Методы исследования состояний и саморегуляции

63. САН — самочувствие, активность, настроение.

30 пар противоположных характеристик. Методика построена по типу семантического диффе­ренциала Ч. Осгуда.

& Доскин В. А., Лаврентьева Н. А., Мирошников М. П., Шарай В. Б. Тест дифференциро­ванной самооценки функционального состояния //Вопросы психологии. 1973, № 6.

& Альманах психологических тестов. — М., 1996. — С. 154-155.

64. Оценка психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности

Методика разработана на факультете психологии ЛГУ Н. А. Курганским и представляет собой модифицированный вариант методики САН. Оценивает такие психические состояния как "психическая активация", "интерес", "эмоциональный тонус", "напряжение" и "комфорт­ность" Содержит 20 пар противоположных характеристик.

& Практикум по экспериментальной и прикладной психологии./Под ред. А. А. Крылова и С. А. Маничева. — Л., 2000. — С. 309-314.

65. Шкала субъективного благополучия

Шкала разработана Г. Перуэ-Баду и адаптирована М. В. Соколовой. Предназначена для скрининга эмоционального компонента субъективного благополучия. Содержит 17 утверждений, степень согласия с которыми по 7-балльной шкале оценивает испытуемый.

Имеется шкала для перевода общей оценки по тесту в стены. Кроме общей оценки субъективного благополучия, возможно получение и 6 частных оценок: напряженность и чувствительность; признаки, сопровождающие основную психоэмоциональную симптоматику; изменения настроения; значимость социального окружения; самооценка здоровья; степень удовлетворенности повседневной деятельностью.

& Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп.— М., 2005. — Сс. 467-470.

& Духновский С.В. Диагностика межличностных отношений. — СПб.: Речь, 2010. — Сс. 66-69.

66. Шкала жизненной удовлетворенности

Шкала разработана американскими психологами. Содержит 20 утверждений и три варианта ответа.

В результате обработки подсчитывается индекс жизненной удовлетворенности, который отражает общее представление человека о психологическом комфорте, которое включает в себя интерес к жизни, последовательность в достижении жизненных целей, согласованность поставленных и реально достигнутых целей, положительную оценку собственных качеств и поступков, общий фон настроения.

& Духновский С.В. Диагностика межличностных отношений. — СПб.: Речь, 2010. — Сс. 69-70.

67. Шкала психологического благополучия личности

Методика разработана К. Рифф и адаптирована Т. Д. Шевеленковой и П. П. Фесенко. Термин «психологическое благополучие личности» по своему смыслу и содержанию соотносится с экзистенциальным переживанием человеком отношения к собственной жизни и относится к проблеме позитивного психологического функционирования.

Адаптированная версия опросника содержит 84 утверждения, степень согласия с которыми испытуемый оценивает по 6-балльной шкале.

В результате обработки получаются оценки по 6 классическим шкалам: позитивные отношения с окружающими, автономия, управление средой, личностный рост, цели в жизни, самопринятие, а также в адаптированном варианте добавлены шкалы: баланс аффекта, осмысленность жизни, человек как открытая система.

Методика предназначена для исследования взрослых людей.

Приводятся статистические нормы отдельно для мужчин и женщин двух возрастных групп (20–35 лет и 35–55 лет).

В статье Л. А. Пергаменщика и Н. Н. Лепешинского приведена таблица перевода «сырых» оценок в стандартные — стены. Эти нормы получены на выборке военнослужащих-мужчин в возрасте от 17 до 26 лет.

& Шевеленкова Т. Д., Фесенко П. П. Психологическое благополучие личности (обзор основных концепций и методика исследования).//Психологическая диагностика, 2005, № 3. — М., 2005. — Сс. 95–129.

& Пергаменщик Л. А., Лепешинский Н. Н. Опросник «Шкалы психологического благополучия» К. Рифф: процесс и результаты адаптации.//Психологическая диагностика, 2007, № 3. — М., 2007. — Сс. 73 –96.

68. Шкала чувства связности

Опросник для измерения чувства связности как фактора, укрепляющего психологическое здоровье человека, разработан А. Антоновским и адаптирован Е. Н. Осиным.

