Дополнительные детали головы
Увеличенный размер головы (относительно фигуры в целом) говорит о том, что испытуемый ценит рациональное начало (возможно, и эрудицию) в себе и окружающих.
Дополнительные детали:
Рога - агрессия, в сочетании с другими признаками агрессии - ногтями, щетиной, иглами - определяется характер этой агрессии: спонтанная или защитно-ответная;
Перья - тенденция к самоукрашению и самооправданию, к демонстративности.
Грива, шерсть — чувственность, подчеркивание своего пола и иногда ориентировка на свою сексуальную роль.
Несущая, опорная часть фигуры (ноги, лапы, иногда — постамент)
Рассматривается основательность этой части по отношению к размерам всей фигуры и по форме:
а) основательность, обдуманность, рациональность принятия решения, пути к выводам, формирование суждения, опора на существенные положения и значимую информацию;
б) поверхностность суждений, легкомыслие в выводах и неосновательность суждений, иногда импульсивность принятия решения (особенно при отсутствии или почти отсутствии ног).
Обращается внимание на характер соединения ног с корпусом: точно, тщательно или небрежно, слабо соединены или не соединены вовсе — это характер контроля за рассуждениями, выводами, решениями. Однотипность и однонаправленность формы лап, любых элементов опорной части — конформность суждений и установок в принятии решений, их стандартность, банальность. Разнообразие в форме и положении этих деталей — своеобразие установок и суждений, самостоятельность и небанальность; иногда даже творческое начало (соответственно необычности формы) или инакомыслие (ближе к патологии).
Части, поднимающиеся над уровнем фигуры
Части, поднимающиеся над уровнем фигуры, могут быть функциональными или украшающими: крылья, дополнительные ноги, щупальца, детали панциря, перья, бантики вроде завитушек-кудрей, цветково-функциональные детали — энергия охвата разных областей человеческой деятельности, уверенность в себе, "самораспространение" с неделикатным и неразборчивым притеснением окружающих, либо любознательность, желание соучаствовать как можно в большем числе дел окружающих, завоевание себе места под солнцем, увлеченность своей деятельностью, смелость предприятий (соответственно значению детали-символа — крылья или щупальца и т.д.).
Украшающие детали — демонстративность, склонность обращать на себя внимание окружающих, манерность.
Хвосты. Выражают отношение к собственным действиям, решениям, выводам, к своей вербальной продукции — судя по тому, повернуты ли эти хвосты вправо (на листе) или влево. Хвосты повернуты вправо — отношение к своим действиям и поведению. Влево — отношение к своим мыслям, решениям; к упущенным возможностям, к собственной нерешительности. Положительная или отрицательная окраска этого отношения выраженa направлением хвостов вверх (уверенно, положительно, бодро) или падающим движением вниз (недовольство собой, сомнение в собственной правоте, сожаление о сделанном, сказанном, раскаяние и т.п.).
Контуры фигуры
Контуры фигуры. Анализируются по наличию или отсутствию выступов (типа щитов, панцирей, игл), прорисовки и затемнения линии контура. Это защита от окружающих, агрессивная — если она выполнена в острых углах; со страхом и тревогой — если имеет место затемнение, "запачкивание" контурной линии; с опасением, подозрительностью — если выставлены щиты, "заслоны", линия удвоена. Направленность такой защиты — соответственно пространственному расположению: верхний контур фигуры — против вышестоящих, против лиц, имеющих возможность наложить запрет, ограничение, осуществить принуждение, т.е. против старших по возрасту, родителей, учителей, начальников, руководителей; нижний контур — защита против насмешек, непризнания, отсутствия авторитета у нижестоящих подчиненных, младших, боязнь осуждения; боковые контуры — недифференцированная опасливость и готовность к самозащите любого порядка и в разных ситуациях; то же самое — элементы "защиты", расположенные не по контуру, а внутри контура, на самом корпусе животного. Справа — больше в процессе деятельности (реальной), слева — больше защита своих мнений, убеждений, вкусов.
