Психологические особенности детей младшего школьного возраста
Реформирование системы образования требует кардинального изменения подхода в обучении. Это касается и начальной школы. При этом стоит учитывать особенности детей данной возрастной категории. Начальная школа играет роль подготовительного этапа к обучению в средней и старшей школе. Если рассматривать образовательный процесс в рамках компетентностного подхода, то становится явной необходимость изменения всего процесса обучения младших школьников. В связи с этим стоит более подробно рассмотреть их психические особенности при переориентации образовательного процесса на формирование основных компетенций.
Младшим школьным возрастом в современной периодизации психического развития называют отрезок времени, охватывающий период от 6-7 до 9-11 лет. Это возраст смены стиля и образа жизни в целом. Появляются новые требования, ребенок осваивает новую социальную роль ученика. Меняется восприятие своего места в системе межличностных отношений. Изменяются ценности, интересы, поведение ребенка. Ребенок оказывается на границе нового возрастного периода. К началу обучения в младшей школе ребенок находится в состоянии кризиса 7 лет. Основная причина кризиса в том, что ребенок исчерпал развивающие возможности игр. Теперь ему требуется больше – не воображать, а понимать, как и что работает. Он тянется к знаниям, стремится стать взрослым – ведь именно взрослые, по его мнению, обладают могуществом всезнания. К этому времени ребенок утрачивает детскую наивность и непосредственность; он начинает манерничать, паясничать, кривляться, появляется какая-то клоунада, ребенок строит из себя шута. Он сознательно принимает на себя эту роль, занимает какую-то заранее подготовленную внутреннюю позицию, зачастую не адекватную ситуации, и ведет себя в соответствии с этой внутренней ролью. Отсюда происходит неестественность поведения, непоследовательность эмоций и беспричинные смены настроения. Возникают трудности воспитания, ребенок начинает замыкаться и становится неуправляемым. Этот возраст называется возрастом смены зубов, возрастом вытягивания. Изменяются черты лица, ребенок быстро растет, повышаются его выносливость, мышечная сила, совершенствуется координация движений. В этом периоде многие психологи выделяют появление новых поведенческих характеристик:
· ребенок не выполняет просьбы родителей или отсрочивает время их выполнения;
· непослушание;
· капризы;
· ребенок не сразу реагирует на обращение к нему взрослых, как будто не слышит их;
· демонстративная взрослость;
· часто хитрит;
· пристальное внимание к своей внешности, одежде, главное, чтобы не выглядеть, как «маленький»;
· ожидание похвалы;
· упрямство;
· требовательность;
· обостренная реакция на критику.
Л. С. Выготский отмечает, что самой существенной чертой кризиса 7-ми лет является начало дифференциации внутренней и внешней стороны личности ребенка: он начинает осмысленно ориентироваться в собственных переживаниях. Ребенок начинает понимать, что значит «я сердит», «я добрый», «я грущу», т.е. у него возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях. Но ребенок еще не умеет владеть своими чувствами (не может сдерживать их и не умеет управлять ими). Потому что, утратив одни формы поведения, он еще не приобрел другие. Таким образом, кризис 7 лет является одним из осложняющих факторов адаптации ребенка к школе.
Однако, несмотря на это, младший школьный возраст обладает огромными возможностями как физического и духовного, так и умственного развития. Для их успешной реализации необходимо учитывать не только психические, но и физиологические особенности данного возраста. Так, например, формирование кистей рук завершается лишь к 9-11 годам, в связи с чем, ребенок в начальной школе может испытывать трудности при выполнении письменной работы. С другой стороны в этот период он с легкостью выполняет широкие, размашистые движения, так как большие мышцы уже достаточно хорошо развиты в этом возрасте. Другим примером может служить высокий уровень умственной работоспособности человека. Это объясняется тем, что в возрасте 7-11 лет у ребенка интенсивно растут и развиваются мышцы сердца, благодаря чему мозг получает большое количество крови, что способствует его работоспособности. Тем не менее, этот вид деятельности носит кратковременный характер, так как ребенок подвержен быстрой утомляемости. В дополнение к этому, после семи лет заметно увеличивается вес мозга, особенно его лобных долей, которые играют значительную роль в формировании высших и наиболее сложных функций психической деятельности.
Кроме физиологических особенностей в воспитании и обучении младших школьников стоит учитывать особенности их высшей нервной деятельности. Процессы торможения в их возрасте становятся более выраженными, чем у дошкольников, но склонность к возбуждению еще очень велика. Отсюда – характерная для этого возраста непоседливость. В связи с этим необходимо постоянно привлекать и переключать внимание детей, менять вид деятельности
(Коломинский Я.Л., Основы психологии).
Потребность в постоянной смене деятельности и переключении внимания объясняется сложным переходом от непроизвольных форм восприятия к целенаправленному произвольному наблюдению. В. А. Аверин пишет «Ребенка нужно учить рассматривать объект, руководить его восприятием». (Аверин В.А. Психология детей и подростков: Учёб. пособие. - 2-е изд., перераб. -СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998. - 379 с.).Основным продуктом развития произвольного восприятия является наблюдательность. В. А. Аверин выделяет три условия ее развития:
1) формирование четких представлений о предметах (даже о тех, с которыми встречаются в повседневности);
2) тренировка операций сравнения через сопоставление сходства и различия;
3) при улучшении наблюдательности повышается и внимательность.