Шкала чувства связности состоит из 29 пунктов, каждый из которых представляет собой пару альтернативных утверждений, оцениваемых по 7-балльной шкале.

Методика позволяет получить общую оценку чувства связности и оценку трех его компонентов: постижимость, управляемость, осмысленность(однако в указанном источнике ключи по субшкалам не приводятся).

& Осин Е. Н. Чувство связности как показатель психологического здоровья и его диагностика.//Психологическая диагностика, 2007, № 3.— М., 2003.—Сс. 22 – 40.

69. Опросник определения нервно-психической устойчивости

Опросник разработан сотрудниками Ленинградской Военно-медицинской академии им. С. М. Кирова. Используется для оценки профессиональной пригодности человека к работе в ситуациях, требующих высокой нервно-психической устойчивости.

Опросник содержит 84 утверждения, на каждый из которых респондент должен ответить «да» или «нет». Опросник имеет две шкалы: шкалу лжи (высокие баллы свидетельствуют о невалидности ответов испытуемого) и шкалу нервно-психической устойчивости (высокие баллы свидетельствуют о высокой вероятности нервно-психических срывов).

Методика предназначена для обследования взрослых людей.

& Практическая психодиагностика: Методики и тесты./Ред.-составитель Д. Я. Рейгородский:Учебное пособие.— Самара, 1998. — Сс. 544-548.

70. Опросник психологической устойчивости к стрессу

Опросник разработан Е. В. Распопиным и предназначен для оценки общей психологической устойчивости к стрессу, а также степени устойчивости к воздействию 12 стрессоров: конфликтогенные ситуации межличностного взаимодействия, самоуничижение и неудовлетворенность какими-либо аспектами своего Я, ситуации неопределенности, ситуации лимита и дефицита времени, информационные и умственные перегрузки, воздействие неблагоприятных физических факторов внешней среды и физические нагрузки в целом, монотонные условия деятельности, межличностная изоляция, экстремальные условия деятельности с высокой степенью риска, трудности повседневных жизненных ситуаций, непредсказуемость событий, длительность и повторяемость воздействия какого-либо стрессора.

Опросник содержит 70 утверждений, степень согласия с которыми респондент должен оценить по 4-х балльной шкале. Опросник имеет шкалу лжи (высокие баллы свидетельствуют о низкой достоверности ответов испытуемого). Сырые оценки переводятся в станайны

Методика предназначена для обследования взрослых людей.

& Распопин Е. В. Опросник психологической устойчивости к стрессу (ОПУС).//Психологическая диагностика, 2009, №3. — М., 2009. — Сс. 105 – 122.

71. Анкета «Стрессонаполненность жизни»

Шкала с перечнем стрессогенных жизненных событий составлена американскими психологами Т. Х. Холмсом и Р. Х. Раге. Шкала содержит как негативные, так и позитивные события, степень стрессогеннсти каждого из которых оценивается баллами. Во многих книгах с методиками данная шкала ошибочно называется как методика диагностики стрессоустойчивости и социальной адаптации, хотя на самом деле она фиксирует именно наполненность жизни стрессогенными событиями.

Испытуемый должен отметить события, которые с ним происходили в течение последнего года. Общая сумма баллов по всем событиям, происходившим в жизни респондента, является мерой жизненных изменений, которая отражает уровень стресса и одновременно степень сопротивляемости стрессу.

Шкала предназначена для взрослых людей.

& Практикум по психодиагностике и исследованию толерантности личности./Под ред. Г. У. Солдатовой, Л. А. Шайгеровой. — М., 2003. — Сс.20-22.

& Водопьянова Н. Е. Психодиагностика стресса. — СПб.: Питер, 2009. — Сс.110-117.

72. «Инвентаризация симптомов стресса»

Опросник содержит 20 утверждений, описывающих симптомы стресса. Обследуемый оценивает частоту проявления этих симптомов по 4-х балльной шкале (от «никогда» до «всегда»). В зависимости от суммы набранных баллов выносится заключение о выраженности стресса в жизни данного человека.

& Иванченко Т. А., Иванченко М. А. Сверхздоровье и успех в бизнесе для каждого. — СПб., 1994.

& Водопьянова Н., Старченкова Е. Синдром выгорания: Диагностика и профилактика.— СПб., 2005, СС. 18-20.

