Ничего нового
Всё уже было на свете, и всё ещё будет — верны слова поэта.
Это странное положение, в котором людям нечто является, но никак это нечто не желает дать себя пощупать, включить в систему нашего мировоззрения — давно знакомо. Это то, что всегда нас сопровождало, и всегда это — общим определением — называли и называют чертовщиной. Никогда это не имело научных оценок, потому что никак в научную картину мира не вписывалось. Но по своим масштабам неопровержимых, достоверных, доказанных наблюдений сразу десятков и сотен очевидцев, явление стоит в одном ряду с наблюдениями НЛО.
И так же, как многократно одновременно сотни очевидцев видели своими глазами выход “пришельцев” из спустившегося с неба аппарата, сотни людей много раз одновременно видели и другую чертовщину — бесов с рогами и копытами, якобы ангелов полупрозрачных, уродов всяких мастей, нежить — в чудовищном разнообразии. И это не свидетельство ранних контактов с инопланетянами, потому что тогда они не прилетали на технологических аппаратах — нежить появлялась просто так, из пустоты. (Кстати, почти в каждом третьем свидетельстве о посадках НЛО отмечается, что пилоты НЛО исчезают — как и черти, причём это порой сопровождается традиционным извечным запахом серы.)
Описание чего-то крайне странного можно найти даже в “Повести временных лет”. В её так называемом “Радзивилловском варианте” конца XV века написано (в современном переводе):
«В лето 6600 [1092] чудное дело было в Полоцке. В наваждении дьявольском средь ночи был топот, стонало [нечто] в полночь, бегали дьяволы по улице, словно люди. Ежели кто-либо выходил из дому, желая посмотреть, то дьяволы его сразу незаметно поражали. И от сего [люди] умирали, и не отваживались они выходить из домов. Затем же начали [дьяволы] днём появляться на конях, но видимы сами не были, а видимы [были] коней их копыта, и так поражали они людей в Полоцке и его околице. Посему и говорили люди: “Мертвецы бьют полочан”. Это происшествие началось с Друцка.»
Вполне понятно, что летописец не мог тогда написать: “В лето 6600 при князе Всеславе Чародее в Полоцке произошёл первый из известных на территории Беларуси тесный контакт с НЛО третьего уровня”. Множество аналогичных историй содержат все европейские летописи: в них либо контакты с “ангелами”, либо появления демонов, чертей, “огненных псов” и прочей, прочей всяческой нежити. А после — запах серы в воздухе...
И вот удивительное дело: никаких “инопланетян в скафандрах” и их “роботов”, а также приземлений кораблей с яркими иллюминаторами и трапами — в хрониках нет. Хотя, как кажется, толпы инопланетян должны были осаждать нашу планету и в те времена — тем более что дискообразные и иные летающие объекты наши предки видели в небе в изобилии (они и в древних хрониках, и на древних фресках и иконах). Как же так: НЛО были — а пилотов не было?
Не было. А вместо них была всякая нежить. И не надо обвинять наших предков в скудоумии. Если бы в 1092 году в Полоцке произошли события, аналогичные описанным выше воронежским, то автор “Повести временных лет” Нестор ясно и чётко отметил бы:
“Спустился с неба летающий корабль, в его борту открылась дверь, вышли два огромных существа в серебристой одежде, с тремя глазами. ...Потом один из них направил какую-то трубку на отрока в толпе — и отрок исчез. Когда они тут же улетели, отрок вновь появился и ничего не помнил”.
Ничего подобного ни в одной летописи или древней хронике — НЕТ!
Сам собой напрашивается вывод, что в древности НЛО, контактируя с людьми, принимали просто иной облик. А более “привычным” для сознания людей того времени был облик не “инопланетного космонавта”, а облик или ангелов, или всякой нежити — демонов, чудовищных существ — с соответствующими их облику поступками.
Например, в Англии, ныне странно богатой на встречи с НЛО, в прошлом была иная “мода” — на встречи с “чёрными псами”.
В книге фольклора Саффолка приведены слова средневекового писателя:
«Старый Шок — это гоблин в форме огромной собаки или телёнка, рыскающий по дорогам и тропинкам в темноте. Тот, кто встретится с ним, наверняка будет отброшен на землю и сильно пострадает, и хорошо, если он не сломает рук или ног.»
