Директивы министра обороны и Генерального штаба 15 страница
Административное расследование должно быть закончено в месячный срок. В необходимых случаях этот срок может быть продлен вышестоящим начальником еще на 1 месяц, о чем в материалах расследования должно быть соответствующее подтверждение.
Административное расследование завершается составлением заключения офицера, его проводившего, обо всех установленных обстоятельствах, о лицах, допустивших нарушения установленных норм и правил, с указанием предложений для принятия решения. Такое заключение составляется на имя командира (начальника) и должно иметь 3 составные части: вводную, описательную и резолютивную.
Во вводной части должно быть указано: на основании чего и по какому факту проводилось расследование, кто, где и когда его проводил.
В описательной части подробно излагаются обстоятельства расследуемого проступка (правонарушения) с указанием: какое именно нарушение имело место в данном случае, кем, когда, где, каким способом, с какой целью и по каким мотивам оно совершено; умышленно или неосторожно действовало (бездействовало) лицо; какие при этом законы, нормы воинских уставов, приказов, наставлений или правил нарушены; во время службы или в иной обстановке; есть ли и какова причинная связь между действиями (бездействием) лица и наступившими вредными последствиями. Здесь же даются анализ причин и условий, способствовавших совершению правонарушения, характеристика личности виновного. Обязательно отражается отношение виновного лица к совершенному проступку.
В резолютивной части должно быть изложено следующее: кто конкретно и в чем именно виновен, конкретные предложения (мнение) о том, к какому виду ответственности (дисциплинарной или материальной или той и другой одновременно) целесообразно привлечь виновного (виновных). При выявлении в ходе расследования причин и условий, способствовавших правонарушению, необходимо предложить мероприятия по их устранению. Если в ходе административного расследования установлено, что в действиях виновного лица имеются признаки состава преступления, необходимо их назвать и внести предложения командиру (начальнику) рассмотреть вопрос о возбуждении уголовного дела.
В случае установления в ходе расследования факта совершения виновным лицом малозначительного, не представляющего большой общественной опасности преступления командир воинской части (орган дознания) сообщает об этом военному прокурору и с его согласия принимает решение об отказе в возбуждении уголовного дела. Копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела направляется военному прокурору.
Согласно ст. 111 Наставления по правовой работе в Вооруженных Силах Российской Федерации заключение (рапорт) подписывается офицером, проводившим административное расследование, с указанием даты его составления (окончания расследования) и вместе с приложенными к нему всеми документами (материалами), собранными в ходе расследования (объяснительные записки, справки, рапорты, письма, акты и другие документы), представляется командиру (начальнику). По материалам административного расследования командир (начальник) в срок не более 3 дней принимает решение и объявляет его в приказе по воинской части, в котором определяются меры, которые должны быть приняты для восстановления нарушенного права, защиты прав и интересов государства, воинской части, военнослужащего, граждан и предотвращения подобных нарушений в будущем, а также меры воздействия в отношении тех лиц, виновность которых доказана расследованием (привлечение их к материальной, дисциплинарной ответственности или принятие мер общественного воздействия).
В целях облегчения ведения делопроизводства рекомендуется оформлять материалы административного расследования следующим образом:
— титульный лист. В нем указываются: наименование административного расследования; даты начала и окончания административного расследования; подпись лица, проводящего административное расследование; опись документов и количество страниц, входящих в материалы административного расследования;
— основания назначения и проведения административного расследования;
— объяснительные, доклады, рапорты;
— заключение;
— постановление об отказе в возбуждении уголовного дела (может не быть);
— принятое решение (например, выписка из приказа командира части о наложении дисциплинарного взыскания).
Вариант оформления титульного листа административного расследования
Административное расследование по факту __________________________________
Дата начала расследования ________________________ 200 __ года
Дата окончания расследования _____________________ 200 __ года
Опись документов, входящих в материалы административного расследования
№ п/п | Наименование документа | Количество страниц | Примечание |
Титульный лист | |||
Основание назначения и проведения административного расследования | |||
Объяснительные, характеристики | |||
Доклады, рапорты, справки | |||
Выписки, заверенные копии | |||
Заключение по материалам расследования | |||
Постановление о (об отказе в) возбуждении уголовного дела | |||
Принятое решение |
Всего материалов административного расследования на __ страницах.
