Психологическая помощь подросткам
Психологическое содержание подросткового периода
Подростковый возраст - один из самых сенситивных и критических периодов развития и становления человека как биологического вида и как личности. В этот период в организме человека и в его психике происходят революционные изменения. У большинства людей это время ассоциируется со стремлением к свободе, независимости, удовольствиям, переживанием выбора жизненного пути и перспективами. Но сам по себе это крайне сложный жизненный этап.
Период пубертата - это период полового созревания. С точки зрения онтогенеза в это время происходит переход от детства к юности, сопровождающийся серьезнейшими биологическими изменениями в организме человека. Перемены в теле, связанные с гормональным дисбалансом в период полового созревания, тяжело переживаются подростками. И телесные проблемы - одна из составляющих подросткового кризиса. Подростки чутко воспринимают несовершенство своего тела: угри, диспропорции конечностей, запаздывание формирования вторичных половых признаков, задержку формирования механизмов нервной регуляции и т. д. Подобные недостатки часто приводят к формированию дисморфофобии, т. е. страху и раздражению против своей внешности. Крайним проявлением этой проблемы может быть подростковое аутоагрессивное или насильственное поведение, в основе которого лежит гиперкомпенсация субъективно переживаемых телесных недостатков. Основным биологическим содержанием пубертата является половое созревание и, как следствие этого, усиление полового влечения, с которым подросткам трудно справиться. Эта биологическая платформа является основой эмоциональной неустойчивости и резкого усиления конфликтности в поведении, характерного для данного возрастного периода.
Психологическим содержанием подросткового периода (12-18 лет) является, по Э. Эриксону, кризис идентичности. Под идентичностью понимается определение себя как личности, как индивидуальности. Ее кризис наступает после распада детского Я, когда ребенок еще не отделяет себя от родителей в психологическом и социальном плане. Собственно говоря, поиск идентичности имеет для этого периода наиболее важное, самодовлеющее значение. Именно в проблемах этого поиска и сконцентрированы все причины нарушений поведения подростков в этот период. Факторы окружающего мира имеют меньшее значение. В этом возрасте человек начинает задаваться вопросами: "Кто я такой?" и "Что я могу?" Подросток начинает чувствовать, что в нем происходят некие изменения. Меняется тело, поскольку именно в этом возрасте начинается новый этап физического созревания. Он перестает ощущать себя ребенком, у него появляется масса вопросов, на которые он пока не знает ответов, ему все больше и больше хочется привлечь к себе внимание. Он становится очень чувствительным к мнениям и оценкам окружающих людей.
Как правило, подросток в этом возрасте идентифицирует себя с тем человеком, который является носителем наиболее привлекательной модели поведения. Человек ищет того, кто мог бы стать его "зеркалом", через которое он проверял бы свои поступки. Он выбирает себе кумира, а остальных взрослых ставит в зависимость от их отношения к своему выбору. Чаще всего "подростковый идеал" отличается эпатажным поведением, опровергающим нормы морали "старшего" поколения. Подросток делает из этого кумира "борца за справедливость". В этой ситуации больше всех страдают родители. В силу иных установок, сформированных в юности, которые в среднем возрасте уже жестко закреплены в сознании, родители противодействуют увлечению кумиром, резко негативно высказываются в его адрес, протестуют против манеры одеваться "в стиле идеала" и т. д., поэтому родителей подросток часто выдвигает на роль своих "врагов".
Когнитивное развитие подростков в этот период также претерпевает существенные изменения. Меняется уровень мышления, человек уже способен мыслить на высоком уровне сложности, формируется абстрактно-логическое мышление. В подростковом возрасте дети чувствуют свои появившиеся интеллектуальные возможности. С этими новыми возможностями связаны такие явления, как поиск ошибок у взрослых (они начинают логически все прослеживать), выискивание редкой интересной информации, особенно если она противоречит общепринятым точкам зрения, и предъявление ее кому-либо из взрослых. В целом это можно охарактеризовать как проверку ранее выработанных решений и принятие новых, направленных на занятие собственной ниши в мире взрослых.
Тем не менее для подросткового мышления характерны определенные особенности, накладывающие серьезный отпечаток не только на интеллектуальную, но и на поведенческую сферу.
Во-первых, им свойственна склонность к крайним вариантам оценки фактов и событий - преувеличение или преуменьшение.
Во-вторых, подростки стремятся к глобализации мышления и делают решительные и окончательные выводы из неполной, единичной информации.
И наконец, в-третьих, свои выводы они основывают на крайней степени максимализма, не различая нюансов. Для них существует только черное или белое. Это черно-белое мышление, максимализм являются яркой отличительной характеристикой подросткового возраста.
Подросток ищет и стремится занять свое место в мире взрослых, как-то обозначить его и добиться признания своих прав на него. Зачастую он преодолевает сильнейшее сопротивление взрослых, которые (часто бессознательно) не хотят появления в своем мире конкурентов. Для подростка это его первый опыт, поскольку раньше, будучи ребенком, он был лишен права такого выбора. Он начинает создавать свой мир и не хочет, чтобы в него вторгались без его разрешения. Подростку хочется доказать свою независимость и самостоятельность, доказать, что он уже не ребенок. Начинается поиск личностной автономии и глубоких интимных отношений. Человек стремится к признанию права на существование собственных мыслей, чувств, идей.
