Основные этапы становления психологии как науки. Предмет психологии - конкретные факты, закономерности, механизмы психики
Предмет психологии - конкретные факты, закономерности, механизмы психики. :
В древние времена душа не отделялась от тела. Душа - двойник человека; ее потребности и привычки те же, что и у живых людей. Культовое отношение к душе - первоначальная форма религии.
Идея о знематериалькой природе души.Демокрит (5-4 зек до н.э.),Эпикур (4-3зек до н.э.), Лукреций (1 век до н.э.): душа - это орган тела, дух - материальное начала. Разум руководит прстессом жизни. .
Платон (428/27-347 до н.э'.) ввел понятие о частях души: разум, мужество, вожделение (в голове, груди, брюшной полости). Преобладание одной из них определяет принадле;кность индивида к той или иной социальной группе. Он является родоначальником дуализма, т.е. рассматривал материю и дух, тело и психику как два самостоятельных начала.
Аристотель (384-322 до н.э.) идея неразделимости души и живого тела. Учение о растительноя, животной и разумной душе. Высшие способности возникают из низших и на их основе. Теория о формировании характера, в реальной деятельности. Труд “О душе”. Зарождается понятие о сознании. Человек способен иметь не только восприятие и мысли, но и замечать, что они приналлезкат ему, знать, что произвольные действия исходят от него.
В 3 веке до ю. врачи Герофил и Эразистрат открыли нервы. Не тело, а определенные органы (нервы, мозг) нераздельно связаны с психикой.
Интроспехцианизм. Плотин (3 век), Августин (4-5 век): знание заложено в душе, которую постигает собственная деятельность. Это знание - внутренний опыт.
Декарт (1596-1650) открыл рефлекторную природу поведения. Рефлекс - закономерный ответ организма на внешнее воздействие. Мышца способна отвечать и без вмешательства души, в силу устройства нервной системы.
17век - Гоббс (1588-1679) изучал душу. Единственная реальность - механическое движение, законы которого являются законами психологии. Психология стала учением о душеаных явлениях.
17век - Лейбниц (1646-1716) выдвинул понятие о бессознательной психике. Разграничил перцепцию (неосознанное восприятие) и апперцепцию. Идея- о непрерывном развитии психического, о сложном соотношении между сознательным и бессознательным.
18век - ДжЛокк (1632-1704) родоначальник эмпирической психологии. Опыт имеет два источника: деятельность внешних органов чувств и внутренняя деятельность ума.
Материалисты - Гартли, Дидро, Радищев • выводили внутреннее содержание человека из взаимодействия с окружающим миром. Идеалисты (во главе с Беркли) считали, что это создание является "первичным. Главным законом психологии являлся закон ассоциации (саязи) идей. Ассоцианизм становятся господстзутошим направлением з психологик.
18 век - Психология способностей - Вольф (герм.) и Рид (англ.) - душе изначально присущи внутренние силы. В этом вехе постепенно созревает учение о психике как функции мозга (французские материалисты). Начало процесса мышления - впечатления, конечный — выражение мысли, а между этими процессами совершаются нервные процессы в мозгу.
В первой половине 19 веха общепринято, что организму свойственны произвольные и непроизвольные движения (Чарлз Бэл -англ. И Франсуа Мажанди -фр.)
Сеченов “Рефлексы головного мозга” (1S63). Идея рефлекторности психики и психического регулирования деятельности. Психические явления - ответы мозга на внешние и внутренние воздействия.
Павлов (1849-1936) выдвинул учение о двух сигнальных системах.
Психология - наука о фактах, законах и механизмах психики как складывающегося в мозгу образа действительности, на основе которых осуществляется управление поведением и деятельностью.
Сознание образуется высшим уровнем психики - высшая форма психики, результат общественно-исторического формирования человека в трудовой деятельности. СТРУКТУРА:
совокупность знаний (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение - познавательные процессы); различение субъекта и объекта - самопознание; целеполагание деятельности;
отношения; язык.
Бессознательное - совокупность психических процессов, актов, состояний, обусловленных всздейстзяями, во влияния .которых человекне дает себе отчета- Кним относятся: сновидения, ответные реакции на неощущаемые раздражители, побуждение к бесцелевой деятельности, некоторые патологические явления.