Общая энергия
Общая энергия. Оценивается количество изображенных деталей — только ли необходимое количество, чтобы дать представление о придуманном несуществующем животном (тело, голова, конечности или тело, хвост, крылья и т.п.): с заполненным контуром, без штриховки и дополнительных линий и частей, просто примитивный контур, — или имеет место щедрое изображение не только необходимых, но усложняющих конструкцию дополнительных деталей. Соответственно, чем больше составных частей и элементов (помимо самых необходимых), тем выше энергия. В обратном случае — экономия энергии, астеничность организма, хроническое соматическое заболевание (то же самое подтверждается характером линии — слабая паутинообразная линия, "возит карандашом по бумаге", не нажимая на него), Обратный же характер линий — жирная с нажимом — не является полярным: это не энергия, а тревожность. Резко продавленные линии, видимые даже на обратной стороне листа (судорожный, высокий тонус мышц рисующей руки) сигнализируют о резкой тревожности (какая деталь, какой символ выполнен таким образом – это то, к чему привязана тревога).
Общая оценка животного
Общая оценка животного: тематически животные делятся на угрожаемых, угрожающих и нейтральных (подобия льва, бегемота, волка или птицы, улитки, муравья, либо белки, собаки, кошки). Это отношение к собственной персоне и к своему "Я", представление о собственном положении в мире, как бы идентификация себя по значимости (с зайцем, букашкой, слоном, собакой и т.д.). В данном случае рисуемое животное — представитель самого рисующего.
Уподобление рисуемого животного человеку, начиная с постановки животного в положение прямохождения на две лапы, вместо четырех или более, и заканчивая одеванием животного в человеческую одежду (штаны, юбки, банты, пояса, платье), включая похожесть морды на лицо, ног и лап на руки, свидетельствует об инфантильности, эмоциональной незрелости, соответственно степени выраженности "очеловечивания" животного. Механизм сходен аллегорическому значению животных и их характеров в сказках, притчах и т.п.
Степень агрессивности выражена количеством, расположением и характером углов в рисунке, независимо от их связи с той или иной деталью изображения. Особенно весомы в этом отношении прямые символы агрессии — когти, зубы, клювы. Следует обратить внимание также на акцентировку сексуальных признаков — вымени, сосков, груди при человекоподобной фигуре и др. Это отношение к полу, вплоть до фиксации на проблеме секса.
Фигура круга (особенно — ничем не заполненного) символизирует и выражает тенденцию к скрытности, замкнутость, закрытость своего внутреннего мира, нежелание давать сведения о себе окружающим, наконец, нежелание подвергаться тестированию. Такие рисунки обычно дают очень ограниченное количество данных для анализа.
Вмонтирование механических частей в живую ткань животного, постановка животного на постамент, тракторные или танковые гусеницы, треножник; прикрепление к голове пропеллера, винта; вмонтирование в глаз электролампы, в тело и конечности животного — рукояток, клавиш и антенн. Это наблюдается чаще у больных шизофренией и глубоких шизоидов.
Творческие возможности выражены обычно количеством сочетающихся в фигуре элементов: банальность, отсутствие творческого начала принимают форму "готового", существующего животного (люди, лошади, собаки, свиньи, рыбы), к которому лишь приделывается "готовая" существующая деталь, чтобы нарисованное животное стало несуществующим — кошка с крыльями, рыба с перьями, собака с ластами и т.п. Оригинальность выражается в форме построения фигуры из элементов, а не целых заготовок.