Учитывая эти условия и некоторые другие факторы можно отметить, что младший школьник способен к значительной концентрации внимания, но длительность этой концентрации невелика, поэтому очень важно разнообразить деятельность учеников, чередуя умственные нагрузки с физическими или творческими. Такое чередование деятельности способствует не только активному восприятию, переходящему в продуктивную деятельность, но и постоянной умственной работоспособности, активным мыслительным процессам, развитию которых в младшем школьном возрасте отводится особая роль.
С началом школьного обучения мышление становится определяющим в системе других психических функций. Происходит переход от наглядно-образного (предметного) к словестно-логическому, понятийному мышлению. Это длительный и сложный процесс. С одной стороны конкретное предметное мышление ребенка уже подчиняется логическим принципам, с другой – отвлеченные, формально-логические принципы еще недоступны ему. Переход носит плавный характер. В первом классе ученики мыслят предметно, явно. Им необходимы наглядные примеры, образы. Понимание общих теоретических положений происходит лишь благодаря конкретным частным примерам. По мере усложнения материала ученики приобщаются к системе научных понятий, их умственные способности становятся менее связанными с конкретно практической деятельностью и наглядными опорами. Дети овладевают более сложными приемами мыслительной деятельности. Постепенно ученики овладевают такими важными новообразованиями, как анализ, синтез, рефлексия. Формирование полноценной мыслительной деятельности очень важная сторона образовательного процесса в начальной школе. Именно от этого зависит успешность обучения ребенка в дальнейшем. Уже в первом классе дети должно освоить основные мыслительные операции.
В формировании мышления школьников решающее значение принадлежит учению, которое является основным видом деятельности младших школьников. Благодаря учебной деятельности происходит дальнейшее развитие умственных способностей учащихся.
Как сказано выше ведущим видом деятельности в младшем школьном возрасте является учебная деятельность. При этом младший школьник (особенно в 1-2 классах) остается активно включенным в другие виды деятельности: игровую, трудовую, спортивную, творческую. Особенность такого выделения учебной деятельности заключается в том, что учение на данном этапе взросления не сводится исключительно к посещению занятий в школе и выполнению домашнего задания. Ребенок в данном возрасте извлекает знания из любой деятельности, будь то игра, труд или что-то еще. В данный период учебную деятельность можно определить как деятельность, непосредственно направленную на усвоение знаний и умений, выработанных человечеством. Это деятельность саморазвития, самоизменения (в уровне знаний, умений, навыков, в уровне общего и умственного развития). (Кагермазова Л.Ц., Возрастная психология). Л. Ц. Кагермазова включает в структуру учебной деятельности пять компонентов:
· мотивы;
· учебные задачи;
· учебные действия;
· действия контроля;
· действия оценки.
Для осуществления деятельности необходима сформированная мотивационная сфера. Как правило, это система разнообразных мотивов, интересов, целей, потребностей. Для ребенка главным мотивом при поступлении в первый класс в большинстве случаев является сам факт поступления, получения нового более взрослого статуса («стану школьником»). Постепенно данная мотивация сменяется на получение хорошей оценки, одобрение взрослых, сверстников. В лучшем случае мотивом остается «не получить двойку», в худшем – мотивация к учебной деятельности утрачивается. По мнению В.В. Давыдова, учебная деятельность имеет специфическое содержание – это развитые формы человеческого сознания (научного, художественного, нравственного). Предметы науки и культуры – теоретические, абстрактные и требуют особого к себе отношения. Именно теоретическое отношение к действительности - проникновение во внутреннюю сущность вещей и адекватные этому способы ориентации (направленность на овладение новыми способами действий, новыми способами преобразования изучаемого объекта) – важнейшая, специфическая потребность и мотив учебной деятельности.
Познавательные интересы выражены у детей в весьма различной степени. Но, как правило, мотивы познания не занимают ведущего места у младших школьников. Возникновение и поддержание познавательного интереса в младших классах традиционно связывается с игровыми и эмоциональными приемами организации занятия, приданием занимательности материалу, подлежащему усвоению, и т.д. Опираясь на эти способы, отталкиваясь от них, необходимо формировать внутреннюю познавательную мотивацию, теоретический интерес (например, найти общий способ решения всех задач данного типа).
Центральная задача младшей школы – формирование «умения учиться». Только сформированность всех компонентов учебной деятельности и самостоятельное ее выполнение может быть залогом того, что учение выполнит свою функцию ведущей деятельности.
Полноценная учебная деятельность включает умения:
· выделять и удерживать учебную задачу;
· самостоятельно находить и усваивать общие способы решения задач;
· адекватно оценивать и контролировать себя и свою деятельность;
· владеть рефлексией и саморегуляцией деятельности;
· использовать законы логического мышления;
· владеть и пользоваться разными формами обобщения, в том числе теоретическими;
· уметь участвовать в коллективно распределенных видах деятельности;
иметь высокий уровень самостоятельной творческой активности.
(Кагермазова Л.Ц., Возрастная психология)
Все перечисленные анатомо-физиологические и психические изменения данного возрастного периода создают благоприятные предпосылки для учебы, во время которой возникают основные изменения в психике младшего школьника. Именно в процессе учения ребенок приобретает умение выделять и мысленно удерживать учебные задачи, т. е. образцы того, что нужно усвоить и чем надо овладеть. Он учится выполнять предметные и умственные действия, посредством которых происходит полное усвоение этих образцов, а также контролировать и оценивать собственную учебную работу.