Изучение устойчивости внимания
Методы оценки внимания
Внимание — один из главных психологических процессов, от характеристики которого зависит оценка познавательной готовности ребенка к обучению в школе. Многие проблемы, возникающие в учении, особенно в начальный его период, непосредственно связаны с недостатками в развитии внимания.
Под устойчивостью внимания понимается его способность сохраняться на одном и том же достаточно высоком уровне в течение длительного периода времени. Под распределением внимания понимается свойство последнего удерживать много разных объектов и воспринимать их с примерно одинаковой силой. То же свойство относится к способности удерживать в сфере внимания большое пространство или значительную часть площади некоторого объекта. Переключение внимания рассматривается как такое его свойство, которое позволяет человеку переключаться с одного объекта на другой, отвлекаться от первого и сосредотачиваться на втором. Объем внимания — это количество объектов, которые могут одновременно находиться в его сфере.
Изучение устойчивости внимания
Подготовка исследования
Подобрать 2 пары картинок, содержащих по 10 и 15 различий (можно использовать рисунки из «Веселых картинок»); несколько незаконченных рисунков или рисунков с нелепым содержанием; несколько наполовину раскрашенных картинок (Приложение 25, с. 27, 31, 45 ТЗ).
Проведение исследования
Проводят с детьми 5-7 лет три серии эксперимента, отличающихся содержанием заданий.
Первая серия. «Сравни картинки». Ребенку показывают пары картинок и просят найти все различия.
Вторая серия. «Что неправильно?». Ребенку последовательно показывают неоконченные картинки и просят назвать, что не дорисовано, или же показывают картинки нелепого содержания и просят найти несоответствие.
Третья серия. «Раскрась картинку». Ребенку дают наполовину раскрашенную картинку и просят раскрасить другую половину точно так же, как и первую.
Во всех сериях фиксируют время выполнения задания, время и количество отвлечений от его выполнения.
Обработка данных
Подсчитывают показатели успешности выполнения заданий по каждой серии. Таким показателем в первой серии является число правильно названных различий картинок; во второй серии — число названных неоконченных деталей и нелепостей в рисунках; в третьей - число деталей, правильно раскрашенных. Результаты оформляют в таблицу.
«Шифровка»
Подготовка исследования
Методика предназначена для оценки переключения и распределения внимания ребенка 6-7 лет. Перед началом выполнения задания ребенку или группе детей показывают и объясняют, как с ним работать. Эта работа заключается в том, чтобы в каждой из фигурок поставить тот знак, который задан вверху на образце (см. рисунок на с. 105) (Приложение 26, с. 46 ТЗ).
Проведение исследования и обработка данных
Ребенок непрерывно работает в течение двух минут, выполняя это задание, а общий показатель переключения и распределения внимания определяется по формуле:
S= ——————,
где -S - показатель переключения и распределения внимания; N — количество геометрических фигур, просмотренных и помеченных соответствующими значками в течение 2 мин.; п — количество ошибок, допущенных во время выполнения задания. Ошибками считаются неправильно проставленные знаки и пропущенные, то есть не помеченные знаками, геометрические фигуры.
Методика «Домик»
Методика представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающей домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв (Н. И. Гуткина, 1996, 2000). Задание позволяет выявить умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать его, выявляет особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки. Методика рассчитана на детей 5,5—10 лет. Возможно проведение методики в малой группе (не более 5 человек).
Подготовка исследования
Перед ребенком лежат тетрадь, карандаш и рисунок домика (Приложение 27, с. 30 ТЗ).
Проведение исследования
«Перед тобой лежат тетрадь и карандаш. На этой странице (взрослый показывает ребенку в тетради страницу с пустым местом для копирования рисунка) я прошу тебя нарисовать точно такую картинку, какую ты видишь на этом рисунке (перед каждым ребенком кладется тетрадь с «Домиком»). Не торопись, будь внимателен, постарайся, чтобы твой рисунок был точно такой же, как на образце. Если ты что-то не так нарисуешь, то стирать резинкой или пальцем ничего нельзя (необходимо про-следить, чтобы у испытуемых не было резинки), а надо поверх неправильного или рядом нарисовать правильно. Тебе понятно задание? Тогда приступай к работе».
По ходу работы ребенка необходимо зафиксировать:
1) какой рукой ребенок рисует (правой или левой);
2) как он работает с образцом: часто ли смотрит на него, проводит ли воздушные линии над рисунком-образцом, повторяющие контуры картинки, сверяет ли сделанное с образцом или, мельком взглянув на него, рисует по памяти;
3) быстро или медленно проводит линии;
4) отвлекается ли во время работы;
5) высказывания и вопросы во время рисования;
6) сверяет ли испытуемый после окончания работы свой рисунок с образцом. Когда ребенок сообщает об окончании работы, ему надо предложить проверить, все ли у него верно. Если он увидит неточности в своем рисунке, он может их исправить, но это должно быть зарегистрировано взрослым.
Обработка данных
Обработка экспериментального материала проводится путем подсчета баллов, начисляемых за ошибки. Ошибками считается:
1) отсутствие какой-либо детали рисунка;
2) увеличение отдельных деталей рисунка более чем в два раза при относительно правильном сохранении размера всего рисунка;
3) неправильно изображенный элемент рисунка;
4) неправильное расположение деталей в пространстве рисунка;
5) отклонение прямых линий более чем на 30 градусов от заданного направления;
6) разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены;
7) «залезание» линий одна на другую.
Хорошее выполнение рисунка оценивается в 0 баллов. Таким образом, чем хуже выполнено задание, тем выше полученная ребенком суммарная оценка. Но при интерпретации результатов взрослому необходимо учитывать возраст ребенка. Так дети 5,5—6 лет редко получают -оценку «0» в связи с недостаточной зрелостью мозговых структур, отвечающих за сенсомоторную координацию. Если же ребенок 10 лет получает более 1 балла, то это свидетельствует о неблагополучий в развитии одной или нескольких исследуемых методикой психологических сфер.
При анализе рисунка необходимо обратить внимание на характер линий: очень жирные и «лохматые» линии могут свидетельствовать о тревожности ребенка.