Расследование проводил:
______________ ________________ ________________
занимаемая должность, подпись фамилия и инициалы
воинское звание
Вариант заключения по результатам административного расследования (по факту утери удостоверения личности офицера)
Командиру войсковой части 00000
Заключение по результатам расследования по факту утери удостоверения личности майором БОРЦОВЫМ Александром Владимировичем
Докладываю, что на основании Ваших указаний от 21 июля 2005 года и в соответствии с п. 4 Инструкции о порядке заполнения, выдачи, учета и хранения бланков удостоверения личности военнослужащего Российской Федерации в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом министра обороны Российской Федерации от 13 мая 2003 года № 150, мною, помощником начальника штаба по службе войск и безопасности военной службы старшим лейтенантом Лаптевым Г.Е., в период с 21 по 25 июля 2005 года проведено административное расследование по факту утери удостоверения личности заместителем командира батальона майором Борцовым А.В.
В ходе расследования установлено, что 10 июля 2005 года майор Борцов А.В. вместе с капитаном Михайловым С.А. следовал в пригородном электропоезде к месту военной службы в г. Ногинск.
Как следует из объяснения майора Борцова А.В., он, убывая со службы, переложил удостоверение личности из кителя в карман пальто. Когда майор Борцов А.В. вышел из электрички, он обнаружил пропажу своего удостоверения личности. Поиск майором Борцовым А.В. совместно с капитаном Михайловым С.А. документа собственными силами результатов не дал (данный факт подтверждается в том числе объяснением капитана Михайлова С.А.), и майор Борцов А.В. обратился в линейное отделение Управления внутренних дел г. Ногинска. Предпринятые милицией меры также не дали положительного результата, что подтверждается справкой от 19 июля 2005 года № 8/115/К.
20 июля 2005 года майор Борцов А.В. доложил по команде рапортом своему непосредственному начальнику — командиру батальона подполковнику Макееву П.С. об утере удостоверения личности офицера.
Майор Борцов А.В. при исполнении служебных обязанностей проявил небрежность в обеспечении сохранности удостоверения личности офицера, чем нарушил требования Инструкции о порядке заполнения, выдачи, учета и хранения бланков удостоверения личности военнослужащего Российской Федерации в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом министра обороны Российской Федерации от 13 мая 2003 года № 150, в результате чего удостоверение личности майором Борцовым А.В. было утеряно. Основной причиной совершения данного правонарушения является личная недисциплинированность военнослужащего.
Майор Борцов А.В. по службе характеризуется положительно, что подтверждается служебной характеристикой, данной ему непосредственным начальником — командиром батальона подполковником Макеевым П.С. Неснятых дисциплинарных взысканий майор Борцов А.В. не имеет, что подтверждается копией его служебной карточки.
Вину в совершении правонарушения, выражающуюся в форме небрежности, майор Борцов А.В. сознает и раскаивается в содеянном, что подтверждается его объяснением.
ВЫВОД: заместитель командира батальона майор Борцов А.В. виновен в необеспечении сохранности удостоверения личности офицера, которое повлекло его утерю.
На основании вышеизложенного предлагаю:
1. За совершенное правонарушение привлечь майора Борцова А.В. к дисциплинарной ответственности властью командира части.
2. Заместителю командира части по воспитательной работе совместно с помощником командира части по правовой работе провести беседу с военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, по вопросу обеспечения сохранности личных документов и ответственности за небрежное к нему отношение, повлекшее утрату этих документов.
3. Начальнику отдела кадров подготовить документы для выдачи майору Борцову А.В. нового удостоверения личности офицера взамен утерянного.
Помощник начальника штаба по службе войск и безопасности военной службы старший лейтенант
Лаптев Г.Е.
25 июля 2005 года
Особенности проведения административного расследования в отдельных случаях
Проведение административного расследования по фактам получения травм военнослужащими.Инструкцией о порядке расследования фактов получения травм военнослужащими в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом министра обороны Российской Федерации от 20 октября 2000 г. № 505, установлен порядок расследования фактов получения травм военнослужащими (гражданами, призванными на военные сборы), обязательный для всех воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации в мирное время.
Командир воинской части несет личную ответственность за организацию и своевременное проведение расследования причин и обстоятельств получения травмы военнослужащим. Под травмой понимается повреждение органа, ткани в результате внешнего воздействия. В порядке, предусмотренном указанной Инструкцией, расследованию также подлежат факты отравлений, тепловых ударов, утоплений, поражений электрическим током, молнией и ионизирующим излучением, укусов насекомых и пресмыкающихся.