Название
Название может выражать рациональное соединение смысловых частей (летающий заяц, "бегекот", "мухожер" и т.п.). Другой вариант — словообразование с книжно-научным, иногда латинским суффиксом или окончанием ("ратолетиус" и т.п.). Первое — рациональность, конкретная установка при ориентировке и адаптации; второе — демонстративность, направленная главным образом на демонстрацию собственного разума, эрудиции, знаний. Встречаются названия поверхностно-звуковые без всякого осмысления ("лялие", "лиошана", "гратекер" и т.п.), знаменующие легкомысленное отношение к окружающим, неумение учитывать сигнал опасности, наличие аффективных критериев в основе мышления, перевес эстетических элементов в суждениях над рациональными.
Наблюдаются иронически-юмористические названия ("риночурка", "пузыренд" и т.п.) — при соответственно иронически-снисходительном отношении к окружающим. Инфантильные названия имеют обычно повторяющиеся элементы ("тру-тру", лю-лю", "кус-кус" и т.п.). Склонность к фантазированию (чаще защитного порядка) выражена обычно удлиненными названиями ("аберосинотиклирон", "гулобарниклета-миешиния" и т.п.).
Процедура проведения модифицированного варианта методики «Рисунок несуществующего животного»
1. Модификация методики «Рисунок несуществующего животного» была связана с необходимостью не столько постановки констатирующего диагноза о психологических особенностях личности, сколько с целью прогноза динамики изменений в самосознании. Таким образом, рассматривая стандартную процедуру проведения и интерпретации «Рисунка несуществующего животного» как способ оценки Я-реальное нами преследовалась задача оценки Я-идеального. В обоих случаях идея проекции, играя свою роль, позволяла более валидно оценить индивидуальный вектор (направление) саморазвития. Данная идея впервые была предложена Сары-Гузель В.Р. [27] в виде гипотезы и оценки единичного случая. В дальнейшем нами был проведен сравнительный анализ результатов рисунков РНЖ в модификации Я-идеальное с показателями тестов МЛО Т. Лири (идеальный образ Я), УСК, 16–PF Кеттелла, мотивация Хекхаузена, тест фрустрационной толерантности Розенцвейга. На качественном уровне нами были найдены взаимосвязи, близкие интерпретации, указывающие на возможность использования результатов модифицированного варианта РНЖ.
Процедура модифицированного варианта состоит из двух этапов:
1. стандартная форма предъявления инструкций, стимульного материала.
2. предъявляется следующая инструкция: «Возьмите второй лист бумаги и нарисуйте на нем несуществующее животное, которое вы стали бы держать у себя дома, за которым вы бы с удовольствием ухаживали, выгуливали, играли и т.д. То есть, идеального друга. Назовите это несуществующее животное». Процедура проведения, требования к материалу и фиксации результатов соответствует стандартно форме теста.
Обработка полученных результатов имеет две формы:
1. констатирующая форма, которая заключается в том, что оба рисунка подвергаются контент-анализу в соответствии с ранее выделенными категориями, при этом рисунок № 1 (Я-реальное) оценивается с позиции текущего психологического статуса, а рисунок №2 оценивается с позиции Я-идеального – идеальной модели личности испытуемого, к которой он стремится.
2. аналитическая форма заключается в том, что производится сравнительный анализ выраженности оценки категорий, полученных в ходе контент-анализа. В результате чего выявляются основные тенденции изменений в структуре личностных особенностей: черт, мотивов, регулятивных механизмах, эмоционально-волевой сфере.
Полученный материал сводится в сравнительную таблицу, позволяющую быстро и эффективно провести качественный анализ исследуемых представлений о себе испытуемого в реальном времени и то, каким испытуемый желает стать. Также созданная таблица позволяет выделить приоритеты личностных изменений и направления эти изменений.
Полученная информация в процессе проведения модифицированного варианта методики «Рисунок несуществующего животного» позволяет провести системный анализ качественных изменений в самопредставлении испытуемого на оси времени (сейчас - будущее).
При невысокой временный затратности процедуры данный вариант позволит, на наш взгляд, психологу-практику осуществить профессиональное диагностическое сопровождение активных методов по развитию и коррекции личности, предусматривающих системный анализ изменений как на начальном этапе проведение психокоррекционных мероприятий, так и периодической оценки их результативности.
