не имеет отношения к результату движения. Агрессивное движение может быть конструктивным и деструктивным, любовным и нежным или полным ненависти и жестокости. Само по себе слово означает лишь «движение к», которое противоположно «движению от». Агрессивные действия позволяют человеку вступить во взаимоотношения с людьми, вещами и ситуациями. По этой причине агрессивные действия синтоничны эго. Они нацелены на удовлетворение потребностей. Физиологическая противоположность агрессии — регрессия. Регрессируя, человек отказывается от потребности и возвращается на тот уровень функционирования, где эта потребность уже не выступает как императив. Поскольку потребности удовлетворяются во внешнем мире, агрессия означает, что человек ориентирован на реальность. При регрессии же он отворачивается от мира, уходит от реальности, отступает в иллюзию.
------------ ЦАРСТВОВАНИЕ ИЛЛЮЗИЙ
В нашей культуре широко распространены две иллюзии: одна связана с деньгами, а другая — с сексом. Иллюзия о всемогуществе денег, подразумевая, что они способны разрешить любые проблемы и принести их владельцу радость