Работа с родителями в контексте возрастно-психологического консультирования

Работа с родителями является одной из важнейших задач практики возрастно-психологического консультирования. Это связано с двумя мо­ментами.

Во-первых, с той ролью, которую играют родители в формировании уникальной для каждого ребенка социальной ситуации развития - одной из существенных детерминант личностного развития. Общение ребенка с близкими родственниками, являясь необходимым условием развития, задает те психологические социальные структуры, которые, будучи инте-риоризированными, преобразуются в интрапсихологические структуры личности [12]

Во-вторых, как нами отмечалось ранее, возрастное психологическое консультирование является одной из тактик работы психолога в рамках семейного консультирования, направленной на раскрытие наиболее важных вопросов психологического развития детей, воспитания, родительских взаимоотношений и выработку программы действий родителей в соот­ветствии с изменившейся ситуацией

Цель работы с родителями в практике возрастно-психологического консультирования состоит в повышении уровня родительской компе­тентности и тем самым в активизации роли родителей в создании оптималь­ных условий развития ребенка. Результаты специальных коррекционных занятий с ребенком должны быть обобщены и перенесены в практику реальных жизненных отношений ребенка. Такой перенос невозможен без целенаправленной работы с родителями.

Задачи работы с родителями, таким образом, включают в себя:повышение уровня психологической грамотности родителей, в ча­стности повышение компетентности в области знания закономерностей психического развития ребенка и коммуникативной компетентности;

специальная работа с целью разрешения собственных личностных проблем родителей, накладывающих отпечаток на практикуемый ими тип воспитания [13 ],[15].

Наблюдаемый низкий уровень психолого-педагогической грамотности родителей объясняется отсутствием всеобъемлющей общественной системы целенаправленной подготовки личности к выполнению важнейшей социальной функции - роли родителя. Источником знаний часто служит обрывочная информация, ригидные неадекватные установки, мифы, заблуждения по поводу закономерностей развития ребенка, существующие в культуре. Причиной заблуждений служит сравнение ребенка с другими, «более одаренными детьми», некритичное заимствование способов и методов воспитания без учета индивидуальности собственного ребенка и без понимания закона неравномерности и гетерохронности развития.

Программа психологического образования родителей должна, таким образом, должна включать в себя систему знаний об общих законо­мерностях психического развития, роли наследственности и среды в фор­мировании личности ребенка, значении активной деятельности ребенка, опосредованной общением со взрослым. Необходимо осмысление родителями позитивного содержания возрастных кризисов и их значения, способов адекватной возрасту перестройки взаимоотношений в системе «ребенок - взрослый». В индивидуальной работе консультант должен стремиться раскрыть уникальность и неповторимость личности ребенка, выделить его индивидуально-психологические особенности, подчеркнуть «сильные» стороны его личности, обратить внимание на «слабые» стороны и наметить пути их компенсации [13].

Интегративной характеристикой уровня родительской компетентно­сти, ценностных ориентации, установок, эмоционального отношения к ребенку является тип семейного воспитания.



Это основной фактор становления Я-концепции в детском возрасте, который определяет ког­нитивное развитие ребенка, а также его позицию по отношению к миру.

Разнообразие типов семейного воспитания в реальной жизненной практике является причиной выделения их различных классификаций и в теоретических исследованиях. В основу классификации типов семейного воспитания должны быть положены такие параметры, как эмоциональное принятие ребенка родителями, заинтересованность в ребенке и забота о нем, требовательность к ребенку, демократизм или авторитарность в семейных отношениях.

Путем анализа особенностей семейного воспитания детей, стра­дающих неврозами, выделены следующие параметры типа семейноговоспитания:

интенсивность эмоционального, контакта родителей по отноше­нию к детям (принятие - непринятие);

параметр контроля (разрешительный, допускающий, ситуативный,

ограничительный);

- последовательность - непоследовательность в реализации стиля

воспитания;

- аффективная устойчивость - неустойчивость в отношениях с

ре­бенком;

- тревожность (нетревожность) как личностная черта родителей,

проявляющаяся в общении [2,4].

В зависимости от различного сочетания указанных выше пара­метров выделяют шесть типов семейного воспитания: отвержение, безразличие, гиперопека, требовательность, устойчивость, любовь. При этом только два последних типа обеспечивают возможности оптимально­го развития гармонической личности.

Неадекватные типы семейного воспитания часто являются причи­ной нарушений, отклонений и дисгармоний личностного и когнитивного развития, провоцируя формирование отрицательного образа Я, низкой самооценки, ригидности, агрессивности и т. д. Они характеризуются рядом отличительных особенностей. Перечислим их.

