Шкала оценки речевых притязаний

Разработана на отделении речи Санкт-Петербургского НИИ уха, горла, носа и речи.

Речевые притязания характеризуют мотивацию ребенка или подростка на работу по исправлению своей речи, поэтому их определение имеет важное значение для логопеда. Эта методика особенно требует неформального контакта с испытуемым, в ином случае, особенно дети младшего школьного возраста, могут давать ответы, желательные, по их мнению, взрослому.

Требуется или подтвердить высказывание, поставив рядом с ним знак «+», или отвергнуть их, поставив знак «-». За один балл принимается ответ, совпадающий по знаку с ключом.

Текст опросника и ключ

№ п/п Высказывания Ключ
1 Вы настойчивы в совершенствовании своей речи +
2 Вы без колебаний готовы использовать любые для того, чтобы улучшить свою речь +
3 Вы совершенно уверены, что сумеете отлично овладеть своей речью +
4 Вы можете научиться говорить не хуже любого оратора +
5 Есть веши более важные, чем речь -
6 Когда вы полностью овладеете своей речью, вы сможете достигнуть в жизни гораздо большего +
7 Вы непременно хотите пройти несколько курсов по овладению правильной речью +
8 Вы убеждены, что только самостоятельные занятия приведут к улучшению речи +
9 Больше вас никто не работает над своей речью +
10 Вы неустанно стремитесь к улучшению своей речи +
11 Вы вполне удовлетворены достигнутыми успехами в своей речи -
12 Не во всяком деле нужна хорошая речь -
13 Вы готовы трудиться день и ночь даже ради самого маленького успеха в улучшении речи +
14 Ничто не мешает вам работать над речью +
15 Вы готовы отказаться от работы, которая требует хорошего владения речью, даже если она вам очень нравится +
16 Сейчас вы гораздо больше, чем раньше, понимаете, как важно упорно работать над своей речью +
17 Самостоятельные занятия речью приносят слишком мало пользы, чтобы придавать им большое значение -
18 Есть множество дел, которые отвлекают вас от работы над речью -
19 Вам неприятно, когда вашу речь трудно слушать тем, с кем вы разговариваете +
20 Вы можете заставить себя работать над речью, даже если вам этого не очень хочется +
21 Вам трудно понять тех, кто прикладывает мало усилий при работе над речью +
22 Без хорошей речи нельзя рассчитывать на серьезные успехи в жизни +
23 По речи судят о человеке, поэтому нужна хорошая речь +
24 Вы не стали бы заниматься своей речью, если бы окружающие не обращали па нее внимания -
       

Анализ результатов.Учитывается суммарный балл, который может зависеть от ряда причин, например, индивидуальных особенностей испытуемого, тяжести речевого дефекта и др. Средний показатель для лиц без речевых нарушений составляет 9±3 балла.

Дополнительные сведения об уровне речевых притязаний могут быть получены при использовании методики незаконченных предложений.

Дополнительная литература

Абрамова Г. С. Введение в практическую психологию. —М., 1994.

Абрамова Г. С. Практикум по психологическому консультированию. — Екатеринбург, 1995.

Айзенберг Б.И., Арутюнян Л.З., Барышникова Н. А. и др. Психотерапия в дефектологии: Книга для учителя. — М., 1992.

Акимова М.К., Козлова В. Т. Анализ результатов диагностических методик, ориентированных на норматив // Вопросы психологии. — 1985. — №5.

Альманах психологических тестов. — М., 1995.

Анастази А. Психологическое тестирование. — М., 1986.

Асатиани Н.М., Белякова Л. И., Власова Н.А. и др. Заикание. — М., 1983.

Астапов В. М. Введение в дефектологию с основами нейрои патопсихологии. — М., 1994.

Бараш Б. А. Перспективы использования проективной методики «Нарисуй человека» в обследовании детей с нарушениями поведения // Расстройства психических функций у детей и медико-педагогическая коррекция.Л., 1989.