Межличностные проблемы подростков как раз и базируются на поиске глубоких интимных отношений с другим человеком, часто вообще лишенных сексуальной подоплеки. Противоречивость этой ситуации заключается в том, что, "сражаясь" против взрослых, он выделяет среди них некоторых, поднимает их на пьедестал и чтит их больше всех, беспрекословно выполняя все, что скажет "учитель". Ему нужен такой человек, который объяснил бы ему его же собственные изменения и окружающий мир. Авторитетный взрослый появляется даже при хороших взаимоотношениях с родителями, так как для подростка важно, что он не видел, не знал его маленьким, они встретились только сейчас. Роли авторитетного взрослого и кумира совпадают крайне редко, так как носят разные функции. Кумир - это идеал, часто недостижимый, к которому нужно стремиться, на которого переносятся нереализованные и недифференцированные сексуальные потребности, который выступает в качестве образца для подражания. Авторитетный взрослый выполняет объясняющую, энциклопедическую функцию.
Многие подростки панически боятся одиночества. Для них очень важно общение, особенно со сверстниками, важно быть принятыми в группу сверстников. Идентификация себя со сверстниками является частью поиска идентичности и способом эмансипации от родителей. Это период романтической любви, в основе которой лежит не сексуальное удовлетворение, а переживание опыта близких, интимных отношений с другим человеком, с представителем противоположного пола. Очень часто именно в подростковых группах идет опробование себя в разных ситуациях и разных областях деятельности. В этих группах подростки имеют возможность применить определенный "ролевой мораторий" для общества: они имеют возможность долгое время не определяться в ролевом статусе для всего общества, а пробовать различные роли, по большей части - криминального характера (хулиганство, шалости, воровство, совместные заработки и т. д.).
Подростковый кризис - это кризис перехода в новую возрастную страту, который ведет к сильным культурным изменениям в окружении человека. Меняется даже тип ведущей деятельности - на смену учебной приходит трудовая. В архаических культурах этот кризис характеризовался меньшим расхождением между наступлением физической и социальной зрелости, а также находил конструктивное разрешение в системе инициации, практически уничтоженной с развитием западной цивилизации. Этот парадокс отмечал И. И. Мечников. По его мнению, это привело к тому, что подростковый кризис не находит своего полноценного разрешения и весь подростковый возраст оказывается нестабильным временем. И действительно, в архаических культурах первая часть "подросткового" возраста - это подготовка к инициации, наполненная тяжелой духовной и физической работой. Сам процесс инициации, который может по времени растянуться на несколько лет, по своей специфике способствует процессу идентификации с группой и формированию собственной идентичности, поэтому при вступлении во взрослое сообщество его новый член уже знает отведенное ему место, свои права и обязанности, а также круг людей, с которыми ему предстоит жить. Борьба за "место под солнцем" с другими взрослыми в этом случае нехарактерна, так как во взрослую жизнь подросток вступает не один, а вместе с другими подростками, которых он уже хорошо изучил за время инициации. Кроме того, он приходит на заранее отведенное ему место.
Формирование противоправного поведения в подростковом возрасте
Формирование противоправного поведения в 12-16 лет - крайнее проявление многочисленных подростковых комплексов и компенсаторных реакций, направленных на их преодоление. Суть этих комплексов - специфические подростковое поведенческие реакции на воздействие окружающей среды.
Одна из наиболее ярко выраженных реакций подростков - это реакция эмансипации, т. е. стремление высвободиться из-под опеки взрослых. Она может распространяться на установленные в обществе, т. е. взрослыми, правила и нормы. Известными проявлениями подобной реакции являются бродяжничество и побеги из дома. У большинства подростков, содержащихся в местах лишения свободы за различные преступления, побеги из дому были первым этапом становления "преступника".
Подросткам свойственно почти инстинктивное группирование со сверстниками. Многие подростковые группы жестко структурированы, в них есть лидер, его приближенные, "бойцы" и "оппозиция". Такие группы обладают "своей территорией", которую "защищают" от вторжения сверстников из других групп. Другой тип групп - так называемые "тусовки", которые отличаются более размытой структурой и отсутствием постоянного лидера. Надо сказать, что в закрытых учреждениях реакция группирования у подростков проявляется особо сильно: создаются "землячества" (объединения по этнотерриториальному принципу) и "семьи" (объединения по принципу "нравится - не нравится"). Подавляющее большинство правонарушений совершается именно в группе. Реакция группирования -главный регулятор поведения несовершеннолетних преступников, поэтому и совершаемые ими преступления по преимуществу являются групповыми.
Менее опасный с точки зрения правовых отношений характер носят реакции увлечения, или хобби-реакции, подростков. Хобби не связано со сферой инстинктов или безусловных рефлексов, но в отличие от интересов и наклонностей носит более эмоциональный характер. Увлечения являются личностно значимыми для подростков, поэтому они могут служить ключом для установления контакта с ним. Отсутствие же увлечений у подростков является тревожным симптомом.
Большую опасность представляют реакции, обусловленные повышенным сексуальным влечением. В первую очередь это непосредственные проявления сексуальной активности - мастурбация, ранние и беспорядочные половые связи, транзиторный (проходящий) подростковый гомосексуализм. Подобное развитие сексуальных отношений, а особенно их закрепление в сознании, приводит к нарастанию дезадаптации и формированию устойчивого стереотипа поведения, отрицающего нравственные и юридические нормы общества.
