Выражения, которые описывают чувства

В каждом наборе выражений отметьте выражение или выражения, которые описывают чувства.

1.

2.

3.

4.

5.

а. Это был потрясающий фильм!

б. Меня действительно развеселила эта история.

в. Я чувствую, что он достоин Оскара.

г. Прекрасно!

а. Я чувствую, что вы хороший писатель.

б. Ваше произведение растрогало меня до слез.

в. (Одобрительно хлопая автора по плечу) Хорошая работа.

г. Всем нравится ваша работа.

а. Занудство!

б. Если и дальше будет в том же духе, я лучше уйду.

в. Вы видели когда нибудь подобную дыру?

г. Я впадаю в депрессию при виде темных залов.

а. Я не могу стать лидером этой группы.

б. Проклятье — меня одурачили!

в. Я чувствую, что не способен возглавить группу.

г. Я удручен результатами моего руководства.

а. Я победитель.

б. Я выиграл, потому что я — лучший.

в. Я сделал это! Я выиграл!

г. Я в восторге оттого, что завоевал эту награду.

Ответы
1. б. (а) оценочное высказывание; (в) оценочное высказывание, выраженное в описательной форме, — по
тому что слово чувствовать не означает, что человек действительно описал эти чувства; (г) демонстрация.
2. б. (а) оценочное высказывание (снова присутствует слово чувствовать); (в) демонстрация; (г) оценоч
ное высказывание.
3. г. (а) демонстрация; (б) это результат чувств, но не описание чувств; (в) это оценочное высказывание в
вопросительной форме.
4. в и г. (а) оценочное высказывание; (б) оценочное высказывание.
5. г. (а) оценочное высказывание; (б) оценочное высказывание; (с) демонстрация.

других людей или их поведение действуют на нас.

Такие реакции обычно называют «предоставлением

персональной обратной связи». Когда мы подчерки

ваем позитивное поведение и достижения, мы даем

позитивную обратную связь через похвалу. Когда мы

указываем на негативное поведение и вредные дей

ствия, мы обеспечиваем негативную обратную связь

через конструктивную критику.

Похвала

Похвала — это описание конкретного положитель

ного поведения или достижений другого человека.

Похвала — описание конкретного положи

тельного поведения или достижений другого

человека.

Слишком часто мы не можем признать, что люди

говорят и делают что то положительное. Однако, как

вы помните из обсуждения я концепции, наше пред

ставление о том, кто мы такие — наша идентифика

ция, так же как и наше поведение, — формируется в

зависимости от реакций на нас других людей. Похва

ла может быть использована, чтобы усилить пози

тивное поведение и помочь другим развить позитив

ную я концепцию.

Похвала — это не то же самое, что лесть. Когда мы

льстим кому то, мы используем в основном неиск

ренние чрезмерные комплименты, чтобы снискать

расположение этого человека. Когда мы хвалим,

наши комплименты соответствуют поведению или

достижениям человека. Мы выражаем восхищение,

которое искренне чувствуем.

Чтобы похвала достигла своей цели и не была бы

воспринята просто как лесть, нужно сфокусировать

похвалу на конкретном действии и быть уверенным,

что послание выражено в словах таким образом,

чтобы сохранились значение или ценность достиже

ния или поведения. Если у вас есть забывчивый

друг, который возвратил вам плоскогубцы, взятые

в тот же день, вы должны похвалой закрепить такое

поведение. Но говоря: «Ты так прекрасен, ты достиг

совершенства во всем», — вы ничего не закрепите,

потому что это чрезмерно общее высказывание, ко

торое не определяет специфики поведения или до

стижения. Чрезмерно общие выражения могут вос

приниматься как лесть. Сентиментальное: «О, ты не

забыл вернуть мне плоскогубцы! Я так тебе благо

дарен. Это было очень любезно с твоей стороны», —

чересчур сильное выражение, и будет воспринято

как лесть. Просто сказать что нибудь вроде: «Спа

сибо, что вернул плоскогубцы в тот же день, я ценю

это», было бы уместным. Такой ответ подтверждает

достижения, описывая конкретное поведение и по

зитивные чувства благодарности, причиной кото

рой послужило поведение друга. Ниже приводятся

два примера более уместной похвалы.

Поведение: Соня по поручению группы выбрала и

купила свадебный подарок для Стиви. Подарок был

очень удачен.

Похвала: «Соня, подарок, который ты выбрала для

Стиви, был тщательно обдуман. Он не только укла

Часть 2 · Межличностная коммуникация

дывается в наши денежные возможности, но и навер

няка понравится ему».

Достижение: Коул только что получил приглаше

ние на прием в честь получения им стипендии, при

суждаемой за успехи в учебе и волонтерскую работу.

