Образовательные результаты освоения учебной дисциплины (модуля), соответствующие определенным компетенциям

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Белгородский государственный национальный исследовательский университет»СТАРООСКОЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ

Рабочая программа дисциплины

«Менеджмент»

Направление 080200.62

Менеджмент

Квалификация выпускника

Бакалавр

Старый Оскол, 2011

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению 080200.62 Менеджмент

Автор: Лунева Е.В. – кандидат филологических наук, доцент кафедры менеджмента

Программа рассмотрена и утверждена на заседании выпускающей кафедры менеджмента

От «__» ________201 г.

Протокол №

Реквизиты протоколов заседаний кафедр, на которых пересматривалась программа  
Кафедра, за которой закреплена дисциплина Выпускающая кафедра
  от       от      
  дата         дата      
  от       от      
  дата         дата      
  от       от      
  дата         дата      
  от       от      
  дата         дата      
  от       от      
  дата         дата      

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА» В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Дисциплина «Менеджмент» относится к базовой части профессионального цикла дисциплин образовательной программы по направлению 080200.62 «Менеджмент», предназначена для ознакомления будущих бакалавров с основными принципами и функциями управления организацией. «Менеджмент» излагаются с учетом новейших достижений отечественного и зарубежного менеджмента.

Содержание дисциплины находится в логической и содержательно-методической связи с другими частями ООП бакалавриата, куда входят основные дисциплины данного цикла: «Организационное поведение», «Экономика организаций (предприятий)», «Производственный менеджмент», «Стратегический менеджмент», «Исследование систем управления», «Управленческие решения», «Управление персоналом», а также других дисциплин при рассмотрении вопросов проектирования, создания и/или совершенствования организационных систем, формирования и развития организационной культуры в ходе дипломного проектирования.

1.2. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА»

Образовательные цели освоения дисциплины (модуля):

формирование у студентов системы устойчивых знаний в области управленческой, правовой, экономической деятельности организации; изучение сущности основных функций и принципов управления организацией, ее взаимосвязи с внешней средой.

Профессиональные цели освоения дисциплины (модуля):

подготовка менеджеров, владеющих современными методами управления, способных развивать новые производства и эффективно интегрировать новые технологии в общую деятельность организации.

Задачи дисциплины:

В результате освоения данной дисциплины бакалавр должен уметь решать следующие профессиональные задачи:

- применять основные теоретические и практические положения менеджмента к методам и формам управления организацией;

- опознавать различные методы, функции и принципы управления организацией;

- анализировать деятельность подчиненных;

- анализировать итоги делового общения;

- участие в разработке и реализации корпоративной и конкурентной стратегии организации, а также функциональных стратегий (маркетинговой, финансовой, кадровой);

- участие в разработке и реализации комплекса мероприятий операционного характера в соответствии со стратегией организации;

- планирование деятельности организации и подразделений;

- формирование организационной и управленческой структуры организаций;

- организация работы исполнителей (команды исполнителей) для осуществления конкретных проектов, видов деятельности, работ;

- разработка и реализация проектов, направленных на развитие организации (предприятия, органа государственного или муниципального управления);

- контроль деятельности подразделений, команд (групп) работников;

- мотивирование и стимулирование персонала организации, направленное на достижение стратегических и оперативных целей;

1.3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА»

1.3.1. В результате изучения дисциплины «Менеджмент» выпускник образовательной программы по направлению 08020062 «Менеджмент» должен обладать следующими профессиональными компетенциями:

ПК 2 – способностью проектировать организационную структуру, осуществлять распределение полномочий и ответственности на основе их делегирования;

ПК 3 – готовностью к разработке процедур и методов контроля;

ПК 4 – способностью использовать основные теории мотивации, лидерства и власти, для решения управленческих задач.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ), СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ОПРЕДЕЛЕННЫМ КОМПЕТЕНЦИЯМ

В результате освоения учебной дисциплины (модуля) обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

1) Знать:

Индекс компетенции Индекс образовательного результата Образовательный результат
ПК-2 3 – 1 Знает типы организационных структур их основные параметры и принципы их проектирования
З – 2 Знает принципы делегирования и распределения полномочий и ответственности в организации
ПК – 4 З – 3 Знает современные технологии управления персоналом
ПК – 3 З – 4 Знает составляющие корпоративной социальной ответственности при разработке и реализации стратегии организации

2) Уметь:

Индекс компетенции Индекс образовательного результата Образовательный результат
ПК-2 У – 1 Умеет проектировать организационную структуру
У – 2 Умеет применять на практике знание принципов делегирования и распределения полномочий и ответственности в организации
ПК – 4 У – 3 Умеет применять на практике современные технологии управления персоналом
ПК – 3 У –45 Умеет формировать корпоративную социальную ответственность при разработке и реализации стратегии организации

3) владеть

Индекс компетенции Индекс образовательного результата Образовательный результат
ПК-2 В – 1 Владеет навыками проектирования организационной структуры
В – 2 Владеет навыками делегирования и распределения полномочий и ответственности в организации
ПК – 4 В – 3 Владеет современными технологиями управления персоналом
ПК – 3 В – 4 Владеет навыками формирования корпоративной социальной ответственности при разработке и реализации стратегии организации

2. ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА» И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Общая трудоемкость учебной дисциплины (модуля) составляет 5 зачетных единиц, 180 часа, из них 30 % в интерактивной форме.

