Эффект "пика автобиографических воспоминаний" и его содержательные интерпретации
Когда психология реализует себя как естественнонаучная дисциплина, она претендует на открытие универсальных законов функционирования психики. Поэтому каждый новый закон становится объектом пристального внимания исследователей. Два десятилетия назад в рамках еще только складывающихся знаний о механизмах работы автобиографической памяти был впервые описан эффект "пика воспоминаний" [the reminiscence bump] [20]. Он заключается в следующем: когда испытуемых просят вспомнить события своей жизни, наблюдается воспроизведение непропорционально большого количества событий, относящихся к периоду юности и ранней зрелости (15 - 30 лет).
В исследовании Д. Рубина, С. Вецлера и Р. Небеса испытуемым предлагалось вспомнить события личного прошлого в ответ на ключевые слова [там же]. Изображенная на рис. 1 кривая показывает временное распределение 1373 автобиографических воспоминаний, полученных от 70 респондентов, средний возраст которых составлял примерно 70 лет.
Эффект "пика воспоминаний", т.е. своеобразного "сгущения" воспоминаний о периоде между 15 и 30 годами на фоне относительно низкого количества событий, воспроизводимых в другие возрастные периоды, был проверен в ряде лаборатории на испытуемых различных возрастных групп и оказался очень устойчивым [12, 13]. Д. Хайланд и А. Акерман провели исследование воспоминаний 72-х респондентов в возрасте от 17 до 73 лет. А. Янсари и А. Паркин рассматривали воспоминания представителей трех возрастных групп: 36 - 49, 46 - 50 и 56 - 60 лет. Во всех случаях наблюдался указанный эффект "пика".
Неравномерное распределение автобиографических воспоминаний по временной оси жизни ставило под сомнение традиционное представление о закономерностях забывания, согласно которым следовало ожидать, что "кривая забывания" в автобиографической памяти имеет форму, аналогичную классическому закону Эббингауза (1885), представляя собой монотонно угасающую функ-
Рис. 1. Распределение количества автобиографических воспоминаний в зависимости от возраста свершения события (по Rubin et al., 1986).
стр. 22
цию зависимости количества воспоминаний от времени. Важно отметить, что данный феномен наблюдался только на материале автобиографической памяти. Это послужило дополнительным аргументом в пользу признания ее особого статуса среди других видов и типов памяти.
Рубин с коллегами считают, что характер распределения количества воспоминаний вдоль оси времени зависит от вкладов трех независимых составляющих: 1) возрастающее количество воспоминаний о событиях, произошедших за несколько лет до опроса, что отражает "оперативную" составляющую автобиографической памяти; 2) низкое количество воспоминаний о раннем детстве отражающее действие детской амнезии (известно, что люди обладают лишь фрагментарными воспоминаниями о времени, пока они не достигли примерно трехлетнего возраста); 3) собственно "пик воспоминаний", относящийся к периоду 15 - 30 лет [20].
Последовавший за первыми публикациями всплеск интереса к феномену "пика воспоминаний" обнаружил, что можно исключить оперативный компонент полученной кривой, если просить испытуемых вспомнить наиболее яркие и важные события прошлого [7, 10, 22]; вспомнить события, которые они хотели бы включить в свои мемуары, или рассказать историю своей жизни в произвольной форме [24]. Причем, при названных модификациях инструкции процент воспоминаний, относящихся к периоду "пика", повышался с 17 до 57%.
В ряде исследований действие эффекта "пика воспоминаний" было изучено косвенными методами [11, 15]. Например, книги, музыка и кинофильмы, с которыми люди ознакомились в возрасте 15 - 30 лет, оцениваются ими как наиболее приятные и оставившие незабываемые впечатления.
Таким образом, существование эффекта "пика" автобиографических воспоминаний уже является доказанным фактом. Однако встает проблема интерпретации найденного феномена. В настоящее время предложено несколько его объяснений [8]. Наиболее адекватными из них нам представляются те, которые объясняют данный эффект как результат интериоризации культурных жизненных сценариев или как артефакт формирования идентичности.
Взгляд на эффект "пика" как результат интериоризации культурных жизненных сценариев оформился недавно [23, 24, 26, 27]. Под жизненными сценариями авторы, следуя известной концепции Р. Шанка и Р. Абельсона [25], подразумевают разделяемые всеми членами культурной общности представления о типичном содержании и "расписании" жизненных событий. Логика рассуждения авторов сходна с положениями, развиваемыми в рамках отечественной традиции культурно-исторического подхода [1]. "Если бы мы теперь хотели рассмотреть память взрослого культурного человека, мы должны были бы брать ее не таковой, какой ее создала природа, а такой, какой ее создала культура" [2, с. 436]. Культурные жизненные сценарии являются теми идеальными орудиями, которые преобразуют автобиографическую память в высшую психическую функцию, детерминируя ее организацию как в содержательном, так и во временном аспекте. Важно отметить, что поскольку культурные жизненные сценарии присваиваются субъектом по мере социализации, то с их помощью опосредствуется отбор автобиографической информации на стадии запечатления и определяется преимущественное извлечение тех или иных воспоминаний.
