Вопрос 33. Разработка теоретических моделей единства человека, Земли, Вселенной. Создание теоретических основ космонавтики. Русский космизм.????

Космона́втика -теория и практика навигации за пределами атмосферы Земли для исследования космического пространства при помощи автоматических и пилотируемых космических аппаратов. Другими словами, это наука и технология космических полётов.

Основу ракетостроения заложили в своих трудах в начале XX века Константин Циолковский, Герман Оберт и Роберт Годдард. Важнейшим прорывом стал запуск в СССР с космодрома Байконур первого искусственного спутника Земли в 1957 году — «Спутника-1».

Грандиозным свершением и отправной точкой развития пилотируемой космонавтики стал полёт советского космонавта Юрия Гагарина 12 апреля 1961 года. Другое выдающееся событие в области космонавтики — высадка человека на Луну состоялось 21 июля 1969 года. Американский астронавт Нил Армстронг сделал первый шаг по поверхности естественного спутника Земли со словами: «Это маленький шаг для одного человека, но огромный скачок для всего человечества».

Космонавтика как теоретическая техническая дисциплина включает:

• астродинамику, раздел небесной механики, изучающий движение искусственных космических тел: искусственных спутников, межпланетных станций и других космических кораблей;
  • теорию двигательных установок космических аппаратов;
  • конструирование космических аппаратов;
  • теорию автоматического управления в применении управлению космическими аппаратами;
  • учёт влияния космической погоды на космическую технику и космонавтов.

Идея космических путешествий возникла после появления гелиоцентрической системы мира, когда стало ясно, что планеты — это объекты, подобные Земле, и таким образом, человек в принципе мог бы посетить их. Первым опубликованным описанием пребывания человека на Луне стала фантастическая повесть Кеплера «Somnium» (написана 1609, опубликована 1634). Фантастические путешествия на другие небесные тела описывали также Фрэнсис Годвин, Сирано де Бержерак и другие.

Теоретические основы космонавтики были заложены в работе Исаака Ньютона «Математические начала натуральной философии», опубликованной в 1687 году. Существенный вклад в теорию расчёта движения тел в космическом пространстве внесли также Эйлер и Лагранж.

Романы Жюля Верна «С Земли на Луну» (1865) и «Вокруг Луны» (1869) уже правильно описывают полёт Земля—Луна с точки зрения небесной механики, хотя техническая реализация там явно хромает.

24 марта 1881 года Н. И. Кибальчич, находясь в заключении, выдвинул идею ракетного летательного аппарата с качающейся камерой сгорания, способного совершать космические перелёты. Его просьба о передаче рукописи в Академию наук следственной комиссией удовлетворена не была, проект был впервые опубликован лишь в 1918 году в журнале «Былое», № 4—5.

Конец XIX и начало XX века были ознаменованы работами «пионеров космонавтики» (Циолковского, Цандера, Оберта, Годдарда и многих других). Было теоретически обосновано использование ракет как основного средства для космических полётов, применение жидкостных ракетных двигателей как имеющих значительно больший удельный импульс, чем традиционные пороховые двигатели, необходимость многоступенчатых ракет. Изучались вопросы жизнеобеспечения в космосе, влияние перегрузок и невесомости на человека.

В 1920-х — 1930-х годах создаются первые экспериментальные ракеты на жидком топливе. Значительным прогрессом стало создание ракеты Фау-2 (первый запуск в 1942 г.), которая не только была намного больше предшественников, но и имела систему наведения (то есть была первой в мире управляемой ракетой).

Во время «Холодной войны» создание больших ракет стимулировалось необходимостью доставки ядерных боеголовок. Межконтинентальные баллистические ракеты и стали средством запуска первых искусственных спутников Земли.

Русский космизм.

Русский космизм — течение русской религиозно-философской мысли, основанное на холистическом мировоззрении, предполагающем телеологически определённую эволюцию Вселенной.