Вид учебной работы форма обучения  
  очная заочная  
Общая трудоемкость дисциплины  
Аудиторные занятия  
Лекции (Л)  
Практические занятия (ПЗ)      
Семинары (С)  
Лабораторные работы (ЛР)      
и (или) другие виды аудиторных занятий      
Самостоятельная работа (СР)  
В том числе: - -  
Подготовка индивидуальных сообщений к практическим занятиям  
Поиск и конспектирование необходимой информации при подготовке к соответствующим темам практических занятий, в том числе заполнение таблиц по заданию преподавателя  
Решение тестовых заданий при подготовке к соответствующим темам практических занятий  
Подготовка материала, сбор информации, написание и защита курсовой работы  
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) экзамен экзамен  
         

3.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Менеджмент»

Содержание разделов учебной дисциплины (модуля)

№ п\п Наименование темы учебной дисциплины Содержание раздела темы в дидактических единицах
  Менеджмент – разновидность хозяйственного управления. Функции менеджмента. Предмет и задачи курса. Определение менеджмента как науки. Отличие менеджмента от управления предприятием в системе централизованной экономики. Сущность и характерные черты современного менеджмента. Управленческий труд, его сложность. Элементы управленче­скою труда. Условия эффективного взаимодействия объекта и субъекта управления. Менеджмент, как разновидность хозяйственного управления. Менеджмент, как управление организацией. Менеджмент, как управление самостоятельным видом деятельности. Виды управ­ления. Объекты текущего и перспективного управления; управление производством, маркетин­гом, финансами, кадрами, инновациями. Функции менеджмента, их взаимосвязь. Планирование, его основные принципы. Организация, основные действия и принципы, контроль, этапы, виды контроля. Мотивация. Теории мотивации. Процессуальные и содержательные теории.
  Эволюция управленческой мысли. Основные подходы к управлению. Понятие школы управления. Научный менеджмент (1885-1920 гг.); Идеи и разработки Фре­дерика Тейлора в области управления; Классический менеджмент (1920-1950 гг.); Идеи и подхо­ды к управлению; Принцип административного управления А. Файоля; Школа "человеческих отношений": Идеи и подходы Э. Майо; Ситуационный подход; Использование подхода в управ­лении; Системный подход в развитии управленческой теории и практики. Опыт управления за рубежом; Модели менеджмента; Японская модель; Американская модель.
  Методы менеджмента и принципы их реализации. Понятие о методах менеджмента: организационных, административных, экономических, социально-психологических; Роль методов в управлении трудовым коллективом, их содержание и взаимосвязь; Основные принципы управления: научность, системность, комплексность и по­следовательность, обеспечение единства прав и ответственности, сочетание централизованного регулирования и самоуправления отдельных звеньев.
  Образование организаций. Понятие организации, ее признаки и законы; Внутренняя среда организации, ее основные элементы: цели, структура, технологии, разделение труда, система управления; Разнообразие це­лей; Миссия организаций; Организационные структуры: линейная, функциональная, дивизиональная, матричная, проектная; Характеристика структур; Достоинства и недостатки; Внешняя среда организации: сущность и структура; Значение внешней среды: деловое и фоновое окруже­ние.
Технология принятия управленческих решений.   Проблемы. Классификация проблем; Научные основы принятия управленческих решений; Требования, предъявляемые к управленческим решениям; Классификация управленческих реше­ний; Выбор наилучшего варианта решений; Этапы принятия решений; Организация выполнения решений; Качество управленческих решений и оптимальные пути его повышения.
  Стратегический менеджмент. Сущность и функции стратегического менеджмента. Процесс стратегического планирова­ния и его основные элементы: миссия организации, ценности и цели, оценка и анализ внешней среды, управленческое обследование сильных и слабых сторон организации, анализ стратегиче­ских альтернатив, выбор и реализация стратегии, оценка стратегии; Реализация стратегического плана. Управление реализацией стратегического плана и контроль за его выполнением. Методы оценки стратегического состояния организации.
  Коллектив и его особенности. Основы психологии личности. Понятие личности в коллективе; Типы темпераментов личности; Особенности проявления темперамента; Темпераментная структура личности; Коллектив и его разновидности; Роль кол­лектива в жизни и деятельности человека; Психологические особенности поведения людей в коллективе; коллектив как организация; Формальная и неформальная структура коллектива; Пу­ти формирования коллектива; Технологические характеристики коллектива: морально-психологический климат, психологическое состояние коллектива сплоченность членов коллектива.
Руководитель и подчиненный.   Сущность деятельности менеджера; Ролевые функции менеджера; Качества, необходимые менеджеру; Уровни управления; Руководитель низового звена (уровня). Основные характеристи­ки деятельности; Руководитель среднего звена; Основные характеристики деятельности; Участие в принятие решений; Руководство подчиненными; Руководитель высшего звена; Функции и ос­новные задачи высшего руководства; Разновидности подчиненных, их официальные и неофици­альные обязанности.
  Власть и лидерство. Стили руководства. Основы власти; Понятие власти; Формы власти; Модель влияния руководителя на подчи­ненных; Лидерство в организации; Понятие лидерства и авторитета; Формальный и неформаль­ный лидер; Методы убеждения; Понятие стиля руководства; Авторитарный, демократический, либеральный стили руководства. "Управленческая решетка". Методы руководства: прогнозы, распоряжения, инструктирование, наставление, совет.
  Искусство общения и деловые переговоры. Деловое общение; Этапы общения; Организация делового общения; Аргументация; Дело­вые переговоры как разновидность общения; Методы ведения переговоров.
Служебная культура и этика руководителя. Понятие организационной культуры; Элементы культуры; Этика и менеджмент; Поведение руководителя; Эстетические нормы; Проблемы обучения этическому поведению; Культура досу­га и здоровый образ жизни; Как воспитывать уверенность в себе; Противодействие стрессовым ситуациям.

Семинарский практикум

Наши рекомендации