Исследования последнего десятилетия показали, что одной из важных причин формирования делинквентного поведения у подростков является страх перед будущим. Совершение правонарушения становится попыткой преодолеть этот страх в той ситуации, когда ребенок не видит возможности рационального разрешения предполагаемых трудностей в будущем.
Большую роль в формировании противоправного поведения у подростков играют особенности воспитания в семье. Например, гиперопека со стороны родителей приводит к формированию подчиненности и отсутствию критичности по отношению к взрослым. Такие подростки сами редко идут на преступление, а оказываются втянутыми в него взрослыми преступниками. Вседозволенность формирует такие черты характера как эгоизм, претенциозность, нежелание считаться с мнениями, чувствами и правами других людей. Часто такие подростки даже не дают себе отчета в том, что они совершили преступление. Эмоциональное отвержение со стороны близких людей приводит к тому, что подросток становится эмоционально неустойчивым, импульсивным. Он способен совершить самые тяжелые преступления для того, чтобы Добиться признания со стороны значимых для него лиц.
Ряд психологов и психоаналитиков считают, что подростковые суициды и правонарушения - это явления одного порядка. Правонарушения - это поведение суицидального характера, соединяющее в себе уход от реальности с поисками легкой жизни и желанием спровоцировать окружающих. От совершенных преступлений подростки получают почти сексуальное удовлетворение, которое позволяет забыть страх перед будущим.
Подросток в условиях социальной изоляции
Влияние криминальной субкультуры подростков в местах социальной изоляции на межличностные отношения. Мир внутри пенитенциарных заведений для подростков-преступников имеет свою специфику. В их субкультуре имеется ряд направлений в зависимости от того, каких "законов" и правил придерживаются те или иные подростково - юношеские группировки. Выделяется традиционная группировка "воров в законе". Как правило, в нее входят подростки из семей с устойчивым криминальным стереотипом поведения (семьи бывших заключенных, отбывавших наказание до начала 90-х гг. XX в.). Есть так называемые спонтанные преступные группировки, у которых нет четких правил и "законов" межличностного и межгруппового взаимодействия. Зачастую у них соседствуют правила молодежной субкультуры того или иного региона и отдельные "воровские" законы. Такими можно считать недавно широко известные на всю страну казанские молодежные группировки. У "казанцев" и в местах социальной изоляции сохранялась устойчивая тенденция к группированию. Существуют и в последнее время получают все большее развитие именно в молодежно-подростковой среде группировки преступников-"беспредельщиков", т. е. не имеющих какой-либо строгой регламентации межличностных и межгрупповых взаимодействий. Вся жизнедеятельность таких группировок основывается на праве силы.
Главной отличительной чертой субкультуры мест социальной изоляции подростков является жесткость именно неформальной структуры власти. В первую очередь, достаточно жестко закреплены правила, регламентирующие жизнь высшего тюремного сословия - "воров в законе". В местах лишения свободы для подростков эта проблема осложняется тем, что в роли авторитетов, как правило, выступают осужденные, уже перешагнувшие 18-летний рубеж. В соответствии с УПК РФ, они могут оставаться в воспитательных колониях до достижения 21 года, поэтому "авторитетность" их в среде несовершеннолетних преступников -. проблема не только их личностных свойств, но и возраста и срока пребывания в колонии. Как правило, 18-21-летние молодые люди сильнее физически и имеют больший "стаж" пребывания в условиях изоляции. Они лучше адаптированы, у них налажены связи с "волей" и т. д., поэтому они имеют больше возможностей для манипулирования вновь поступающими членами тюремного сообщества.
Юношеский максимализм, стремление к поиску виновника в, своих неудачах вне себя, возрастная подростковая агрессивность, усиленная и аккумулированная тяжестью социальной изоляции, приводят к высокой межличностной напряженности во взаимоотношениях. Для разрядки напряженности, как правило, используются представители низших каст. Причем насилие очень часто носит ярко выраженный сексуальный характер - от грубого изнасилования до принуждения к различным действиям сексуального характера. Это объясняется как повышенной сексуальностью подростков, так и поиском своей половой идентификации.
Из всего многообразия норм, традиций, правил и атрибутов криминальной субкультуры в среде подростков оказались наиболее устойчивыми те, которые воспринимаются ими как способ, или обряд, инициации. Причем он характерен в первую очередь для молодежной и подростковой субкультур. Этот обычай всеобъемлющ, он действует не только среди преступной молодежи, но и в среде вполне благополучной, а также в армейских коллективах, учебных учреждениях и т. д. Например, особые условия и порядок приема новичков в уголовной среде получили название "прописки". Она имеет функции изучения новичка, выяснения его слабых и сильных сторон, компрометирующих его обстоятельств и в соответствии с этим определение его статуса в группе, его прав и обязанностей. В ходе "прописки" высокостатусные подростки стремятся всеми способами унизить новичков, подчинить их своему влиянию, занизить их статус и подвергнуть суровой эксплуатации, поэтому "прописка" оказывается очень жестокой процедурой. Например, в армии молодого солдата могут избивать ремнями, стараясь попасть по телу металлической пряжкой. У новичков реквизируются все ценные вещи и продукты. Они вынуждены терпеть голод в течение нескольких дней, у них отбирают сигареты, могут ночью выставить раздетыми на мороз. Таким образом, существенным элементом "прописки" является испытание физической выносливости, поскольку в подростковой среде физическая выносливость является главным показателем обоснованности притязаний на высокое положение в неформальной иерархии.
