Теория и методы
П. к. опирается отчасти на теории выбора профессии. Крайтс делит существующие теории на непсихологические, включающие: а) теорию случайного выбора; б) экономическую теорию; в) культурную и социологическую теории; и психол., включающие: а) факторные теории черт; б) психодинамические теории; в) теории развития; г) теории принятия решений. В большинстве случаев, однако, деятельность консультантов определяется практ. проблемами, возникающими при оказании помощи клиенту в принятии и реализации обоснованных решений о выборе профессии.
Наиболее распростр. формой П. к. яв-ся индивидуальное консультирование, предполагающее взаимодействие одного консультанта и одного клиента. Однако сравнительно недавно появилась все усиливающаяся тенденция к использованию др. стратегий.
Эти популярные процедуры, по-видимому, содержат ряд общих элементов, к-рые делают их успешными и к-рые могут применяться в любой из форм работы с клиентами.
1. Информирование о себе и о мире труда.
2. Поддержка, включающая соц. поддержку, обеспечиваемую консультантом, друзьями и семьей, или деловые контакты.
3. Когнитивная структура, или выработка определенной схемы для понимания себя и мира труда, а тж для реализации связанных с профессией выборов.
4. Репетиция намерений с целью уточнения и подкрепления выборов и стимуляции изучения профессии.
Информирование как инструмент воздействия.Информ. о мире труда может извлекаться из печати или др. СМИ, она тж может собираться в процессе поиска работы, связанного с посещением предприятий или орг-ций, в ходе личных бесед, комбинированных образовательных программ, сочетающих в себе учеб. и производственную деятельность, и собственного опыта трудовой деятельности.
Психологи, занимающиеся вопросами выбора профессии, указывают тж на необходимость формирования представлений о самом себе как одной из целей консультирования. Д. Супер наз. это Я-концепцией, Холланд — профессиональной идентичностью, а Тайлер — профессиональным конструктом. Клиент использует информ. о профессиональных интересах, ценностях, умениях и способностях с целью выработки представлений о наиболее приемлемых вариантах профессий. Затем он подвергает эти варианты проверке путем их непосредственного изучения.
Оценка.Было обнаружено, что в П. к. могут оказываться полезными стандартизованные процедуры измерения способности. В целом были выявлены умеренные корреляции между способностью и успешностью в обучении профессии (0,39) и способностью и выполнением работы (0,22). Множественные тесты или комбинации тестов (батареи) демонстрируют лучшую прогностическую валидность в сравнении с единичными тестами.
Однако в П. к. чаще используются методики измерения профессиональных интересов. К числу наиболее популярных и тщательно валидизированных опросников интересов относятся: Инвентарь интересов Стронга — Кэмпбелла (SCI), Обозрение профессиональных интересов Кьюдера (KOIS)и Самоанализ профессиональных склонностей (SDS). Были тж разраб. перечни ценностей и рабочих умений, однако процесс их валидизации еще не завершен. В настоящее время существуют компьютерные версии нек-рых опросников интересов, к-рые могут использоваться в сочетании с интерактивными программами компьютерного консультирования. Рез-ты исслед. свидетельствуют о том, что примерно 50% из тех, кто использует опросники интересов, через 10—15 лет после того как они прошли этот тест, занимаются теми видами профессиональной деятельности, к-рые прогнозировались опросником. В целом, однако, характер взаимосвязи между интересами, способностями и выборами профессии все еще остается неясным.
Одна из областей оценки, определение состояния способности принять решение, продолжает привлекать растущее внимание исследователей. Три опросника, разраб. Самюэлем Осиповым, Джоном Холландом и Винсентом Херреном (Шкала принятия решений о карьере, Career Decision Scale;Моя профессиональная ситуация, My Vocational Situation;Оценка принятия решений о карьере, Assessment of Career Decision-Making),измеряют состояние способности клиента принимать решения. Все три перечисленные шкалы непосредственно связаны с процедурами вмешательства П. к.
Поиск/нахождение работы.То, как люди находят и приобретают работу, яв-ся важной, но зачастую обойденной вниманием темой П. к., о к-рой сравнительно мало что известно. Бекер классифицирует стратегии поиска работы на формальные (объявления о вакансиях, бюро трудоустройства, школы, профсоюзы), неформальные (контакты с друзьями, родственниками, сослуживцами) и прямые обращения (в фирмы). Бекер приходит к заключению, что молодые люди склонны при поиске работы прибегать к помощи со стороны друзей или родственников либо напрямую обращаться в фирмы.
При обучении умениям поиска и нахождения работы наиболее популярными и эффективными яв-ся поведенческие подходы. С этой целью широко применяется моделирование ситуаций собеседования при приеме на работу с использованием видеозаписи для обратной связи, а тж тренировка в написании резюме.