В исследовании, проведенном Д. Рубином и Д. Бернтсен, испытуемых просили указать семь наиболее вероятных событий жизни человека, датировать их и оценить по критериям величины субъективной вероятности их присутствия в жизни и важности для испытуемого [23]. Было установлено, что: 1) культурные сценарии жизни действительно существуют и разделяются большинством членов сообщества - наиболее часто указываемые события составляли 90% от упоминаемых вообще; 2) культурные сценарии включают в себя преимущественно социально желательные, позитивные события; 3) даты событий, вошедших в культурные сценарии, образуют эффект "пика" - шесть из семи наиболее часто упоминаемых событий относятся к возрасту 16 - 30 лет.
Полученные данные хорошо согласуются с ранее обнаруженным теми же авторами фактом, что эффект "пика" касается позитивных событий, но не наблюдается для негативных. Основываясь на полученных результатах, Рубин и Бернтсен считают доказанным, что эффект "пика" представляет собой реализацию механизма структурирования поступающей автобиографической информации в соответствии с универсальными правилами организации жизненного сценария.
Поэтому цельюнашего первого эмпирического исследования было выявить присущий выборке российских испытуемых культурный жизненный сценарий и проанализировать, насколько данный конструкт изоморфен обсуждаемой в литературе временной конфигурации автобиографической памяти (эффекту "пика воспоминаний"). Подтверждение гипотезыоб их изоморфности, по нашему мнению, служит достаточным основанием для принятия положения о функционировании культурного жизненного сценария в качестве идеального интериоризированного средства регуляции автобиографической памяти.
Второй подход в интерпретации эффекта "пика" связывает его с понятием идентичности. Очевидно, что формирование и поддержание устой-
стр. 23
чивой идентичности невозможно без обращения к индивидуальной автобиографической памяти, которая, обеспечивая фиксацию, сохранение, организацию и актуализацию информации о личностно значимых событиях и состояниях, определяет временной аспект существования и самопрезентации идентичности. Как указывает П. Иакин: "Если внутреннее переживание субстанциональности Я гарантирует существование идентичности, то память дает жизнь самому этому гаранту" [9, с. 291]. Исходя из функционального понимания автобиографической памяти в качестве одного из главных ресурсов формирования и поддержания идентичности [3, 9, 13, 18], можно предположить существование особого механизма сохранения высокой "плотности" воспоминаний, адресованных юности, как периоду обретения человеком "первой" самостоятельной идентичности, о которой говорил Э. Эриксон.
Исследователь "календарных" эффектов в автобиографической памяти М. Шам связывает "пик" с периодами "первых опытов", которые запечатлеваются в памяти, с одной стороны, из-за своей новизны, а с другой - вследствие яркой эмоциональной окраски. По его мнению, подобные моменты становятся "опорными точками памяти", к которым человек часто обращается в дальнейшем [28]. Дж. Фитцжеральд утверждает, что феномен "пика" связан с потребностью создания личной истории как одного из результатов достижения идентичности [10]. У. Найссер, соглашаясь с ним, считает, что "пик" отражает укорененную в конкретных воспоминаниях систему самоописаний, которая формируется в данный возрастной период [17]. С ними солидарны С. Б лак и Т. Хабермас [6], а также Д. Мак Адамс [16], отмечающие, что поздняя юность - это время, когда непосредственный опыт впервые оформляется в связную историю жизни. М. Конвей и К. Плейделл-Пирс описывают период "пика" как "преимущественную фиксацию событий, консолидирующих Я" [7, с. 280].
Как мы видим, все существующие интерпретации подчеркивают универсальный характер эффекта "пика автобиографических воспоминаний". Однако, по нашему мнению, есть основания полагать, что за эффектом "пика" стоят не только универсальные, но и индивидуальные факторы.
Идентичность не достигается раз и навсегда. Аналогичный описанному выше способ работы автобиографической памяти может многократно наблюдаться на протяжении жизни человека в том случае, когда он сталкивается с ситуацией, которую можно условно назвать "прерванной идентичностью" (diachronic disunity) [14]. В подобных ситуациях возникает необходимость переопределения идентичности. Моменты "прерванной идентичности" маркируются в автобиографической памяти как воспоминания о переломных событиях [3,4, 18].
Структура автобиографического воспоминания о переломном событии формируется из содержательного сопоставления двух разновременных систем самоописаний (self-descriptions) в их отношении к точке перелома ("точке разрыва"). Субъекту приходится снова и снова отвечать на вопрос: "Какой я?", основываясь на обращении к воспоминаниям о событиях, связанных с периодом кардинальных личностных изменений [5].
По нашему мнению, воспоминания о переломных событиях способны эффективно выполнять функцию структурирования жизненной истории при условии, что высокой готовностью для воспроизведения будут отличаться не только данные, но и хронологически близкие им события. Это даст личности материал для ответов на вопросы типа: "Каким я был - каким я стал?". Реальным ресурсом для преодоления ситуации прерванной идентичности должны являться как сами переломные события, так и их "предвестники" и ближайшие "последствия". Изучению этого вопроса посвящено наше второе эмпирическое исследование.