Надо сказать, что в первобытном обществе обряды инициации также не отличались гуманностью. В местах, где они проводились, обнаружены следы рук без верхних фаланг пальцев. У африканских и полинезийских племен инициация тесно связана с нанесением себе физических увечий.
Таким образом, архаические общества и криминальная субкультура несовершеннолетних преступников обладают большим количеством схожих черт, что позволяет говорить об их родстве. Соответственно можно говорить и о сходстве восприятия, эмоциональных процессов, мышления между несовершеннолетними преступниками и представителями первобытных племен. Исходя из этого можно предположить, что отклоняющееся (или асоциальное) поведение молодежи и подростков есть проявление дикарских, первобытных, архаических черт в поведении человека.
Несовершеннолетние с отклоняющимся поведением в той или иной мере характеризуются и специфическими особенностями личности, и неблагоприятной микросредовой ситуацией. Они вынуждены инициироваться в том обществе, в котором живут, а оно-то как раз и оказывается криминальным. Данные факторы, однако, взятые по отдельности, вне контекста жизни несовершеннолетних, не объясняют механизмов нарушения поведения. В наиболее целостном виде данная проблема предстает только при анализе жизненного пути личности, когда все вышеперечисленные факторы приобретают системный характер.
Наибольшую озабоченность в развитии криминальной субкультуры подростков вызывает ее всепроникающий характер. Представление большинства ее особенностей в качестве обряда инициации делает ее привлекательной не только для подростков-правонарушителей, но и для большинства подростков и юношей с нормативным поведением. Так, большое распространение получила подобная субкультура среди солдат срочной службы (возраст от 18 до 22 лет). В среде военных также существуют определенные иерархические градации, противостоящие официальной субординации. Существуют методы "прописки", т. е. вхождения новичка в сообщество. Те же методы через средства массовой информации переносятся на другие подростковые сообщества.
Черты субкультуры подростков в закрытых учреждениях, а именно ее криминализованный характер и архаические элементы иерархии и социальной карьеры, а также специфические характеристики подросткового и юношеского периодов развития человека обусловливают и особенности межличностных отношений. Многие внутригрупповые процессы либо вообще отсутствуют, либо протекают в сильно деформированном виде. В закрытых учреждениях только одна альтернатива в межличностных отношениях; либо высочайшая просоциальность, вызванная совместным содержанием крупного контингента, либо преступная группировка, направленная на подавление и защиту от остальных заключенных. Первая из этих позиций поставлена на службу основной цели воспитания и исправления несовершеннолетних правонарушителей - это различные подростковые организации, созданные под контролем администрации. В противовес этому в среде подростков (и не только правонарушителей) создаются отрицательно направленные группы, являющиеся примером корпоративного сообщества. Таким образом, большинство самоорганизующихся сообществ в этой среде носит отрицательный характер и единственный результатах существования - закрепление в сознании их членов дезадаптивного с точки зрения правового гражданского общества поведения. Тем не менее этот стереотип поведения выполняет адаптирующую функцию в условиях закрытых подростковых учреждений.
Жесткая кастовость и продуцируемый ею страх скатиться в низшую касту являются существенным фактором регуляции межличностных взаимоотношений в среде подростков. По наблюдениям работников подобных заведений, сотрудников воспитательных служб Вооруженных сил, взрослых заключенных этот фактор наиболее сильно воздействует на взаимоотношения в среде подростков. Они более жестко придерживаются неформальной социальной стратификации, чем взрослые люди. Внешняя атрибутика для них часто имеет самодовлеющее значение.
М. Ю. Кондратьев в своем исследовании, посвященном подросткам, содержащимся в закрытых спецучреждениях, делает выводы о том, как меняется структура восприятия другого подростка в зависимости от его статуса. Во-первых, высокостатусные подростки оцениваются в основном по своим личностным качествам, а низкостатусные - по обобщенным характеристикам своей социальной группы. Естественно, что характер личностных качеств, приписываемых тем или иным подросткам, зависит от статуса объекта межличностного восприятия. Во-вторых, высокостатусные подростки практически не способны к индивидуальному различению низкостатусных, оценивая их с помощью родовых, внешних характеристик. Автор делает вывод о том, что среди групп несовершеннолетних в закрытых учреждениях персонализация некоторых их членов обеспечивается лишь при условии деперсонализации остальных.
Такая деперсонализация является своеобразной психологической защитой для высокостатусных подростков, вынужденных для поддержания своего авторитета прибегать к моральному и физическому подавлению любого, даже гипотетического, сопротивления и инакомыслия. Низкостатусные подростки прибегают к другим видам психологической защиты. В первую очередь это рационализация, когда подросток начинает убеждать себя в том, что его положение наиболее выгодно, так как не заставляет принимать решения, от которых зависит положение и его самого, и окружающей его "команды". Другой вариант заключается в самоубеждении о преходящем характере этих трудностей, однако эти виды защит оказываются менее эффективными.
Таким образом, от особенностей субкультуры подростков зависят особенности межличностного восприятия, что необходимо учитывать в работе психолога в таких учреждениях, иначе возможны серьезные просчеты, приводящие зачастую к трагедиям. Также важно понимать и то, что подавляющее большинство межличностных конфликтов, возникающих в местах лишения свободы, являются "конфликтами статуса", когда кто-то стремится занять более высокое положение в неформальной иерархической структуре, создавая угрозу тем, кто его уже занимает.
