Тема 26. Контроль как функция управления

Контроль: понятие, содержание и принципы. Формы и виды контроля в организации. Этапы процесса (процедуры) контроля. Методы контроля. Поведенческие аспекты контроля. Сопротивление контролю и способы его преодоления. Повышение эффективности контроля в организации. (Формируемые компетенции: ПК- 3).

Тема 27. Оценка эффективности управления

Сущность и содержание понятия эффективности управления. Типы эффективности. Факторы эффективности управления. Пути и способы повышения эффективности менеджмента в организации, в том числе управление изменениями. (Формируемые компетенции: ПК- 3).

Приложение Б

Примерные вопросы к зачету

1. Управление: типы и принципы развития. Виды и технологии социального управления

2. Системы, их элементы и свойства. Классификация систем. Значение системы управления

3. Менеджмент в системе понятий рыночной экономики. Цели и задачи менеджмента. Виды менеджмента.

4. Механизмы менеджмента: средства и методы управления (общенаучные и частные: организационно-административные, экономические, социальные, психологические).

5. Основные этапы развития теории и практики менеджмента. Управленческие революции

6. Подходы к изучению менеджмента. Особая роль системного и ситуационного подходов в современном управлении

7. Школа научного управления: представители и основные положения

8. Теория бюрократического построения организации: представители и основные положения

9. Административная (классическая) школа управления: представители и основные положения школы

10. Школа человеческих отношений: представители и их теории

11. Школа поведенческих наук: представители и основные положения

12. Школа социальных систем: представители и основные положения

13. Наука управления или количественный подход: представители и основные положения

14. Концепция управления по целям (МВО) П. Дракера

15. Теория «7-S» консультационной фирмы «МакКинзи»

16. Теория «Z» Уильяма Оучи

17. Инновационные и информационные теории управления.

18. Влияние национально-исторических факторов на развитие менеджмента. Модели менеджмента (американская, японская, европейская).

19. История развития теории и практики управления в СССР и России

20. Принципы современного менеджмента.

21. Перспективы развития менеджмента в 21 веке

22. Информация: сущность и свойства. Информационное обеспечение технологий менеджмента.

23. Определение понятия и роли организации в обществе, ее основные черты. Законы организации.

24. Классификация организаций. Интеграционные процессы в менеджменте.

25. Жизненный цикл организации: понятие, типы, и стадии развития

26. Внутренняя и внешняя среда организации, методы ее анализа.

27. Понятие и содержание организационной культуры. Управление организационной культурой.

28. Национальное в организационной культуре (модели Хофстида, Лэйна и Дистефано, Оучи)

29. Организационные изменения: причины и цели. Модели организационных изменений (трехшаговая модель, модель «исследования-действия», модель планируемых изменений)

30. Сопротивление изменениям. Направления и методы преодоления сопротивления изменениям

31. Методы проведения организационных изменений (ориентированные на людей и культуру, на задачи и технологии и др.)

32. Человек в системе менеджмента. Взаимодействие человека и организации. Управление человеческими ресурсами: содержание и основные этапы. Содержание качества трудовой жизни

33. Человеческий капитал: процессы и факторы формирования. Образование как инвестиции в человеческий капитал. Система управления персоналом.

34. Разделение труда и его виды. Кооперация труда. Специфика управленческой деятельности.

35. Цели и задачи менеджера. Уровни менеджмента в организации, типы менеджеров. Управленческие роли по Г. Минцбергу.

36. Модель современного менеджера. Требования, предъявляемые к личностным и профессиональным качествам менеджеров.

37. Общее понятие группы: значимость групп, формальные и неформальные группы. Повышение эффективности групп. Групповая динамика

38. Власть как центральное звено системы управления. Источники (виды) власти в организации.

39. Руководство и подчинение. Стили руководства. Управленческая решетка и ее применение на практике.

40. Лидерство как социально-психологическое явление. Традиционные концепции лидерства (теория лидерских качеств, концепция лидерского поведения).

41. Концепции ситуационного лидерства (Танненбаума-Шмидта, Фидлера и др.)

42. Новое в теориях лидерства (атрибутивная, харизматическая и преобразующая концепции лидерства)

43. Сущность, причины и этапы развития конфликтов. Виды и формы конфликтов.

44. Функциональные и дисфункциональные последствия конфликтов. Методы управления конфликтом (межличностные, структурные, переговорные).

45. Природа стресса и его последствия. Управление стрессом.

46. Этика бизнеса и социальная ответственность организации.

Приложение В

Примерные вопросы к экзамену

1. Управление: типы и принципы развития. Виды и технологии социального управления

2. Системы, их элементы и свойства. Классификация систем. Значение системы управления

3. Менеджмент в системе понятий рыночной экономики. Цели и задачи менеджмента. Виды менеджмента.

4. Механизмы менеджмента: средства и методы управления (общенаучные и частные: организационно-административные, экономические, социальные, психологические).

5. Основные этапы развития теории и практики менеджмента. Управленческие революции

6. Подходы к изучению менеджмента. Особая роль системного и ситуационного подходов в современном управлении

7. Школа научного управления: представители и основные положения

8. Теория бюрократического построения организации: представители и основные положения теории

9. Административная (классическая) школа управления: представители и основные положения школы

10. Школа человеческих отношений: представители и их теории

11. Школа поведенческих наук: представители и основные положения теории

12. Школа социальных систем: представители и основные положения теории

13. Наука управления или количественный подход: представители и основные положения

14. Концепция управления по целям (МВО) П. Дракера

15. Теория «7-S» консультационной фирмы «МакКинзи»

16. Теория «Z» Уильяма Оучи

17. Инновационные и информационные теории управления.

18. Влияние национально-исторических факторов на развитие менеджмента. Модели менеджмента (американская, японская, европейская).

