Тема 16. КОНТРОЛЬ КАК ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ
«Контроль и определение направления – синонимы».
Питер Друкер.
Когда умный человек видит,
почему он добился успеха, он делает так снова.
Когда же он видит свои ошибки, он не повторяет их.
«Книга перемен» («И. Цзинь») Китай
1. Сущность, необходимость, принципы, направленность и виды контроля.
2. Этапы процедуры контроля.
3. Поведенческие аспекты контроля, характеристика эффективного контроля.
Сущность, необходимость, принципы, направленность и виды контроля
Контроль – одна из основных функций управления. А. Файоль дал чёткое определение контроля: «На предприятии контроль заключается в том, чтобы проверить, всё ли выполняется в соответствии с утверждёнными планами, разработанными инструкциями и установленными принципами. Его цель – выявить слабые места и ошибки, своевременно исправить их и не допускать повторения. Контролируется всё: предметы, люди, действия». Без контроля не могут быть реализованы в полной мере все другие функции управления: планирование, организация, мотивация. Все руководители, независимо от ранга осуществляют функцию контроля. Контроль как конкретная функция управления – это самостоятельная функция управления, выполняемая специальными органами.
Контроль как основная функция менеджмента объединяет виды управленческой деятельности, связанные с формированием информации о состоянии и функционировании объекта управления (учёт), изучением информации о процессах и результатах деятельности (анализ), работой по диагностике и оценке процессов развития и достижения целей, эффективности стратегий, успехов и просчётов в использовании средств и методов управления.
Последняя стадия контроля связана с уяснением проблем и причин их возникновения, что и является основанием для активных действий по корректировке отклонений от цели и плана деятельности.
Контроль – это процесс обеспечения достижения организацией своих целей.
Процесс контроля состоит из установления стандартов, измерения фактически достигнутых результатов и проведения корректировок в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов.
Многие люди воспринимают контроль как ограничение, что-то такое, что связано с принуждением и часто наказанием, однако это не совсем так. Главное назначение контроля – предупреждение возникновения кризисных ситуаций.
Причины необходимости контроля:
1. Неопределённость. Планы, организационные структуры подвержены изменениям. Люди, их поведение часто непредсказуемы. Изменяются законы, технология, социальные ценности, условия конкуренции и другие факторы окружающей среды.
2. Предупреждение возникновения кризисных ситуаций. Ошибки, сделанные в процессе принятия управленческих решений и не выявленные своевременно могут привести к большим убыткам, вплоть до банкротства предприятия. Необходимо наблюдать за тем, чем люди заняты, чтобы быть уверенными, что они знают, что и как следует делать.
3. Возрастающая сложность организаций, занимающихся бизнесом, вследствие роста их размеров и масштабов производства. Если в маленькой организации менеджер участвует в принятии решений по всем видам деятельности, то в крупной организации менеджеры нуждаются в формальной системе контроля.
4. Поддержание успеха. Положительная сторона контроля состоит в поддержке всего того, что является успешным в деятельности организации. Благодаря выявлению более эффективных направлений фирмы принимают решения о направлениях расширения своей деятельности, заключения контрактов и вложения ресурсов.
Принципы контроля:
- объективность;
- достоверность полученной информации;
- непрерывность;
- независимость и неподкупность;
- охват контролем всех важнейших сторон деятельности;
- приемлемость рекомендаций, результатов контроля для практики.