Наиболее ужасный случай встречи с Чёрным псом Саффолка произошёл 4 августа 1577 года в воскресенье. Между 9 и 10 часами утра, когда люди из Бангэя находились в церкви, неожиданно раздался гром необычной силы. Небо потемнело, а человек, который чистил крышу храма, упал с неё. Он уверял, что в него ударила молния. Правда, серьёзно человек не пострадал. В самой церкви появилась чёрная собака. Она прошла между двух молящихся на коленях людей, и оба упали замертво. Следующий человек, которого коснулся пёс, сморщился, “словно мокрый кошелёк”, но остался жив. Часы церкви сломались, а на дверях и на каменном полу нашли обгоревшие пятна, похожие на следы лап. В этот же день около Блитбурха, в семи милях от Бангэя, чёрную собаку также видели пробегающей через церковь и убившей двух мужчин и юношу.
Как многие другие Чёрные псы, этот саффолкский случай также напоминает нечто метеорологическое и даже астрономическое: пёс появляется “с неба” и якобы “в небо улетает”. Налицо какая-то связь с НЛО или, быть может, шаровой молнией.
В графстве Девон по-прежнему помнят о “чёрных собаках”
В прошлые века (до наступления “ЭРЫ НЛО”) огромные, чёрные, мистические собаки терроризировали английские деревни. Каждый год сотни свидетелей рассказывали, что встречали это страшное получудовище-полупризрак непонятного происхождения. Некоторые такие свидетельства приходили от полицейских, другие публиковали местные газеты. Но ещё большее число таких встреч происходило с частными лицами, и эти сообщения не фиксировались. Чёрного пса часто описывали как большую собаку с горящими глазами и паранормальными способностями. Его видели по всей Британии, и везде у него есть свои имена: в Норфолке — Блэк Шак (Чёрный чёрт), в Ирландии — Поока, в Сомерсете — Герт дог (Цепной пёс) и т.д.
Но как бы этот феномен ни называли, отличительные черты Чёрного пса везде совпадают. Его видели на старых дорогах, на перекрёстках, во дворах церквей. Он всегда исчезает в виде яркой вспышки, оставляя на земле пятно, как от взрыва. “Он ужасен. У него было четыре ноги, он был чёрного цвета, светящиеся глаза были размером с блюдце”. Такое описание Чёрного пса было дано в 1907 году человеком из Самерсета. Но это был не просто зверь. “Он бежал по дороге, и, добежав до места, где дорогу пересекал ручей, он взвился вверх в виде огненной вспышки”.
Аналогичные сведения пришли и от фермера из Девона (к сожалению, в английских источниках не приводится дата этого происшествия). Фермер рассказал, что услышал шум шагов животного, набегающего сзади. Он обернулся и увидел большую чёрную собаку. Он ударил животное, но его рука ничего не задела — прошла словно через пустоту. Существо пронеслось мимо. “Из его пасти исходил запах серы”, рассказывал фермер. Но отважный англичанин не испугался, а стал преследовать собаку. Добежав до перекрёстка, он увидел, как пёс превратился в ослепительную вспышку — такой силы, что фермера отбросило на землю.
В книге “Фольклор графства Сомерсет” её автор Дэйл-Грин пишет:
«В некоторых местах, где появлялся Блэк Шак и где было проведено исследование, обнаружили сильный запах серы.»
Это же пишет и корреспондент “Notes and Queries” от 18 мая 1850 года, описывая чёрных псов Восточной Англии:
«Один свидетель, когда привёл соседей на место, где видел Чёрного пса, нашёл большое пятно, словно там горел порох.»
Около Хэтфилд Певерелл, графство Эссекс, Чёрный пес преградил дорогу повозке. Кучер пошёл, чтобы прогнать пса, мешающего проезду, но в результате и кучер, и его повозка с лошадью сгорели.