Беккер К. П., Совак М. Логопедия: Пер. с нем. / Под ред. Н.А. Власовой. — М., 1981.

Белякова Л. И., Саитбаева Э.Р., Матанова В. Особенности развития речи заикающихся дошкольников // Проблемы патологии речи: Тезисы Всесоюзного симпозиума. — М., 1989.

Бернс Д. Хорошее самочувствие. — М., 1995.

Блейхер В.М., Крук И. В. Патопсихологическая диагностика. — Киев, 1986.

Блейхер В. М. Клиническая патопсихология. - Ташкент, 1976.

Богданова Т. Г., Корнилова Т. В. Диагностика познавательной сферы ребенка. — М., 1994.

Бурлачук Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психологической диагностике. — Киев, 1989.

Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика личности. — Киев, 1989.

Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. — СПб., 2000.

Варга А. Я., Смехов В. А. Психологическая коррекция взаимоотношений детей и родителей // Вест. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. — 1986.-№1.

Васильченко Г.С., Решетняк Ю.А. Исследование межличностных отношений у сексологических больных // Общая сексопатология. — М., 1977.

Вильсон Д. К. Нарушения голоса у детей. — М., 1990. Виноградова А.Д. Методика обследования готовности к школьному обучению детей 5—7 лет: Метод. пособие. — СПб., 1992.

Виноградова Т.А. Внутренняя картина болезни локальных поражений мозга (к проблеме самосознания): Автореф. дисс.... канд. психол. наук. — М., 1979.

Виноградова Т.А. Внутренняя картина болезни локальных поражений мозга // Вести. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. — 1979. — № 2.

Витцлак Г. Принцип деятельности в психодиагностике и его применение для развития психологического метода // Вопросы психологии. — 1984. - № 4.

Войтко В. И., Гильбух Ю.З. Школьная психодиагностика. — Киев, 1980.

Волков В. Т., Стрелис А. К., Караваева Е. В. и др. Личность пациента и болезнь. — Томск, 1995.

Волкова Г. А. Методика обследования нарушений речи у детей. — СПб., 1993.

Волкова Л. С., Лалаева Р. И., Мастюкова Е. М. и др. Логопедия: В 2 кн. — М., 1995.-Кн. 1.

Ганнушкин П. Б. Клиника психопатий, их статистика, динамика, систематика. — М., 1933.

Гарбузов В. И., Захаров А. И., Исаев Д. Н. Неврозы у детей и их лечение. - Л., 1977.

Генкин А.А., Медведев В.И., Шек М.П. Некоторые принципы построения корректурных таблиц для определения скорости переработки информации // Boпpocы психологии— 1963. — № 1.

Гильбух Ю.З. Психодиагностика в школе — М., 1989.

Головей Л.А., Грищенко Н.А. Психологическая служба в школе. - М., 1990.

Гольдшейдер А. Боевые вопросы врачевания. — Л., 1929.

Гуревич К. М. Школьный тест умственного развития. — М., 1987.

Демьянов Ю.Г. Клинико-психологическое обследование детей с так называемой задержкой психического развития // Дефектология: Научно-теоретическая конференция. — Л., 1967.

Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. — СПб., 2000.

Дин Е. С., Вирц С., Бенхам Ф. Корреляция между лингвистической деятельностью и функциональной коммуникацией // Проблемы патологии речи: Тезисы Всесоюзного симпозиума. — М., 1989.

Жабицкая Л. Г. Психодиагностика для учителя. - Кишинев, 1990.

Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. — М., 1986.

Захаров А. И. Детские неврозы. — СПб., 1995.

Захаров А. И. Как помочь нашим детям избавиться от страха. — СПб., 1995.

Иванов Н. В. О диагностическом значении позиций личности при неврозах // Проблемы личности— М., 1970.

Иванова А. Я. Обучаемость как принцип оценки умственного развития детей.—М.. 1976.

Исаев Д. Н. Психопрофилактика в практике педиатра. — Л., 1984.

