II.3.3. Особенности возрастно-психологического и психо лого-педагогического консультирования

Возрастно-исихологическое консультирование имеет основной Целью контрол > за ходом психического развития ребенка на осно­ве представлений о нормативном содержании и периодизации этого процесса (Г. В Бурменская, О. А. Карабанова, А. Г. Лидере).

Его задачи отражаются в психолого-педагогическом назначении: 1. Ориентация родителей, учителей и других лиц, участвующих в воспитании, в проблеме возрастных индивидуальных особенно­стей психического развития ребенка.

2. Своевременное первичное выделение детей с различными отклонениями и нарушениями психического развития, направле­ние их к специалистам.

3. Предупреждение вторичных психологических осложнений у детей с ослабленным соматическим или нервно-психическим здоровьем, рекомендации по психогигиене и психопрофилак­тике.

4. Составление рекомендаций по психолого-педагогической коррекции трудностей обучения, воспитания и общения для учи­телей и родителей.

5. Составление рекомендаций по воспитанию детей в семье.

6. Коррекционная работа в специальных группах с детьми, ро­дителями, педагогами. Психолого-педагогическое просвещение на­селения.

Содержательная специфика возрастно-психологического кон­сультирования концентрируется вокруг проблем психического развития ребенка. В соответствии с общей схемой возрастно-пси-хологического консультирования полученные сведения группиру­ются в четырех основных разделах: 1) состояние здоровья; 2) све­дения об особенностях социальной обстановки, в которой ребе­нок растет; 3) данные об особенностях поведения и деятельности ребенка; 4) дифференцированная характеристика развития по­знавательной и эмоционально-личностной сфер ребенка. На ос­нове полученных сведений психолог делает выводы:

общая оценка уровня развития;

сущность трудностей ребенка;

степень их сложности;

факторы, провоцирующие трудности;

сферы воздействия с целью снижения остроты проблемы;

условно-вариантный прогноз развития.

Возрастно-психологическое консультирование проводится в следующем алгоритме:

1. Анализ информации, полученной в первичной беседе с ро­дителями, специалистами, педагогами, установление контакта с ребенком.

2. Беседа с родителями*, направленная на получение информа­ции о предшествующих этапах развития ребенка, его внутрисе­мейных отношениях и обстоятельствах социального плана.

3. Сбор информации из других учреждений о состоянии здо­ровья (при необходимости).

4. Наблюдение за ребенком в естественных условиях.

5. Экспериментально-психологическое обследование ребенка.

6. Обработка данных, каузальный анализ результатов.

7. Психологический диагноз ребенка.

8. Психолого-педагогическое назначение.

9. Контроль, повторное консультирование.

Психологический диагноз отражает уровень актуального и бли­жайшего развития ребенка.

Уровень актуального развития:

а) возрастно-психологическая характеристика;

б) социальная ситуация развития;

в) уровень развития ведущей деятельности и соответствия ее нормативам;

г) новообразования возраста, их развитие;

д) трудности и отклонения, их причины. Условно-вариантный прогноз развития (зона ближайшего развития):

а) раскрытие проблемного поля альтернатив развития;

б) показ условий для оптимального развития.

Для проведения возрастно-психологического консультирования психологу необходимы знания возрастной и педагогической пси­хологии. Опираясь на общие закономерности возрастного разви­тия, знание психических новообразований и психологических проблем каждого возраста и соотнося их с индивидуальными осо­бенностями развития детей и подростков, психолог может делать выводы и прогнозировать ситуацию дальнейшего развития.

Р.С. Немов выделяет психолого-недагогическое консультирова­ние как особый вид консультативной работы. К нему он относит обсуждение с клиентом вопросов обучения и воспитания детей, научения чему-либо и повышения педагогической квалификации взрослых людей, педагогического руководства, управления дет­скими и взрослыми группами и коллективами, совершенствова­ния программ, методов и средств обучения, психологическое об­основание педагогических экспериментов и инноваций и др. В дан­ном виде консультирования речь идет о том, какие педагогиче­ские технологии или их отдельные, составляющие нужно приме­нять в конкретных ситуациях и какое влияние на развитие лично­сти они могут оказывать.