Низкий уровень сплоченности родителей, наличие разногласий в семье по вопросам воспитания ребенка и, как следствие, высокая степень противоречивости, непоследовательности в отношениях с детьми.

Ярко выраженные опека и ограничительство в различных сферах жизнедеятельности детей - в школе, дома, в отношениях со сверстниками.

3. Повышенная стимуляция возможностей детей, сопровождаемая
завышением уровня требований к ребенку, частым применением осуждений,
выговоров и угроз.

Подробная классификация неадекватных типов семейного воспита­ния, основанная на многолетних исследованиях, дана А. Е. Личко. [30]

Выделены следующие 10 типов семейного воспитания [30].

Гипопротекция. Характеризуется недостатком опеки и контроля, истинного интереса и внимания к делам ребенка, в крайней форме - без­надзорностью. Выделяют также скрытую гипопротекцию, когда контроль над жизнью и поведением ребенка является формальным (часто сочетает­ся со скрытым эмоциональным отвержением).

Доминирующая гиперпротекция. Чрезмерная опека, мелочный контроль, система непрерывных запрещений и невозможность для ребен­ка принять собственное решение. Данный тип воспитания негативно ска­зывается на развитии самостоятельности, инициативности, формирова­нии чувства долга и ответственности ребенка.

Потворствующая гиперпротекция - это воспитание по типу «ребенок - кумир семьи»: чрезмерное покровительство, стремление ос­вободить ребенка от малейших трудностей, удовлетворить все его по­требности. Такой тип приводит к усилению эгоцентрических тенденций развития личности, затрудняет формирование коллективистической на­правленности, усвоения нравственных норм, а в когнитивной сфере пре­пятствует формированию целеустремленности и произвольности.

Потворствующая гипопротекция - сочетание недостатка роди­тельского надзора с некритичным отношением к нарушениям в поведе­нии ребенка.

Воспитание в культе болезни специфично для семей, где ребенок длительное время страдал или страдает соматическими болезнями, либо физическими дефектами. Болезнь ребенка выступает смысловым центром жизни семьи, ее забот и хлопот. Этот тип способствует развитию эгоцен­тризма, завышенного уровня притязаний.

Эмоциональное отвержение особенно тяжело сказывается на развитии личности ребенка. Критика усугубляется, когда другие дети в семье принимаются родителями .Скрытое эмбциональное отвержение состоит в том, что родители отказываются при­знаться себе в действительном эмоциональном отвержении ребенка. Нередко скрытое эмоциональное отвержение по механизму гиперкомпенсации соче­тается с подчеркнутой заботой и утрированным вниманием родителей к ре­бенку, которые, однако, носят формальный характер.

Жестокое отношение, которое обычно сочетается с эмоцио­нальным отвержением. Жестокое отношение может проявляться в откры­той форме (суровые расправы за мелкие проступки или непослушание), либо в скрытой форме (душевное безразличие, черствость, зло). Следствия этого - формирование агрессивности ребенка, нарушения личности.



Повышенная моральная ответственность. Проявляется в завы­шении уровня родительских ожиданий в отношении будущего, успехов, способностей и талантов ребенка. Один из вариантов - возлагание на ребенка непосильных и несоответствующих возрасту обязанностей одно­го из взрослых членов семи.

Противоречивое воспитание. Сочетание различных противоре­чивых воспитательных стилей в одной семье, зачастую несовместимых и неадекватных, проявляется в открытых конфликтах, конкуренции и кон­фронтации членов семьи. Высоковероятностным результатом такого типа воспитания является формирование у ребенка тревожности, неуверенно­сти, низкой и неустойчивой самооценки.

10. Воспитание вне семьи является экстремальным типом воспита­ния. Имеется в виду воспитание в детском учреждении. Оно сочетает в себе ряд особенностей описанных" выше типов - это и доминирующая гиперпротекция, и эмоциональное отвержение, и скрытая безнадзорностьребенка .[55]

Наиболее важное практическое значение при организации работы с родителями имеют следующие шесть типов: потворствующая гиперпротек­ция, эмоциональное отвержение, доминирующая гиперпротекция, повышен­ная моральная ответственность, безнадзорность, жестокое обращение.

Психологическим условием формирования родительской компе­тентности является осознание родителями необходимости понимания коммуникации детей и усвоение способов эмпатического общения, так называемой «конгруэнтной коммуникации», основные принципы кото­рой изложены в книге X. Дж. Джайнотта «Родители и дети» [16].

Согласно X. Джайнотту, принципами организации конгруэнтной

коммуникации являются:

Принцип поддержки позитивного в ребенке, обеспечивающий становление, развитие и сохранение положительного образа «Я» ребенка.