Похвала: «Поздравляю, Коул. Я горжусь тобой.

Действительно радостно сознавать, что твое усердие

в учебе, так же как время и энергия, которые ты по

святил программам “Второй урожай” и “Большие

братья”, были признаны и оценены».

Похвальные отклики не требуют больших уси

лий, но они дороги людям. Хваля кого то, вы не

только даете оценку этому человеку, но также углуб

ляете ваши с ним отношения, потому что возрастает

откровенность отношений. Чтобы похвала была эф

фективнее, попытайтесь учесть следующие реко

мендации.

1. Отмечайте конкретное поведение или достиже

ния, которые вы бы хотели подкрепить.

2. Описывайте конкретное поведение или дости

жения.

3. Описывайте, какую пользу принесли действия

человека.

4. Стройте фразу таким образом, чтобы уровень

похвалы соответствовал важности поведения или

достижения.

Конструктивная критика

Исследования в области теории подкрепления об

наружили, что люди обучаются быстрее и лучше че

рез такие поощрения, как похвала. Однако имеются

случаи, когда персональная обратная связь должна

выражаться в акцентировании внимания на негатив

ном поведении. Конструктивная критика — это опи

сание конкретного негативного поведения или дей

ствий человека и воздействия такого поведения на

других людей.

Конструктивная критика — описание

конкретного негативного поведения или дей

ствий человека и воздействия такого поведе

ния на других людей.

Конструктивная критика будет эффективной при

выполнении следующих требований.

Спрашивайте разрешения, прежде чем критико

вать. Очевидно, что лучше давать такой тип обратной

связи, когда человек специально просит об этом. Од

нако иногда нужно покритиковать человека, даже ко

гда он не просит об этом. Человек, который согласен

выслушивать конструктивную критику, вероятно, бу

дет более восприимчив к ней, чем тот, к кому прояви

ли неуважение, не поинтересовавшись его желанием.

Описывайте поведение, точно и подробно излагая,

что сказал или сделал человек, не оценивая его по

ведение как хорошее или плохое, правильное или

неправильное. Описывая поведение, вы формируете

информационную основу для обратной связи и уве

личиваете шансы того, что человек будет восприим

чив. Обратная связь, которой предшествует деталь

ное описание, с меньшей вероятностью вызовет обо

Глава 7 · Самораскрытие и обратная связь

ронительную реакцию. Ваше описание показывает,

что вы скорее критикуете поведение, чем нападаете

на человека, и критика указывает путь к решению

проблемы. Например, если ДеШоун спрашивает:

«Что вы думаете о слайдах, которые я использовал

во время доклада?», вместо того чтобы ответить:

«Они не были уж очень убедительны», лучше бы

было сказать что нибудь вроде «Ну, на первых двух

буквы были слишком мелкие, и было трудно прочи

тать слова». Такая критика не затрагивает я концеп

ции ДеШоуна, а указывает на то, что ему нужно сде

лать для более эффективной презентации.

По возможности делайте позитивное вступление

перед негативными замечаниями. Когда вы собирае

тесь выступить с критикой, неплохо начать с неболь

шой похвалы. Конечно, здравый смысл подсказыва

ет, что поверхностная похвала, за которой следует

сокрушительная критика, будет воспринята соответ

ствующим образом. В нашем примере можно сказать:

«С одной стороны, схемы и графики были полезны, а

использование цвета действительно помогло нам уви

деть проблемы. С другой стороны, неудачный размер

надписей на первых двух слайдах сделал их неудобо

читаемыми». В данном случае похвала уместна и су

щественна. Если вы не в состоянии предварить обрат

ную связь значимой похвалой, то и не пытайтесь.

Предшествующая обратной связи пустая похвала не

поможет человеку принять вашу обратную связь.

Когда вы соединяете конструктивную критику с

похвалой, попытайтесь избежать использования со

юза «но». Существуют причины, из за которых чело

веку при использовании союза «но» легче «не услы

шать» похвалы, а воспринять только критику. За

метьте, что в предыдущем примере, когда вы

присвоили похвале первый номер, а критике второй,

все части предложения приобрели одинаковую выра

зительность.

Будьте конкретны, насколько это возможно. Чем

точнее вы опишете поведение или действия, тем легче

будет человеку понять, что нужно изменить. В ситуа

ции, которую мы только что обсудили, никакой пользы

не принесло бы заявление: «Некоторые слайды было

тяжело читать». Такой комментарий носит настолько

общий характер, что ДеШоун вряд ли понял бы, что

именно следует изменить. Более того, он мог сделать

заключение, что все слайды должны быть переделаны.

Наблюдай и размышляй

Рабочая тетрадь

Наши рекомендации