& Водопьянова Н. Е. Психодиагностика стресса.— СПб.: Питер, 2009. — Сс. 29-31.

73. Шкала организационного стресса Мак-Лина

Опросник измеряет толерантность (стрессоустойчивость) к организационному стрессу. Толерантность связывается с умением общаться, адекватно оценивать ситуацию, без ущерба для своего здоровья и работоспособности, активно и интересно отдыхать, быстро восстанавливать свои силы. Шкала содержит 20 утверждений, которые обследуемый оценивает по 5-и балльной шкале.

Суммарный показатель по методике свидетельствует о предрасположенности к переживанию дистресса и различным стресс-синдромам. Помимо этого делается заключение о поведении предрасположенности к различным типам поведения в стрессе и риске коронарных заболеваний.

В методике также есть возможность оценить способность самопознания (когнитивность) обследуемого со стороны широты интересов, принятия ценностей других, гибкости поведения, активности и продуктивности.

& Водопьянова Н., Старченкова Е. Синдром выгорания: Диагностика и профилактика.— СПб., 2005, СС. 20-24.

& Водопьянова Н. Е. Психодиагностика стресса.— СПб.: Питер, 2009. — Сс. 62-67.

74. Шкала психологического стресса PSM-25

Шкала разработана Lemyr, Tessier & Fillion во Франции и содержит 25 утверждений. Данная методика оценивает состояние человека и выявляет наличие стрессовых ощущений по соматическим, поведенческим и эмоциональным признакам по частоте проявления. В зависимости от суммарной оценки делается заключение об уровне стресса.

& Водопьянова Н., Старченкова Е. Синдром выгорания: Диагностика и профилактика.— СПб., 2005. — Сс. 24-26.

& Водопьянова Н. Е. Психодиагностика стресса.— СПб.: Питер, 2009. — Сс. 41-43.

75. Симптоматический опросник «Самочувствие в экстремальных условиях»

Симптоматический опросник А. Волкова и Н. Водопьяновой был разработан для выявления предрасположенности к патологическим стресс-реакциям в экстремальных условиях.

Опросник содержит 42 вопроса с вариантами ответов «да» или «нет».

Методика позволяет выявить предрасположенность к патологическим стресс-реакциям и невротическим расстройствам в экстремальных условиях по следующим симптомам (семь шкал опросника): психофизическое истощение (сниженная психическая и физическая активность), нарушение волевой регуляции, эмоциональная неустойчивость (неустойчивость эмоционального фона и настроения), вегетативная неустойчивость, нарушения сна, тревоги и страхи, склонность к зависимости.

Приведены нормативные данные, полученные на военнослужащих 18-35 лет.

& Водопьянова Н. Е. Психодиагностика стресса.— СПб.: Питер, 2009. — Сс. 31-33.

76. Тест "Кольца Э. Ландольта"" — диагностика работоспособности и утомляемости

Представляет собой бланк с незамкнутыми в разных точках окружности кольцами, является одной из модификаций корректурных проб. Методика диагностирует особенности внимания, а по ним делается заключение об утомляемости и работоспособности человека. Методические указания по обработке и интерпретации результатов.

& Марищук В. Л. и др. Методики психодиагностики в спорте. — М., 1990 — 155-158.

& Сысоев В. П. Методика диагностики работоспособности. Тест Э. Ландольта. Руководство по использованию — СПб., 1996 (МГП "ИМАТОН").

77. Шкала явной тревожности (CMAS)

Данная шкала содержит 53 вопроса, из которых 42 ориентированы на выявление различных показателей тревожности, а 11 — на диагностику тенденций ребенка давать социально желательные ответы. Варианты ответов: "верно", "неверно".

В результате обработки оценивается недостоверность ответов и тревожность. Имеются таблицы, для перевода балльной оценки тревожности в стены.

Методика предназначена для обследования детей от 8 до 12 лет; дети в 8-9 лет обследуются только индивидуально, с детьми 10-12 лет допускается групповая форма работы.

& Костина Л. М. Методы диагностики тревожности. — СПб.: "Речь", 2003. — С. 34-37.

78. Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен

Является проективной методикой и позволяет определить индекс тревожности ребенка. Применяется для исследования детей 4-7 лет.