Русский космизм характеризуется осознанием всеединства, всеобщей взаимосвязи во вселенной, поиском месте человека в Космосе. Основатель течения - Н.Ф. Фёдоров, предложивший проект общечеловеческого дела - общечеловеческой задачи сохранения жизни. По Фёдорову, нужно изменить изменить отношения между человеком и природой: человек - разум вселенной, он должен сделать космос разумным, но пока что люди зависит от природы и вынуждены истреблять друг друга. Человечество должно вносить целесообразность в природу. Сознательно регулируя стихии, люди станут бессмертными и даже вернут к жизни все предшествующие поколения. Но, поскольку столько народу не уместятся на одной планете, то Фёдоров считал, что нужно осваивать и заселять другие планеты. Иначе говоря, Фёдоров выдвинул идею освоения космоса. И она действительно может стать актуальной ввиду того положения, с которым мы вошли в третье тысячелетие. Речь идёт о перенаселённости планеты и растущем дефиците ресурсов. А вот что касается идеи будущего бессмертия людей, то она несколько скользкая. Дело в том, что теоретически можно говорить о двух вариантах бессмертия: бессмертие полное и возможность жить "пока не надоест". Это совсем не одно и то же. Если второй вариант в общем-то благой, то благой ли первый, вопрос крайне спорный.

Другой крупный представитель русского космизма - К.Э. Циолковский - считал, что человек должен стать одним из важнейших факторов космической эволюции. Осваивая космос, люди станут преобразовывать космические процессы в соответствии с космической этикой, уменьшая сумму страданий живых существ. По мнению мыслителя, жизнь распространяется и должна распространяться по вселенной в основном расселением, а не самозарождением. Первый вариант гораздо быстрее и не сталкивается с той массой страданий, которая характерна для самостоятельно эволюционирующих, самостоятельно идущих к совершенству систем. Также Циолковский допускал существование живых видов, высших относительно людей, который произойдут от людей либо уже имеются где-то на других планетах.

Также к русскому космизму относится и учение В.И. Вернадского. Он показал, что живое вещество является силой планетарного масштаба. Совокупность живых существ - биосфера - стала средой формирования и развития человечества, Земля вступает в новую эпоху: человек благодаря научно-техническому прогрессу стал главного силой на планете. Пока люди пользуются этой силой неразумно - Земле грозит экологический кризис, но люди благодаря духовному развитию смогут осознать свою космическую роль, тогда биосфера перейдёт в ноосферу: слепая эволюция сменится изменением всего живого, направляемым человеческим разумом. По мнению Вернадского, биосфера постепенно переходит к состоянию ноосферы ("сферы разума"), в этом состоянии человечество овладеет силами природы, научится управлять эволюцией живых существ. Вернадский выделял ряд предпосылок создания ноосферы. Часть из них уже выполнена (глобализация, возможность быстрого информационного обмена между практически любыми точками планеты, открытие новых источников энергии - особую ставку Вернадский делал на атомную энергию). Часть ещё, мягко говоря, далека от благополучного состояния (исключение войн из жизни общества, доступ к управлению широких народных масс). В оставшейся части дела несколько лучше, чем были в первой половине XX века, но всё равно говорить об особых успехах ещё рано (подъём благосостояния трудящихся, равенство всех людей - последнее формально провозглашается, но по сути нарушается экономическим, социальным и иными видами неравенства).

А.Л. Чижевский изучал влияние космических факторов на процессы, происходящие в живой природе, например, влияние циклов солнечной активности на природные явления и социально-исторические процессы. Согласно его идеям, что циклы активности Солнца проявляют себя в биосфере, изменяя жизненные процессы, влияя на самые разные параметры состояния биосферы и её существ, начиная от урожайности и заканчивая заболеваемостью и психической настроенностью людей. Это отражается на исторических событиях - политических и экономических кризисах, войнах, революциях, восстаниях и т.п.

Некоторые другие представители русского космизма, которые здесь не рассматриваются: Н.А. Умов (идеи о "силе развития", которая направляет живое ко всё большему совершенствованию сознания), В.Н. Муравьёв (идея о переходе человечества от homo sapiens к homo creator - "человеку творящему").