По факту получения травмы, повлекшей гибель (смерть) военнослужащего, либо при наличии признаков преступления в действиях других лиц в отношении пострадавшего или в действиях самого пострадавшего военнослужащего командир воинской части как орган дознания руководствуется Инструкцией органам дознания Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых предусмотрена военная служба, утвержденной заместителем Генерального прокурора Российской Федерации — главным военным прокурором 5 июня 2002 г.
Факт получения травмы, повлекшей гибель (смерть) военнослужащего, может расследоваться дополнительно командиром вышестоящего органа военного управления.
При получении травмы военнослужащим, прикомандированным к воинской части (находящимся на излечении в военно-медицинском учреждении), расследование организуется и проводится командиром этой воинской части (начальником военно-медицинского учреждения), а материалы расследования и принятое по его завершении решение направляются командиру воинской части, являющейся постоянным местом военной службы этого военнослужащего.
По факту получения травмы военнослужащим при обстоятельствах, не связанных с исполнением обязанностей военной службы (при нахождении в увольнении, отпуске и т. п.), командир воинской части проводит расследование на основе представленных военнослужащим (его родственниками) документов, подтверждающих факт получения травмы. При этом при необходимости в ходе расследования могут направляться запросы в соответствующие медицинские учреждения и правоохранительные органы.
Факт получения травмы военнослужащим, явившийся следствием происшествия на объекте (в подразделении, на оборудовании и др.), подлежащем государственному надзору (техническому, энергетическому, пожарному, санитарно-эпидемиологическому, архитектурно-строительному, надзору за ядерной и радиационной безопасностью, безопасностью полетов и др.), расследуется с привлечением специалистов соответствующих надзорных органов и с учетом специальных требований и норм, регулирующих правила выяснения обстоятельств причинения вреда здоровью людей на поднадзорных этим органам объектах.
Пищевые отравления, происшедшие с военнослужащими, расследуются в порядке, установленном п. 147 Руководства по медицинскому обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации на мирное время (утверждено приказом начальника Тыла Вооруженных Сил Российской Федерации — заместителя министра обороны Российской Федерации от 15 января 2001 г. № 1).
При обращении близких родственников пострадавшего военнослужащего командир воинской части обязан проинформировать их о ставших известными в результате расследования обстоятельствах получения травмы и принятых мерах по обеспечению прав военнослужащего, а также по отношению к виновным лицам, если травма явилась следствием правонарушения с их стороны.
В соответствии с п. 8 Инструкции о порядке расследования фактов получения травм военнослужащими в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом министра обороны Российской Федерации от 20 октября 2000 г. № 505, о факте получения травмы военнослужащим начальник медицинской службы воинской части в тот же день письменно рапортом докладывает командиру воинской части. В рапорте указываются характер, возможный механизм и последствия причиненного вреда здоровью военнослужащего (утрата трудоспособности), в том числе в обязательном порядке отмечается, могла ли полученная травма явиться результатом причинения вреда здоровью военнослужащего другим лицом или членовредительства.
Кроме того, основаниями для проведения расследования факта получения травмы военнослужащим могут быть:
— непосредственное обнаружение травмы командиром воинской части;
— заявление пострадавшего;
— уведомление руководителя медицинского учреждения о поступлении на стационарное лечение или обращении за медицинской помощью военнослужащего;
— сообщение руководителя правоохранительного органа;
— рапорт должностного лица воинской части или заявления иных лиц, в том числе родственников пострадавшего военнослужащего.
По факту получения травмы, не повлекшей утрату трудоспособности, и при отсутствии признаков преступления в действиях других лиц по отношению к пострадавшему или в действиях самого пострадавшего военнослужащего на основании представленных рапорта начальника медицинской службы (уведомления, сообщения, заявления других лиц, указанных выше) и письменного подтверждения травмированным военнослужащим факта получения травмы по неосторожности, в том числе личной, командир воинской части принимает решение о проведении профилактических мероприятий и при необходимости привлечении виновных к дисциплинарной ответственности.
По рапорту начальника медицинской службы, уведомлению (рапорту, сообщению, заявлению) иных вышеуказанных лиц командир воинской части обязан в этот же день принять решение о проведении расследования по каждому факту получения травмы военнослужащим, повлекшей утрату трудоспособности. Решение о проведении расследования принимается командиром воинской части в случае, если факт получения травмы военнослужащим мог явиться следствием причинения вреда его здоровью другим лицом, членовредительства или других правонарушений.
Для проведения расследования командир воинской части назначает должностное лицо, имеющее опыт проведения расследований (разбирательств).
