Основы организации и самоорганизации учебной деятельное студента-психолога
В основе организации вузовского обучения студентов-пс* гов должна быть любовь к студентам. Сама эта любовь основе ется, прежде всего, на уважении их как потенциальных илй| альных субъектов учебной деятельности. Преподавателям еле любить студентов как людей, сознательно выбравших для непростой психолого-педагогический труд, как своих буду лег и как своих сегодняшних «учителей», задающих иногда
простые вопросы, заставляющих самих преподавателей постоянно находиться в состоянии «непрерывно обучающихся» специалистов и в каком-то смысле сохранять в самих себе молодой творческий и душевный настрой. Главное — не превращать такую преподавательскую любовь в имитацию любви, в «заигрывание» со студентами, когда преподаватель психологии упрощает для себя свою миссию и либо становится «пересказчиком» учебников («бедным студентам так легче»), либо превращается в «артиста-очаро-вашку» или «весельчака-юмориста» («студентам должно быть интересно и весело»), либо вообще вырождается в «самодовольного жлоба», уверенного в своих «крепких знаниях» и «интеллектуальной непогрешимости» («студентам приятно видеть перед собой "сильную" личность»).
Современная ситуация во многих психолого-педагогических вузах и университетах часто складывается так, что от преподавателей ждут, прежде всего, «интересного» и даже «артистического» изложения материала по данному курсу. Но вот что писал по этому поводу С. И. Гессен: «Большой ученый даже при минимуме имеющихся у него средств выражения всегда лучше как профессор, чем внешне превосходный лектор, но не работающий в своей области исследователь. Самое ораторское искусство профессора заключается не в легкости и отделанности стиля его речи, но в способности его мыслить во время речи, открывать на лекции новые доказательства и оттенки развиваемой им мысли. Поэтому внешняя шероховатость речи, поскольку она есть выражение борения мысли со словом, составляет часто подлинную прелесть научной речи... Поэтому профессор, который слишком много сил и времени отдает преподаванию, — плохой профессор. Он тем лучший преподаватель, чем больше как во всей своей деятельности, так и в своей Речи, он направляет свои силы на исследование самого предмета, а не на способы удобопонятного изложения его учащимся. Конечно, некоторый минимум выразительных средств необходим для преподавателя научного курса...» [6, с. 311]. Похожие мысли высказывает Г. Селье: «Характерно, что неумеренная красивость речи является недостатком научной лекции, поскольку отвлекает внимание слушателей от сути объясняемого» [29, с. 349].
Но как уже не раз отмечалось, многие студенты даже «обижа-тся» на преподавателей, которые ставят собственные размышле-Я Ка5 таковые выше «артистизма» и «удобопонятности». Прове-
""^й нами небольшой импровизированный опрос нескольких У ' студентов-психологов показал, что «самым важным качеством» ^ Реп°Давателей психологии многие студенты считают «остроумие §0 Селый нрав». Думается, что это объясняется не только тем, что
ьшинство студентов-психологов — это девушки... Пре аким образом, проблема заключается в том, как постепенно Ратить большинство студентов из «объектов» психолого-пе-
дагогического воздействия и «очарования» в подлинных тов», способных в том числе и к самостоятельному поддержа* в себе интереса (и учебной мотивации) к избранной профес даже на так называемых «скучных» лекциях.
Вот некоторые советы-рекомендации студентам по орган» ции своей учебно-профессиональной деятельности. Главное! стремиться вырабатывать свой индивидуальный стиль учебно-^ фессиональной деятельности, т. е. совсем не обязательно быть «( все» или «копировать» действия каких-то «особо одаренных^ «успевающих» студентов. Успехов в учебе можно достигать сах ми разными способами. Поэтому само обучение в вузе — это < новременно и своеобразное «экспериментирование» с самим бой, тем более что, как уже отмечалось ранее, главный прел для любого ученика — это он сам как развивающийся, самоиз няющийся и рефлексирующий «субъект учебной деятельное! В дальнейшем опыт формирования индивидуального стиля жет стать основой формирования индивидуального стиля са профессиональной деятельности.
На лекциях очень важно также соблюдать правила тактт поведения и эффективного слушания. Слушать (и слышать) дру человека — это настоящее искусство, которое очень пригодш будущей профессиональной деятельности психолога. Если пр даватель «скучный», но вы чувствуете, что он действительно : деет материалом, то скука — это уже ваша личная проблема (сит вообще спросить себя, а настоящий ли я студент, если мне интересна лекция специалиста?).