Один из особенно эффективных способов орг-ции деятельности по поиску работы разраб. Эзрин. Назв. Клубами работы (Job Clubs), эти структурированные вмешательства предоставляют информ., обеспечивают групп. поддержку и обучение навыкам. Тщательные оценочные исслед. показали, что подобные группы оказываются чрезвычайно эффективными в отношении широкого круга популяций клиентов.
Помощь наемным работникам.Большинство работодателей в гос. орг-циях, бизнесе и пром-сти сегодня создают для своих работников различного рода центры по оказанию услуг в области психич. здоровья. Поскольку злоупотребление алкоголем, наркотиками и супружеские, семейные и личные проблемы могут приводить к снижению продуктивности, прогулам или стрессу, на решение таких проблем направлено консультирование по оказанию помощи работникам. Роль профессионального консультанта сегодня расширяется за счет включения задач, связанных с подобным консультированием на рабочем месте. Кроме того, П. к. охватывает тж круг проблем, возникающих в процессе развития карьеры и при завершении трудовой деятельности перед выходом на пенсию.
См. также Развитие профессиональной карьеры, Консультирование, Промышленная психология
А. Р. Споукейн
Профессиональные интересы (occupational interests)
По причине большого интереса, к-рый вызывает к себе у исследователей развития профессиональной карьеры и профконсультантов систематическое измерение П. и. и профессиональной адаптации, общая оценка интересов приобрела важное значение в данной области. В число рассматриваемых вопросов входили адекватность психометрических подходов к измерению П. и.; проблемы, связанные с сексизмом и/или расизмом в процедурах измерения П. и., в частности, как эти предубеждения отражаются на языке инструментов; допущения, кладущиеся в основу при разраб. инструментов; и нормы, на к-рых осн. показатели.
Интересы обычно определяются операционально через инструмент, используемый для их измерения. Считается, что существует 4 общих типа интересов. Явные интересы представлены теми видами деятельности, в к-рые индивидуум в настоящее время вовлечен; выражаемые интересы — это те интересы, к-рые наз. индивидуумом в ответ на просьбу рассказать о своих интересах; инвентаризуемые интересы — те, что измеряются различными инструментами, такими как Инвентарь Стронга — Кэмпбелла или Обозрение Кьюдера; и тестируемые интересы выводятся на основе оценки тех знаний, к-рыми обладает индивид в отношении различных областей челов. деятельности, при этом предполагается, что такие знания отражают степень интереса к соотв. видам деятельности.
В целом признается, что П. и. молодых людей, измеряемые при помощи опросников, прогнозируют их выбор не лучше, чем выражаемые ими интересы, и что интересы молодежи изменяются со временем. Одна из причин, по к-рой интересы недостаточно эффективно прогнозируют выбор профессии и удовлетворенность у юношей и девушек, состоит в том, что на определение профессионального выбора и достижения оказывают влияние такие переменные как специальные способности, рез-ты деятельности и возможности.
Большинство опросников интересов осн. на общем предположении, что индивидуумы, выбирающие одни и те же профессии и получающие удовлетворение от одинаковой работы, обладают множеством сходных характеристик, и поэтому средства измерения интересов нацелены на измерение релевантные личных характеристик. К сожалению, нам мало что известно о том, как в действительности формируются интересы.
Большинство мер П. и. строились по образу и подобию двух наиболее часто и успешно используемых в этой области инструментов — Инвентарь интересов Стронга — Кэмпбелла и Обозрения профессиональных интересов Кьюдера. Мн. консультанты применяют оба этих инструмента, поскольку один предоставляет информ. о чел., а др. — о мире труда в том виде, как он открывается этому чел.; в рез-те эти два инструмента дополняют друг друга.
Отчетливо сознавая, что каждый из этих инструментов имеет свои ограничения, их разработчики модифицировали их на протяжении мн. лет. Потенциальные пользователи тж могут иметь свои собственные предпочтения к психометрическим особенностям того или др. инструмента, однако теоретически оба они измеряют по сути те же самые наборы атрибутов.
Эти два инструмента преобладали в области измерения интересов на протяжении почти полувека; были разраб. и др. инструменты, однако ни один так и не смог оказать сколько-нибудь сопоставимого влияния на измерение П. и., к-рое оказали эти два.
К числу др. часто используемых инструментов относится Самоанализ профессиональных склонностей (Self-Directed Search, SDS)Дж. Л. Холланда. SDS оценивает интересы иным образом, чем профессиональные шкалы Стронга — Кэмпбелла или Кьюдера. В настоящее время SDS яв-ся, по-видимому, третьим наиболее широко используемым инструментом для измерения интересов, связанных с профессиями.