19. История развития теории и практики управления в СССР и России

20. Принципы современного менеджмента.

21. Перспективы развития менеджмента в 21 веке

22. Информация: сущность и свойства. Информационное обеспечение технологий менеджмента.

23. Определение понятия и роли организации в обществе, ее основные черты. Законы организации.

24. Классификация организаций. Интеграционные процессы в менеджменте.

25. Жизненный цикл организации: понятие, типы, и стадии развития

26. Внутренняя и внешняя среда организации, методы ее анализа.

27. Понятие и содержание организационной культуры. Управление организационной культурой.

28. Национальное в организационной культуре (модели Хофстида, Лэйна и Дистефано, Оучи)

29. Организационные изменения: причины и цели. Модели организационных изменений (трехшаговая модель, модель «исследования-действия», модель планируемых изменений)

30. Сопротивление изменениям. Направления и методы преодоления сопротивления изменениям

31. Методы проведения организационных изменений (ориентированные на людей и культуру, на задачи и технологии и др.)

32. Человек в системе менеджмента. Взаимодействие человека и организации. Управление человеческими ресурсами: содержание и основные этапы. Содержание качества трудовой жизни

33. Человеческий капитал: процессы и факторы формирования. Образование как инвестиции в человеческий капитал. Система управления персоналом.

34. Разделение труда и его виды. Кооперация труда. Специфика управленческой деятельности.

35. Цели и задачи менеджера. Уровни менеджмента в организации, типы менеджеров. Управленческие роли по Г. Минцбергу.

36. Модель современного менеджера. Требования, предъявляемые к личностным и профессиональным качествам менеджеров.

37. Общее понятие группы: значимость групп, формальные и неформальные группы. Повышение эффективности групп. Групповая динамика

38. Власть как центральное звено системы управления. Источники (виды) власти в организации.

39. Руководство и подчинение. Стили руководства. Управленческая решетка и ее применение на практике.

40. Лидерство как социально-психологическое явление. Традиционные концепции лидерства (теория лидерских качеств, концепция лидерского поведения).

41. Концепции ситуационного лидерства (Танненбаума-Шмидта, Фидлера и др.)

42. Новое в теориях лидерства (атрибутивная, харизматическая и преобразующая концепции лидерства)

43. Сущность, причины и этапы развития конфликтов. Виды и формы конфликтов.

44. Функциональные и дисфункциональные последствия конфликтов. Методы управления конфликтом (межличностные, структурные, переговорные).

45. Природа стресса и его последствия. Управление стрессом.

46. Роль коммуникаций в менеджменте. Виды, формы и средства коммуникаций.

47. Коммуникационный процесс, его основные элементы.

48. Коммуникационные барьеры, их виды. Повышение эффективности коммуникаций.

49. Основные формы делового общения (деловая беседа, совещания, переговоры): подготовка, организация и проведение.

50. Управленческие решения: понятие и требования, предъявляемые к ним. Классификация управленческих решений.

51. Процесс и методы принятия решения, организация его выполнения.

52. Сущность и содержание координации деятельности, способы ее осуществления.

53. Понятие функций менеджмента, принципы их систематизации. Общие и конкретные (специфические) функции, их взаимосвязь в системе менеджмента.

54. Миссия организации, ее назначение, основные элементы и этапы формирования.

55. Роль целей в технологии менеджмента. Свойства и виды целей организации. Этапы управления по целям, его преимущества и недостатки.

56. Планирование: сущность, основные принципы. Виды планов и их особенности.

57. Методы планирования. Этапы процесса планирования и порядок разработки планов.

58. Направления повышения эффективности планирования.

59. Стратегическое управление организацией. Понятие и виды стратегий фирмы

60. Этапы формирования стратегии организации и методы ее выработки.

61. Организационные структуры: сущность и принципы построения. Структуры управления на разных стадиях развития организации.

62. Типы организаций по взаимодействию с внешней средой (механистические и органические): сферы применения, преимущества и недостатки

63. Типы организаций по взаимодействию подразделений: традиционные (линейные, линейно-штабные, линейно-функциональные): сферы применения, преимущества и недостатки

64. Типы организаций по взаимодействию подразделений: дивизиональные (продуктовая, потребительская, региональная): сферы применения, преимущества и недостатки

65. Типы организаций по взаимодействию подразделений: проектные и матричные. Сферы их применения, преимущества и недостатки

66. Новое в типах организаций (эдхократическая, многомерная, партисипативная и др.).

67. Делегирование задач, ответственности и полномочий. Концепции делегирования. Типы полномочий.

68. Барьеры эффективному делегированию и методы их преодоления.

69. Мотивация деятельности: понятие, значение. Мотивы и типы мотивирования. Стадии мотивационного процесса.

70. Экономические и неэкономические способы стимулирования работников.

71. Анализ содержательных теорий мотивации (А. Маслоу, К. Альдерфер др.)

72. Анализ процессуальных теорий мотивации (В. Врум, Дж.С. Адамс и др.)

73. Новое в теориях мотивации (Аткинсон, Локк и др.) и практика их применения

74. Контроль: понятие, содержание и принципы. Формы и виды контроля в организации.

75. Этапы процесса (процедуры) контроля. Методы контроля.

76. Поведенческие аспекты контроля. Повышение эффективности контроля в организации.

77. Инновационный потенциал менеджмента. Функции и методы инновационного менеджмента.

78. Сущность и содержание понятия эффективности управления. Типы эффективности. Факторы эффективности управления.

79. Методы оценки и измерения эффективности управления (показатели, характеризующие эффективность механизма управления организацией, эффективность состава системы и структуры связей, эффективность механизма управления основных структурных блоков).

80. Этика бизнеса и социальная ответственность организации.

Наши рекомендации