Практика активного слушания
Концепция активного слушания не относилась первоначально к концепциям трансактного анализа. Она была позаимствована у американского психотерапевта Роджерса. Роджерс использовал ее в разработанной им разговорной клиентоцентрированной психотерапии. Американец Гордон взял эту концепцию на вооружение и использовал ее в своем "Тренинге управления".
С помощью трансактного анализа можно очень хорошо описать, о чем здесь в принципе идет речь. Многие из тех, кто полагает, что изучили уже эту технику, держат язык за зубами, но внутренне они заняты разбором контраргументов. Собеседник чувствует, что его не воспринимают всерьез и связь нарушается, хотя и кажется, что применяется именно эта техника.
Под активным слушанием я понимаю, что активно занимаюсь анализом исходных параметров другого, его взгляда на вещи. Мне ясно, что мой взгляд ограничен, и я прилагаю усилия поставить себя на место другого и взглянуть на мир через его "очки". Я активизирую свое состояние взрослые-я и закладываю в память информацию другого. Для того чтобы наверняка знать, правильно ли я воспринимаю то, как смотрит на эту информацию другой, я при возможности делаю паузу и говорю, например: "Я бы хотел сейчас резюмировать: до сих пор я понял следующее". Если другой человек чувствует, что я понимаю его неправильно, он может внести поправки, чтобы моя информация с его точки зрения была корректной. Параллельно с этим я активизирую (по возможности) мое свободное состояние ребенок-я.
Я сохраняю тем самым любознательность и высокую заинтересованность, так как понимание исходных параметров другого человека было и остается интересным, доставляющим удовольствие "делом". Вы видите, таким образом, что в активном слушании участвуют эго-состояния взрослые-я и свободное ребенок-я.
В течение всего разговора я вновь и вновь проверяю свою основную установку: "У меня все в порядке — у тебя тоже все в порядке". Но как только я замечаю, что активизировались и другие эго-состояния, я знаю, что процесс активного слушания, как это первоначально понимал Роджерс, прерван. Если я, например, буду просто-напросто слушать то, что говорит другой, активизируется мое бунтарское ребенок-я. Если я про себя думаю: "Что он хочет, у него же нет никакого представления об этом?" или "Какая чушь!" — активизируется мое критическое состояние родители-я. Если я это обнаруживаю, я сознательно перемещаюсь в состояние взрослые-я и "записываю" информацию, которую мне сообщает собеседник. Это является надежным методом, позволяющим стабильно оставаться в состоянии взрослые-я.
Активное слушание сигнализирует собеседнику: "У тебя все хорошо" и показывает, что я заинтересован в нем, что я усиленно стараюсь его понять. Активное слушание показывает высокую степень обращенности.
Активное слушание является прекрасным методом при горячих спорах, оно сигнализирует спорящему, что его принимают всерьез. Накал эмоций мгновенно идет на убыль, так как в большинстве случаев активизируются эго-состояния взрослые-я. В этом случае становится возможным сравнительно быстро вести деловые дискуссии. Решения, которые принимаются по результатам таких дискуссий, можно осуществлять, так как с ними идентифицируются участники обсуждения.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ПЕРЕСТАНОВКА
Знакомясь с тем или иным примером, вы, возможно, сказали себе: "Это мне знакомо, кое-что я понимаю теперь яснее и постараюсь это изменить". Вы испытываете благие намерения, но уже в следующей конфликтной ситуации все остается по-старому. Вы просто не получили настоящий импульс и не можете преодолеть собственные предрассудки и стереотип мышления. Вы констатируете, что не задумываетесь больше над этим. У вас появляется множество извиняющих причин и оправданий для вашего старого мышления.
Попытки объяснить ситуацию, почему ничего не меняется, я называю "ящиком психологических уловок". У вас в запасе целый ряд бессознательных трюков, с помощью которых вы стараетесь стабилизировать старое, нежелаемое поведение. Но если вы осознаете, что только вы сами отвечаете за свое поведение, то приступаете к достижению и реализации желаемого поведения. Поэтому:
Возьмите на себя ответственность за собственную персону
Лишь тогда, когда вы внутренне готовы взять на себя часть ответственности за конфликты и неуспехи, вы действительно делаете шаг в направлении успешной коммуникации и успеха.
Что же нужно делать?
1. Запишите ваши оправдания, извинения, объяснения и т.д.
2. Спросите себя, какую часть ответственности вы несете за возникшую ситуацию?
3. Что вы проигнорировали, на что не обратили внимание, что усугубили или не предприняли, из-за чего возникла данная ситуация.
4. Что вы можете сделать иначе, конструктивно?
5. Что нужно сделать, чтобы не забывать об этом?
6. Не перечеркивайте всю работу сотрудника, говорите только о той ее части, которой вы недовольны.
7. Подтрунивайте над собой, если чувствуете, что сползаете к старому поведению.
8. Отдавайте себе отчет в том, что усвоение нового поведения требует времени и усилий. Очень скоро вы будете получать от этого удовольствие.
1. Методика
Для тренировки берите всегда лишь какой-то отдельный пункт как ключевой код и всегда держите его в своем сознании. Ваше подсознание спустя некоторое время воспримет этот пункт и будет автоматически на него реагировать.
2. Умственная тренировка
Отдыхая, вы можете образно представить себе ваше новое поведение и связанную сним ситуацию. (Кстати, этот метод используют спортсмены.)
Если вы уже владеете техникой расслабления, например аутогенной тренировкой, то можете сознательно довести себя до расслабленного состояния. Представьте, что вы ведете себя уже так, как хотели бы: внутренне наслаждаетесь своим поведением и радуетесь позитивной реакции окружающих. Чем конкретнее и точнее вы будете это делать, тем эффективнее будет действовать данный метод.