Калягин В. А. Заикание: тяжесть и прогноз // Механизмы речевого процесса и реабилитации больных с речевыми нарушениями. —Л., 1989.

Калягин В.А., Мацько Л. Н. Типологические и личностные характеристики взрослых заикающихся // Заикание: Экспериментальные исследования и методы реабилитации. — М., 1986.

Калягин В.А., Степанова Г.М. Оценка особенностей речи и личности заикающихся с помощью личностных психодиагностических тестов // Дефектология. — 1996. — № 3.

Калягина Л. В. Характеристика внимания больных маниакально-депрессивным психозом в разные фазы заболевания // Журнал невропатологии и психиатрии. — 1972. — № 4.

Карвасарский Б.Д. Психотерапия. — М., 1985.

Карвасарский Б.Д., Ташлыков В.А., Тупицын Ю.А. Патогенетическая психотерапия и задачи ее развития на современном этапе // Восстановительная терапия и реабилитация больных с нервными и психическими заболеваниями. — Л., 1982.

Коржова Е. Ю. Человек болеющий: Личность и социальная адаптация. Психодиагностическое исследование больных с приобретенными пороками сердца. — СПб., 1994.

Корнев А. Н. Дислексия и дисграфия у детей. — СПб., 1995.

Леонгард К. Акцентуированные личности: Пер. с нем. — Ростов н/Д, 1997.

Либих С. С. Психология больного и психология болезни // Вопросы медицинской психологии и психотерапии. — Тамбов, 1974.

Логопедическое и педагогическое обследование детей раннего возраста // Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи: Метод. пособие. — М., 2000.

Лозовой А. И. Изучение ИЗОдеятелыюсти детей в целях дифференциальной диагностики степеней умственной отсталости. — Л., 1978.

Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека. — М., 1969.

Лурия Р. А. Внутренняя картина болезней и иатрогенные заболевания. — М., 1939.

Лучшие психологические тесты / Под ред. А. Ф. Кудряшова. — Петрозаводск, 1992.

Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. — СПб., 2003.

Маркова А.К., Лидерс А.Г., Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. — Петрозаводск, 1992.

Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. — СПб., 2000.

Методика для психологической диагностики типа отношения к болезни. —Л., 1987.

Митринович-Моджиевска А. Патофизиология речи, голоса и слуха. — Варшава, 1965.

Мясищев В.Н. Личность и неврозы. - Л., 1960.

Некрасова Ю. Б. Динамика психических состояний заикающихся при логопсихотерапии // Вопросы психологии. — 1985. — № 2.

Немов Р. С. Психология. — М., 1994. — Кн. 3.

Немчин Т.А. Изучение состояний тревоги у больных неврозами при помощи опросника // Вопросы современной психоневрологии. — Л., 1966.

Николаева В. В. Влияние хронической болезни на психику: Психологическое исследование. — М., 1987.

Орлова О. С. Коррекционно-педагогическая работа у детей с нарушениями речи // Актуальные проблемы фониатрии: Тезисы докладов международного симпозиума. — Екатеринбург; М., 1996.

Основы профессионального психофизиологического отбора / Под ред. Н. В. Макаренко и др. — Киев, 1987.

Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста / Сост. Н.А. Ноткина, Л. И. Казьмина, Н. Н. Бойнович.— СПб., 1995.

Павлов И. П. Ответ физиолога психологам // Полн. собр. соч. — М.; Л., 1951.-Т.2.-Кн.1.

Павлов И.П. Полн. собр. соч. — М., 1951. —Т. 3.

Пивоварова Г. Я., Панасюк А. Ю. Возрастная динамика некоторых характеристик темперамента детей школьного возраста // Методы моделирования и разработки нормативов постнатального сомато-психического развития. — М., 1976.

Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических понятий. - М., 1984.

Платонов К. К. Проблема личности в общественной психологии //

Вопросы психологии. — 1972. — № 1.

Плюснин Ю.М., Богатырев О.А., Быченков О.Е. Пространственное поведение и социальный статус ребенка в группе // Вопросы психологии. — 1993. - № 2.

