Программа, тезисы и конспект лекций

(Дисциплина «Рекорд бизнес»)

Вопросы по теме Тезисы
Роль и место музыкального бизнеса в развитии культуры. Культурология и смысл художественного феномена звукозаписей     Музыка бывает: хорошая, плохая и коммерческая. Музыка также бывает: «живая» и записанная. Записанная музыка (фонограмма) является формой существования имущества. Исследованием популярной музыки занимается наука культурология, одним из основных направлений которой является изучение культурных феноменов. Ключевой вопрос культурологии: «Как создается смысл художественного феномена. И есть ли он вообще?». Для ответа на этот вопрос необходим анализ технологии производства музыкального продукта, исследование художественных особенностей (роль и место хита и звезды во всей цепочке) и анализ аудитории. Направления коммерческого использования музыки: Концертный бизнес Издательский бизнес Фонографический бизнес Музыкальное радиовещание Музыкальное телевидение Музыка в рекламе Музыка в кино Мерчендайзинг В 2008 году музыкальной индустрией была провозглашена новая модель бизнеса, получившая название «360 градусов», объединяющая в одной структуре все формы коммерческого использования музыки.
История вопроса     Музыкальные технологии и тенденции развития бизнеса.     Цифровая дистрибьюция.   Основные этапы развития фонографического бизнеса в России 1898-2011 годы. 1898-1902 гг. – записи отечественных исполнителей за рубежом. Импорт пластинок из-за рубежа. 1902-1917 гг.- формирование и развитие отечественной фонографической индустрии на основе частного предпринимательства 1911 год – первый в истории России Закон об авторском праве Одобрен Государственною Думою и Государственным Советом и Высочайше утвержден 20 марта 1911 года. Зарубежные компании «мейджоры» в России: Columbia, АО«Граммофон», ”Зонофон” «Патэ”. Отечественные компании: Товарищество В.И. Ребиков и К”, “Рихард Якоб”, “Сирена Рекорд”, “Орфеон”, “Метрополь Рекорд”, РАОГ, “Экстрафон”, . 1917-1964 гг. национализация частных предприятий и становление государственного монополизма. 1964-1988 гг. – «Фирма Мелодия», поздний монополизм. 1988 по н.в. – постмонопольный период, становление рыночных структур, интеграция в мировое музыкальное сообщество. 1993 Закон об авторском праве и смежных правах 1994 г. – выход на Российский рынок компании PolyGram (Первый мейджор) 2000 г. - начало работы первых цифровых магазинов в доменной зоне ru. 2003 г. Группа Та-Ту занимает 12 место в мировом рейтинге продаж (альбом «200 км. по встречной») 2005 г. - падение продаж музыкальных носителей в мире и в России является общим следствием исторического движения от продажи носителей к эксплуатации авторских и смежных прав. 2006 - 1 сентября 2006 года вступили в силу изменения в закон «Об авторском праве и смежных правах», которые, в частности, регулируют распространение музыки через Интернет. 2007 г. Выход на отечественный рынок журнала Billboard 2008 г. Вступление в силу Четвертой Части ГК, выход на отечественный рынок специализированного журнала Gramophone, Гос. Аккредитация РАО (Авторские права) 2009 г. Гос. аккредитация ВОИС (Смежные права). Рост продаж музыкального цифрового контента (услуга RBT). 2010 г. – 25% падение продаж твердых копий, Гос. Аккредитация РСП (Частное копирование) 2011 г. Инициирование первых исков (ФГЗ «Никитин») против незаконного использования фонограмм в социальных сетях («ВКонтакте»).   Механическая запись: фонографические записи, записи на грампластинку (78 об/мин., 45, 33), магнитная запись MC,VHS. оптическая запись: компакт-диски CD, MD, SACD. Моно, Stereo, Квадро, Digital Surround, цифровые форматы музыки: MP3. WAV.   Цифровые музыкальные товары и услуги: рингтон, рингбэктон (RBT), фултрек, цифровые сингл-треки, полные цифровые альбомы MP3, управление цифровыми правами DRM, (Отказ от DRM) «бесплатный» доступ к цифровым архивам и каталогам, подписка, рекламная модель, стримминг (потоковое вещание).   На всем историческом пути технологические перемены всегда были основным источником сопротивления корпоративному контролю в музыкальном бизнесе и всегда вели к децентрализации производства и потребления музыки.  
