II.3.3. Особенности возрастно-психологического и психо лого-педагогического консультирования
Возрастно-исихологическое консультирование имеет основной Целью контрол > за ходом психического развития ребенка на основе представлений о нормативном содержании и периодизации этого процесса (Г. В Бурменская, О. А. Карабанова, А. Г. Лидере).
Его задачи отражаются в психолого-педагогическом назначении: 1. Ориентация родителей, учителей и других лиц, участвующих в воспитании, в проблеме возрастных индивидуальных особенностей психического развития ребенка.
2. Своевременное первичное выделение детей с различными отклонениями и нарушениями психического развития, направление их к специалистам.
3. Предупреждение вторичных психологических осложнений у детей с ослабленным соматическим или нервно-психическим здоровьем, рекомендации по психогигиене и психопрофилактике.
4. Составление рекомендаций по психолого-педагогической коррекции трудностей обучения, воспитания и общения для учителей и родителей.
5. Составление рекомендаций по воспитанию детей в семье.
6. Коррекционная работа в специальных группах с детьми, родителями, педагогами. Психолого-педагогическое просвещение населения.
Содержательная специфика возрастно-психологического консультирования концентрируется вокруг проблем психического развития ребенка. В соответствии с общей схемой возрастно-пси-хологического консультирования полученные сведения группируются в четырех основных разделах: 1) состояние здоровья; 2) сведения об особенностях социальной обстановки, в которой ребенок растет; 3) данные об особенностях поведения и деятельности ребенка; 4) дифференцированная характеристика развития познавательной и эмоционально-личностной сфер ребенка. На основе полученных сведений психолог делает выводы:
общая оценка уровня развития;
сущность трудностей ребенка;
степень их сложности;
факторы, провоцирующие трудности;
сферы воздействия с целью снижения остроты проблемы;
условно-вариантный прогноз развития.
Возрастно-психологическое консультирование проводится в следующем алгоритме:
1. Анализ информации, полученной в первичной беседе с родителями, специалистами, педагогами, установление контакта с ребенком.
2. Беседа с родителями*, направленная на получение информации о предшествующих этапах развития ребенка, его внутрисемейных отношениях и обстоятельствах социального плана.
3. Сбор информации из других учреждений о состоянии здоровья (при необходимости).
4. Наблюдение за ребенком в естественных условиях.
5. Экспериментально-психологическое обследование ребенка.
6. Обработка данных, каузальный анализ результатов.
7. Психологический диагноз ребенка.
8. Психолого-педагогическое назначение.
9. Контроль, повторное консультирование.
Психологический диагноз отражает уровень актуального и ближайшего развития ребенка.
Уровень актуального развития:
а) возрастно-психологическая характеристика;
б) социальная ситуация развития;
в) уровень развития ведущей деятельности и соответствия ее нормативам;
г) новообразования возраста, их развитие;
д) трудности и отклонения, их причины. Условно-вариантный прогноз развития (зона ближайшего развития):
а) раскрытие проблемного поля альтернатив развития;
б) показ условий для оптимального развития.
Для проведения возрастно-психологического консультирования психологу необходимы знания возрастной и педагогической психологии. Опираясь на общие закономерности возрастного развития, знание психических новообразований и психологических проблем каждого возраста и соотнося их с индивидуальными особенностями развития детей и подростков, психолог может делать выводы и прогнозировать ситуацию дальнейшего развития.
Р.С. Немов выделяет психолого-недагогическое консультирование как особый вид консультативной работы. К нему он относит обсуждение с клиентом вопросов обучения и воспитания детей, научения чему-либо и повышения педагогической квалификации взрослых людей, педагогического руководства, управления детскими и взрослыми группами и коллективами, совершенствования программ, методов и средств обучения, психологическое обоснование педагогических экспериментов и инноваций и др. В данном виде консультирования речь идет о том, какие педагогические технологии или их отдельные, составляющие нужно применять в конкретных ситуациях и какое влияние на развитие личности они могут оказывать.
Психолого-педагогическое консультирование предполагает наличие у консультанта педагогического образования и опыта обучения и воспитания. Хорошими психологами-консультантами могут стать бывшие учителя, получившие психологическое образование.
II.3.4. Методика индивидуального консультирования
Специалисты по-разному трактуют цели, задачи, предмет и Методы психологического консультирования. Если оно направлено на постановку психологического диагноза и психолого-педагогическое назначение, то основным методом индивидуального консультирования является интервью. Психолог исходит из заказа кли-ента. Предметом взаимодействия психолога и клиента становится вНутренний мир клиента, а темой взаимодействия — модальности
его внутреннего мира. Цель интервью — изменить отношение клиента к своему внутреннему миру.
Тема задается клиентом, а ход интервью определяется восстановлением контекста появления темы. Психолог, работающий над темой заказа и ее контекстом, должен постоянно контролировать в ходе интервью собственные личностные проекции на содержание темы (подтекст интервью). Он рефлексирует на тему заказа клиента, контекст ее появления и на подтекст своих действий для построения предмета взаимодействия с клиентом. Вопросы — основной способ воздействия психолога на клиента. В психологической практике часто используется пятишаговая модель интервью:
1) структурирование, достижение взаимопонимания;
2) сбор информации о клиенте;
3) определение темы, выход на желаемый результат;
4) выработка альтернативных решений, условий для их выбора;
5) усилия по изменению мыслей, действий, чувств клиента в обыденной жизни.
