Конспект, текст, тезисы доклада
Составление конспекта при подготовке доклада совершенно необходимо. Отсутствие конспекта или адекватного ему детального плана свидетельствует чаще всего не об исключительных способностях докладчика, а о недостаточно серьезном отношении к делу.
Другой вопрос, обязательно ли держать конспект перед собой во время доклада? Если докладчик владеет материалом и хорошо подготовил выступление, то конспект перед глазами нужен ему лишь для контроля последовательности. Вообще же наличие перед лектором конспекта - дело обычное. Конспектом пользуются известнейшие педагоги и специалисты. Важно только не читать больших отрывков: слушатель даже с закрытыми глазами отличит чтение по написанному от живой речи.
Что же касается техники составления конспекта, то, если у докладчика уже выработались какие-то привычки, лучше их не менять. С одинаковым успехом можно оформлять конспект в тетрадях, тонких или общих, на отдельных листках, маленьких или больших, писать от руки или на компьютере.
Листочки оперативнее во время чтения, их проще сортировать и заменять при совершенствовании выступления. Пишите достаточно крупно, свободно, на одной стороне листа и отчеркивайте поля в 3-5 см для пометок и исправлений.
Степень полноты и детализации конспекта - дело индивидуальное. Начинающие докладчики предпочитают писать слово за словом весь текст. Постепенно приобретая уверенность в своей памяти, находчивости и речевых способностях, выступающий устанавливает рациональную для себя степень полноты конспекта.
Можно и нужно использовать продуманную систему сокращений, различных значков, сигналов, цветных подчеркиваний и пр. Только делайте это всегда единообразно, чтобы можно было сразу разобраться во время чтения.
Желательно, чтобы в конспекте содержались: заголовки разделов и подразделов, формулировки определений и законов, тексты цитат, табличный и цифровой материал, формулы, принятые обозначения и математические выводы (последовательно и подробно), схемы и графики (даже, если они имеются в иллюстративных материалах), заметки к демонстрациям, отметки времени и очередности обращения к иллюстративным материалам, проверенные инициалы и фамилии упоминаемых лиц, даты, ссылки на литературные произведения по установленной форме, выводы и рекомендации. Желательно все это связывать логически последовательным лаконичным текстом, что полезно прежде всего самому докладчику. Отмечайте на полях, из какого источника взята та или иная мысль, график, математический вывод, цитата.
Понятно, что начало доклада и его окончание имеют особо важное значение, т.к. лучше всего запоминаются именно первые и последние фразы. Поэтому рекомендуется продумать их заранее и записать дословно по 5-10 фраз. Соблюдение временного регламента является важным элементом культурного доклада: обдумайте заранее и отметьте, какие разделы можно будет сократить или опустить, если почувствуете цейтнот, и позаботьтесь о резервах на случай слишком быстрого прохождения основного материала.
Составление тезисов, то есть краткое изложение материала в виде основных положений (обычно без формул и иллюстраций) требуется, например, в случае издания материалов конференций, при различных апробациях. Тезисы рекомендуется составлять так, чтобы в них, несмотря на краткость, заострялась суть вопроса и содержалась аргументация развиваемых положений. Такие тезисы полезны и для подготовки и чтения доклада. Однако они не могут заменить достаточно полного конспекта.
Иллюстративные материалы
Вспомогательные наглядные пособия способствуют восприятию материала, оживляют выступление, делают его более доходчивым в целом.
Самым простым наглядным пособием являются плакаты.
Уделите максимум внимания рационализации и компоновке содержания плаката. Уберите все лишнее и совершенствуйте эскиз, пока не добьетесь наглядности и простоты. В этом отношении идеализированные принципиальныесхемы оказываются доходчивее чертежей, рисунков и фотографий с натуры, а графики - нагляднее таблиц с цифрами.
Можно изготавливать иллюстративный материал в нужном количестве и раздавать его слушателям перед докладом. Если копии исполнены четко и аккуратно, то слушатели будут признательны за такой подарок.
Иллюстративные материалы не самоцель. Поэтому неправильно концентрировать в конце доклада все ссылки на раздаточные материалы. Они должны быть неотъемлемо связаны с существом доклада и демонстрироваться в наиболее подходящих, выигрышных местах, дополняя и подкрепляя речь докладчика.
Наиболее распространенной ошибкой среди студентов является то, что они в ходе выступления вообще не прибегают к помощи раздаваемых ими иллюстративных материалов или упоминают о них вскользь.
Репетиция доклада
Кроме отработки содержания, необходимо провести репетицию, чтобы уложиться в отведенное время, сбалансировать промежутки времени по разделам, добиться слитности переходов между ними и своевременно использовать иллюстративные материалы. Пробы по частям и репетицию всего выступления с хронометражем можно проводить одному, про себя или вслух перед зеркалом, но лучше всего - перед коллегами.
Если есть возможность, прослушайте запись своей будущей речи на магнитофоне. Кстати, много интересного из такой записи могут узнать о себе и опытные ораторы.