Диагностика. Первым шагом при диагностике восприятия всегда должен быть целенаправленный анамнез, учитывающий особенности данной функции восприятия и ее нарушений
Первым шагом при диагностике восприятия всегда должен быть целенаправленный анамнез, учитывающий особенности данной функции восприятия и ее нарушений, при этом нужно обращать внимание на то, как данные расстройства переносятся пациентами и в какой мере они могут передаваться от одного больного к другому в повседневной жизни. Это, конечно, в первую очередь относится к так называемым субъективным расстройствам восприятия (иллюзии и галлюцинации), но имеет отношение и к его аффективным компонентам. Стандартные опросники дают, например, Крамон, Май и Циглер (Cramon, Mai & Ziegler, 1993) (см. табл. 26.1.2).
Таблица 26.1.2. Обзор наиболее употребительных методов обследования нарушений восприятия(детали см. в тексте)
Область/элементарная функция | Метод исследования |
Зрение | |
Поле зрения | Периметрия |
Острота зрения | Проверка (остроты) зрения |
Различение цветов | Цветовые таблицы Исихара (Ishihara—Farbtafel) Farnworth-Munsell-100-hue-Test |
Стереопсис | Titmus-Test; TNO test for stereoskopiv vision |
Пространственное зрение | Стандартизированный анализ зрительно-пространственных функций восприятия (VS) |
Узнавание объектов | |
Узнавание лиц | Faciel-Recognition-Test; Famous-Faces-Test |
Слух | |
Обнаружение/различение неречевых и речевых раздражителей | Звуковые или речевые аудиограммы |
Временной порог слияния звуковых раздражителей | |
Восприятие музыки | Seashore-Test |
Бинауральная интеграция | Дихотические слуховые тесты |
Распознавание значения неречевых и речевых раздражителей | Узнавание, идентификация стимулыюго материала |
Пространственный слух | Определение местонахождения источника звука |
Слуховое узнавание | |
Осязание | |
Ощущения прикосновения | |
Способность к локализации очага раздражения | |
Ощущение температуры | |
Восприятие произведенных движений | |
Тактильное узнавание | |
Обоняние и вкус | |
Обнаружение/распознавание; различение вкусов и запахов; идентификация | Мюнхенский тест обоняния (Münchner Geruchstest) |
В табл. 26.1.2 представлены основные методы обследования (подробное описание и оценку отдельных методов см. у Cramon, Mai & Ziegler, 1993, Heilman & Valenstein, 1993, Lezak, 1995). Для ряда элементарных функций имеются стандартизированные методы обследования, которые уже давно применяются в процессе повседневной диагностики (например, проверка поля зрения, тест на остроту зрения; аудиограммы и дихотические слуховые тесты; проверка тактильной чувствительности). Для других областей методы обследования были разработаны лишь в последнее время. Программа VS (Visual Spatial Performans) для зрительно-пространственных функций восприятия (Kerkhoff & Marquardt, 1993, Kerkhoff, Gencel & Marquardt, 1994) осуществляет измерения субъективных зрительных вертикалей и горизонталей, оценку ориентации, длины, дистанции и позиции. Мюнхенский тест обоняния (Kruggel, 1993) включает в себя определение порога обонятельной чувствительности, регистрацию различения запахов, их узнавание и оценку (приятные/неприятные) и функции по сохранению запахов в памяти. Seashore-Test проверяет способность к различению высоты и тембра звука, ритма и т. д., а также функцию сохранения звукового материала. К сожалению, для некоторых функций восприятия (зрительного и слухового узнавания) еще не существует достаточно проверенных и пригодных для клинического использования методов. Ценные сведения по этому вопросу предоставляют Крамон, Май и Цигер (Cramon, Mai & Zieger, 1993), Хейлман и Валенштайн (Heilman & Valenstein, 1993) и Поек (Poek, 1989).
Следует отметить, что взаимосвязанные когнитивные нарушения (например, внимания или памяти), а также нарушения речи или ручной моторики могут значительно повредить исследованию и отчасти повлиять на результаты тестирования. Для диагностики сложных нарушений восприятия (например, чтения, узнавания объектов) можно, в принципе, рекомендовать обследовать сначала основные элементарные функции, чтобы отделить первичные расстройства от вторичных. Такой диагностический подход наглядно представлен на примере двух форм нарушений чтения (нарушения чтения, вызванного гемианопсией, и алексии) (см. прим. 26.1.1).
Рис. Тренинг функций: ребенок должен узнать форму предмета, не смотря на него. Тренинг тактильного восприятия содействует развитию способности пространственного представления
Литература
Cramon, D. von, Mai, N. & Ziegler, W. (Hrsg.). (1993). Neuropsychologische Diagnostik. Weinheim: VCH Verlagsgesellschaft.
Grüsser, O.-J. & Landis, T. (1991). Visual agnosias and other disturbances of visual perception and cognition. Boca Raton: CRC Press.
Hartje, W. & Poeck, K. (Hrsg.) (1997). Klinische Neuropsychologie (3. Aufl.). Stuttgart: Thieme.
Heilman, K. M. & Valenstein, E. (Eds.). (1993). Clinical Neuropsychology. New York: Oxford University Press.
Hollwich, F. (1982). Augenheilkunde. Stuttgart: Thieme.
Kerkhoff, G., Genzel, S. & Marquardt, C. (1994). Standardisierte Analyse visuell-räumlicher Wahrnehmungsleistungen. Untersuchungen zur Objektivität, Reliabilität und Validität. Nervenarzt, 65, 689-695.
Kerkhoff, G. & Marquardt, C. (1993). Standardisierte Analyse visuell-räumlicher Wahrnehmungsleistungen (VS). Konstruktion des Verfahrens und Anwendungen. Nervenarzt, 64, 511-516.
Kruggel, F. (1993). Riechen und Schmecken. In D. von Cramon, N. Mai & W. Ziegler (Hrsg.), Neuropsychologische Diagnostik (S. 53-63). Weinheim: VCH Verlagsgesellschaft.
Lezak, M. D. (1995). Neuropsychological Assessment (3rd ed.). New York: Oxford University Press.
Lindsay, P. H. & Norman, D. A. (1981). Einfühlung in die Psychologie. Berlin: Springer-Verlag.
Pascher, W. & Bauer, H. (1984). Differentialdiagnose von Sprach-, Stimm- und Hörstörungen. Stuttgart: Thieme.
Poeck, K. (1992). Neurologie. Berlin: Springer.
26.2. Нарушения восприятия: этиология / анализ условий возникновения
Йозеф Циль