Существует очень полезный прием, позволяющий студенту-г хологу оставаться в творческом напряжении даже на лекцияХ| ведомо «неинтересных» преподавателях. Представьте, что пе' вами клиент, который что-то знает, но ему трудно это сказа! в консультативной практике с такими ситуациями приходя сталкиваться постоянно). Очень многое здесь зависит от того,| может ли слушающий говорящему лучше изложить свои мь (или сообщить свои знания). Но как может помочь «скучно преподавателю студент, да еще в большой аудитории, когда, вопросы задавать неприлично?
Прием прост — постарайтесь всем своим видом показать, вам «все-таки интересно» и вы «все-таки верите», что преп<| ватель вот-вот скажет что-то очень важное. И если в аудите найдутся хотя бы несколько таких студентов, внимательно и \ жительно слушающих преподавателя, то может произойти^ ленькое чудо», когда преподаватель «вдруг» заговорит с нием, начнет рассуждать смело и с озорством (иногда прег ватели сами ищут в аудитории внимательные и заинтерессш ные лица и начинают читать свои лекции, частенько погляд на таких студентов, как бы «вдохновляясь» их доброжелаТЦ
вниманием). Если это кажется невероятным («чудес не бывает»), просто вспомните себя в подобных ситуациях, когда с приятным собеседником-слушателем вы вдруг обнаруживаете, что говорите намного увереннее и даже интереснее для самого себя. Но «маленького чуда» может и не произойти, и тогда главное — не обижаться на преподавателя (как не обижается на своего «так и не разговорившегося» клиента опытный психолог-консультант). Считайте, что вам не удалось «заинтересовать» преподавателя своим вниманием (он просто не поверил в то, что вам действительно интересно).
Чтобы быть более «естественным» и чтобы преподаватель все-таки поверил в вашу заинтересованность его лекцией, можно использовать еще один прием. Постарайтесь молча к чему-то «придраться» в его высказываниях. И когда вы найдете слабое звено в рассуждениях преподавателя (а при желании это несложно сделать даже на лекциях признанных психологических авторитетов), попробуйте «про себя» поспорить с преподавателем или хотя бы послушайте, не станет ли сам преподаватель «опровергать себя» (иногда опытные преподаватели сначала подбрасывают провокационные идеи, а затем как бы сами с собой спорят). В любом случае несогласие с преподавателем — это прекрасная основа для диалога (в данном случае для «внутреннего диалога»), который уже после лекции, на семинаре может превратиться в диалог реальный. Естественно, не следует извращать данный прием и всем своим видом показывать преподавателю, что вы его «презираете», что он «ничтожество» и т. п. Критика (особенно критика преподавателя) должна быть конструктивной и доброжелательной. Будущему психологу вообще противопоказано «демонстративное презрение» к кому бы то ни было (с соответствующими «вытаращенными глазами» и «фыркающим ртом») — это, скорее, признак «пациента», чем специалиста-человековеда...
Если вы в чем-то не согласны или у вас возникают вопросы, совсем не обязательно тут же перебивать преподавателя и тем более спешить обнародовать собственные представления, даже если они и кажутся вам верными. Перебивать преподавателя на полуслове — проявление невоспитанности. А вопросы следует задавать ибо после занятий (для этого их надо кратко записать, чтобы не ^аоыть), либо, выбрав момент, когда преподаватель сделал хотя г небольшую паузу, и обязательно извинившись. Неужели не Р ятно выглядеть воспитанным человеком, да еще в глазах це-л°и аудитории?
Пыт °?спектиРУя лекцию, придерживайтесь следующих правил: не бы аитесь записать в с е, о чем говорит преподаватель. Даже если ет свладеете стенографией, записывать все подряд просто не име-дат Ь1сла: важно уловить главную мысль и основные факты. Же-ьно оставлять на страницах поля для своих заметок (и делать Ю „
Поля,,
эти заметки либо во время самой лекции, либо при подготовке! семинарам и экзаменам). Естественно, желательно использова при конспектировании сокращения, которые каждый может « работать» для себя самостоятельно (лишь бы самому легко бы] потом разобраться с этими сокращениями). Поменьше испол зуйте на лекциях диктофоны, поскольку потом трудно будет «д кодировать» неразборчивый голос преподавателя и все равно пр| дется переписывать лекцию (а с голоса очень трудно готовиться ответственным экзаменам), наконец, диктофоны часто отвлек ют преподавателя тем, что студент ничего не делает (за него як бы «работает» техника) и обычно просто сидит, глядя на прег давателя немигающими глазами (взглядом немного скучающе удава). Преподаватель чувствует себя неуютно и, вместо того бы свободно размышлять над проблемой, читает лекцию намнс хуже, чем мог бы это сделать (и это не только наши личные вг чатления: очень многие преподаватели рассказывают о подоб* случаях). Все это особенно важно для будущих психологов: о| должны учиться чувствовать ситуацию и положительно влиять) общую атмосферу занятия...