Таблица 1
Сравнительная таблица результатов рисунка «Я-реальное» и «Я-идеальное» с оценкой направленности изменений
Категории интерпретации | Я-реальное | Я-идеальное | Направление и динамика изменений |
Положение рисунка на листе | |||
В норме рисунок расположен по средней линии вертикально поставленного листа. Рисунок ближе к верхнему краю листа - высокая самооценка, недовольство своим положением в социуме, недостаточность признания со стороны окружающих, претензия на продвижение и признание, тенденция к самоутверждению. Рисунок в нижней части - неуверенность в себе, низкая самооценка, нерешительность, незаинтересованность в своем положении в социуме, в признании. Рисунок в правой стороне вверху листа, - связано с действительным моментом или с периодом будущего, с положительными эмоциями. Рисунок в левой стороне и внизу — связано с прошлыми моментами, с отрицательными эмоциями и пассивностью. | |||
Центральная смысловая часть фигуры (голова или замещающая ее деталь) | |||
Голова повернута вправо — устойчивая тенденция к деятельности, испытуемый активно переходит к реализации своих планов, наклонностей. Голова повернута влево — тенденция к рефлексии, лишь незначительная часть замыслов реализуется или хотя бы начинает реализоваться, нередко также боязнь перед активным действием и нерешительность. Положение "анфас" - эгоцентризм | |||
Детали головы | |||
Уши - значимость мнения окружающих о себе. Приоткрытый рот в сочетании с языком при отсутствии прорисовки губ - большая речевая активность (болтливость), в сочетании с прорисовкой губ — как чувственность. Открытый рот без прорисовки языка и губ, особенно зачерченный - легкость возникновения опасений и страхов. Рот с зубами — вербальная агрессия, в большинстве случаев — защитная (огрызается, задирается). Глаза. Это символ переживания страха: подчеркивается резкой прорисовкой радужки. Ресницы — истероидно-демонстративные манеры поведения. Ресницы -заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой, придание этому большого значения | |||
Дополнительные детали головы | |||
Увеличенный размер головы - испытуемый ценит рациональное начало в себе и окружающих. Дополнительные детали: Рога - агрессия, в сочетании с другими признаками агрессии - ногтями, щетиной, иглами - определяется характер этой агрессии: спонтанная или защитно-ответная; Перья - тенденция к самоукрашению и самооправданию, к демонстративности. Грива, шерсть - чувственность, подчеркивание своего пола и иногда ориентировка на свою сексуальную роль. | |||
Несущая, опорная часть фигуры (ноги, лапы, иногда — постамент) | |||
Рассматривается основательность этой части по отношению к размерам всей фигуры и по форме: а) основательность, обдуманность, рациональность принятия решения; б) поверхностность суждений, легкомыслие в выводах и неосновательность суждений. Характер соединения ног с корпусом: точно, тщательно или небрежно, слабо соединены или не соединены вовсе - характер контроля за рассуждениями, выводами, решениями. Однотипность и однонаправленность формы лап - конформность суждений и установок в принятии решений, их стандартность. Разнообразие в форме и положении этих деталей - своеобразие установок и суждений, самостоятельность и небанальность). | |||
Части, поднимающиеся над уровнем фигуры | |||
Части, поднимающиеся над уровнем фигуры: крылья, щупальца, детали панциря, перья, цветково-функциональные детали - энергия охвата разных областей деятельности, уверенность в себе, любознательность, завоевание себе места под солнцем, увлеченность своей деятельностью, смелость предприятий (соответственно значению детали-символа — крылья или щупальца и т.д.). Украшающие детали — демонстративность, склонность обращать на себя внимание окружающих, манерность. Хвосты. Выражают отношение к собственным действиям, решениям, выводам. Хвосты повернуты вправо — отношение к своим действиям и поведению. Влево — отношение к своим мыслям, решениям. Положительная или отрицательная окраска этого отношения выраженa направлением хвостов вверх (уверенно, положительно, бодро) или падающим движением вниз (недовольство собой, сомнение в собственной правоте, сожаление о сделанном). | |||