Задачи, решаемые на разных этапах консультирования (по Г.С.Абрамовой)
Основные этапы (блоки) | Решаемые задачи | ||||
Консультируемый | Консультант | ||||
Подготовка | Фиксация затруднения, попытки его разрешения (самостоятельно или с помощью других) Решение обратиться к психологу | Настрой на работу (определение смысловой позиции, создание внутренней идентичности, позитивного настроя, отвлечение от других вопросо'в) Выбор времени, подготовка места | |||
Установление контакта и построение доверительного диалога | Возникновение доверия Уяснение возможностей' консультанта и характера предстоящей, работы | Достижение согласованной ПОЗИЦИИ Распределение ролей Поддержание доверительного диалога | |||
Исследование ситуации | Описание, анализ качественного своеобразия внешних и внутренних факторов затруднительной ситуации, структурирование, обо- ' значение предмета работы, выделение позитивных основ для разрешения возникшего затруднения | Содействие клиенту в описании и анализе ситуации (стимулированиесвободных высказываний, исповеди, ответов на вопросы и др.) Выделение и анализ предмета работы Профессиональный анализ факторов, обусловли- | |||
вающих возникшее затруднение на основе анализа высказываний, эмоционального тона, общей позиции, невербальных знаков, результатов диагностики Выделение «плацдарма» — основы для разрешения консультируемым возникшего затруднения | |||||
Постановка цели | Формулирование желаемого результата, его уточнение и обоснование | Содействие клиенту в формулировании желаемого результата через постановку вопросов, исследование возможных последствий Оценка реалистичности, конкретности, привлекательности поставленной цели | |||
Поиск реи.1сний | Выработка (усвоение) новых позиций, отношений, способов, их оценка с точки зрения реалистичности и приемлемости | Помощь в организации поиска решения Активизация консультируемого, влияние на его позицию | |||
Подведение итогов | Сравнение полученного результата с планируемым, выявление разницы в разрешении возникшего затруднения, планирование дальнейших шагов и действий Позитивное программирование на реализацию намеченных шагов | Выводы о продвижении, выделение того, что удалось достичь консультируемому Помощь в создании позитивного настроя на реализацию дальнейших шагов Выход из контакта | |||
Первый шаг— психолог вступает в контакт, устанавливает и Демонстрирует клиенту свою позицию, организует пространство консультативной беседы.
Второй шаг — происходит сбор информации о клиенте, Огфеделястся суть его проблемы, психолог выдвигает предполо-
жение о строении внутреннего мира клиента и его модальностях. Задавая вопросы, он ориентируется на высказывания клиента, ключевые слова, которые определяют тему взаимодействия. Этап заканчивается, когда психологу ясна рабочая гипотеза. Каждая гипотеза — попытка консультанта понять ситуацию клиента. Она основывается на том, что рассказывает о себе и своих проблемах клиент, и концептуальном видении проблемы консультантом. Вер-бально выраженная консультантом гипотеза является интерпретацией ситуации клиента.
Третий шаг (осознание желаемого результата) связан с ин-сайтом клиента. Психолог опирается на потенциальные возможности консультируемого; тогда переживаемые клиентом ситуации интервью приведут к изменению его поведения. На этой фазе обязательно осуществляется психологическое воздействие.
Четвертый шаг (выработка альтернативных решений) включает обсуждение с клиентом разных вариантов решения проблемы, поиск путей преодоления ригидности поведения и создание условий для выбора альтернатив. Работая над альтернативами, психолог понимает, что правильное для него решение не является таковым для клиента, а поэтому использует различные директивные рекомендации.