Групповые факты получения травм военнослужащими (2 и более пострадавших) расследуются одним из заместителей командира воинской части.
Расследование проводится в целях определения:
— обстоятельств и причин получения травмы;
— степени вины пострадавшего военнослужащего;
— лиц, непосредственно причинивших травму;
— должностных лиц, допустивших нарушение (не обеспечивших соблюдение) требований безопасности, определенных руководящими документами, регулирующими порядок поведения военнослужащих и их начальника на конкретном объекте и при проведении того или иного мероприятия (уборка закрепленной территории, физическая зарядка, обслуживание боевой техники, занятия по специальной и иным видам подготовки и т. д.);
— наличия прямой причинной связи между действиями (бездействием) лиц, допустивших нарушение (не обеспечивших соблюдение) требований безопасности, и наступившими последствиями (получение травмы, длительность расстройства здоровья, гибель).
Расследование проводится посредством опроса пострадавшего, его сослуживцев, очевидцев случившегося, должностных и иных причастных к событию лиц, сбора необходимых документов (письменных объяснений, справок, заявлений, данных осмотра мест получения травмы, заключений и пояснений специалистов) и иных материалов.
Расследование факта получения травмы военнослужащим проводится в течение 3 суток с момента назначения расследования.
В соответствии с п. 15 Инструкции о порядке расследования фактов получения травм военнослужащими в Вооруженных Силах Российской Федерации расследование завершается оформлением заключения об итогах расследования факта получения травмы военнослужащим по форме согласно приложению к указанной Инструкции (приводится ниже).
В заключении делаются выводы об отсутствии (наличии) признаков преступления или об отсутствии достаточных данных о признаках преступления в обстоятельствах получения травмы.
По итогам расследования командир воинской части в 10-дневный срок принимает решение на устранение причин и условий, способствовавших получению травмы военнослужащим, и привлечение виновных должностных лиц к ответственности. Данное решение, как правило, объявляется приказом командира воинской части.
На основании заключения при необходимости составляются соответствующие документы, направляемые в установленном порядке в страховую организацию, военно-медицинские и другие учреждения (организации).
Материалы расследования, решение командира воинской части на устранение причин и условий, способствовавших получению травмы военнослужащим, и другие документы по факту получения травмы хранятся в штабе воинской части в установленном порядке. Вместе с указанными документами хранятся и рапорты начальника медицинской службы с резолюциями командира воинской части и с приложенными к ним объяснениями пострадавших военнослужащих по фактам получения травм, решение о проведении расследования по которым командиром воинской части не принималось.
Форма заключения об итогах расследования факта получения травмы военнослужащим приведена в приложении к приказу министра обороны Российской Федерации от 20 октября 2000 г. № 505:
Утверждаю
Командир войсковой части 00000
_________________________________
(воинское звание, подпись,
_________________________________
инициал имени, фамилия)
«_____»________________ 200______г.
М.П.
Заключение № _____ об итогах расследования факта получения травмы военнослужащим
1. Когда получена травма _____________________________________
(число, месяц, год и время получения травмы)
________________________________________________________
(при исполнении обязанностей военной службы или нет)
2. Где произошел факт получения травмы ________________________
(воинская часть, адрес)
3. Должностное лицо, проводившее расследование __________________
____________________________________________________________
________________________________________________________
(воинская должность, воинское звание, Ф.И.О.)
4. Дата проведения расследования: _______________ — ____________
(начато) (окончено)
5. Сведения о пострадавшем:
воинское звание _____________________________________________
фамилия ___________________________________________________
имя ________________________________________________________
отчество ____________________________________________________
дата рождения ________________________________________________
воинская должность __________________________________________
(наименование воинской должности, дата назначения)
место военной службы ________________________________________
(воинская часть, подразделение, адрес)
с какого времени в Вооруженных Силах Российской Федерации ______
6. Заявитель о факте получения травмы __________________________
_________
(Ф. И. О., воинская должность, воинское звание,
_________
место службы (работы), адрес)
7. Очевидцы факта получения травмы ___________________________
(Ф.И.О., воинская должность,
_________
воинское звание, место службы (работы), адрес)
_________
_________
8. Обстоятельства и условия получения травмы ___________________
_________
_________
_________
_________
9. Причины получения травмы _________________________________
_________
_________
_________
_________
10. Совершил ли пострадавший деяния, представляющие общественную опасность _________________________________________________
_________
11. Находился ли пострадавший в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения ______________________________
12. Является ли травма результатом умышленного причинения пострадавшим вреда своему здоровью _____________________________
13. Должностные лица, допустившие нарушения (не обеспечившие соблюдение) требований нормативных правовых актов Российской Федерации по безопасности военной службы ________________________
______________________________________________________________
(воинская должность, воинское звание,
______________________________________________________________
Ф.И.О. лиц с указанием конкретных нарушенных требований)
14. Медицинское заключение о травме __________________________
_________
_________
15. Предлагаемые мероприятия и сроки их проведения по устранению причин и условий получения травмы __________________________
_________
_________
16. Выводы: __________________________________________________
_________
_________
Расследование провел ________________________________________
(воинское звание, подпись, инициал имени, фамилия)
Проведение административного расследования в случае утраты денежного аттестата.Приказом министра обороны Российской Федерации от 16 июня 2005 г. № 242 изложена в новой редакции Инструкция о порядке выдачи денежных аттестатов военнослужащим, проходящим военную службу по контракту и по призыву, утвержденная приказом министра обороны Российской Федерации от 23 мая 1999 г. № 225.
