Доброкачественная неспецифическая ЗПР
Не связана с повреждением мозга и с возрастомкомпенсируется при благоприятных условиях внешней среды даже без каких-либотерапевтических мероприятий. Обусловлена замедленным темпом созревания мозговыхструктур и их функций при отсутствии органических изменений в ЦНС. Проявляетсяв некотором запаздывании становления двигательных и (или) психических функций,которое может выявиться на любом возрастном этапе, относительно быстрокомпенсируется и не сочетается с патологическими неврологическими и (или)психопатологическими симптомами. Легко поддается коррекции путем раннейстимуляции психомоторного развития.
Этот вариант ЗПР может проявляться как в виде общего,тотального отставания в развитии, так и в виде частных (отдельных,парциальных)задержек в становлении тех или иных нервно-психических функций, особенно частоэто относится к отставанию в развитии речи.
Отставание в развитии тех или иных функций специфичнодля каждого возрастного этапа. Так, в период новорожденности у такого ребенкадлительное время не формируется четкий условный рефлекс на время. Малыш непросыпается, когда он голодный или мокрый, и не засыпает, когда сытый и сухой,все безусловные рефлексы у него ослаблены и вызываются после длительноголатентного периода. У него ослаблена или не проявляется вовсе одна из главныхсенсорных реакций этого возраста -- зрительная фиксация или слуховоесосредоточение. Вместе с тем, в отличие от детей с поражением ЦНС, у него непроявляются признаки нарушенности эмбрионального развития, нет также нарушенийкрика, сосания, асимметрии мышечного тонуса.
В возрасте 1-3 месяцев может отсутствовать или бытьслабо выраженной тенденция к удлинению периода активного бодрствования, приэтом улыбка при общении со взрослым отсутствует или проявляется непостоянно,зрительное и слуховое сосредоточение кратковременны, гуление отсутствует илинаблюдаются лишь отдельные редкие звуки. Прогресс в его развитии начинаетотчетливо намечаться к 3 месяцам жизни. К этому возрасту он начинает улыбатьсяи следить за движущимся предметом, однако все функции еще непостоянны иотличаются быстрой истощаемостью.
На всех последующих этапах ребенок в своем развитиипроходит стадии, более характерные для предыдущего этапа. Однако задержкаразвития может проявиться на каждом возрастном этапе впервые. Так, ребенок 6месяцев с этой формой ЗПР не дает дифференцированной реакции на знакомых инезнакомых, у него также может быть задержано развитие лепета, а в 9 месяцев --недостаточна активность в общении со взрослыми, он не подражает жестам, у негослабо развит игровой контакт, лепет отсутствует или слабо выражен, непроявляется интонационно-мелодическая имитация фразы, он может с трудомзахватывать или не захватывать вовсе мелкие предметы двумя пальцами,недостаточно четко реагировать на словесную инструкцию. Замедленный темпмоторного развития проявляется в том, что он может сидеть, но не садитсясамостоятельно, не делает попыток встать и т.п.
В 11-12 месяцев отсутствуют первые лепетные слова,слабая интонационная выразительность голосовых реакций и первых лепетных слов,нечеткость их соотнесения с предметом или действием. Ребенок стоит споддержкой, но не ходит. Наблюдается слабость повторных действий и подражательныхигр, недостаточно уверенное манипулирование двумя руками, недостаточноезахватывание предметов двумя пальцами.
К 3 годам -- отставание в развитии речи,недостаточность игровой деятельности, отставание в развитии функции активноговнимания, регулирующей функции речи (поведение ребенка слабо управляетсяинструкцией взрослого), недостаточная дифференцированность эмоциональныхпроявлений, общая психомоторная расторможенность. Возможно отставание вразвитии моторных функций. При этом в первые месяцы жизни отстает темпнормализации мышечного тонуса, угасания безусловных рефлексов, становлениявыпрямляющих реакций и реакций равновесия, сенсорно-моторной координации,произвольной двигательной активности и особенно тонких дифференцированныхдвижений пальцев рук.
Доброкачественная неспецифическая задержка развитияможет быть семейным признаком, она часто наблюдается у соматически ослабленныхи недоношенных детей. Она также может иметь место при недостаточности раннегопедагогического воздействия.