§ Стимульный материал для мальчиков и девочек (по 14 картинок). Методическое руково­дство по обработке и интерпретации результатов.

& Немов Р. С. Психология. Том 3. — М., 1995. — С. 172-182. — Картинки нестандартного размера!

& Костина Л. М. Методы диагностики тревожности.— СПб.: "Речь", 2003.— С. 17-27.— Картинки нестандартного размера!

79. Шкала учебной тревожности

Методика разработана по принципу "Шкалы социально-ситуационной тревоги" Кондаша. Испытуемый оценивает не наличие у себя различных проявлений тревожности, определяет ситуацию, которая может вызвать у него тревогу.

Содержит 30 утверждений. Позволяет получить оценки: школьной тревожности, само­оценочной тревожности, межличностной тревожности.

Применяется для исследования подростков. Имеются указания по дифференциации уровней тревожности для школьников 9-11 классов.

& Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. — М., 1995. — С. 126-131.

& Костина Л. М. Методы диагностики тревожности.— СПб.: "Речь", 2003. — С. 37-39.

80. ТШТФ — тест школьной тревожности Филлипса

Содержит 58 вопросов. Ответы испытуемых "да" — "нет". Шкалы: общая тревожность в школе, переживание социального стресса, страх самовыражения, страх ситуации проверки знаний, страх не соответствовать ожиданиям окружающих, низкая физиологическая сопротивляемость стрессу, проблемы и страхи в отношениях с учителями.

• Бланк вопросника. Сводный бланк ответов. Профильный лист и заключение.

& Альманах психологических тестов. — М., 1996. — С. 165-171.

& Костина Л. М. Методы диагностики тревожности.— СПб., 2003.

81. Многомерная оценка детской тревожности (МОДТ)

Данная методика является модификацией теста школьной тревожности Филипса, выполненной сотрудниками Санкт-Петербургского психоневрологического научно-исследовательского института им. В. М. Бехтерева. Опросник содержит 100 утверждений. Варианты ответов: "да", "нет".

В результате обработки тревожность оценивается по следующим 10 шкалам, позволяющим дать дифференцированную оценку тревожности: общая тревожность; тревога в отношениях со сверстниками; тревога, связанная с оценкой окружающих; тревога в отношениях с учителями; тревога в отношениях с родителями; тревога, связанная с успешностью в обучении; тревога, возникающая в ситуациях самовыражения; тревога, возникающая в ситуациях проверки знаний; снижение психической активности, обусловленное тревогой; повышенная вегетативная реактивность, обусловленная тревогой.

Опросник применим для обследования детей в возрасте от 7 до 18 лет.

Приводится психометрическая проверка методики.

& Ромицына Е. Е. Методика "Многомерная оценка детской тревожности": Учебно-методическое пособие. — СПб., Речь, 2006.

82. Методика измерения подростковой и юношеской тревожности

Авторы методики измерения подростковой тревожности А. А. Хван и Ю. А. Зайцев. Разработаны два варианта опросника: для молодых людей подросткового (16 – 17 лет) и раннего юношеского (18 – 22 года) возрастов.

Методика представляет собой опросник, состоящий из 30 утверждений, описывающих различные ситуации из жизни подростка. Обследуемый должен оценить по 4-балльной шкале, насколько сильно описываемая ситуация вызывает у него тревогу.

В результате обработки могут быть получены оценки по следующим шкалам: общая тревожность, отношения со сверстниками, отношения с родителями, тревожность относительно будущего, самооценочная тревожность.

Приведена шкала перевода «сырых» баллов в стандартизованные оценки — стены.

& Хван А. А., Зайцев Ю. А. Методика измерения тревожности в подростковом возрасте. //Психологическая диагностика, 2008, № 3. — М., 2008. — Сс. 22 – 51.

83. Шкала Ч. Спилбергера – Ю. Ханина

Содержит 2 шкалы по 20 утверждений. Позволяет оценить ситуативную и личностную тревожность.

& Большая энциклопедия психологических тестов./Составитель А. Карелин. — М.: ЭКСМО, 2009 — С. 32-34.

& Костина Л. М. Методы диагностики тревожности.— СПб., 2003.

