Музыка как средство формирования эстетических и нравственных качеств личности

Под музыкальным воспитанием понимают: «выявление и раскрытие средствами музыки художественных и интеллектуальных данных, заложенных в ребёнке природой, и развитии у детей способности воспринимать музыку» Яворский Б.Л. [6 с.18]; «процесс приобщения личности к музыкальной культуре общества» [7 с. 152]; «устойчивое и активное приобщение человека к музыкальной культуре, выработка развитых музыкальных потребностей и эстетически справедливых способов их удовлетворения, т.е. формировании взыскательного музыкального вкуса, соответствующего духовным ценностям ... цивилизации» [5 с. 5]; «целенаправленное формирование и систематическое развитие способности чувствовать, понимать и любить музыку, ценить выдающиеся произведения музыкального искусства, уметь наслаждаться ими» [25,18]. Музыкальное воспитание является областью эстетического воспитания, которое опирается на закономерности музыкального искусства, особенности музыкального языка. В отличие от пространственных искусств (скульптура, живопись и др.), обладающих средствами объективного изображения действительности, музыка представляет собой искусство выражения чувств, эмоций, настроений, мыслей и идей. Отметим основные черты, которые отличают музыку от других видов искусства по силе воздействия и выразительности.

Воспитывая всесторонне развитых людей — физически совершенных, духовно богатых и нравственно воспитанных, нельзя не уделять должного внимания музыкальному развитию детей, формированию у них развитых музыкальных потребностей и любви к музыке.

Музыкальное воспитание включает в себя элементы обучения, даёт знания о музыке, развивает способности, формирует музыкальный вкус, побуждает к музыкально-творческой деятельности, т.е. закладывает основы музыкальной культуры человека. Оно осуществляется специалистами, имеющими соответствующую подготовку в области музыки, педагогики и психологии; нуждается в определённых учреждениях, в обоснованном планировании и научно-методическом руководстве. Все перечисленные элементы составляют систему музыкального воспитания.

Уже в раннем детстве ребёнок испытывает благотворное воздействие на духовное развитие. В зависимости от того, какую музыку слушает ребёнок, формируются его первичные эстетические ориентиры, вкусовое влечение, развивается потребность в общении с музыкой и способность к такому общению.

Влияние на ребёнка звучащей дома и вне его музыки во многом непроизвольно и трудно управляемо, так как её выбор определяется старшими (родителями, братьями, сестрами, средствами массовой коммуникации). Целенаправленное музыкальное воспитание осуществляется в дошкольных учреждениях, где малышей приобщают к простейшим основам музыкальной культуры, вводят их в мир музыки. Усвоенный в общении с музыкой опыт служит дальнейшему музыкальному развитию в школьные годы.

Параллельно с общеобразовательной школой музыкальное воспитание детей ведётся целая цепь внешкольных учреждений, куда входят музыкальные школы, кружки при домах детского творчества и домах культуры, хоровые студии и т.п.

Начальное музыкальное образование, рассматривается нами как компонент всеобъемлющего понятия — музыкального воспитания. Оно осуществляется в ДМШ, основные цели которой А.Лагутин определяет так:

· формирование в контакте с общеобразовательной школой всесторонне развитой личности школьников...;

· всемерное развитие способностей и склонностей детей к музыке;

· передача им некоторого опыта художественного познания действительности;

· подготовка школьников к какой-либо самостоятельной музыкальной деятельности, которая поможет им содержательно проводить досуг и проявлять общественную активность.

Нагляднее отражают содержательную сторону обучения следующие задачи:

· развитие музыкального вкуса, потребности и умения слушать музыку избирательно, интереса и любви к музыкальному искусству и знаниям о нём;

· обучение игре на каком-либо инструменте (соло, в ансамбле и оркестре) и умению самостоятельно разбирать музыкальные произведения;

· целенаправленное развитие слуха и передача комплекса знаний о музыке как в процессе практического музицирования, так и путём специальных упражнений и изучения музыкальной грамоты и музыкальной литературы;

· выявление одарённых детей и подростков, способных к профессиональной музыкальной деятельности, и их подготовку к поступлению в специальные музыкальные учебные заведения [6 с. 47].

При всём разнообразии форм музыкального воспитания, А.Алексеев сводит её в специальном классе ДМШ к нескольким основным направлениям: «воспитание мировоззрения и моральных качеств, воли и характера, эстетических вкусов и любви к музыке, интереса к труду и умения работать и, наконец, забота о здоровье и физическом развитии ученика» [9, с. 11].

Решающую роль в музыкальном просвещении всех слоев населения играют средства массовой коммуникации, прежде всего радио, телевидение. Доставляя слушателям повседневный музыкальный материал, они развивают музыкальные потребности, создают аудиторию ценителей и потребителей музыкальных произведений. Особое место в деле пропаганды музыкального искусства средствами массовой коммуникации отводится просвещению школьников.

Таким образом, музыкальное воспитание учащихся является важной и неотъемлемой стороной формирования гармонично развитой личности. Его можно определить как: целенаправленное систематическое развитие потребностей в процессе восприятия, исполнения, создания высокохудожественной музыки. Большую роль в музыкальном воспитании детей играет семья, которая также влияет на формирование личности.