Вот отрывок из типичного сообщения о Чёрном псе, взятого из письма английского провинциала:
«Сэр, легенды о Чёрном псе появились во многих местностях, и наш Северный Стаффордшир не исключение. Большую чёрную собаку часто встречают на дорогах и тропах. Много лет назад мой дед вернулся домой в состоянии шока после ночной встречи с этим странным фантомом. Моя тётя, далеко не выдумщица, говорила, что она, возвращаясь вечером домой, почувствовала чьё-то дыхание на руке, но когда обернулась, то никого не увидела.»
Когда в Англии стала популярна космическая научная фантастика — тотчас наступила “эра НЛО”: Чёрные псы куда-то разом исчезли, а вместо них очевидцы стали видеть “инопланетян”. Это, конечно, не совпадение.
Некоторые смелые исследователи паранормального предположили, что всё это — лишь некая материализация неких духовных переживаний населения. Эдакие “мыслеформы коллективного подсознания”, его страхов и его надежд. Однако это предположение оставляет в стороне летающие в небе НЛО — которые видели как в прошлом, так и в настоящем. Они — уж точно не могут быть “мыслеформами коллективного подсознания”, так как не фигурировали в древней мифологии. Поэтому более рациональной кажется гипотеза о том, что НЛО в контактах с людьми в разные эпохи просто принимали разный облик. Актуальна тема Чёрных псов — вот вам Чёрные псы, актуальна тема космонавтов-роботов с конвульсивными движениями — вот вам космонавт-робот, который движется по актуальной именно в это время моде на стиль танца брейк.
Самое же существенное: поведение этих Чёрных псов — ничем не отличается от поведения “приземлившихся инопланетян”. Суть таже самая, как кажется на первый взгляд, бессмысленная и эксгибиционистская: показать себя и впечатлить. Пересадка бесов на летательные аппараты, вызванная революционными изменениями в мировоззрении человека, одурманила и самые трезвые современные умы уфологов, упрямо верящих в то, что в этих контактах очевидцы видят НАСТОЯЩИХ братьев по разуму. Только суть не изменилась — чертовщина, нежить.
В самом деле:
1) и пилоты НЛО, и чертовщина чаще всего появляются на короткое время, на несколько десятков минут;
2) и те, и другие не оставляют после себя недвусмысленных материальных доказательств своего визита;
3) и те, и другие не имеют, как кажется на первый взгляд, иной логики в своём поведении, кроме логики эксгибициониста, главной целью которого является демонстрация себя;
4) и те, и другие выбирают для визита глухие места и вечернее время 19-22 часа;
5) и те, и другие, как кажется, не появляются без присутствия человека;
6) и те, и другие не позволяют себя отловить, не остаются для общения с властями, прессой и правоохранительными органами;
7) и те, и другие часто причиняют различные несчастья, ущерб здоровью людей и являются причиной долго не проходящего страха (трагический исход, нервное потрясение, последующая болезнь или смерть — хотя есть и примеры “чудесного исцеления” после такого контакта);
8) есть масса других общих черт, что с большой долей уверенности позволяет говорить о единстве явлений, а не об их разной природе.
Вся эта странная совокупность характеристик феномена создаёт страх. Самые существенные — три фактора: появление невероятной нежити (чудовищ, чуждых земной жизни), их странное поведение — и, как итог тому, главный фактор — полная невписываемость явления в представления человека о Мире, что расшатывает и калечит духовный мир человека. К этому важному моменту мы вернемся чуть позже.
Много лет назад несколько изданий СССР (в том числе и “Техника-молодёжи”) опубликовали статью Валерия Санарова “НЛО и энлонавты в свете фольклористики”. Когда мы в то время прочли это исследование, то оно нам не понравилось: мы тогда верили в инопланетную суть НЛО, а В.Санаров всё сводил к байкам (мол, все рассказы очевидцев — выдумки, подобные фольклору про чертей и леших). Вот именно рассказы очевидцев, которые автор использовал в статье, и привлекли тогда наше внимание. В чертей мы не верили, зато верили в инопланетян.
Сегодня размышления В.Санарова видятся под новым углом. Конечно, мы совершенно не согласны с мнением этого скептика, который отрицает и НЛО, и чертей (и то, и другое вполне достоверно). Но мы согласны с его сравнительным анализом проблемы НЛО и чертовщины — они имеют столько общего, что бесспорно являются явлениями одной природы.
