Обоснование стратегии помощи семье в рамках основных теоретических моделей семейного консультирования
№ | Теоретическая модель СК | Стратегия помощи семье |
Структурная модель | Для каждой подсистемы необходима определенная степень свободы и автономии. Для адаптации супругов друг к другу нужна определенная свобода от влияния внесемейного окружения. Поэтому важное значение приобретает проблема границ между семейными подсистемами. Категории действий по переструктурированию семьи: это актуализация семейных моделей взаимодействия; установление или разметка границ; эскалация стресса; поручение заданий; использование симптомов; стимуляция определенного настроения; поддержка, обучение или руководство. | |
Системная модель | Путем конкретных целенаправленных действий следует изменить отношения между ее членами. При удачно выбранной стратегии и тактике работы семейная обстановка улучшается по мере того, как выполняются рекомендации специалиста. Перемены ведут к сдвигам в механизме функционирования семьи и способствуют уменьшению проявления симптомов психологического неблагополучия у ее членов. Необходимо вести совместный поиск, который позволяет членам семьи освоить продуктивные способы выхода из проблемных ситуаций, развивает у них чувство субъектности и уверенности в своих силах, что приводит к устойчивым переменам в жизни семьи. | |
Психодинамическая модель | При динамическом подходе к семейным проблемам супружеские дисгармонии (нарушения) взаимоотношений анализируются с точки зрения внутренней мотивации поведения обоих супругов. Текущие семейные конфликты рассматриваются с учетом прошлых конфликтов, а также примеров прежних эмоционально окрашенных отношений. При этом оценивается влияние семьи, в которой вырос каждый из супругов, учитывается присущая ей атмосфера, уравновешенность, спокойствие, разделение прав и обязанностей между отцом и матерью, обращение к опыту родителей. Основной предпосылкой перемен является способность к пониманию этой связи, к контролю за своим поведением, к сравнению. Сравнение предстает как эволюционное сопоставление: учитываются ранние источники сегодняшнего поведения каждого из супругов. Каждый должен понять, почему он такой, какой есть, что он ожидает от супружеского союза и почему реагирует на поведение партнера так, а не иначе. Супружество рассматривается как следствие действия сил, заключающихся в особенностях прошлого опыта супругов, главным образом в их прежних личностных связях. | |
Поведенческая модель | Подкрепление поведения, когда оно становится похоже на желаемое. Подкрепление необходимо для сохранения поведения, возникшего на основе подражания. Чтобы модифицировать поведенческие реакции семьи, надо научиться анализировать поведение в терминах стимулы, последствия, подкрепления, опереться на обусловленное проявление любви к членам семьи. | |
Гуманистическая модель | Задачи семьи: – уважение уникальности, индивидуальности и неприкосновенности членов семьи; – понимание членов семьи, проникновение в их образ мышления, умение разбираться в мотивах и значении их поступков; – выработка конструктивных взаимоотношений с супругом; – нахождение собственных приемов с целью дальнейшего развития себя и супруга (супруги) как личности. | |
Интегративная модель | Стратегия семьи предполагает грамотное выстраивание и проработку отношений с семьями родственников и социальных отношений. |
Заключение
Семейная психодиагностика – вид психологической помощи, который направлен на распознание, измерение социально-психологических феноменов семьи, личностных особенностей ее членов и выявление различных типов семейных проблем.
Установление психологического диагноза семьи представляет собой восстановление истории ее развития таким образом, чтобы актуальные семейные проблемы находились в контексте всего развития.
Отсутствие в современной семейной психотерапии единой теоретической базы приводит к тому, что задачи и пути изучения семьи представителями различных школ понимаются весьма различно. Э.Г.Эйдемиллером и В.Юстицкисом сделан обзор и критический анализ различных подходов к изучению семейных проблем.
Эклектический подход. Его представители пытаются решить проблему изучения семьи путем объединения подходов разных школ в общую диагностическую схему.
При разработке психодиагностических приемов внимание сосредоточивается на вопросе, какую именно информацию о семье и в какой последовательности должен получить психотерапевт в ходе ееизучения. Все схемы данного типа нацеливают на получение двух видов данных о семье. Во-первых, сведения о семье, которые нужны при работе с ней вне зависимости от того, какая семья и с какой целью обследуется. Так, при работе с любой семьей, конечно же, нужно знать ее состав, возраст ее членов, социальный слой, к которому относится семья, целый ряд других моментов. Во-вторых, это сведения об отдельных аспектах функционирования семьи, которые считаются наиболее важными в семейной психотерапии.
«Модель Мак-Мастерса», разработанная тремя учеными – Н.Эпштейном, Д.Бишопом и С.Левиным, ориентирует семейного психотерапевта на изучение шести аспектов функционирования семьи – это способность к решению проблем, коммуникация в семье, семейные роли, аффективная отзывчивость, аффективная вовлеченность, контроль над поведением.
