Бихевиоризм и необихевиоризм
Бихевиористы на ранних этапах не изучали мозг (в отличие от Павлова).
Формирование условного рефлекса – это обучение.
Уотсон, Торндайк, Скиннер (оперантное научение, «рефлексы второго рода»), Толмен (когнитивное направление).
Программная статья Дж. Уотсона по бихевиоризму вышла в 1913 году. Призыв к использованию объективных методов.
Торндайк Эдуард Ли (1874-1949) – американский психолог и педагог. Проводил исследования поведения животных, направленного на то, чтобы выйти из «проблемного ящика». Трактовал научение как установление связи между ситуациями и движениями, в дальнейшем указал также роль сенсорного контроля. Для фиксации результативности поведения животного, которое описывалось как серия проб и ошибок, использовалась так называемая «кривая научения».
Закон эффекта – связь между ситуацией и реакцией усиливается, если она вызывает состояние удовлетворения и ослабляется, если вызывает неприятное состояние.
Закон упражнений – связь между ситуаций и реакцией усиливается от повторения и ослабляется от неповторения.
Скиннер Беррес Фредерик (1904-1990) – создатель концепции «оперантного бихевиоризма». В качестве ключевого ввёл понятие «оперантного обусловливания», которое характеризуется тем, что в его рамках образование условных рефлексов происходит при подкреплении спонтанно возникающей у субъекта реакции, а не стимула как в «классическом» обусловливании И.П. Павлов. Это условные рефлексы второго рода. Скиннер критиковал необихевиоризм за введение промежуточной переменной.
Классические и инструментальные условные рефлексы:
Сходство:
· угасают при неподкреплении
· могут восстанавливаться непроизвольно
Различия:
· процедура выработки
· разные эффекторные системы (вегетатика и двигательная система)
· разное количество сочетаний, необходимых для образования условных рефлексов (для классического – сотни, для инструментального – десятки)
· условная реакция в классическом условном рефлексе является копией безусловной реакции, в инструментальном условном рефлексе она может быть любой
· классический условный рефлекс формируется по принципу «ассоциации по смежности», инструментальный – по принципу «проб и ошибок»
Исследования Келера показали, что у животного может происходить внезапное озарение – инсайт. Это противоречило классическому бихевиоризму.
В необихевиоризме постулируется наличие латентного научения. Работы Эдварда Чейса Толмена (1886-1959) по изучению поведения крыс в лабиринте показали, что в процессе исследовательского поведения животное приобретало «когнитивную карту» – прекрасно ориентировалось и знало, какие действия к чему могут привести. Толмен трактует научение как когнитивное действие. Единицей поведения признавался целостный акт, разворачивающийся на основе мотива, направленный на определённую цель и опосредованный когнитивными картам, которые представляют собой знаний и ожидания, формирующиеся в опыте.
Каждая форма поведения может быть поставлена на определённое место в континууме, на одном полюсе которого будет находиться поведение, полностью детерминированное внешними факторами, а на другом – полностью внутренними. Соответственно, бихевиоризм ударяется в одну крайность, а гуманистическая психология – в другую.
7. Интегративный подход: человек-нейрон-модель. Концептуальная рефлекторная дуга Е.Н.Соколова. Понятия: рецептор, предетектор, детектор, командный нейрон, модулирующий нейрон, мотонейрон.
В 50-х годах XX века Д. Хебб ввёл понятие «концептуальная нервная система». Это блок-схема, состоящая из основных систем, образующих мозговую организацию.
Концептуальная рефлекторная дуга (по Е.Н. Соколову):
· Звено сенсорного анализа
ü уровень рецепторов
ü уровень предетекторов (выделяют аспекты и передают информацию от рецепторов на детекторы)
ü уровень детекторов
· Интер-пусковое звено (включая звено модуляции)
ü командные нейроны (запускают целостный акт поведения)
Ø локально-модулирующие нейроны (влияют на отдельные командные нейроны)
Ø генерализованно-модулирующие нейроны (влияют на командные нейроны в целом)
· Звено реализации
ü премоторные нейроны
ü мотонейроны
ü эффекторы (мышечные единицы)
Синапсы между детектором и командным нейроном могут быть пластичными или непластичными. В результате выработки условнорефлекторной связи образуется синаптическая связь между детектором стимула и командным нейроном. Образованию этой связи способствует звено модуляции. Жёсткие (непластичные) синапсы связаны с неизменными формами поведения (например, оборонительным поведением).
Подкрепление влияет на зону модуляции, она отвечает за мотивацию и активирует (делает актуальным) синаптическую связь.