Контуры фигуры | |||
Контуры фигуры. Анализируются по наличию или отсутствию выступов (типа щитов, панцирей, игл), прорисовки и затемнения линии контура - защита от окружающих, агрессивная - если она выполнена в острых углах; со страхом и тревогой - если имеет место затемнение, "запачкивание" контурной линии; с опасением, подозрительностью - если выставлены щиты, "заслоны", линия удвоена. Направленность защиты: верхний контур - против вышестоящих, против лиц, имеющих возможность наложить запрет, ограничение, т.е. против старших по возрасту, родителей, руководителей и т.п.; нижний контур - защита против насмешек, непризнания, отсутствия авторитета у нижестоящих подчиненных, боязнь осуждения; боковые контуры - недифференцированная опасливость и готовность к самозащите любого порядка и в разных ситуациях; то же самое - элементы "защиты", расположенные не по контуру, а внутри контура, на самом корпусе животного. Справа — больше в процессе деятельности (реальной), слева — больше защита своих мнений, убеждений, вкусов. | |||
Общая энергия | |||
Общая энергия. Оценивается количество изображенных деталей, чем больше составных частей и элементов (помимо самых необходимых), тем выше энергия. В обратном случае - экономия энергии, хроническое соматическое заболевание (то же самое подтверждается характером линии — слабая паутинообразная линия), обратный же характер линий — жирная с нажимом тревожность. Резко продавленные линии, видимые даже на обратной стороне листа сигнализируют о резкой тревожности (какая деталь, какой символ выполнен таким образом – это то, к чему привязана тревога). | |||
Общая оценка животного | |||
Общая оценка животного: тематически животные делятся на угрожаемых, угрожающих и нейтральных. Это отношение к собственной персоне и к своему "Я", представление о собственном положении в мире, как бы идентификация себя по значимости (с зайцем, букашкой, слоном, собакой и т.д.). Уподобление рисуемого животного человеку (постановка животного в положение прямохождения на две лапы, одевание в одежду, похожесть морды на лицо, ног и лап на руки) свидетельствует об инфантильности, эмоциональной незрелости. Степень агрессивности выражена количеством, расположением и характером углов в рисунке. Особенно весомы прямые символы агрессии - когти, зубы, клювы. Вмонтирование механических частей в живую ткань животного, постановка животного на постамент, тракторные гусеницы; прикрепление к голове пропеллера, винта и т.п. - наблюдается чаще у больных шизофренией и глубоких шизоидов. Творческие возможности - количество сочетающихся в фигуре элементов. Оригинальность выражается в форме построения фигуры из элементов, а не целых заготовок. | |||
Название | |||
Названи. Рациональное соединение смысловых частей (летающий заяц, "бегекот", "мухожер" и т.п.) - рациональность, конкретная установка при ориентировке и адаптации. Словообразование с книжно-научным, иногда латинским суффиксом или окончанием ("ратолетиус" и т.п.) - демонстративность, направленная на демонстрацию собственного разума, эрудиции, знаний. Поверхностно-звуковые названия без осмысления ("лялие", "лиошана", "гратекер" и т.п.) - легкомысленное отношение к окружающим, перевес эстетических элементов в суждениях над рациональными. Иронически-юмористические названия ("риночурка", "пузыренд" и т.п.) - иронически-снисходительное отношение к окружающим. Инфантильные названия имеют повторяющиеся элементы ("тру-тру", лю-лю", "кус-кус" и т.п.). Склонность к фантазированию (чаще защитного порядка) выражена удлиненными названиями ("аберосинотиклирон", "гулобарниклета-миешиния" и т.п.). | |||
Представленность дополнительных деталей рисунка | |||