В.Санаров увидел, что якобы свойственная человеку тяга к басням и “фольклорным быличкам”, как он их называет, в образованном XX веке нашла новую форму проявления — уже не в виде чертовщины, а виде технологичных НЛО. Но автор упустил то обстоятельство, что и чертовщина, и НЛО достоверно наблюдались, наблюдаются и будут наблюдаться десятками тысяч групп людей — они реальны. А это означает, что не наши басни изменили своё содержание, а изменила своё содержание сама чертовщина.
Было бы некорректно просто объяснять феномен НЛО модернизацией чертовщины — таким же загадочным явлением. Хотя именно так поступает Церковь: многие статьи теологов и священников выражают церковную концепцию о том, что, дескать, “пилоты” НЛО — это “демоны”. Схожесть есть, ну и что дальше? А дальше Церковь ничего не объясняет. Если мы хотим САМИ продуктивно взглянуть на проблему НЛО с этой новой точки зрения, то должны тогда объяснить, и что такое чертовщина, и какие она имеет цели, и кто может ею руководить.
Нетрудно увидеть, что модернизация чертовщины в НЛО не исчерпалась лишь тем, что черти и демонические существа стали выглядеть более соответствующими эпохе. Ранее в тогу инопланетян они не рядились и всегда их узнавали именно как демонов. Однако сейчас пришла новая мода — атеисты и космические романтики верят не в Бога, а в инопланетян. Был ли в этом замысел чей-то или так произошло само собой — трудно сказать. Но проглядывает, как кажется на первый взгляд, принцип: верующим — дать демонов, атеистам (верующим вместо Бога в инопланетян) — трёхглазых энлонавтов.
Чем больше чертей, тем больше умы людей поворачиваются к вере в Бога. Это очевидно, это лежит на поверхности. Рассуждать о том, что “Диавол охмуряет чертовщиной (включая НЛО) наши души” (терминология православного уфолога-теолога Серафима Роуза), может только наивный человек.
Эксгибиционизм чертовщины только распаляет религиозный фанатизм и нужен лишь Владыке, а Диавол для мерзких дел нашёл бы тысячи других верных методов Зла, куда более действенных, чем эти “хлопушки”. В самом деле: если Диавол пожелал отвратить людей от Бога, он не стал бы посылать им демонов, которые могут только одно и обратное — загонять их в лоно Церкви. Диавол послал бы Ленина и Троцкого, которые перевешали бы священников, закрыли бы и осквернили церкви, насадили богохульство — что мы и видели. Это — цели и инструменты Диавола, а не демоны и черти. Черти и демоны — это от Владыки.
Следуя религиозной терминологии, можно сказать, что демоны — это и есть ангелы Божьи, ибо служат они главной цели — запугивая, укреплять веру. Именно страх, а не трепет перед явлением порхающего прозрачного ангелочка, вернее всего направит ум человека в религиозное русло.
Такие цели нельзя исчерпывающе оценивать, исходя лишь из противостояния нечистой и крестной силы, как это делает Серафим Роуз. У мусульман нет крестной силы, зато есть те же самые демоны и черти. Буддисты и иудеи тоже видят демонов и чертей, но к помощи крестной силы не прибегают. Постоянно сопровождала чертовщина и наших языческих предков, ничего не знавших о чудесных свойствах перекрещенных палочек и о мудрости Магомета.
Это, как кажется, означает, что вера, к которой толкает чертовщина, может быть всякой — “мамы всякие нужны, мамы всякие важны”. И вера в инопланетные НЛО — сегодня одна из великих религий Земли, это религия для атеистов, модернизированная в XX веке в такую форму и вытесняющая потихоньку все прочие веры; она станет, возможно, скоро главной на планете.
Серафим Роуз считал, что вера в инопланетян послана Диаволом, чтобы подменить собой веру в Бога и в Библию, где об инопланетянах ничего не сказано. Это суждение имеет смысл в том плане, что вера в инопланетян основана на тех же возвышенно-восторженных эмоциях, как и вера в Бога. В этом аспекте она — действительно полноценная ВЕРА.