Диагностика состояния духовно-нравственных качеств личности студента

ПРОГРАММА ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА

Общая характеристика студента( АНКЕТА )

По 6 пунктам


I. Общие сведения

П. Сведения о семье

III. Личность студента

IV. Положение в коллективе

V. Учение

VI. Труд

Существуют также следующие виды анкет

Изучение учебных интересов(АНКЕТА)

Цель: установить характер и особенности учебных интересов и склонностей

студента.

Изучение познавательных потребностей студента(АНКЕТА)

Цель: установить интенсивность познавательных потребностей студентов.

Изучение дружеского окружения студента(Анкета)

Цель: установить характер дружеских связей студента

ОЦЕНКА УРОВНЯ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА СТУДЕНТА

Цель: получение целостного представления о различных сторонах развития личности студента, определение задач его развития по заданным параметрам, оценка сформированности конкретных качеств на определенном этапе развития личности.

Характеристика «Уровня личностного роста учащегося» (УЛР) представляет собой перечень показателей (их всего 17) и уровней их проявления, выражающихся в баллах: 5, 4, 3, 2, 1. При этом предлагаемые ориентиры, соответствующие 5 и 4 баллам, будут служить для воспитанников своеобразным толчком, стимулом для развития отдельных сторон характера, осознанию необходимости приложения определенных волевых усилий для самосовершенствования.

| 1) Для проведения анализа УЛР используется развертка, в которой обозначены
все показатели в закодированном виде (столбцы от 1 до 17). В строке про-
ставляются «баллы» соответственно уровню проявлений по каждому показателю (в случае пограничного проявления признака возможна оценка с деся-
тыми долями - 3,4; 4,5; 4,8 ит. д.):

Показа тели
Уровень проявления                                  

2) Подсчет баллов по горизонтали дает возможность судить об уровне личностного роста студента в целом (если сумму баллов разделить на количество
показателей, в нашем случае- на 17, получим средний уровень личностного роста студента).

3) Рекомендуется работать с данной методикой на всех стадиях развития личности воспитанника для сопоставления оценки по каждому показателю с начальным уровнем. Так появляется возможность определения направленности личностного роста, «западающих» сфер и осуществления своевременной и необходимой коррекции.

ДИАГНОСТИКА СОСТОЯНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА

Цель:изучение уровня духовно-нравственного развития личности студентов;

определение изменений, происшедших в личности студента в течение учебного года.

Метод: наблюдение.

Ход проведения: мониторинг рассчитан на студентов I-II курсов и проводится в конце каждого года обучения. На малом педсовете преподавателям предлагается определить уровень духовно-нравственных качеств каждого студента («В» - высокие, «С» - средние, «Н» - низкие) на основе собственных наблюдений и результаты занести в таблицу (возможно заполнение только классным руководителем):

Духовно-нравственные качества личности:

1. Готовность прийти на помощь.

2. Умение быть благодарным.

3. Уважение к старшим.

4. Дружелюбие.

5. Забота о младших.

6. Трудолюбие.

7. Ответственность за порученное дело.

8. Инициативность.

9. Терпимость.

10. Активность в учебе.

11. Творческая направленность.

12. Любовь к Родине.

13. Позитивное отношение к своей национальности.

14. Наличие принципов и убеждений.

15. Культура речи, общения.

16. Нравственность поступков.

17. Интерес к родной культуре.

18. Интерес к истории своего края.

19. Физическая активность.

20. Коллективизм и т.д.

Обработка результатов:

При обобщении результатов диагностики по группе считается процентное отношение количества «высокой» оценки каждого качества к общему числу студентов. Затем выделяются приоритетные характеристики группы (наивысший процент) и проблемные характери­стики (наименьший процент).

Эта методика позволяет видеть динамику развития личности студента; анализировать состояние воспитательного процесса как в отношении одного студента, так и группы в целом; определить приоритетные направления в воспитательной работе с группой и индивидуальной работе со студентами. Осуществляя анализ, обращайте внимание на то, какие качества личности студента выпадают из «индивидуальной нормы», даже при наличии отрицательной тенденции, старайтесь подчеркнуть все имеющиеся положительные моменты.

Наши рекомендации