Психолого-педагогическое консультирование предполагает на­личие у консультанта педагогического образования и опыта обуче­ния и воспитания. Хорошими психологами-консультантами могут стать бывшие учителя, получившие психологическое образование.

II.3.4. Методика индивидуального консультирования

Специалисты по-разному трактуют цели, задачи, предмет и Методы психологического консультирования. Если оно направле­но на постановку психологического диагноза и психолого-педа­гогическое назначение, то основным методом индивидуального кон­сультирования является интервью. Психолог исходит из заказа кли-ента. Предметом взаимодействия психолога и клиента становится вНутренний мир клиента, а темой взаимодействия — модальности

его внутреннего мира. Цель интервью — изменить отношение кли­ента к своему внутреннему миру.

Тема задается клиентом, а ход интервью определяется восста­новлением контекста появления темы. Психолог, работающий над темой заказа и ее контекстом, должен постоянно контролировать в ходе интервью собственные личностные проекции на содержа­ние темы (подтекст интервью). Он рефлексирует на тему заказа клиента, контекст ее появления и на подтекст своих действий для построения предмета взаимодействия с клиентом. Вопросы — ос­новной способ воздействия психолога на клиента. В психологиче­ской практике часто используется пятишаговая модель интервью:

1) структурирование, достижение взаимопонимания;

2) сбор информации о клиенте;

3) определение темы, выход на желаемый результат;

4) выработка альтернативных решений, условий для их выбора;

5) усилия по изменению мыслей, действий, чувств клиента в обыденной жизни.

Задачи, решаемые на разных этапах консультирования (по Г.С.Абрамовой)

Основные этапы (блоки) Решаемые задачи  
Консультируемый Консультант  
 
Подготовка Фиксация затруднения, попытки его разрешения (самостоятельно или с помощью других) Решение обратиться к психологу Настрой на работу (опре­деление смысловой пози­ции, создание внутренней идентичности, позитив­ного настроя, отвлечение от других вопросо'в) Выбор времени, подго­товка места  
Установление контакта и по­строение дове­рительного диалога Возникновение доверия Уяснение возможностей' консультанта и характера предстоящей, работы Достижение согласован­ной ПОЗИЦИИ Распределение ролей Поддержание доверитель­ного диалога  
Исследование ситуации Описание, анализ качест­венного своеобразия внеш­них и внутренних факторов затруднительной ситуации, структурирование, обо- ' значение предмета рабо­ты, выделение позитив­ных основ для разрешения возникшего затруднения Содействие клиенту в опи­сании и анализе ситуации (стимулированиесвободных высказываний, исповеди, ответов на вопросы и др.) Выделение и анализ пред­мета работы Профессиональный ана­лиз факторов, обусловли-  
     
    вающих возникшее затруд­нение на основе анализа высказываний, эмоцио­нального тона, общей по­зиции, невербальных зна­ков, результатов диагно­стики Выделение «плацдарма» — основы для разрешения консультируемым возник­шего затруднения
Постановка цели Формулирование желае­мого результата, его уточ­нение и обоснование Содействие клиенту в фор­мулировании желаемого результата через постанов­ку вопросов, исследование возможных последствий Оценка реалистичности, конкретности, привлека­тельности поставленной цели
Поиск реи.1сний Выработка (усвоение) но­вых позиций, отношений, способов, их оценка с точ­ки зрения реалистичности и приемлемости Помощь в организации поиска решения Активизация консульти­руемого, влияние на его позицию
Подведение итогов Сравнение полученного результата с планируемым, выявление разницы в раз­решении возникшего за­труднения, планирование дальнейших шагов и дейст­вий Позитивное программи­рование на реализацию намеченных шагов Выводы о продвижении, выделение того, что уда­лось достичь консульти­руемому Помощь в создании пози­тивного настроя на реали­зацию дальнейших шагов Выход из контакта
           

Первый шаг— психолог вступает в контакт, устанавливает и Демонстрирует клиенту свою позицию, организует простран­ство консультативной беседы.