Принцип акцентирования чувств и переживаний в акте комму­никации, поскольку именно чувства являются причиной возникающих конфликтов. Путь к решению конфликтов лежит через осознание, субъек­том чувств и овладение методами их конструктивного выражения.

Принцип сотрудничества, обеспечивающий установление гар­моничных отношений кооперативного взаимодействия между ребенком и взрослым как равноправными и равноценными личностями.

Психологическим механизмом, обеспечивающим функционирова­ние конгруэнтной коммуникации, является вербализация чувств ребенка взрослым по принципу зеркального отражения (рефлектора). Цель такой вербализации - создание условий самовыражения ребенка, обсуждениеего способа видения как себя, так и окружающих людей, осознание свя­занных с этим чувств.

В качестве правил построения конгруэнтной коммуникации

X. Джайнотт выделяет следующие положения.

В коммуникативном акте всегда следует говорить о событиях, ситуации, поступке ребенка и последствиях этого поступка, но не выно­сить оценочные суждения о личности и характере ребенка. Категориче­ски следует избегать диагноза и прогноза судьбы ребенка.

В центре высказывания должно находиться описание чувств, эмоций, переживаний. «Зеркальное» отражение чувств ребенка, объективирование их в речи взрослого раскрывает возможности их познания и оценки. Умение выразить свои чувства - условие и механизм овладения ими.

Требования, предъявляемые к ребенку, должны быть выражены в форме предложения и кооперации, формулирование требований вклю­чает в себя описание ситуации, ожиданий родителей, вариантов возможных способов разрешения проблемной ситуации. Оптимальной формой предъявления требования является альтернатива возможных действий ребенка с правом самостоятельного выбора решения.

Поощрение и наказание ребенка. Основным способом поощрения является похвала. Материальные формы поощрения не следует связывать с конкретными достижениями ребенка, его послушанием, выполнением требований и запретов. Материальные формы поощрения должны вы­ступать как свидетельство значимости ребенка и его самооценки, эмо­ционального принятия родителями, их заботы и внимания к нуждам и потребностям ребенка, любви и привязанности.

В похвале следует различать два аспекта. Первый - то, что мы говорим ребенку. Второй - то, что ребенок сам говорит себе, те выводы, которые он делает из нашей похвалы. Если первый аспект реалистичен и объекти­вен, то второй - позитивен и продуктивен, приводит к формированию способности личности к саморегуляции. Оценочная похвала бесполезна с точки зрения перспектив личностного развития ребенка, так как она не ведет к выработке собственных критериев оценки поведения и деятельности, выступающих основой саморегуляции. Продуктивная похвала оценивает действия ребенка через описание результатов и их последствий, усилий ребенка и его чувств, не содержит в себе сравнения ребенка с другими детьми, предоставляет ребенку самому выработать критерии оценки и произвести ее.

Наказание является крайне нежелательной формой регуляции пове­дения ребенка и допускается лишь в экстремальных ситуациях. Физические наказания не допускаются, так как являются причиной формирования агрессивности ребенка, тревожности и неуверенности в себе. В силу этого предпочтительней предупреждение асоциальных поступков ребенка на основе прогнозирования его поведения. Запрещения, выступающие важным фактором такого предупреждения, должны быть корректно сформулированы.

Следует различать тотальные и конкретные запрещения. Тотальные
запреты формулируются в абсолютной и безальтернативной форме по
отношению к поступкам ребенка, предоставляющим угрозу жизни,

безопасности и достоинству других людей, либо наносящим ущерб матери­-
альным ценностям.

Конкретные запрещения должны включать в себя
следующие компоненты:констатацию чувств, желаний ребенка, описание его действия,четкий запрет,предложение альтернативного действия взамен запрещаемого,коммуникацию понимания взрослым негативных реакций ребен­ка, связанных с запретом.

Последовательная реализация этих принципов в повседневной практике общения родителями, учителями представляет собой не что иное, как трансляцию психолого-терапевтических принципов в специфи­ческую практику - практику воспитания.

СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Занятие 1.

Тема: Понятие о семье и браке ( 2 ч.)

Вопросы для обсуждения:

1. Сущность брака и семьи

2. Функции семьи

3. Особенности современной семьи.

4. Исторические изменения брака и семьи.

5. Типы семей

6. Основные проблемы современной семьи.

Рекомендации к работе над темой:

1. Необходимо научится разграничивать понятия «семья» и

« брак».

2. При обсуждении первого вопроса необходимо повторить материал лекционных занятий.

