Методы психоэмоциональной саморегуляции

В условиях современного общества нередко необходимы особенно четкий самоконтроль, высокое самообладание, способность принимать оперативные решения, управлять рабочими операциями, поведением и эмоциями. Неумение человека регулировать психическое состояние и действия приводят к отрицательным, а зачастую и тяжелым последствиям, как для него самого, так и для окружающих. Неумение управлять своим поведением, эмоциями снижает способность социально-психологической адаптации личности к данным условиям среды, является серьезной помехой в реализации ее жизненного потенциала. К сожалению, многие люди не владеют приемами саморегуляции. Поэтому вопрос о специальном обучении имеет большое социальное и моральное значение, как для всех людей в целом, так и для артистов танцовщиков и педагогов-хореографов в частности.

Природа, создавая людей, одарила их организм великой способностью к саморегулированию. Благодаря этому сердце само, без какого-либо вмешательства с нашей стороны начинает биться мощнее, когда мы, например, переходим с ходьбы на бег. Одновременно повышается артериальное давление крови, глубже становится дыхание, активизируется обмен веществ – и все это без нашей помощи, как бы само по себе, на основе законов саморегуляции. Но, к большому сожалению, люди попадают подчас в такие обстоятельства, в которых природная саморегуляция не справляется.

Психическая саморегуляция – это целая система условий, методов и результатов, среди которых ключевая роль принадлежит именно эмоциям, а также умению ими управлять. Ничто так сильно не изменяет характер протекания того или иного психического процесса, не оказывает такого сильного влияния на характер личностных и поведенческих детерминант, как эмоции. Верно и обратное: все «элементы» психической жизни человека, прежде всего, отражаются в эмоциональной сфере, так как она именно для этого и предназначена – отслеживать отношение индивида ко всему происходящему.

В теории эмоций В. Вундта выделяется три измерения эмоций: 1) удовольствие – неудовольствие; 2) напряжение – разрешение; 3) возбуждение – успокоение. Любая эмоция в такой системе координат имеет три компоненты. Своеобразие конкретной эмоции зависит от сочетания и степени выраженности ее элементов. Это означает, что, изменяя одну или несколько компонент, мы неизбежно изменяем всю эмоцию.

Практически во всех системах психической регуляции и саморегуляции центральным моментом является идея расслабления, успокоения, релаксации, достижения состояния удовлетворения (удовольствия) и т.п. Достигается это разными путями: управлением вниманием, оперированием чувственными образами (воображением), словесными внушениями, мышечной релаксацией, дыханием, восприятием музыки, цвета и т.д. Цель одна - достичь состояния покоя, «расслабиться», «получить удовольствие», что означает «избавиться» от эмоций, «отдохнуть» от них, или сделать их максимально положительными, но не ярко выраженными, а «спокойными». При борьбе с депрессиями, наоборот, необходимо «всколыхнуть» человека эмоциями, актуализировать их, изменить их негативную полярность на позитивную. Если это удается – человек с помощью своих (других) психических процессов берет власть над своей эмоциональной сферой, которая состоит из одного психического процесса, который называется эмоциями, хотя и имеет широкий спектр качественных различий. Если это не удается, «побеждают» эмоции и «властвуют» над всеми другими психическими процессами. Если противопоставлять когнитивную и эмоциональную составляющую саморегуляции, то можно утверждать, что эмоциональная сильнее, имеет над человеком большую власть и именно ее управлению посвящены все техники психической регуляции вообще и саморегуляции, в частности. Влияние на эмоциональную сферу человека можно оказывать как непосредственно, так и опосредованно, через когнитивную сферу.

Не так уж много технологий, которые нацелены откровенно на изменение настроения (эмоций) человека. Часто тот, кто разрабатывает, или тот, кто осваивает технику саморегуляции, не осознает, какой конечной цели он добивается, а добивается он изменения своего эмоционального состояния. Как знать, может быть, он иногда «идет в обход», не понимая, куда именно идет. Осознав цель, вполне возможно, что человек изберет более короткий путь. На практике так именно и происходит - интуитивно каждый клиент ищет «своего» психотерапевта и «свою» технику психической саморегуляции. Высшая степень эффективности любой «техники» достигается при ее индивидуализации, когда все нюансы соответствуют психике конкретного человека.

Разработать новомодную технику психической регуляции или адаптировать известную к конкретным требованиям и условиям – это только треть дела. Гораздо более важная и трудная задача – научить человека ею пользоваться, чтобы она из регуляции стала саморегуляцией.

Наши рекомендации