Пример: обвиняемый К.
К. обвинялся в совершении изнасилования. Отношения с другими заключенными-подростками складывались очень напряженно. Уже сама статья Уголовного кодекса определяла его статус - он относился к разряду "опущенных". В связи с этим он неоднократно совершал легкие аутоагрессивные акты.
Психологическое обследование обвиняемого К. проводилось в связи с затрудненной адаптацией подростка к условиям пребывания в камере, не складывающимися отношениями с сокамерниками, жалобами на неоднократные побои в камере, а также в связи с двумя попытками членовредительства: первый раз он заявил инструктору, что проглотил гвоздь (сделанная впоследствии рентгенограмма показала отсутствие инородных предметов в пищеварительной системе), а второй раз, находясь в медицинской части учреждения, осколком стеклоблока нанес себе несколько порезов в области предплечья, мотивируя это нежеланием возвращаться в камеру.
Из анамнеза следует, что К. неоднократно лечился в психиатрических клиниках. С его слов известно, что у него стоит диагноз "пограничная умственная недостаточность". Интеллект подростка соответствовал данному утверждению. Обобщение не развито, на абстрактно-логическом уровне мыслить не способен. Мало того, отражение окружающей действительности у него неадекватное, что особенно ярко проявляется в межличностном взаимодействии. Тем более что установки на социальное сотрудничество в этой ситуации у него не развиты.
Подросток отличался высоким уровнем демонстративности в своем поведении, что в сочетании с низким интеллектом и неумением взаимодействовать в группе делало его "труднопереносимым" другими членами группы. 6 то же время особенности психического и интеллектуального развития делают его практически не поддающимся мерам психолого-педагогического воздействия. Истероиднодемонстративные черты личности, граничащие с психопатией, высокий уровень тревожности, пограничная умственная недостаточность не позволяют ему достигнуть тех ступеней в групповой иерархии, на которые он претендует. Поэтому он всегда находится в разряде презираемых, отвергаемых членов того или иного социума. Максимум, на что он может "претендовать" - это на роль нерассуждающего, бездумного исполнители.
Подросток хотел быть в центре внимания, в курсе всех происходящих вокруг него событий, испытывал постоянное стремление "тянуть одеяло на себя", но, столкнувшись с реальным положением дел в камере, он стал испытывать неуверенность в себе, подавленность, нерешительность, страх за самого себя. По его словам, в камере он "скрысился", т. е. украл сигареты у своего товарища и теперь очень боится за свое будущее. В то же время стремление к более высокому положению в камерной "иерархии" у него сохраняется, и этим в первую очередь можно объяснить его стремление быть переведенным в другую камеру.
Любое воспитательное воздействие на К. было неэффективным. Аутоагрессивные акты стали для него усвоенным стилем поведения, которое позволяло добиться перевода в более легкие условия содержания, например в больницу. Положение дел не изменил даже его перевод в другое учреждение. Впоследствии он также совершил не один акт членовредительства.
Психические состояния и реакции подростков в условиях социальной изоляции. Положение подростка, находящегося в условиях социальной изоляции, имеет ряд особенностей.
Во-первых, он приобретает особый правовой статус: даже в колонии он формально является не "заключенным", а "воспитанником". Тем не менее он сильно ограничен в своих основных правах. На него накладываются специфические обязанности, за невыполнение которых предусмотрены санкции. Поэтому подросток, помещенный в воспитательную колонию, спецшколу или спецПТУ, приобретает в глазах окружающих статус преступника.
Во-вторых, на его личность в условиях социальной изоляции начинают воздействовать разного рода психогенные факторы, которые приводят к разнообразным невротическим реакциям, а также к повышению суицидальной активности и совершению суицидальных актов и попыток, различного рода самоповреждениям, психическим расстройствам и т. д. Существенным моментом, формирующим невротические реакции подростков в условиях социальной изоляции, является их принудительное включение в новые для них социальные отношения и изменение привычного образа жизни. Особенно важным является увеличение обязанностей (как формальных, так и неформальных) при одновременном снижении количества прав. Возникает вопрос и о субъективном восприятии содеянного подростком, признании своей вины или ее полном или частичном отрицании. Наблюдения показывают, что те подростки, которые признают свою вину, понимают, что совершили преступление и несут за него положенное наказание, гораздо легче переносят режим изоляции.
В-третьих, подросток попадает в весьма специфическую среду общения и жизни, характеризующуюся крайне высоким уровнем агрессивности. Как уже было сказано, подростки более жестко придерживаются "воровского закона", который, как правило, сами же и формулируют. Те нормы, которые господствуют в среде воспитанников колоний и следственных изоляторов для несовершеннолетних, мало напоминают "воровские традиции", выработавшиеся в "зонах" на территории бывшего Советского Союза. Скорее это набор некоторых мер физического воздействия, при помощи которых небольшая группа физически сильных воспитанников подавляет окружение. Любые отступления от этих норм караются гораздо более жестоко, чем в среде взрослых преступников, поэтому подростки постоянно находятся в состоянии рефлексии своего поведения относительно этих уголовных норм. За каждое произнесенное слово они ждут сурового наказания, несущего угрозу жизни и здоровью.