84. Личностная шкала проявлений тревоги Дж. Тейлор

В адаптации Т. А. Немчина содержит 50 утверждений. Общий балл по методике измеряет уровень тревожности.Применяется для взрослых.

& Большая энциклопедия психологических тестов./Составитель А. Карелин. — М.: ЭКСМО, 2009 — С. 48-49.

& Костина Л. М. Методы диагностики тревожности.— СПб., 2003.

В адаптации В. Г. Норакидзе содержит 60 утверждений. Измеряет уровень тревожности, дополнен шкалой лжи.

Применяется для взрослых.

& Большая энциклопедия психологических тестов./Составитель А. Карелин. — М.: ЭКСМО, 2009 — С. 49-50.

& Костина Л. М. Методы диагностики тревожности.— СПб., 2003.

85. Методика для диагностики профессиональной (педагогической) и родительской тревожности.

Методика представлена в двух формах. Форма А содержит 39 утверждений и предназначена для оценки тревожности у педагогов; форма Б содержит40 утверждений и предназначена для оценки тревожности у родителей. Ответы испытуемых — 5-балльная оценка степени "похоже на меня".

В каждой форме можно получить оценки по следующим шкалам: форма А — общая тревожность, профессиональная тревожность и эмоциональное неблагополучие; форма Б — общая тревожность, родительская тревожность (у авторов она названа и для родителей профессиональной) эмоционального неблагополучия.

Имеются для перевода первичных оценок в стены, отдельно для педагогов, отцов и матерей.

& Костина Л. М. Методы диагностики тревожности. — СПб., 2003. — С.49-55.

86. Самооценка эмоциональных состояний

В методике, разработанной А. Уэсманном и Д. Риксом, для самооценки эмоциональных состояний обследуемому предлагается по 10 утверждений для оценки трех состояний: спокойствие – тревожность; приподнятость – подавленность; чувство уверенности в себе – чувство беспомощности.

& Большая энциклопедия психологических тестов./Составитель А. Карелин. — М.: ЭКСМО, 2009 — С. 39-40.

87. Шкала депрессии

Содержит 29 утверждений. Общий балл по методике позволяет выявить наличие депрессии. Применяется для взрослых.

& Лучшие психологические тесты. — Петрозаводск, 1992. — С. 49-50.

88. Дифференциальная диагностика депрессивных состояний Жмурова

Методика В. Жмурова позволяет дифференцировать шесть депрессивных состояний: апатию, гипотомию, дисфорию, растерянность, тревогу, страх.

Опросник содержит 44 группы утверждений (в каждую из них входит по 4 утверждения), характеризующих состояния человека. По общей сумме всех отмеченных вариантов ответов (сумма баллов) можно судить о степени выраженности состояния депрессии.

& Водопьянова Н. Е. Психодиагностика стресса.— СПб.: Питер, 2009. — Сс. 45-51.

89. Дифференциальная диагностика депрессивных состояний Зунга

Опросник В. Зунга содержит 20 утверждений, описывающих состояния человека, которые оцениваются по 4-балльной шкале. Общая сумма баллов позволяет определить выраженность депрессии.

Методика занимает 20-30 минут.

& Водопьянова Н. Е. Психодиагностика стресса. — СПб.: Питер, 2009. — Сс. 51-53.

90. Опросник Джерсайлда

Содержит 37 утверждений. Состояние обследуемого оценивается по 9 шкалам: одиночество, бессмыс­ленность существования, свобода выбора (отношение к авторитету), половой конфликт, вра­ждебный настрой, расхождение между реальным и идеальнымЯ, свобода воли, безнадеж­ность, чувство неприкаянности.

Применяется для взрослых.

& Немов Р. С. Психология.Том 3. — М., 1995. — С. 437-443.

& Методы диагностики измерения психических состояний личности. —М.. 2004. — С. 137-141.

91. Шкала измерения одиночества — UCLA

Опросник предложен тремя авторами Д. Расселом, Л. Пепло, М. Фергюсогом. Содержит 20 утверждений, описывающих состояние. Имеется и второй модифицирован­ный вариант шкалы, содержащий 4 утверждения. Имеются средние оценки для разных возрастных групп, полученные при помощи модифицированной шкалы UCLA.

