Философия йоги
Основной постулат всех школ йогической философии можно свести к следующему: «Я» принимает ту же форму, что и колебания умственной субстанции. Иначе говоря, для йогина человеческая личность - некий результат работы сознания, и от того, как работает сознание, зависит конечный результат, т.е. состояние личности в конкретный момент времени. Таким образом, практика йоги является кратчайшим путём духовной эволюции человека.
Адепт йоги должен полностью управлять своим телом, направлять все физиологические и психические процессы к одной цели (достижения Просветления). Должен сделать свой организм неподвластным стихиям, направить своё высшее сознание в совершенно иные сферы, наблюдать жизнь микроорганизмов без микроскопа, исследовать природу самых отдалённых звёзд, планет и галактик без телескопа; чувствовать, как функционируют органы в его теле; не нуждать в лекарствах; а также достигнуть сверхспособностей: передвигаться по воде, переноситься по воздуху в любую часть света, посещать иные миры, создавать мищу путём синтеза элементов, без ущерба здоровью переносить действие ядов, болезнетворных бактерий. Также адепт йоги не должен истощать природу, создавать машин. Оставив мир иллюзий, он ищет царство Божие внутри себя самого.
Асаны - это преимущественно статические упражнения с преобладанием изометрического компонента. Они повышают функциональную нагрузку мышц не только вследствие силового статического сокращения, но также и в результате растягивания и удлиннения мышц. Это приводит к раздражению так называемых проприорецепторов, что оказывает косвенное воздействие на центральную нервную систему, а через неё - на работу сердца, органов кровообращения и дыхания.
При исполнении асан необходима определённая концентрация внимания на соттветствующих участках тела, служащих объектом воздействия. Умственное усилие синхронизируется с мышечной активностью. При выполнении асан в мышцах не накапливается молочная кислота, образующаяся при напряжённых физических нагрузках.
Асана представляет собой своеобразный пример нервно-мышечной самодисциплины. Она косвенно влияет на поведение, характер и личность индивида, способствуя достижению гармонии с социальной и природной средой.
Асаны дают профилактический и терапевтический эффект. Они считаются парекрасным средством психотерапии.
Асаны оказывают благоприятное и оздоровительное действие на весь организм, если соблюдается последовательность от лёгких к более сложным.