На психику подростков, находящихся в местах лишения свободы, воздействуют те же психогенные факторы, которые действуют и на взрослого заключенного, только они переносят их более болезненно. В силу своих возрастных особенностей подросток не имеет таких резервов психики и опыта разрешения актуальных конфликтов, которые есть у взрослого человека, поэтому и реакции на действие этих факторов у него более острые.
Наиболее типичная реакция подростков на ситуацию ареста или помещения в условия социальной изоляции - фрустрация, связанная с блокированием ведущих психологических и многих физиологических потребностей растущего организма. Он вынужден пересмотреть свои жизненные планы, перспективы и направить максимум сил на адаптацию именно к местам лишения свободы.
Постоянная публичность и невозможность уединиться - тяжелый бич для большинства закрытых учреждений, будь то тюрьма или казарма. Подростки постоянно вынуждены общаться друг с другом. Соответственно такое положение вызывает очень острые конфликты, которые разрешаются либо физическим воздействием на "оппонента", либо причинением вреда самому себе. Такое давление принудительного общения существенно меняет мотивационную и поведенческую сферы подростка.
Подростковый возраст - время постоянного поиска значимой для дальнейшего развития личности информации. Особый интерес представляют ответы на экзистенциальные вопросы:"Кто я?", "Для чего я существую?", "Каково мое будущее?"
Монотонность также вызывает острые аффективные реакции у большинства подростков. Ограничение двигательной активности в период физического становления приводит к формированию апатии либо повышенной агрессивности и развитию астении и мышечной слабости. Постепенно пространственные ограничения, монотония и ограничение двигательной активности парализуют волю подростка. Фактически он теряет возможность контролировать свои действия, особенно агрессивные импульсы.
Подростковый возраст - время постоянного поиска значимой для дальнейшего развития личности информации. Особый интерес представляют ответы на экзистенциальные вопросы существования человека как личности: "Кто я?", "Для чего я существую?", "Каково мое будущее?" В тюрьме подросток весьма ограничен в поступлении такой информации, поэтому длительное отсутствие известий из дома, от родных или друзей, отсутствие значимого взрослого и соответственно невозможность получить адекватные ответы на многие важные вопросы вызывают ощущение заброшенности и приводят порой к истинным суицидам. Часто подростки прибегают и к демонстративным суицидальным попыткам, с тем чтобы привлечь к себе внимание, чтобы с ними поговорил представитель администрации учреждения, которому он мог бы задать интересующие его вопросы. Но в этом случае подросток вступает в определенный конфликт с внутригрупповыми нормами, которые запрещают контакты с персоналом колонии или тюрьмы. Тем самым он вновь попадает в ситуацию фрустрации.
Хроническая фрустрированность, давление агрессивной среды и "принудительного общения", психическая,травматизация приводят к тому, что даже самый тихий человек идет на нарушение режима содержания, чтобы вырваться из надоевшего общества. В этом случае его могут поместить в штрафной (дисциплинарный) изолятор, где он будет находиться некоторое время в одиночестве, поэтому такая форма наказания, несмотря на все ограничения, установленные законом, часто воспринимается подростками как форма отдыха от надоевшего общения. За многими попытками побега, беспорядками, нападениями на персонал, совершенными несовершеннолетними в местах социальной изоляции, стоит именно реакция ухода от конфликта, избегания его.
Другой вариант ухода от актуальных конфликтов - симуляция и аггравация (усиление симптомов болезни с целью симуляции) болезней, а также причинение себе телесных повреждений, преследующих только одну цель - вырваться из актуальной ситуации. Крайним проявлением этой реакции может быть суицидальное поведение, которое в закрытых заведениях для подростков часто приобретает характер эпидемии. Механизм возникновения этого явления не изучен, тем более что многие самоповреждения, за которыми не стояло осознанного желания умереть, наносят порой настолько тяжелый ущерб здоровью, что о значимости причины, послужившей пусковым механизмом, можно только догадываться. Членовредительство или самоповреждения - это аутоагрессивный акт, опасный по своим последствиям для здоровья. Самоповреждения могут производиться с использованием разных предметов, наиболее распространены из них следующие: заглатывание инородных неизвлекаемых предметов; "мастырка" (вызов опухолей и нарывов); резаные и колотые раны, наносимые на предплечье или живот; заглатывание "якорей" и "антенн", т. е. особым образом скрепленных кусков проволоки; самоповешения.
Причины возникновения актов суицидального поведения можно связать с условиями пребывания в изоляции, которые сами по себе предполагают высокую межличностную раздражительность воспитанников. Непривычность обстановки, грубость взаимоотношений давят на отдельную личность, заставляют испытывать постоянный страх и дискомфорт. Появляется жгучее и постоянное стремление любыми способами уйти куда-нибудь от окружающих проблем.
Многие подростки в таких заведениях сильно ослаблены физически, поэтому они просто не способны эффективно противостоять воздействию окружающих стрессоров. У них, как правило, возникает состояние стойкой личностной дезадаптации, ведущей за собой социально-психологическую, о решающей роли которой в генезе суицида писала А. Г. Амбрумова.
Подростковые и молодежные суициды имеют свои особенности.
Во-первых, суицидальное поведение молодых людей отличается многообразием проявлений и является одной из распространенных форм нарушений при психопатиях и непсихотических реактивных состояниях на фоне акцентуаций характера.
Во-вторых, частота законченных суицидов относительно невелика. Как правило, они направлены не на самоуничтожение, а на восстановление нарушенных социальных связей.
