Изучение устойчивости внимания

Методы оценки внимания

Внимание — один из главных психологических процессов, от характе­ристики которого зависит оценка познавательной готовности ребенка к обучению в школе. Многие проблемы, возникающие в учении, особенно в начальный его период, непосредственно связаны с недостатками в раз­витии внимания.

Под устойчивостью внимания понимается его способность сохра­няться на одном и том же достаточно высоком уровне в течение длитель­ного периода времени. Под распределением внимания понимается свойство последнего удерживать много разных объектов и воспри­нимать их с примерно одинаковой силой. То же свойство относится к способности удерживать в сфере внимания большое пространство или значительную часть площади некоторого объекта. Переключение внимания рассматривается как такое его свойство, которое позволяет человеку переключаться с одного объекта на другой, отвлекаться от первого и сосредотачиваться на втором. Объем внимания — это количе­ство объектов, которые могут одновременно находиться в его сфере.

Изучение устойчивости внимания

Подготовка исследования

Подобрать 2 пары картинок, содержащих по 10 и 15 различий (можно использовать рисунки из «Веселых картинок»); несколько незакончен­ных рисунков или рисунков с нелепым содержанием; несколько наполо­вину раскрашенных картинок (Приложение 25, с. 27, 31, 45 ТЗ).

Проведение исследования

Проводят с детьми 5-7 лет три серии эксперимента, отличающихся содержанием заданий.

Первая серия. «Сравни картинки». Ребенку показывают пары картинок и просят найти все различия.

Вторая серия. «Что неправильно?». Ребенку последовательно по­казывают неоконченные картинки и просят назвать, что не дорисовано, или же показывают картинки нелепого содержания и просят найти не­соответствие.

Третья серия. «Раскрась картинку». Ребенку дают наполовину раскрашенную картинку и просят раскрасить другую половину точно так же, как и первую.

Во всех сериях фиксируют время выполнения задания, время и коли­чество отвлечений от его выполнения.

Обработка данных

Подсчитывают показатели успешности выполнения заданий по каждой серии. Таким показателем в первой серии является число пра­вильно названных различий картинок; во второй серии — число названных неоконченных деталей и нелепостей в рисунках; в треть­ей - число деталей, правильно раскрашенных. Результаты оформля­ют в таблицу.

«Шифровка»

Подготовка исследования

Методика предназначена для оценки переключения и распределения внимания ребенка 6-7 лет. Перед началом выполнения задания ребенку или группе детей показывают и объясняют, как с ним работать. Эта ра­бота заключается в том, чтобы в каждой из фигурок поставить тот знак, который задан вверху на образце (см. рисунок на с. 105) (Приложение 26, с. 46 ТЗ).

Проведение исследования и обработка данных

Ребенок непрерывно работает в течение двух минут, выполняя это задание, а общий показатель переключения и распределения внимания определяется по формуле:

S= ——————,

где -S - показатель переключения и распределения внимания; N — коли­чество геометрических фигур, просмотренных и помеченных соответ­ствующими значками в течение 2 мин.; п — количество ошибок, допу­щенных во время выполнения задания. Ошибками считаются непра­вильно проставленные знаки и пропущенные, то есть не помеченные знаками, геометрические фигуры.

Методика «Домик»

Методика представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающей домик, отдельные детали которого составлены из эле­ментов прописных букв (Н. И. Гуткина, 1996, 2000). Задание позволяет выявить умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать его, выявляет особенности развития произ­вольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной ко­ординации и тонкой моторики руки. Методика рассчитана на детей 5,5—10 лет. Возможно проведение методики в малой группе (не более 5 человек).

Подготовка исследования

Перед ребенком лежат тетрадь, карандаш и рисунок домика (Приложение 27, с. 30 ТЗ).

Проведение исследования

«Перед тобой лежат тетрадь и карандаш. На этой странице (взрослый показывает ребенку в тетради страницу с пустым местом для копирова­ния рисунка) я прошу тебя нарисовать точно такую картинку, какую ты видишь на этом рисунке (перед каждым ребенком кладется тетрадь с «Домиком»). Не торопись, будь внимателен, постарайся, чтобы твой ри­сунок был точно такой же, как на образце. Если ты что-то не так нарису­ешь, то стирать резинкой или пальцем ничего нельзя (необходимо про-следить, чтобы у испытуемых не было резинки), а надо поверх непра­вильного или рядом нарисовать правильно. Тебе понятно задание? Тогда приступай к работе».

По ходу работы ребенка необходимо зафиксировать:

1) какой рукой ребенок рисует (правой или левой);

2) как он работает с образцом: часто ли смотрит на него, проводит ли воздушные линии над рисунком-образцом, повторяющие контуры кар­тинки, сверяет ли сделанное с образцом или, мельком взглянув на него, рисует по памяти;

3) быстро или медленно проводит линии;

4) отвлекается ли во время работы;

5) высказывания и вопросы во время рисования;

6) сверяет ли испытуемый после окончания работы свой рисунок с об­разцом. Когда ребенок сообщает об окончании работы, ему надо предло­жить проверить, все ли у него верно. Если он увидит неточности в своем рисунке, он может их исправить, но это должно быть зарегистрировано взрослым.

Обработка данных

Обработка экспериментального материала проводится путем подсче­та баллов, начисляемых за ошибки. Ошибками считается:

1) отсутствие какой-либо детали рисунка;

2) увеличение отдельных деталей рисунка более чем в два раза при относительно правильном сохранении размера всего рисунка;

3) неправильно изображенный элемент рисунка;

4) неправильное расположение деталей в пространстве рисунка;

5) отклонение прямых линий более чем на 30 градусов от заданного направления;

6) разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть со­единены;

7) «залезание» линий одна на другую.

Хорошее выполнение рисунка оценивается в 0 баллов. Таким обра­зом, чем хуже выполнено задание, тем выше полученная ребенком сум­марная оценка. Но при интерпретации результатов взрослому необхо­димо учитывать возраст ребенка. Так дети 5,5—6 лет редко получают -оценку «0» в связи с недостаточной зрелостью мозговых структур, отве­чающих за сенсомоторную координацию. Если же ребенок 10 лет полу­чает более 1 балла, то это свидетельствует о неблагополучий в развитии одной или нескольких исследуемых методикой психологических сфер.

При анализе рисунка необходимо обратить внимание на характер линий: очень жирные и «лохматые» линии могут свидетельствовать о тревожности ребенка.

Изучение устойчивости внимания - student2.ru

Наши рекомендации