«Модель Мак-Мастерса» ставит своей целью дать общее и всестороннее представление об изучаемой семье в данный момент.
Аспекты модели:
1. Способность семьи к решению проблем. Выясняется, насколько семья в состоянии решать проблемы, которые перед ней возникают:
а) опознать проблему, т.е. понять, что перед ними именно проблема, требующая интеллектуальных и других усилий по ее разрешению.
б) иметь информацию о проблеме, т.е. о ней должны узнать от того, кто первый ее обнаружил; все, кто должен принять участие в ее решении;
в) рассмотреть альтернативные пути решения (плохо, если принимается первое попавшееся решение);
г) принять только одно решение (обсуждения не могут продолжаться вечно);
д) решение осуществить;
е) убедиться в успешности своих действий и оценить результат.
2. Коммуникативные характеристики. “Модель Мак-Мастерса” предписывает выяснить две важнейшие характеристики коммуникационных процессов в семье:
а) открытость или, напротив, замаскированность информации, которой обмениваются члены семьи.
б) прямая или косвенная коммуникация.Таким образом, в схему включены характеристики, от которых зависит успешность коммуникации.
3. Ролевые характеристики.Анализ ролевой структуры семьи включает выявление функций, которые выполняет та или иная семья; привычные образцы поведения (роли), наличие навыков и умений, необходимых для выполнения роли, правила приписывания ролей другим членам семьи и, наконец, установление ответственности за различные внутрисемейные события.
4. Четвертый аспект – аффективная отзывчивость – объединяет группу эмоциональных отношений, явно связанных с исследованиями школы В.Сатир.
5. Характер мотиваций, определяющих отношение индивида к семье, его привязанность к ней – аффективная вовлеченность. Авторы модели диагностического анализа выделяют типы вовлеченности, которые наиболее важно учитывать в клинической практике, в том числе:
а) недостаточный уровень эмоциональной вовлеченности в семью;
б) “нарциссическая” вовлеченность, в основе которой лежит эгоцентризм, а интерес к семье существует лишь постольку, поскольку она обеспечивает удовлетворение чувства тщеславия и укрепление самооценки;
в) сверхвовлеченность: индивид эмоционально полностью слит с семьей, неудача или разрушение семьи равносильны для него гибели;
г) симбиотическая связь: утрата индивидом способности действовать и жить самостоятельно, полная зависимость от других членов семьи.
6. Контроль поведения – способ, каким семья оказывает влияние на поведение своих членов, регулирует его.
«Модель Мак-Мастерса» весьма популярна, она получила поддержку многих практиков. Знакомство с ней показывает, что она способна удовлетворить ряд практических потребностей, возникающих при исследовании семьи.
В настоящее время существуют различные подходы к выбору направления семейного диагноза, к отбору круга характеристик, на которые должно быть обращено основное внимание при поиске причин нарушений в семье. Каждый из этих подходов имеет свои положительные стороны и свои недостатки. Именно в установлении соотношений достоинств и недостатков различных подходов нужно искать пути их рационального использования.
Литература
1. Браун Джозеф Теория и практика семейной психотерапии/ Дж. Браун, Д. Кристенсен; Пер. с англ. Н.А.Мухиной. – 3-е междунар. изд.. – СПб.: Питер, 2001. – 352 с. : ил.. – (Золотой фонд психотерапии).
2. Бурлачук Л.Ф. Психотерапия: психологические модели : [учеб. для студентов и аспирантов по специальности "Психология"]/ Л. Ф. Бурлачук, А.С. Кочарян, М.Е. Жидко; под общ. науч. ред. Л.Ф. Бурлачука. - 3-е изд., доп. - СПб: Питер, 2009. - 496 с. : ил. - (Учебник для вузов).
3. Коваль Н. А. Психология семьи и семейной дезадаптивности : Учеб. пособие / Н. А. Коваль, Е. А. Калинина ; Федеральное агентство по образованию, Тамб. гос. ун-т им. Г. Р. Державина. Тамбов : Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2007. 351 с.
4. Малкина-Пых И. Г. Семейная терапия: справочник практ. психолога/ И. Г. Малкина-Пых. – М.: ЭКСМО, 2005. – 991 с.
5. Сатир Вирджиния Психотерапия семьи. – «Речь», СПб., 2000, 282 с.
6. Старшенбаум Г. В.Сексуальная и семейная психотерапия. – М.: Изд-во Высшей школы психологии, 2003. – 300 с.
7. Уорден М. Основы семейной психотерапии. 4-е международное издание, – СПб.: ПРАйм-ЕВРОЗНАК, 2005.– 256 с.
8. Эйдемиллер Э.Г. , Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. – СПб.: Речь, 2003. – 336 с.