Как уже отмечалось, самостоятельная работа с учебникам^ книгами (а для психологов это также самостоятельное теоретич^ кое исследование проблем, обозначенных преподавателем нале циях) — важнейшее условие формирования научного способа ] знания. Основные советы здесь можно свести к следующим. Насоставить перечень книг, с которыми вам следует познакомит «не старайтесь запомнить все, что вам в ближайшее время не: надобится, запомните только, где это можно отыскать» [29, с. 31
Причем сам такой перечень должен быть систематизирОБ ным: 1) что необходимо для семинаров; 2) что — для экзаменЦ
3) что пригодится для написания курсовых и дипломных ра
4) что вас интересует за рамками официальной учебной деяте
ности, т. е. что может расширить вашу общую культуру.
Обязательно выписывайте все выходные данные каждой : (при написании курсовых и дипломных работ это позволит сэ| номить время).
Затем следует разобраться для себя, какие книги (или ка главы книг) следует прочитать более внимательно, а какие — сто просмотреть.
При составлении перечней литературы посоветуйтесь с пре давателями и научными руководителями (или даже с более ~ готовленными и эрудированными сокурсниками) — они поМО вам сориентироваться, на что стоит обратить большее внима" а на что вообще не стоит тратить время.
Естественно, все прочитанные книги, учебники и статьи^ дует конспектировать, но это не означает, что надо конспе* вать все подряд: можно выписывать кратко основные идеи ав
л иногда приводить наиболее яркие и показательные цитаты (с указанием страниц).
Если книга — ваша собственная, то допускается делать на полях краткие пометки или же в конце книги, на пустых страницах просто сделать свой «предметный указатель», где отмечаются наиболее интересные для вас мысли и обязательно указываются страницы в тексте автора (это очень хороший совет, позволяющий экономить время и быстро находить «избранные» места в самых разных книгах).
Если вы раньше мало работали с научной психологической литературой, то следует выработать в себе способность «воспринимать» сложные тексты; для этого лучший прием — научиться читать медленно, когда вам понятно каждое прочитанное слово (а если слово незнакомое, то либо с помощью словаря, либо с помощью преподавателя обязательно его узнать). Это может занять немалое время (у кого-то — до нескольких недель и даже месяцев); но, как показывает опыт, после этого студент каким-то чудом начинает буквально «заглатывать» книги и чуть ли не видеть «сквозь обложку», стоящая это работа или нет.
Еще один совет (высказанный Г. Селье): «либо читайте, либо перелистывайте материал, но не пытайтесь читать быстро... Если текст меня интересует, то чтение, размышление и даже фантазирование по этому поводу сливаются в единый процесс, в то время как вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном» [29, с. 325—326].
И еще один эффективный способ оптимизировать знакомство с научной литературой: следует увлечься какой-то идеей и все книги просматривать с точки зрения данной идеи. В этом случае студент (или молодой ученый) будет как бы искать аргументы «за» или «против» интересующей его идеи и одновременно он будет как бы общаться с авторами этих книг по поводу своих идей и размышлений. Проблема лишь в том, как найти «свою» идею...
Правила подготовки к зачетам и экзаменам и корректного пове-Оения при их сдаче преподавателям следующие:
Лучше сразу сориентироваться во всем материале и обязатель-
с° Расположить весь материал согласно экзаменационным вопро-
ам (или вопросам, обсуждаемым на семинаре), чтобы вы точно
али, где что у вас записано; эта работа может занять много
^ремени, но все остальное — это уже технические детали (глав-
— это ориентировка в материале!).
Нек ЭМа Подготовка связана не только с «запоминанием» (хотя НостТ°РЬ1е преподаватели оценивают больше именно эту способ-пре ь стУДента, и с этим приходится считаться). Подготовка также альте аГЭеТ И пеРеосмысление материала, и даже рассмотрение Рнативных идей; это оправдывает себя лишь тогда, когда
экзамен принимает преподаватель, способный оценить такой твор ческий подход студента, но ведь и преподаватели бывают разщ ми... Поэтому студент обязательно должен все это учитывать иногда все-таки оставлять свое «творчество» за рамками данног экзамена (надо быть реалистом, и не только при сдаче экзам? нов).