Второй шаг — происходит сбор информации о клиенте, Огфеделястся суть его проблемы, психолог выдвигает предполо-

жение о строении внутреннего мира клиента и его модальностях. Задавая вопросы, он ориентируется на высказывания клиента, ключевые слова, которые определяют тему взаимодействия. Этап заканчивается, когда психологу ясна рабочая гипотеза. Каждая ги­потеза — попытка консультанта понять ситуацию клиента. Она основывается на том, что рассказывает о себе и своих проблемах клиент, и концептуальном видении проблемы консультантом. Вер-бально выраженная консультантом гипотеза является интерпре­тацией ситуации клиента.

Третий шаг (осознание желаемого результата) связан с ин-сайтом клиента. Психолог опирается на потенциальные возмож­ности консультируемого; тогда переживаемые клиентом ситуации интервью приведут к изменению его поведения. На этой фазе обя­зательно осуществляется психологическое воздействие.

Четвертый шаг (выработка альтернативных решений) включает обсуждение с клиентом разных вариантов решения про­блемы, поиск путей преодоления ригидности поведения и созда­ние условий для выбора альтернатив. Работая над альтернатива­ми, психолог понимает, что правильное для него решение не яв­ляется таковым для клиента, а поэтому использует различные ди­рективные рекомендации.

Вид директивы Конкретные желания Содержание директивы Я предлагаю вам следующее...
Парадоксальная инструкция Продолжайте делать то, что вы делаете. Повторите это три раза подряд.
Фантазии Представьте себе, что вы путешествуете по своему телу...
Ролевое указание А сейчас вернитесь к этой ситуации и повторите ее, не опуская деталей.
Гештал ьтметод «горячего кресла» Говорите со своими родителями. Они сидят в этом кресле...
Гештал ьтне вербальное поведение Я заметил,что одна ваша рука сжата, а другая раскрыта. Пусть одна рука поговорит с другой.
Свободные ассоциации • Запомните чувство и расскажите о связанных с ним воспоминаниях детства.
Переоценка (концентрация Гендлина) Установите для себя негативные чувства, мысли, переживания. А теперьотыщите в этом что-то положительное и сконцент­рируйтесь в этом направлении. Объеди­ните это с проблемой.
Релаксация Закройте глаза и плывите...
Систематическое снятие напряжения Глубокая мышечная рефлексия; построе­ние иерархии, беспокойства; увязывание объектов тревоги с релаксацией.
Языковые замены Замените «хотелось бы» на «я хочу», «нельзя» на «нежелательно».  
Принятие чувств, эмоцио­нальный -потоп» Вернитесь к этому чувству, примите его полностью, останьтесь с ним.  
Медитация Спокойно, пусть все мысли уйдут, сле­дите за...  
Гипнотический транс Внимательно смотрите на эту точку. Расслабьтесь, следите задыханием. Фокусируйте свое мышление.  
Дневник В течение (указываете срок) вы будете вести ежедневные записи...  
Письмо психолога к клиенту Пишите с учетом длительности инеодно­значности воздействия текста на жизнь клиента.  
Личный кодекс поведения Составьте для себя жизненные правила и следуйте им.  
Введение юридических норм отношений Ваша ответственность регламентируется...  
Обсуждение ролевых огра­ничений Ваше право состоит в... Как учитель, вы...; как отец, вы...; как мать, вы...  
       