Поддьяков Н. Н. Мышление дошкольника. — М., 1977.

Полищук И. А., Видренко А. Е. Атлас для экспериментального исследования отклонений в психической деятельности человека. — Киев, 1979.

Понятийно-терминологический словарь логопеда/Под ред. В.И.Селиверстова. — М., 1997.

Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л.А.Головей, Е.Ф.Рыбалко. - СПб., 2001.

Практикум по общей и экспериментальной психологии. — Л., 1987. Практикум по патопсихологии / Под ред. Б.В.Зейгарник и др. — М., 1987.

Практикум по психодиагностике / Под ред. А.А.Бодалева. — М., 1988.

Практикум по психологии умственно отсталого ребенка / Сост. А. Д. Виноградова. — М., 1985.

Практикум по психологии / Под ред. А-Н.Леонтьева, Ю.Б. Гиппенрейтер. — М., 1972.

Практическая психодиагностика: Методики и тесты: Учеб. пособие. — Самара, 1998.

Прихожан A.M. Применение методов прямого оценивания в работе школьного психолога // Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психологических методик. — М., 1988.

Психодиагностические методы в педиатрии и детской психоневрологии / Под ред. Д.Н.Исаева, В.А. Кагана. — СПб., 1991.

Психолог в детском дошкольном учреждении: Метод. рекомендации. — М., 1996.

Психологическая диагностика / Под ред. К. М. Гуревича. — М., 1981.

Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка / Под ред. М.М.Семаго. — М., 1999.

Рахманов В.М. Психотерапия в сурдологии. — Киев, 1986.

Рогов Е. И. Настольнаякнига практического психолога: Альманах психологических тестов. — М., 1995.

Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы по психологической диагностике. — М., 1991.

Рохлин Л. Л. Психический фактор в клинике внутренних болезней // Роль психического фактора в происхождении, течении и лечении соматических болезней. — М., 1972.

Рыбаков Т. В. Атлас для экспериментально-психологического исследования личности (с подробным описанием и объяснением таблиц). — М., 1910.

Скиннер К.М. Оценка функциональной коммуникации // Проблемы патологии речи: Тезисы Всесоюзного симпозиума. — М., 1989.

Скородумов А. Психодиагностика свойств личности // Военный вестник. 1992—№2.

Славина Л. С. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным школьникам. — М., 1959.

Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. - М., 1982.

Тарасов Д.И., Василенко Ю. С. Современное представление о фониатрии и ее задачах // Актуальные проблемы фониатрии: Тезисы докладов международного симпозиума. — Екатеринбург; М., 1996.

Ташлыков В.А. Внутренняя картина болезни и ее значение для психологической диагностики при неврозах // Журнал невропатологии и психиатрии. — 1989—№ 11.

Ташлыков В.А. Психология лечебного процесса. — Л., 1984.

Телеляева Л.М. Голосовая патология при некоторых нервно-психических заболеваниях //Дмитриева А. Б., Телеляева Д. М., Таптапова С.Л. и др. Фониатрия и фонопедия. — М., 1990.

Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. — М., 2000.

Фотекова Г., Ахутина Т. Нейропсихологическая диагностика речевой патологии у детей // Школьный психолог. — 2001. — № 37, 38.

Франселла Ф., БаннистерД. Новый метод исследования личности. Руководство по репертурным личностным методикам. — М., 1987.

Фукин A. И., Иванов Б. М., Фукина Л. И. Методики исследования психического развития детей при отборе их в школу. — Набережные Челны, 1993.

Ханин Ю.Л. Диагностика состояния тревоги и личностной тревожности у детей и подростков: Методы, рекомендации. — Вильнюс, 1988.

Ханин Ю. Л. Стамбулов А. В. Методика исследования отношений между спортсменом и тренером / Психологические проблемы предсоревновательной подготовки квалифицированных спортсменов. — Л., 1977.

