Часть 2

РАЗДЕЛ II

ОТ АНТИЧНОСТИ ДО СОВРЕМЕННОСТИ

ТЕМА 2.

АНТИЧНАЯ ПСИХОЛОГИЯ (лекция)

Цель: формирование представлений о предмете истории психологии, ее месте в системе наук, основных направлениях и возможностях практического применения.

Задачи:

  1. Вооружить студентов знанием базовых понятий истории психологии.
  2. Ознакомить с системой понятий и представлений, необходимых для осуществления категориального анализа истории психологии.
  3. Развить навыки дифференциации исторических школ и направлений истории психологии.

Вопросы для самостоятельного изучения

1. Представление о душе в досократической философии.

2. Первые психологические теории Античности (Пифагор, Гераклит,
Протагор, Демокрит).

3. Основные положения материалистических воззрений на природу
психического (Эпикур, Лукреций, стоики).

4. Идеалистическая психология Сократа - Платона.

5. Аристотель - величайший систематизатор древнегреческой философии.

6. Плюсы и минусы материалистического и идеалистического понимания души в античности.

Форма контроля:проверка тематических конспектов.

Вопросы для самоконтроля

1. Почему считают, что мифология и философия - это два разных типа мировоззрения? Дайте обоснованный ответ.

2. Объясните, что, на ваш взгляд, было наиболее значимым для современной науки в развитии представлений о душе у милетцев?

3. Пифагор был близок к учению орфиков о метемпсихозе. Можно ли предположить, каковы причины такой «любви» к переселению душ? Аргу­ментируйте ответ.

4. Почему Сократ отказался бежать из тюрьмы и принял яд из рук своих товарищей?

5. Каким образом Аристотель разрешил спор (о соотношении души и тела) между Демокритом и Платоном?

6. Какие основные психологические проблемы решались учеными в период эллинизма?

Список рекомендуемых источников:

1. Выготский, Л.С. Исторический смысл психологического кризиса //Психология развития человека /Л.С. Выготский. - М. :Смысл,2004. - С. 41 -191.

2. Ждан, А.Н. История психологии. От античности к современности: учебник для вузов / А.Н. Ждан. - 4-е изд. - М.: Академический проект; Ека­теринбург: Деловая книга, 2002. - 528 с.

3. Кандыбович, Л.А. История психологии в Беларуси: учеб.пособие/ Л.А. Кандыбович; под ред. Я.Л. Коломинского. - 2-е изд. - Минск: Тесей, 2005.-256 с,

4. Лихи, Т. История современной психологии / Т.Лихи. - СПб.: Питер, 2003.-448 с.

5. Марцинковская, Т.Д. История психологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.Д. Марцинковская. - 4-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 544 с.

6. Марцинковская, Т.Д. 50 выдающихся психологов мира: учеб. посо­бие для студентов / Т.Д. Марцинковская, М.Г. Ярошевский. - М.: Междуна­родная педагогическая, 1995. - 192 с.

7. Морозов, А.В. История психологии: учеб. пособие для вузов / А.В. Морозов. - 2-е изд. - М.: Академический проект: Фонд «Мир», 2005. - 288 с.

8. Петровский, А.В. Психология в России XX века / А.В. Петровский. -М. Изд-во УРАО, 2000. - 310 с.

9. История психологии: учеб.-метод, комплекс / И.Ю. Полякова. - М.: РНАУМПиКП, 2007. - 300 с.

10. Шульц, Д.П. История современной психологии / Д.П. Шульц, С.Э.Шульц. - СПб.: Изд-во «Евразия», 1998. - 528 с.

11. Якунин, В.А. История психологии: учеб. пособие / В.А.Якунин. -СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998. - 376 с.

12. Ярошевский, М.Г. Краткий курс истории психологии: учеб. пособие / М.Г. Ярошевский. - М. Международная педагогическая академия, 1995. -144 с.

13. Великие психологи ,' сост. СИ. Самыгин, Л.Д. Столяренко. - Ростов-на- Дону: Феникс, 2000. - 574 с.

Тема 3

Наши рекомендации