Роли менеджера в организации
Роль — это ожидаемый набор действий или поведения, определяемых работой
Менеджеры в организации выполняют многообразные роли. Их классификацию и описание дал известный специалист по менеджменту Г. Минцберг, таблица 7.
Деятельность менеджера, связанную с межличностными коммуникациями, информацией и принятием решений, характеризуют роли, представленные на рисунке 28.
Таблица 7 – Десять управленческих ролей менеджера
Рисунок 28 – Управленческие роли менеджера
Следует обратить внимание на то, что, во-первых, работа менеджера состоит из комбинации нескольких ролей; во-вторых, эти роли на практике взаимозависимы и взаимодействуют; в-третьих, важность этих ролей меняется в зависимости от уровня управления; в-четвертых, роли, исполняемые руководителем, определяют объем и содержание его работы. Реализация общих функций и ролей определяет успех управленческой деятельности и в конечном счете ведет к достижению запланированных результатов работы организации, рисунок 29.
Рисунок 29 – Схема процесса работы менеджеров
Стили управления
Стиль работы руководителя – это совокупность повторяющихся конкретных приемов и способов управленческого воздействия, применяемых руководителем в процессе управления и определяющих особенности отношения людей к его действиям.
Существует несколько классификаций стилей руководства. Первая и наиболее известная классификация выделяет авторитарный, либеральный и демократический стили.
Авторитарный (директивный) стиль связан с чрезмерным преувеличением роли руководителя. Характеризуется централизацией власти, приверженностью к единоначалию. Руководитель обычно сам решает все вопросы, не учитывает мнение других. Для этого стиля руководства характерна чрезмерная требовательность к подчиненным, которая ограничивает их инициативу и самостоятельность. Руководство осуществляется не методами разъяснения и убеждения, а методами принуждения.
Либеральный стиль характеризуется тем, что руководитель старается не вмешиваться в работу своих подчиненных, не требует ответственности за невыполнение задач исполнителями, пускает работу на самотек, не желая принимать на себя ответственности.
Демократический стиль характеризуется партнерскими отношениями в коллективе, привлечением подчиненных к обсуждению и подготовке решений по основным направлениям деятельности коллектива, взаимным распределением прав и обязанностей, развитием самостоятельности и инициативы подчиненных при выполнении принятых решений, расширением взаимного контроля.
Классификация стилей может быть проведена по вариантам принятия управленческих решений, по способам осуществления управленческих воздействий и по другим критериям.
Стиль руководства чаще всего не может быть выбран, он является функцией многих аргументов, зависит от следующих факторов и условий:
Ø господствующего стиля управления отраслью, регионом, страной;
Ø стиля работы вышестоящих руководителей;
Ø уровня управления;
Ø подготовленности руководителя к работе на занимаемой должности;
Ø индивидуальных особенностей руководителя (его темперамента, характера, знаний, опыта и т.п.);
Ø социально-психологических особенностей исполнителей;
Ø уровня развития коллектива;
Ø социальных, демографических, материальных, природных и других условий;
Ø стиля работы в аналогичных организациях, подразделениях, аппаратах управления.