Хомская Е.Д. Нейропсихология: Учебник для вузов. — 3-е изд. — СПб., 2003.

Худик В.А. Исследования интеллекта и личности. Исключение предметов. — Киев, 1994.

Цветкова Л. С., Ахутина Т. В., Пылаева Н.М. Методика оценки речи при афазии. — М., 1981.

Шафранская К.Д. Эмоциональные характеристики и их структура // Психодиагностические методы (в комплексном лонгитюдном исследовании студентов). — Л., 1976.

Шах Б. И. Оценка уровня тревожности как компонент общего психолого-педагогического диагноза в системе профконсультации старшеклассников // Вопросы диагностики психического развития— Таллинн, 1974.

Шванцара Й., Балаштик Б., Голуб В. и др. Диагностика психического развития. — Прага, 1978.

Шилов И. Ю. Фамилистика (Психология и педагогика семьи): Практикум. — СПб., 2000.

Шкловский В.М. Заикание. — М., 1994. Юрьев А. И. Личность и деятельность. —Л., 1982.

Amster В. Perfectionism and Stuttering // J. Fluency Dis. — 1994. — Vol. 19. — N 3.

Barbara D.A. The psychotherapy of stuttering. — N.Y., 1962.

Behrendi W., Pasher W., Schmidt V. Motivation und Widerstand des Patienten bei der Diagnostik psychisch mitverursachter funktioneller Stimmstorungen. Erfahrungen aus der phoniatrischen Teamarbeit // Shuache — Stimme — Gehor.—1989.—Bd.l3.

Bloodstein 0. A handbook on stuttering. — Chicago; Illinois, 1969.

Buck J. House-tree-person drowing technigue // Contribution toward Medical Psichology.-N.Y., 1953.

Bums R.S., Kaufman S.H. Action, styles and symbols in kinetik family drawings: An interpretative manual. — N.Y. — L., 1972.

Daly D. The clutterer // K.O.St Louis (Ed.) The Atypical Stutterer: Principles and Practices of Rehabilitation.—- N.Y., 1986.

Eng H. Kinderzeichen.— Leipzig, 1927.

Godenough F.L. Measurement of Intelligence by Drawings. — N.Y., 1926.

Goodenough G., Harris D. B. Steadies in psychology of children's drawings. II 1928-1949//Psychol. Bull.-1950.-Vol.47.

Guitar B. Stuttering // Speech Evalution in Medicine. — N.Y., 1981.

Harris D. B. Children's drawings as measures of intellectual maturity. — N.Y., 1963.

Hulse W. Childhood conflict express through family drawings // Quarterly journal of child behaviour. — 1951. — Vol. 3.

Leary T. Interpersonal diagnosis of personality. — N.Y., 1957. Miller S., Watson В. С. The relationship between communication attitude, anxiety, and depression in stutterers and nonstutterers // J. Speech Hear. Res, — 1992.-Vol.35.

Mondelaers B.J.E. The profile of the speech and language therapist in the europien union and the situation of logopedic care for children with voice, speech hearing disorders // Актуальные проблемы фониатрии: Тезисы докладов международного симпозиума. — ЕкатеринбургМ 1996

Schmieshek H. Fragebogen zur Ermittlung akzentuiczter Personlichkeiten // Psychiatry. Neurol. und med. Psychol. — 1970.

Silverman E. М. Communications attitudes of women who stutter. – Journal Speech and Hearig Disorders. — 1980. — Vol. 45. — N. 4.

Tarkowski Z. Jakanie wezrsnodzieciece. — Warszawa 1992

Tarkowski Z. Semantic Development of the Utterance of the Stutterers at the Preschool Age // J. of Fluency Disorders.— 1994— V 19 —N 3

Tarkowski Z. Jakanie zagadnienia etiologii, diagnozy terapii i prognozy -Warszawa, 1987.

Zigmond A S., Snaith R. P. The Hospital Anxiety and Depression scale // Acta Psychiatr. — Scand. — 1983. — Vol. 67.

Наши рекомендации