В результате психометрической проверки методики Л. А. Пергаменщиком и Н. Н. Лепешинским предложена адаптированная версия методики, состоящая из 15 утверждений. Приведена шкала для перевода «сырых» оценок в стандартные — стены. Нормативные показатели применимы для молодых людей в возрасте от 16 до 25 лет.

& Рассел Дэниел. Измерение одиночества/Лабиринты одиночества /Составление, общая редакция и предисловие Н.Е. Покровского. — М., 1989 — С. 206-226.

& Методы диагностики измерения психических состояний личности. —М.. 2004. — С. 58-59.

& Пергаменщик Л. А., Лепешинский Н. Н. О создании надежного инструмента измерения одиночества. //Психологическая диагностика, 2008, № 1. — М., 2008. — Сс.21 – 34.

92. Шкала субъективного переживания одиночества — UCLA

Опросник предложен С. В. Духновским. Содержит 17 утверждений, описывающих состояние. Ответы обследуемого отражают степень согласия с утверждениями по 7-балльной шкале.

Приведена таблица переводы сырых оценок в стены.

& Духновский С.В. Диагностика межличностных отношений. — СПб.: Речь, 2010. — Сс. 58-60.

93. Самооценка организованности

Опросник содержит 28 утверждений, с которыми испытуемый либо соглашается, либо нет. Общая сумма баллов свидетельствует об организованности человека.

& Ильин Е. П. Психология воли. — СПб., 2000. — С. 265-266.

94. Личностный опросник «автономности-зависимости»

Опросник разработан Г. С. Прыгиным и предназначен для определения типа саморегуляции, то есть выявления содержательных характеристик системы саморегуляции у субъекта деятельности.

Методика представляет собой стандартизованный опросник из 18 утверждений, касающихся особенностей выполнения деятельности. Опросник содержит одну единственную шкалу. В зависимости от набранного количества баллов выделяются автономный, смешанный или зависимый тип саморегуляции.

& Ахмеров Р. А., Прыгин Г. С. Психобиографические характеристики субъекта с автономным типом саморегуляции деятельности./Психологический журнал. — М., 2005, том 26, № 6. — С.25-34.

95. Вопросник для выявления выраженности самоконтроля в эмоциональной сфере, деятельности и поведении (социальный самоконтроль)

Методика разработана Г. С. Никифоровым, В. К. Васильевым и С. В. Фирсовой. Содержит 36 утверждений, каждое из которых имеет 3 варианта ответа, выражающие мнение испытуемого по отношению к данному утверждению.

После первичной обработки опросника можно получить оценки выраженности склонности к самоконтролю, а также отдельно по его видам: самоконтроль в эмоциональной сфере, социальный самоконтроль, самоконтроль в деятельности, последний в свою очередь распадается на два вида (антиципирующий или предварительный и включенный уже в процессе выполняемой деятельности).

& Ильин Е. П. Психология воли. — СПб., 2000. — С. 253-256.

96. Цветовой тест М. Люшера: состояние активированности - заторможенности (ВК) и уровень психофизиологического дискомфорта (СО).

Для оценки состоянии рассчитываются два числовых коэффициента: Суммарное отклонение СО — оценивает уровень психофизиологического дискомфорта, и вегетативный коэффициент ВК — оценивает уровень активированности–заторможенности. Существует опыт применения теста Люшера для диагностики состояния испытуемых, начиная с 3-летнего возраста.

& Тимофеев В. И., Филимоненко Ю. И. Краткое руководство практическому психологу по использованию цветового теста М. Люшера. — СПб., 1994. (Методическое руководство из комплекта Тест Люшера, производимого МГП "ИМАТОН").

97. Рельеф психического состояния личности

Методика разработана А. О. Прохоровым, исходя из представления об иерархической организации психического состояния и его основных составляющих. Методика позволяет изучить основные стороны психического состояния личности: психические процессы, физиологические реакции, переживания и поведение.