В-третьих, суицидальная активность подростков резко возрастает с 14 - 15-летнего возраста, достигая максимума в 16 - 19 лет. Таким образом, одна из важнейших причин самоубийств среди молодых людей - ситуация конфликта, субъективно переживаемого как неразрешимого.
На формирование суицидальной реакции больше всего оказывает влияние семья среди факторов, предрасполагающих к самоубийству, отмечаются:
· отсутствие отца в раннем детстве;
· недостаточность материнской привязанности к ребенку в родительской семье; синдром отсутствия родительского авторитета;
· гиперавторитарность слабого взрослого, который стремится утвердить себя в семье с помощью эмоциональных взрывов и телесных наказаний ребенка.
Суицидогенный характер имеют также:
· распад семейного очага; постоянные конфликты между супругами; враждебность в отношениях между членами семьи; наличие в семье алкоголиков, психически больных.
Была отмечена и повторяемость суицидального поведения в нескольких поколениях. Но она связана, скорее, не с генетической предрасположенностью к суициду, переходящей по наследству, а с психопатологической и социально-психологической основой, или почвой, для возникновения условий дезадаптации личности к социальной сфере.
В подростковом возрасте проявляются акцентуации характера, представляющие собой крайние варианты нормы. В обычных условиях наличие их не всегда заметно окружающим. Однако под влиянием стрессов, психотравмирующих ситуаций, жизненных трудностей, которыми богаты места лишения свободы, лица с акцентуациями характера могут декомпенсироваться. Декомпенсация ведет к закреплению в сознании подростков дезадаптирующих аттитюдов поведения.
Пример: обвиняемый О.
О. обвинялся в совершении убийства. На момент обследования О. находился в стрессовом состоянии, вызванном арестом и тяжестью предъявленного ему обвинения. Со слов инспектора по воспитательной работе, как только речь заходила о совершенном преступлении, О. начинал плакать. Таким образом, можно предположить наличие острой психотической реакции обвиняемого на факт совершенного преступления. Исходя из этого он пытался себя оправдать всеми мыслимыми и немыслимыми способами.
Позже он привык к условиям заключения, но остались устойчивая неуверенность в себе и своих возможностях, ощущение безнадежности, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, незаинтересованность окружающими его событиями и людьми. Совершенное преступление и угроза тяжкого наказания стали для него сильным психотравмирующим фактором. Окружающие его проблемы воспринимаются им как неразрешимые, он стремится "уйти" от них в сторону фантазий о будущем.
Главная черта личности О. - эгоцентризм, стремление привлекать внимание к собственной персоне. Он даже предпочтет негодование, осуждение в свой адрес, но только не безразличие и равнодушие. Отсюда вытекает и его стремление произвести благоприятное впечатление на окружающих, особенно на значимых людей. Несмотря на то что он создал о себе впечатление эмоционального человека, тонкость и глубина переживания ему несвойственны. Большая экспрессия эмоций, склонность к театральности и позерству обернулись отсутствием у него искренних чувств.
Для подростков такого типа характерны демонстративно-шантажные суицидные попытки с целью привлечь к себе внимание. То есть можно говорить о возможном "суицидальном шантаже". При этом не обязательно он будет предпринимать какие-либо действенные шаги. Если пойти на поводу у него, то дело ограничится, скорее всего, элементарными угрозами покончить с собой.
Как правило, для подростков с подобного рода личностными характеристиками несвойственны тяжкие преступления. Они стремятся всего лишь каким-либо относительно безобидным правонарушением или преступлением привлечь к себе внимание.
Тем не менее О. обвинялся в преступлении, относящемся к разряду тяжких. Ему грозило суровое наказание, поэтому и реакция на все совершенное у него достаточно глубокая. Возможной же причиной совершения этого преступления стала бравада перед сверстниками или старшими, желание выделиться.
Необходимо также иметь в виду, что конфликтная ситуация ребенка или подростка может складываться из мелких, по мнению взрослых, неурядиц. Однако максимализм в оценках подростков, эгоцентризм, неумение предвидеть истинные последствия своих поступков и прогнозировать свою жизнь, отсутствие жизненного опыта создают ощущение безвыходности, неразрешимости конфликта, порождают чувства отчаяния и одиночества. Именно поэтому ряд исследователей считают, что все суицидальные действия в этом возрасте следует расценивать как истинные.
Как возрастная особенность рассматривается трактовка ребенком или подростком феномена смерти, которая на разных возрастных этапах неоднозначна и изменчива. Отсутствие страха смерти нередко лежит в основе "игры в смерть", когда подросток легко оперирует различными действиями, могущими повлечь за собой летальный исход: от опасных для жизни шалостей до покушений на самоубийство.
Можно также заметить, что подавляющее большинство реакций подростков, вызванных лишением свободы, носит внешнеобвинительный характер. Как правило, виновными оказываются родители, милиция, общество в целом, но никак не они сами. Даже тогда, когда подросток вроде бы признает свою вину, он все равно выдвигает какие-либо оправдания, эту вину минимизирующие. Преобладание таких реакций обусловлено не только особенностями воспитания, но и несформированностью личности подростка.
Меры профилактики и психологической помощи
Вопрос профилактики поведенческих и личностных девиаций среди подростков в местах социальной изоляции чрезвычайно актуален. Несмотря на то что главной целью существования таких заведений является воспитание и перевоспитание несовершеннолетних правонарушителей, существуют основания говорить о том, что свои функции они не выполняют. Очень часто воспитательные колонии, спецшколы и спецучилища являются теми местами, из которых рекрутируются будущие члены взрослых криминальных сообществ. Фактически воспитательная колония является местом подготовки будущего преступника.