3. При рассмотрении третьего вопроса стоит повторить курс «Теория воспитания».

Литература:

1. Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под общ. ред. Н.Н. Посысоева. – М.: Изд-во ВЛАДОС – ПРЕСС, 2004. – 358 с.

2.Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.И. Артамонова, Е.В. Екжанова, Е.В. Зырянова и др.; Под ред. Е.Г. Силяевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 192 с.

Занятие 2.

Тема: Функционально-ролевая структура семейных отношений( 2 часа)

Вопросы для обсуждения:

1. Индивидуальные потребности в браке.

2. Семейные роли и внутрисемейная и внутрисемейная ролевая структура.

3. Нарушения функционирования семьи.

4. Состояние глобальной семейной неудовлетворенности.

5. Чувство вины связанное с семьей.

6. Пути выявления семейно-обусловленных психотравмирующих состояний.

7. Основные понятия семейной психологии.

Рекомендации к работе над темой: Необходимо изучить особенности индивидуальных потребностей в браке. Научиться определять семейные роли. Нужно уметь анализировать все деформаций семейного функционирования.

Литература:

1.Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под общ. ред. Н.Н. Посысоева. – М.: Изд-во ВЛАДОС – ПРЕСС, 2004. – 358 с.

2. Олифирович Н.И., Зинкевич-Куземкина Т.А., Велента Т.Ф. Психология семейных кризисов. – СПб.: Речь, 2006. – 360 с.

3.Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. – М.: Апроель-Пресс, Изд-во ЭКСМО – Пресс, 2000. – 512 с.

Занятие 3.

Тема: Жизненный цикл семьи.( 2 часа)

Вопросы для обсуждения:

1. Этап добрачного ухаживания.

2. Молодая семья.

3. Семья с маленьким ребенком.

4. Зрелая семья.

5. Семья со взрослыми детьми.

6. Супружество в старости.

Рекомендации к работе над темой:При подготовке к семинарскому занятию особый акцент стоит сделать на изучении семьи с маленькими детьми, так как именно в детстве у ребенка формируются все познавательные процессы, начинает активно формироваться «образ Я». Уметь кратко называть кратко основные особенности каждого цикла современных семей.

Литература:

1. Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под общ. ред. Н.Н. Посысоева. – М.: Изд-во ВЛАДОС – ПРЕСС, 2004. – 358 с.

2. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. – М.: Апроель-Пресс, Изд-во ЭКСМО – Пресс, 2000. – 512 с.

Занятие 4.

Тема: Кризис в семейных отношениях.(4 часа)

Вопросы для обсуждения:

1.Понятиенормативного кризиса.

2.Нормативные семейные кризисы.

А) Принятие на себя супружеских обязательств. Феноменология кризиса. Психологическая помощь.

Б) Освоение супругами родительских ролей и принятие факта появления нового члена семьи. Феноменология кризиса. Психологическая помощь.

В) Включение детей во внешние социальные структуры. Феноменология кризиса. Психологическая помощь.

Г) Принятие факта вступления ребенка в подростковый период. Феноменология кризиса. Психологическая помощь.

Д) Семья в которой выросший ребенок покидает дом. Феноменология кризиса. Психологическая помощь.

Е) Супруги вновь остаются вдвоем. Феноменология кризиса. Психологическая помощь.

Д) Повторный брак. Феноменология кризиса. Психологическая помощь.

3. Понятие ненормативного семейного кризиса.

4. Ненормативные семейные кризисы.

А) Измена. Феноменология кризиса.

Б) Развод. Феноменология кризиса.

В) Тяжелая болезнь. Феноменология кризиса.

Г) Инцест. Феноменология кризиса.

Д) Смерть члена семьи. Феноменология кризиса.

5. Диагностика в ситуации кризиса. Феноменология кризиса.

Рекомендации к работе над темой:Необходимо уметь различать особенности кризиса на каждом этапе развития семей. Студентам будет полезно повторить курс «Возрастной психологии» и «детской психологии». Особое внимание требует изучение « Кризисов» в теории Л.С.Выготского.

Литература:

1. Олифирович Н.И. Зинкевич-Куземкина Т.А., Велента Т.Ф. Психология семейных кризисов. –СПб.: Речь, 2006. – 360 с.

2.Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. – М.: Апроель-Пресс, Изд-во ЭКСМО – Пресс, 2000. – 512 с.

Занятие 5.

Тема: Типы семейного воспитания.( 2 часа)

Вопросы для обсуждения:

1. Авторитарный тип воспитания

2. Опекающий тип воспитания.

3. Пренебрегающий тип воспитания.

4. Благоприятный тип воспитания

Наши рекомендации