Опросник построен по типу семантического дифференциала и содержит 40 основных биполярных характеристик психического состояния, разделенных на четыре блока (структуры), каждый из которых имеет по 10 показателей, а именно: психические процессы (ощущения, чувствительность к внешним воздействиям; чёткость, осознанность восприятия; особенности представлений; память; мышление; воображение; речь; эмоциональные процессы; волевые процессы и внимание), физиологические реакции(температурные ощущения; состояние мышечного тонуса; координация движений; двигательная активность; сердечно-сосудистая система; проявления со стороны органов дыхания; состояние потоотделения; ощущения со стороны желудочно-кишечного тракта; состояние слизистой оболочки рта; окраска кожных покровов), переживания(радость-печаль; активность-пассивность переживаний; направленность переживаний; напряжение расслабление переживаний), поведение(пассивность, непоследовательность импульсивность, необдуманность, неуправляемость, неадекватность, расслабленность, неустойчивость, неуверенность, закрытость).

Ответы обследуемого человека оцениваются по 11-балльной шкале. На основании суммы баллов оценивается выраженность той или иной структуры состояния, а также выраженность каждого показателя. Результатыобработки отражаются графически в виде гистограмм или строится интегральный рельеф состояния.

& Методы диагностики измерения психических состояний личности. —М.. 2004. — С. 142-147.

98. Уровень ПЭН (психоэмоционального напряжения) и его источников

Опросник позволяет определить уровень психоэмоционального напряжения у взрослых людей и его основные источники.

& Копина О. С., Суслова Е. А., Заикин Е. В. Экспресс-диагностика психоэмоционального напряжения и его источников.//Вопросы психологии 1995, №3. — С. 119-132.

99. Опросник для выявления состояния уверенности–неуверенности

Опросник предложен Н. Н. Обозовым. Соедржит 57 утверждений с четырьмя вариантами ответов, которые оцениваются баллами от 0 до 3. Общая сумма баллов по всему опроснику переводится в шкальные оценки, которые и свидетельствуют о выраженности состояния (чувства) уверенности или неуверенности.

& Методы диагностики измерения психических состояний личности. —М.. 2004. — С. 148-153.

100. Диагностика психического "выгорания"

Методика предложена А. А. Рукавишниковым и направлена на диагностику психического "выгорания".

Опросник содержит 72 утверждения. Варианты ответов: обычно, часто, редко, никогда.

Обработка результатов производится по трем шкалам: психоэмоциональное истощение, личностное отдаление и профессиональная мотивация, а также общая оценка психического "выгорания".

Приведены нормативные таблицы для оценки уровня развития каждого из симптомов и общей оценки "выгорания".

& Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика личности и малых групп. —М., 2005. — С.357-360.

101. Опросник "Профессиональное выгорание"

Методика разработана американскими психологами К. Маслач и С Джексон, адаптирована Н. Е. Водопьяновой. Предназанчена для измерения степени "выгорания" в профессиях типа "человек–человек".

Содержит 22 утверждения, относительно которых испытуемый отмечает частоту их появления: "никогда", "очень редко", "иногда", "часто", "очень часто", "каждый день".

Опросник имеет три шкалы: эмоциональное истощение, деперсонализация, редукция личных переживаний.

Имеются несколько вариантов опросника, предназначенные для: инженерно-технических работников, для коммерческого персонала, для продавцов, для сотрудников правоохранительных органов, для медицинских работников, для менеджеров и для консультантов фонда социальной защиты

& Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. — СПб., 2000. — С. 469-470.

& Водопьянова Н., Старченкова Е. Синдром выгорания: Диагностика и профилактика. —СПб., 2005, сс. 199-208.

& Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика личности и малых групп. —М., 2005. — С.360-362.

102. Диагностика уровня эмоционального выгорания

Методика разработана В. В. Бойко и предназанчена для определения уровня сформированности психологической защиты в форме эмоционального выгорания.

В опроснике содержится 84 утверждения, касающейся особенностей деятельности испытуемого, его отношения к работе и взаимодействия с людьми. Ответы: "да", "нет".

Сформированность эмоционального выгорания оценивается как по итоговому показателю по всей методике в целом, а также по фазам развития стресса и симптомам для каждой из фаз: фаза "напряжение" — переживание психотравмирующих обстоятельств, неудовлетворенность собой, "загнанность в клетку", тревога и депрессия; фаза 2резистенция" — неадекватное избирательное реагирование, эмоционально-нравственная дезориентация, расширение сферы экономии эмоций, редукция профессиональных обязанностей; фаза "истощение" — эмоциональный дефицит, эмоциональная отстраненность, личностная отстраненность (деперсонализация), психосоматические и психовегетативные нарушения.

& Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. — М., 1996. — С. 132-153.

& Бойко В. В. Энергия эмоций. — М., 2003. — С. 151-156.

& Водопьянова Н., Старченкова Е. Синдром выгорания: Диагностика и профилактика. —СПб., 2005, СС. 216-221.

& Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика личности и малых групп. —М., 2005. — С.395-399.

103. Опросник «Суверенность психологического пространства»

Опросник разработан Нартовой-Бочавер С. К. и позволяет диагностировать целостность границ личности. Наиболее важной характеристикой, по мнению автора методики, является прочность границ психологического пространства, дающая человеку переживание суверенности собственного «Я», чувство уверенности, безопасности, доверия к миру.

Опросник содержит 80 утверждений; ответы испытуемого «да» или «нет».

В результате обработки ответов получаются общая оценка суверенности психологического пространства, а также оценки по шести шкалам, отражающие измерения психологического пространства: суверенность физического тела, суверенность территории, суверенность мира вещей, суверенность привычек, суверенность социальных связей, суверенность ценностей.

Первичные оценки могут быть переведены в стандартные Т-баллы.

Результаты диагностики квалифицируют психологическое пространство личности как суверенное, если человек сумел противостоять разрушающим влияниям извне или избежал их, депривированное, если ему приходится переживать собственное бессилие в попытке отстоять границы личности, или разрушенное, если деструктивные влияния имели тотальный характер.

Разработаны стандартные шкалы — z-показатели и Т-баллы.

Может применяться для диагностики испытуемых, начиная с 11-12 лет. При диагностике взрослых используется смещенная ретроспективная инструкция.

При модификации инструкции автор предлагает использовать опросник для оценки психологической близости членов семьи и дистанционных отношений внутри семьи.

& Нартова-Бочавер С. К. Опросник «Суверенность психологического пространства» — новый метод диагностики личности.//Психологический журнал. Том 25,№ 5. —М., 2005, СС. 77-89.

& Нартова-Бочавер С. К. Человек суверенный: психологическое исследование субъекта в его бытии —СПб.: Питер, 2008. — Сс. 351-370. — приведены мужской и женский варианты опросника, стандартные шкалы для мальчиков и девочек.

104. Тест рисуночной ассоциации С. Розенцвейга

Проективный тест С. Розенцвейга предназначен для исследования реакций на неудачу и способов выхода из ситуаций, препятствующих деятельности или удовлетворению потребностей личности (фрустрирующих ситуаций).

Стимульный материал содержит 24 карточки с изображением фрустрирующих ситуаций. Задача испытуемого дать ответную фразу в каждой ситуации. Ответные реакции оцениваются по направлению: экстрапунитивные, интропунитивные, импунитивные, и по типу: препятственно-доминантные (с фиксацией на препятствии), самозащит­ные (с фиксацией на самозащите), необходимо-упорствующие (с фиксацией на удовлетво­рении потребности), а также КГА - уровень адаптации субъекта к своему социальному ок­ружению.

Разработандетский вариант (6 лет – 13 лет); взрослый вариант и подростковый вариант.

& Лукин С. Е., Суворов А. В. Тест рисуночной ассоциации С Розенцвейга (руководство по использованию) — СПб., 1993 МГП "ИМАТОН". — Детский и взрослый варианты. Обработка только взрослого вари­анта.

& Альманах психологических тестов. — М., 1996. — С. 277-316.—Детский и взрослый ва­рианты. Неплохо прописана обработка и интерпретация результатов.

& Лучшие психологические тесты. — Петрозаводск, 1992. — Взрослый вариант. Деловые ситуации. Обработка и интерпретация значительно упрощены.

105. Вербальный фрустрационный тест

Стимульным материалом являются фрустрирующие фразы, на которые испытуемый должен дать ответ. Оценка ответов традиционная, как и в тесте Розенцвейга.

Применяется для исследования взрослых.

& Собчик Л. Н. Вербальный фрустрационный тест. — СПб.: изд. «Речь», 2002.

Наши рекомендации