В соответствии с п. 5 указанной Инструкции военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, прибывшим к новому месту военной службы и не предъявившим денежный аттестат ввиду его утраты или по другим причинам, денежное довольствие не выплачивается. В этих случаях проводится административное расследование, и лица, виновные в халатном отношении к хранению денежного аттестата, привлекаются к ответственности. Копии материалов административного расследования и запрос о высылке дубликата[3] денежного аттестата в месячный срок направляются в воинскую часть по прежнему месту военной службы военнослужащего для оформления дубликата денежного аттестата.
В случае непоступления в воинскую часть дубликата денежного аттестата в 2-месячный срок со дня направления запроса о его высылке денежное довольствие выплачивается по решению начальника финансово-экономического управления (службы) вида Вооруженных Сил Российской Федерации, военного округа (флота), рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации.
Перерасчет за прошлое время производится по получении денежного аттестата (дубликата) с прежнего места военной службы.
Воинская часть, выдавшая дубликат денежного аттестата взамен утраченного, в 3-дневный срок представляет своему довольствующему финансовому органу донесение об утраченных денежных аттестатах с указанием сведений, кому был выдан денежный аттестат, даты его выдачи, серии и номера.
Довольствующие финансовые органы представляют донесения об обстоятельствах утраты с указанием количества, серий и номеров утраченных бланков денежных аттестатов, принятых мер по их розыску и наказанию виновных в Главное финансово-экономическое управление Министерства обороны Российской Федерации по подчиненности не реже одного раза в квартал.
Главное финансово-экономическое управление Министерства обороны Российской Федерации периодически издает указания об утраченных бланках денежных аттестатов.
Проведение административного расследования в случае утраты аттестата на продовольствие.В соответствии с п. 11 Положения о продовольственном обеспечении Вооруженных Сил Российской Федерации на мирное время, утвержденного приказом министра обороны Российской Федерации от 22 июля 2000 г. № 400, в случаях прибытия военнослужащего в воинскую часть без аттестата на продовольствие (аттестат утерян, похищен и др.) он зачисляется на продовольственное обеспечение приказом командира воинской части на основании его рапорта, в котором указываются причины отсутствия аттестата и по какое число он удовлетворен продовольствием (денежной компенсацией, продовольственно-путевыми деньгами). Одновременно запрашивается дубликат аттестата из воинской части, выдавшей аттестат на продовольствие, которая должна не позднее суток после получения запроса выслать его. При установлении нарушений, связанных с использованием аттестата на продовольствие (сокрытие аттестата, его уничтожение и т. п.), расхождении данных рапорта военнослужащего с данными дубликата аттестата на продовольствие и перерасходе продовольственных пайков виновные привлекаются к ответственности.
Проведение административного расследования в случае утраты удостоверения личности военнослужащего.В соответствии с п. 4 Инструкции о порядке заполнения, выдачи, учета и хранения бланков удостоверения личности военнослужащего Российской Федерации в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом министра обороны Российской Федерации от 13 мая 2003 г. № 150, военнослужащие несут персональную ответственность за сохранность выданных им удостоверений личности. За порчу, утрату, небрежное хранение удостоверений личности и передачу их другим лицам виновные привлекаются к ответственности.
В случае утраты или порчи удостоверения личности новое удостоверение личности выдается на основании приказа по воинской части (кораблю) и организации Вооруженных Сил Российской Федерации после расследования и установления причин утраты или порчи.
Дознание в военных организациях