Пятый шаг— обобщение результатов взаимодействия с кли­ентом по поводу его проблемы и переход от обучения к действию. Если интервью проведено эффективно, оно должно способство­вать изменению мыслей, действий и чувств клиента в повседнев­ной жизни. Основные показатели эффективного интервью (Г.С.Аб­рамова):

1) варианты решения (появились направления развития кли­ента и у вас, и у клиента);

2) творческое принятие решений клиентом (появились аль­тернативы поведения); ■-■

3) целенаправленное воздействие на клиента (вы результатив­но влияете на клиента);

4) индивидуальная и культурная эмпатия (вы прониклись эм-патией к мыслям, чувствам, переживаниям, ценностным ориен-тациям клиента);

5) навыки наблюдения за клиентом (вы понимали его вер­бальный и невербальный язык);

6) взаимодействие «среда — личность» (вы помогли клиенту осознать и перестроить отношения в этой системе);

7) интеграция мотивов (вы логично, системно и эффективно использовали разнообразные методы интервью; ваш клиент заяв­ляет: «Я стал другим»).

Многие психологи используют" методику четырехфазной кон-сУльтативной беседы(Ю.Е.Алешина).

На первой фазе психолог организует психологическое про-СтРанство беседы, устанавливает контакт и осуществляет само-

представление, раскрывает свои возможности, дает гарантию ано­нимности, приглашает к разговору, преодолевает сопротивление консультированию (если разговор идет на общие темы, не идет вообще, ведется о мнимых клиентах и т.д.).

На второй фазе психолог поддерживает контакт, стимули­рует рассказ клиента, осуществляя эмпатическое слушание, спо­собствует целенаправленному развитию беседы, осмысливает ус­лышанное. На этой фазе уточняются гипотезы психолога — через конкретные вопросы, анализ гипотетических ситуаций. В том слу­чае, если во всех обсуждаемых ситуациях прослеживается один и тот же паттерн поведения и переживания, гипотезу консультанта можно считать подтвердившейся.

На третьей фазе психолог оказывает коррекционную по­мощь, которая не носит характера директивных советов и реко­мендаций, а связана с катарсисом, приобретением смысла и, как следствие, изменением личностных структур.

Четвертая фаза подводит итоги консультационной беседы. На ней выясняются дальнейшие отношения психолога и консуль­танта, совершается ритуальный" акт прощания с клиентом.

Технология беседы как основного метода психологического консультирования базируется на следующих принципах организа­ции диалога с клиентом (Ю.Е.Алешина):

1. Ограничение речи консультанта в диалоге (реплики, замеча­ния, интерпретации, по возможности краткие и редкие).

2. Приближение разговорной речи консультанта к языку кли­ента (максимальное использование первых слов клиента, исклю­чение профессиональных терминов).

3. Краткость и точность высказываний консультанта.

4. Анализ эмоциональных переживаний (два плана рассказа):

а) логический (для понимания мотивов);

б) эмоциональный (для понимания чувств).

Известна также методика восьмифазного психологического ин­тервью,включающего 1) психологическую настройку психоло­га, 2) взаимные приветствия и представления друг другу буду­щих собеседников, 3) заключение договора-контракта между за­казчиком и исполнителем заказа, 4) исповедь клиента, 5) рас­спрос клиента для получения дополнительной психологической информации, 6) совместную интерпретацию психологических проблем клиента, 7) формирование новой модели поведения, 8) оценку эффективности консультации методом совместного обсуждения.

На заключительном этапе психолог рефлексирует профессио­нальную деятельность, оформляет протокол (карту) консульта­ции и при необходимости намечает возможные меры воздей­ствия на социально-психологическое окружение в интересах кли­ента.

Контрольные вопросы

1. Что такое психологическое консультирование как вид практиче­ской деятельности психолога?

2. В чем заключается суть и на каких принципах базируется психологи­ческое консультирование?

3. На каком этапе консультирования у психолога может возникнуть следующее рефлексивное переживание:

— Что он пытается сказать?

— Надо проверить, правильно ли я понял.

— Такое в моей практике уже встречалось.

— Как же его остановить?

— Неужели я ему еше не надоел?

. Темы семинарских занятий

1. Методологические основания психологического консультирования.

2. Возрастная периодизация развития — основа возрастно-психологи-ческого консультирования.

3. Методика индивидуального психологического консультирования.

Наши рекомендации