Сложность этого вопроса заключается в том, что само по себе пенитенциарное заведение предоставляет крайне ограниченные возможности для применения многих методов работы с подростками.
В первую очередь надо понимать, что подросток находится внутри сообщества, под которым мы понимаем определенную общность людей, имеющих общую идентичность, общее социальное положение, общую судьбу и общее самоназвание, поэтому подход к работе с подростками должен строиться в контексте его положения в этом сообществе. От того, какое положение в иерархии он занимает, зависят меры как психологического, так и воспитательно-педагогического воздействия. Например, если подросток является лидером, причем отрицательной направленности, бесполезно пытаться подорвать его авторитет одними лишь репрессивными мерами. Это только укрепит его положение.
Как уже было показано выше, на возникновение разного рода девиаций в среде подростков в первую очередь влияют ненормальные, искаженные высокой агрессивностью взаимоотношения в их среде, усиленные жестким обращением персонала и необходимостью выполнять противоречащие друг другу официальные и неформальные нормы. Тем самым создается хроническая ситуация фрустрации для подростка.
Для того чтобы избежать создания такой ситуации, важно создать для подростка систему не только физической, но и психологической защиты от воздействия криминальных авторитетов. В этой ситуации помощь психолога важна в первую очередь в определении совместимости подростков друг с другом. К сожалению, до сих пор мы учитываем совместимость космонавтов, моряков, летчиков, но не учитываем психологическую совместимость заключенных, которым предстоит провести друг с другом достаточно много времени.
Необходимо учитывать не только межличностную совместимость. В работе с подростком важно помнить, что подавляющее большинство из них в силу возрастных способностей не в состоянии выполнять какую-либо однообразную работу или долго находиться в одном и том же окружении. В силу возраста им необходима постоянная смена впечатлений. Практика показывает, что наибольшее количество разного рода поведенческих девиаций наблюдается при привлечении подростков к рутинным, тяжелым неквалифицированным работам, не соответствующим их физическим возможностям, а также к монотонному, однообразному труду. Интересная, увлекательная, требующая творческого отношения деятельность, соответствующая психическим и физическим возможностям несовершеннолетних, правильно стимулируемая достижением личностно значимых и коллективных (групповых) перспектив - важное средство профилактики. Отказ от труда - основной показатель претензий несовершеннолетних на высокий статус в неформальной социальной структуре. Тем не менее простое побуждение к выполнению официальных норм будет неэффективным, поскольку только усилит давление неофициальных норм до той степени, пока оно не станет субъективно невыносимым. Надо помнить, что, находясь внутри сообщества заключенных, подросток не может избежать взаимодействия с ним в соответствии со своим статусом.
На службу профилактики поведенческих девиаций в сообществе заключенных можно поставить и их стремление иметь "кумира". Например, в конце 80-х -начале 90-х гг. XX в. в роли такого кумира выступал Арнольд Шварценеггер. Этим обусловливалось повсеместное увлечение бодибилдингом, захватившее в том числе и места лишения свободы. Таким образом, для профилактики развития астении, апатии, реактивных психозов и связанных с ними конфликтов важно большее внимание уделять физической культуре (в частности, бодибилдингу) как психокорригирующему фактору воздействия на воспитанников. Помимо этого, многим подросткам необходимо прививать элементарные санитарно-гигиенические навыки.
В работе с подростками необходимо использовать и их стремление к группированию, причем в этой ситуации можно работать как со сложившимися устойчивыми группами, так и создавать другие. Групповая работа с подростками в местах лишения свободы имеет определенные сложности. Во-первых, подростки должны чувствовать доверие к терапевту, психологу, социальному работнику, и бессознательно они тянутся к такому человеку, видя в нем "взрослого авторитета", который объяснит то, что непонятно. Завоевать такое доверие представителю администрации очень сложно, а потерять легко, стоит хоть раз отступить от согласованных с ними норм поведения. Во-вторых, в работе с подростками важна честность и открытость. Можно не принимать их точку зрения, даже относиться к ней отрицательно, но делать это искренне.
Очень трудно в работе с преступниками избегать оценивания поступков, которые они совершили. Тем не менее необходимо в определенной мере абстрагироваться от того, что в качестве объекта психологического воздействия выступает вор, убийца, насильник, иначе будет трудно строить отношения на основе принятия этого человека, поскольку именно это принятие является основным механизмом коррекционного воздействия на подростков, подавляющее большинство которых были лишены этого на протяжении практически всей недолгой жизни.
В системе профилактики негативных явлений среди подростков в местах лишения свободы решающее значение имеет система подготовки персонала. Среди сотрудников воспитательных служб, работающих с подростками в местах лишения свободы, мало специалистов с педагогическим образованием. К тому же работа с таким контингентом выдвигает дополнительные требования как к личности психолога, социального работника, педагога или воспитателя, так и к его профессиональному уровню. При организации психологической помощи несовершеннолетним правонарушителям важно руководствоваться не только этическим кодексом психолога и международными и государственными документами, касающимися защиты прав и интересов детей и подростков, но и уголовным, уголовно-исполнительным законодательством и ведомственной нормативно-правовой базой.