Готовить «шпаргалки» полезно, но пользоваться ими рискб ванно. Главный смысл подготовки «шпаргалок» — это системах зация и оптимизация знаний по данному предмету, что само себе прекрасно. Это очень сложная и важная для студента работ более сложная и важная, чем «тупое», «методическое» и «спокоЛ ное» поглощение массы (точнее «кучи») учебной информации, студент самостоятельно подготовил такие «шпаргалки», то ска рее всего он и экзамены сдавать будет более уверенно, так как! него уже сформирована общая ориентировка в сложном материй К сожалению, многие студенты даже в собственных конспе* часто ориентируются очень плохо. Например, иногда мы пров дили экзамены, разрешая пользоваться своими конспектами даже учебниками) во время ответа. В некоторых случаях нескол| ких секунд было достаточно, чтобы оценить, заглядывал ли ст' дент в свои конспекты (и тем более в книги) при подготовке! данному экзамену. Как это ни парадоксально, но использована «шпаргалок» часто позволяет отвечающему студенту лучше демо]| стрировать свои познания (точнее ориентировку в знаниях, намного важнее знания «запомненного» и «тут же забытого» по| ле сдачи экзамена).
Если у студента возникает несогласие с тем, что преподават говорил на лекциях, или с тем, что написано в учебниках, существует правило: сначала студент должен продемонстрирова что он «усвоил» все, что требуется по программе обучения (v по программе данного преподавателя), и лишь после этого вправе высказать иные, желательно аргументированные зрения.
Если преподаватель, с точки зрения студента, необъективе то у него есть формальное право потребовать проведение заче~' участием другого преподавателя, но иногда возникают про мы, связанные с тем, что данный курс является «авторским» другого квалифицированного преподавателя может просто не ок заться. Поэтому лучше все-таки находить взаимопонимание с да ным преподавателем (обращение к иным экзаменаторам все| рассматривается в вузе как редкое, очень нежелательное, «ч вычайное происшествие», и лучше таких ситуаций самому денту не организовывать, хотя всякое бывает...).
Когда речь идет о написании научных текстов (рефератов, «I совых и дипломных работ), то нужно иметь в виду соответст* щие правила:
Важно разобраться сначала, какова истинная цель вашего научного труда (сообщить миру о своих идеях, просто «спихнуть» реферат по неинтересной для вас проблеме, поупражняться в написании научных текстов и т. п.) — все это поможет вам разумно распределить свои силы, время и главное — чувства («стоит ли вкладывать душу в данную работу или не стоит»).
Важно разобраться также, кто будет «читателем» вашей работы (заранее известный строгий и придирчивый «оппонент», доброжелательный научный руководитель, ваши сокурсники, а может, работу, скорее всего, вообще никто даже не прочитает или всего лишь пролистают, посмотрят «по диагонали»).
Писать серьезные работы следует тогда, когда есть о чем писать и когда есть настроение поделиться с миром своими рассуждениями; хуже всего это «вымученные» тексты, написанные без соответствующего желания и настроения, и наоборот, с хорошим настроением тексты получаются не только быстрее, но и намного качественнее, ведь психология — это все-таки творческая наука, основанная на «вдохновении»; правда, можно прождать вдохновения слишком долго, так и не сделав вовремя нужную работу.
Как создать у себя подходящее творческое настроение для работы над научным текстом (как найти «вдохновение»)? Во-первых, должна быть идея, а для этого нужно научиться либо относиться к разным явлениям и фактам несколько критически (своя идея — как иная точка зрения), либо научиться увлекаться какими-то известными идеями, которые нуждаются в доработке (идея — как оптимистическая позиция и направленность на дальнейшее совершенствование уже известного). Во-вторых, важно уметь отвлекаться от окружающей суеты (многие талантливые люди просто «пропадают» в этой суете), для чего важно уметь выделять важнейшие приоритеты в своей учебно-исследовательской деятельности. В-третьих, научиться организовывать свое время, ведь как известно, свободное (от всяких глупостей) время — важнейшее условие настоящего творчества, для него, наконец-то, появляется время... Иногда именно на организацию такого времени уходит немалая часть сил и талантов.
Естественно, писать следует ясно и понятно, стараясь основные положения формулировать четко и недвусмысленно (чтобы и самому понятно было), а также стремясь структурировать свой текст. Каждый раз надо представлять, что ваш текст будет кто-то читать и ему захочется сориентироваться в нем, быстро находить °тветы на интересующие вопросы (заодно представте себя на ме-СТе такого человека). Понятно, что работа, написанная «сплош-ЬШ текстом» (без заголовков, без выделения крупным шрифтом Наиболее важных мест и т. п.) у культурного читателя вызывает Раздражение (исключения составляют некоторые древние тексты, °гда и жанр был иной и к текстам относились иначе, да и самих
текстов было гораздо меньше — не то, что в эпоху «информацис ного взрыва» и соответствующего «информационного мусорай Объем текста и различные оформительские требования во мц гом зависят от принятых в конкретном учебном заведении поря ков.