Оценка эффективности профориентационной помощи
Суть проблемы заключается в том, что хороших и общепринятых критериев оценки эффективности работы психолога-проф-консультанта нет!
Нерешенность проблемы оценки эффективности часто приводит к следующим издержкам:
- к взаимному непониманию между психологами-профконсуль-тантами и их руководителями (например, руководителю сложно бывает оценить работу психологов-подчиненных);
- к непониманию между профконсультантом и его клие*
(например, когда родители и сами школьники ожидают от псих^
лога одного, а получают совсем иную помощь);
- к непониманию между коллегами-психологами (что выра
ется во взаимных упреках и обвинениях в непрофессионализл
- к неадекватной самооценке профконсультантом своего
К этому можно добавить, что само развитие теории и пра* ки профессионального самоопределения напрямую связано с < знанием целей, задач и возможных результатов профконсульт ционной помощи.
Основные требования к показателям эффе) тивности профессионального самоопределени!
1) компактность, удобство при практическом использова*
2) возможность оценивать профессиональное самоопределе*
во всей целостности (с выделением самого существенного);
3) сочетание количественных и качественных методов оце*
затрагивающих не только внешние действия и поступки, но|
внутренний мир (чувства, переживания, мысли) самоопреде
ющегося человека;
4) понятность критериев и показателей не только для щ
консультанта, но и для самих подростков (для возможности сан
оценки успешности своих профессиональных выборов);
5) прогностичность оценок, которая позволила бы не тс
оценивать наличный уровень самоопределения (как уже некс
рый достигнутый результат), но и рассматривать процесс
фессионального самоопределения в его динамике и, таким об|
зом, предсказывать предполагаемые результаты.
При этом в современных условиях (при общей нестабильнс социально-экономической ситуации в стране) именно прогар точность профессионального самоопределения становится важне шим условием ее эффективности.
На первый план в работе со школьниками-подростками вые пает не столько определение их готовности к данной (выбир мой) профессии, сколько прогнозирование этической и смыс вой (личностной) приемлемости для них этой профессии в жайшей перспективе.
В профориентации (как и в других направлениях психолог остро стоит проблема соотношения количественных и каче ных показателей эффективности деятельности психолога-nj консультанта.
Примеры количественных показателей:
- количество отконсультированных за определенное время;
- удельный вес тех или иных форм работы (индивидуалы-
консультации, массовые опросы, сколько школьников «охваЧ
но» играми и т.п.);
- количество последовавших рекомендациям психолога;
- количество вообще выбравших профессию (самопределивших-
ся) от общего числа подростков класса;
- различные характеристики ЛПП (устойчивость, обоснован
ность и т.п. профессиональных планов).
Качественные показатели эффективности в профкон-сультации определить намного сложнее, так как здесь важно понять, какие существенные изменения произошли в сознании подростка (в его отношении к жизни, к самому себе и к своему месту в обществе).
Примеры качественных показателей:
- появление новых ценностных ориентации и смыслов выбора
профессии (или укрепление существовавших ценностных ориен
тации);
- формирование внутренней готовности самостоятельно совер
шать выборы;
- готовность работать в режиме взаимодействия (сотрудниче
ства с профконсультантом).
В практике профконсультирования важно сочетать количественные и качественные показатели. Необходимость использования в работе количественных показателей вызвана хотя бы тем, что и для коллег-профконсультантов, и для руководителя (и для его вышестоящего начальства) требуется какое-то («объективное») средство оценки работы профконсультанта. Кроме того, использование только качественных показателей эффективности является слишком сложным для многих профконсультантов и их начальников, а также создает много соблазнов для спекуляции и недобросовестной работы. Естественно, в полноценных трудовых коллективах психологов (где склоки и «выяснения отношений» считаются профессиональным позором) возможна оценка (и самооценка) труда в основном по качественным показателям эффективности.
Однако эффективность работы профконсультанта не всегда очевидна сразу.
Е.А.Климов выделил четыре основные группы отсроченных по времени показателей эффективности: 1) реальный выбор; 2) успешность, реалистичность данного выбора; 3) «психофизиологическая цена» за такую успешность; 4) удовлетворенность человеком совершенным выбором. Кроме того, Е. А. Климов отмечал, что «как минимум профконсультация должна формировать у оптанта оптимистичное отношение к своему будущему».
Таким образом, реальная эффективность может быть оценена только по прошествии многих лет, когда станет ясно, насколько Успешно человек реализовал себя в избранной профессии (как отмечал Е. А. Климов, «профконсультация по сути своей устремлена в будущее» и «в ней обсуждается то, чего еще нет»), но при этом оценивать свою работу профконсультант (вместе с клиентом) должен уже сейчас. Каков же выход из этой ситуации?
Традиционный, чисто «экономический» подход к эффе* ности профконсультирования не подходит. Как известно, в номике важно при минимальных затратах достичь максималм результат. Но в профконсультации это выглядело бы как под наиболее «хорошего, престижного и денежного» места работы ] явных недостатках клиента, да еще и при его внутренне пасс* ной позиции. На самом деле, лучшим показателем эффектив* сти профконсультационной помощи должна стать активиза! размышления и переживания самоопределяющегося подрос (провоцируемые и контролируемые со стороны психолога «а творчества» самоопределяющейся личности), т.е. такая помо! которая позволяет мобилизовать внутренние ресурсы самого ента.
Примеры оперативных показателей эффективное
1) по данным наблюдения (каждый параметр — по условв
5-балльной шкале):
- эмоциональная включенность;
- деловая включенность;
- общая удовлетворенность от занятия или профконсульта!
2) по методу «обратной связи»:
- в конце занятия попросить учащихся оценить это за*
по 10-балльной шкале по параметрам: интересность, полезно
и собственная активность, а потом кратко обосновать свои oi
ки;
- в конце курса попросить написать, что в нем понравиле
что не понравилось, и дать свои предложения по улучшению,
ной методики, занятия или всего курса;
3) по данным опросника по схеме построения личной прс
сиональной перспективы (см.: Пряжников Н.С., 1999, с. 21—|
когда сравниваются ответы (в баллах по каждому компоненту Л1|
в начале и в конце курса.
Реально профконсультанту приходится считаться с количй венными показателями, принятыми в данной школе или хологическом центре: как уже отмечалось выше, началы-также приходится отчитываться перед вышестоящими инс циями с помощью количественных показателей, и эти по* тели профконсультант должен представить. Кроме того, инс| приходится вести «двойную» отчетность: отдельно для начй ства и проверяющих, и отдельно для самого себя, без самС мана, реально оценивать эффективность своего труда, вов{ корректировать его, а главное — чтобы постепенно подклюй к реальной оценке (и рефлексии) проделанной совместной;! боты и самого клиента. Формирование у консультируемого i собности оценивать эффективность профконсультации та является своеобразным показателем качества оказываемой: енту помощи.
Основы планирования и проведения конкретных