Структура и организация работы современной мировой музыкальной индустрии.   Компании мейджоры, паблишинги, независимые лейблы, ритейлеры. Объемы продаж. Тенденции развития. Тезис: Рискованно пытаться заработать бизнесом, структуру которого не понимаешь. Популярная музыка является примером индустрии культуры. Ее производство, промоушн, дистрибьюция, розничная торговля осуществляются исторически сложившимися институтами, составляющими музыкальную индустрию. В настоящее время (июнь 2011 года) идет коренная и структурная перестройка индустрии. Индустриализация музыки – не то, что происходит с музыкой, но то, как «делается» сама популярная музыка, - процесс, включающий творческие, финансовые, правовые, организационные и технологические аспекты. Мировой музыкальный рынок контролируется небольшим числом крупных компаний – мейджоров, деятельность которых осуществляется в глобальном масштабе. Major International Companies:, EMI, SONY, Universal, Warner, Publishers: музыкальные издательства EMI (MP), SONY ATV, Universal (MP), Warner Chappell Independents records labels: Edel, Roadrunner, Koch, ZYX, Retailers: Tower Records, HMV, Sanity Music Stores, WEA Переход от продаж физических носителей к цифровым файлам. Разрушение традиционных форм дистрибьюции и розничной торговли и переход к цифровым Интернет-магазинам и доставки музыки через операторов мобильной связи. Цифровая дистрибьюция. Принципы организации бизнеса; ценовая и репертуарная политика компаний.
Структура и организация работы современной Российской музыкальной индустрии 1988-2010 годы. Принципиальные отличия и общие признаки. Мейджоры в России: SONY, Universal Music Russia, лицензиаты мейджоров - EM/SBA GALA Records, Warner Music/ФГЗ Никитин Локальные «мейджоры»: «Мистерия звука», «Квадро диск», CD-Land, АВК «Монолит», «Мьюзик Трейд», «Бомба М» и др. Независимые отечественные рекорд компании: АРС Рекордс, Студия «Союз», REAL Records, Sintez Records, «Танцевальный Рай», ФГУП «Фирма Мелодия», RMG Records, TWIC Lyrec, «Навигатор Рекордз», «Снегири», www records и т.д. Продюсерские центры:ПЦИМ (ПЦ Игоря Матвиенко),ПЦ Евгения Фридлянда, ПЦ Максима Фадеева, ПЦ Velvet Music, ПЦ Global Music и др. Об-ва по коллективному управлению авторскими и смежными правами:РАО, ВОИС, РСП, (Получившие госаккредитацию). Паблишинги (издательства):«Первое музыкальное изд-во»ПМИ, Национальное музыкальное издательство НМИ, Объединенное музыкальное издательство (Мультикастинг – объединение SBA Music Publishing+НААП) ,«Лига прав», Фамилия Паблишинг,   Дистрибьюторы: Члены НПД: «Квадро диск», CD-Land, (В 2008 году «Мистерия звука» вышла из состава НПД), Classic Company, «Монолит Трейдинг», «Мегалайнер», ТФ «Никитин»,   Неассоциированные дистрибьюторы: «Бомба М», «Мьюзик трейд», RMG и др.   Профильный ритейл: «Союз», «Пурпурный легион» и сеть магазинов «Легионер» , «Титаник видео рекордс», «Деликатесы Стерео», «Настроение», «Хит зона», «Айсберг», «Титаник» и др. \ Непрофильный ритейл «Ашан» В настоящее время в России наблюдается трудный и долгий переход от «незрелой» к «зрелой» фонографической индустрии. Переход от физических носителей к цифровым формам представления музыки.
Основные характеристики Российского музыкального рынка. Объемы продаж, цены. Соотношение легального и пиратского рынков в 2008 и 2009 годах.   Легальный рынок., Продажи музыки на физических носителях.   Структура российского музыкального рынка
Сегмент рынка $млн. Доля% $млн. Доля% $млн. Доля%
Год
Физические носители
Цифровые продажи 74,6
ВСЕГО 374.6

Данные InterMedia





Наши рекомендации