Формирование личности – сложный, многозначный процесс, выступающий в форме физиологического, психического и социального становления человека и определяющийся внутренними и внешними естественными и общественными условиями.

«Развитие и совершенствование личности, особенно в детстве, происходит главным образом под влиянием воспитания. Воспитание проектирует личность, преднамеренно и планомерно поднимает её на новую ступень, движет её в заданном направлении», – писал Л.С.Выготский [8 с. 47].

В общей педагогике воспитание рассматривается. Как специально организованный процесс, направленный на развитие личности воспитанника. В ней изучаются цели, содержание, средства и методы воспитания. Воспитывая необходимо найти способы и средства педагогического воздействия, наиболее соответствующие данному возрасту детей. Методика воспитания изучает вопросы образования, обучения и развития.

В самом общем виде формирование личности ребёнка можно определить как процесс социализации, т.е. усвоение человека социального опыта. Человек на основе социального общения и деятельности обособляется в особую социально-психологическую систему. «Личность в полном смысле этого слова начинается тогда, когда из всего социально-психологического материала, ставшего личным достоянием индивида, формируется особым образом организованная система, которая обладает индивидуальностью, способностью к саморегуляции, избирательным отношением к социальной среде» [10 с. 38].

Человек живёт в обществе и не может быть свободным от требований этого общества. Эти требования касаются в первую очередь моральных, нравственных качеств человека, его поведения. Требования не выдуманы отдельными людьми, не возникают стихийно и произвольно, а складываются в процессе совместного труда и общения, принимают характер определённых нормативных требований к человеку. В этих требованиях заключены обязанности каждого человека по отношению к обществу, к другим людям, к самому себе.

Задачи нравственного воспитания можно сформулировать так:

- осознание требований и норм общественной морали, выработка нравственных убеждений, мировоззрения;

- развитие у детей чувства патриотизма;

- развитие чувства уважения к старшим, товарищества и дружбы со сверстниками, заботы и внимания к окружающим людям;

- выработка умения сопереживать, сочувствовать окружающим людям;

- формирование ответственного отношения к своим трудовым делам, тщательности в работе, дисциплинированности, ответственности в труде, трудолюбия;

- формирования умений и навыков трудиться и жить в коллективе, подчинять свои личные интересы общественным;

- формирование таких черт характера, как: принципиальность и стойкость в убеждениях, правдивость, целеустремленность и творческое отношение к труду, непримиримость к несправедливости, тунеядству;

- формирование навыков культуры поведения и др.

«Ничто так не возвышает личность, как активная жизненная позиция, сознательное отношение к общественному долгу, когда единство слова и дела становится повседневной нормой поведения. Выработать такую позицию – главная цель нравственного воспитания» [10 с. 75].

Развитие у детей способности воспринимать прекрасное в окружающей действительности, в произведениях искусства, в природе, в отношениях к людям, отличать действительно прекрасное от безобразного, развивать вкус к прекрасному и способности самому создавать это прекрасное - это и есть эстетическое воспитание.

Эстетический способ отражения мира всегда связан с познавательной и практической деятельностью человека.

Эстетическое воспитание направлено на решение следующих задач:

- формирование у детей способности воспринимать, чувствовать, правильно понимать и ценить прекрасное в окружающей действительности и искусстве, формирование навыков использования средств искусства для познания жизни людей, самой природы;

- развитие глубокого понимания красоты природы, способности беречь эту красоту;

- вооружение учащихся знаниями, а также привитие умений и навыков в области доступных детям видов искусств – музыки, пения, рисования, художественного слова, драматизации;

- развитие творческих способностей детей, умений и навыков чувствовать и создавать красоту в окружающей жизни, на занятиях, дома, в быту;

- развитие у детей понимания красоты в человеческих отношениях, желание и умение вносить красоту в быт.

Эстетика рассматривает не только сущность объективно - существующего прекрасного в жизни, в искусстве. Она изучает особенности и способы субъективного отражения прекрасного в окружающей действительности. Особенности этого отражения носят конкретно - чувственных характер и составляют специфику эстетического сознания.

Эстетическое восприятие характеризуется целостностью. Воспринимаются не только и не столько отдельные звуки, краски, сколько весь колорит, вся гармония звуков. В восприятии всегда сказываются интересы, отношения, весь предварительный художественный и жизненный опыт человека. Особую роль играют слух и зрение – способность вслушиваться, всматриваться в окружающий мир.

Эстетическое чувство – более сложный вид осознания прекрасного в жизни. Оно характеризуется способностью и подготовленностью человека испытывать наслаждение от соприкосновения с прекрасным (или возмущение при встрече с безобразным).

Оценку прекрасных (или безобразных) явлений в искусстве, природе, обществе можно назвать эстетическим суждением. Отсюда особая близость нравственного и эстетического. Прекрасными не могут быть безнравственные поступки.

Всесторонне развитие личности может быть реализовано только на основе комплексного подхода. В практической воспитательной работе невозможно разложить все поведение ребенка на отдельные элементы.

Наши рекомендации