Вид директивы Конкретные желания | Содержание директивы Я предлагаю вам следующее... | ||
Парадоксальная инструкция | Продолжайте делать то, что вы делаете. Повторите это три раза подряд. | ||
Фантазии | Представьте себе, что вы путешествуете по своему телу... | ||
Ролевое указание | А сейчас вернитесь к этой ситуации и повторите ее, не опуская деталей. | ||
Гештал ьтметод «горячего кресла» | Говорите со своими родителями. Они сидят в этом кресле... | ||
Гештал ьтне вербальное поведение | Я заметил,что одна ваша рука сжата, а другая раскрыта. Пусть одна рука поговорит с другой. | ||
Свободные ассоциации | • Запомните чувство и расскажите о связанных с ним воспоминаниях детства. | ||
Переоценка (концентрация Гендлина) | Установите для себя негативные чувства, мысли, переживания. А теперьотыщите в этом что-то положительное и сконцентрируйтесь в этом направлении. Объедините это с проблемой. | ||
Релаксация | Закройте глаза и плывите... | ||
Систематическое снятие напряжения | Глубокая мышечная рефлексия; построение иерархии, беспокойства; увязывание объектов тревоги с релаксацией. | ||
Языковые замены | Замените «хотелось бы» на «я хочу», «нельзя» на «нежелательно». | ||
Принятие чувств, эмоциональный -потоп» | Вернитесь к этому чувству, примите его полностью, останьтесь с ним. | ||
Медитация | Спокойно, пусть все мысли уйдут, следите за... | ||
Гипнотический транс | Внимательно смотрите на эту точку. Расслабьтесь, следите задыханием. Фокусируйте свое мышление. | ||
Дневник | В течение (указываете срок) вы будете вести ежедневные записи... | ||
Письмо психолога к клиенту | Пишите с учетом длительности инеоднозначности воздействия текста на жизнь клиента. | ||
Личный кодекс поведения | Составьте для себя жизненные правила и следуйте им. | ||
Введение юридических норм отношений | Ваша ответственность регламентируется... | ||
Обсуждение ролевых ограничений | Ваше право состоит в... Как учитель, вы...; как отец, вы...; как мать, вы... | ||
Пятый шаг— обобщение результатов взаимодействия с клиентом по поводу его проблемы и переход от обучения к действию. Если интервью проведено эффективно, оно должно способствовать изменению мыслей, действий и чувств клиента в повседневной жизни. Основные показатели эффективного интервью (Г.С.Абрамова):
1) варианты решения (появились направления развития клиента и у вас, и у клиента);
2) творческое принятие решений клиентом (появились альтернативы поведения); ■-■
3) целенаправленное воздействие на клиента (вы результативно влияете на клиента);
4) индивидуальная и культурная эмпатия (вы прониклись эм-патией к мыслям, чувствам, переживаниям, ценностным ориен-тациям клиента);
5) навыки наблюдения за клиентом (вы понимали его вербальный и невербальный язык);
6) взаимодействие «среда — личность» (вы помогли клиенту осознать и перестроить отношения в этой системе);
7) интеграция мотивов (вы логично, системно и эффективно использовали разнообразные методы интервью; ваш клиент заявляет: «Я стал другим»).
Многие психологи используют" методику четырехфазной кон-сУльтативной беседы(Ю.Е.Алешина).
На первой фазе психолог организует психологическое про-СтРанство беседы, устанавливает контакт и осуществляет само-
представление, раскрывает свои возможности, дает гарантию анонимности, приглашает к разговору, преодолевает сопротивление консультированию (если разговор идет на общие темы, не идет вообще, ведется о мнимых клиентах и т.д.).
На второй фазе психолог поддерживает контакт, стимулирует рассказ клиента, осуществляя эмпатическое слушание, способствует целенаправленному развитию беседы, осмысливает услышанное. На этой фазе уточняются гипотезы психолога — через конкретные вопросы, анализ гипотетических ситуаций. В том случае, если во всех обсуждаемых ситуациях прослеживается один и тот же паттерн поведения и переживания, гипотезу консультанта можно считать подтвердившейся.
На третьей фазе психолог оказывает коррекционную помощь, которая не носит характера директивных советов и рекомендаций, а связана с катарсисом, приобретением смысла и, как следствие, изменением личностных структур.
Четвертая фаза подводит итоги консультационной беседы. На ней выясняются дальнейшие отношения психолога и консультанта, совершается ритуальный" акт прощания с клиентом.
Технология беседы как основного метода психологического консультирования базируется на следующих принципах организации диалога с клиентом (Ю.Е.Алешина):
1. Ограничение речи консультанта в диалоге (реплики, замечания, интерпретации, по возможности краткие и редкие).
2. Приближение разговорной речи консультанта к языку клиента (максимальное использование первых слов клиента, исключение профессиональных терминов).
3. Краткость и точность высказываний консультанта.
4. Анализ эмоциональных переживаний (два плана рассказа):
а) логический (для понимания мотивов);
б) эмоциональный (для понимания чувств).
Известна также методика восьмифазного психологического интервью,включающего 1) психологическую настройку психолога, 2) взаимные приветствия и представления друг другу будущих собеседников, 3) заключение договора-контракта между заказчиком и исполнителем заказа, 4) исповедь клиента, 5) расспрос клиента для получения дополнительной психологической информации, 6) совместную интерпретацию психологических проблем клиента, 7) формирование новой модели поведения, 8) оценку эффективности консультации методом совместного обсуждения.
На заключительном этапе психолог рефлексирует профессиональную деятельность, оформляет протокол (карту) консультации и при необходимости намечает возможные меры воздействия на социально-психологическое окружение в интересах клиента.
Контрольные вопросы
1. Что такое психологическое консультирование как вид практической деятельности психолога?
2. В чем заключается суть и на каких принципах базируется психологическое консультирование?
3. На каком этапе консультирования у психолога может возникнуть следующее рефлексивное переживание:
— Что он пытается сказать?
— Надо проверить, правильно ли я понял.
— Такое в моей практике уже встречалось.
— Как же его остановить?
— Неужели я ему еше не надоел?
. Темы семинарских занятий
1. Методологические основания психологического консультирования.
2. Возрастная периодизация развития — основа возрастно-психологи-ческого консультирования.
3. Методика индивидуального психологического консультирования.