Текст ученического сочинения для самопроверки №16
Что выражает слово поэта, писателя в книгах, которые мы читаем? Почему эти слова «волнуют и потрясают души»(ПТ)? Над этими вопросами задумывается автор статьи С. Маршак.
Проблему назначения авторского слова(ПТ)можно назватьважной: многие из нас не умеют пользоваться словом, часто не понимают, что слова - это «живые, играющие образы, зримые, внятные, рожденные реальностью, и рождающие реальность».
Автор стремится донести до читателя мысль о том (ПА), что «язык отражает глубокое знание жизни» многих людей. Это происходит потому,акцентирует наше внимание писатель(ПА),что «язык впитал в себя…богатый и разнообразный житейский опыт». Не случайно вывод С. Маршака такой (ПА): владеть словом - значит уметь находить самый краткий, верный путь к объяснению той жизни, которая нас окружает.
Я не могу не согласиться с автором (СМ) в том, что мы научимся глубоко и полно выражать свои мысли, приобретем способности к взаимопониманию, если будем жить «в ладу» со своим языком.
О значимости устного и письменного слова задумывались многие русские писатели и поэты. Так, в лирических отступлениях в поэме «Мертвые души» Н.В. Гоголь, любуясь родной речью и ценя ее, называл «русское слово» «замашистым», «бойким»(А1).
Кроме того, И. С. Тургенев в стихотворении в прозе «Русский язык» называл его «великим и могучим»(А2). Писатель подчеркивал безграничную созидательную, спасительную силу русского слова, которое способно даровать человеку «надежду», «опору» в самые тягостные минуты.
Итак, прочитав текст С.Маршака, я пришла к выводу (В), что словами, из которых мы выстраиваем свою речь, нельзя разбрасываться - не стоит пустословить. Каждый из нас должен научиться любить и ценить родное слово.
Задание№5.Чтобы написать свое сочинение по данной проблеме,произведите оценку и редактирование данного сочинения. Используя материалы приложений №№1-4, сделайте необходимую запись в таблице:
№ | Критерии оценивания ответа на задание К1-К4 (С1)* (содержание см. в задании №5 Текст №6) | Баллы | Ваша оценка в баллах | Редакционный вариант | Текст своего сочинения с последующей работой над ошибками |
I.Содержание сочинения | |||||
К1 | Формулировка проблем исходного текста | ||||
К2 | Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста | ||||
К3 | Отражение позиции автора исходного текста | ||||
К4 | Аргументация собственного мнения по проблеме | ||||
Задание№6 . Чтобы написать свое сочинение по данной проблеме,произведите оценку и редактирование данного сочинения. Используя материалы приложений №№1-4, сделайте работу над ошибками в своем сочинении:
Критерии оценивания ответа на задание К5-К12 (С1) *(см. задание№5. Текст №6) II.Речевое оформление сочинения | |||||
Баллы | Ваша оценка в баллах | Редакционный вариант сочинения ученика | Текст своего сочинения с последующей работой над ошибками | ||
К5 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения | |||||
К6 | Точность и выразительность речи | ||||
III.Грамотность | |||||
К7 | Соблюдение орфографических норм | ||||
К8 | Соблюдение пунктуационных норм | ||||
К9 | Соблюдение языковых норм | ||||
К10 | Соблюдение речевых норм | ||||
К11 | Соблюдение этических норм | ||||
К12 | Соблюдение фактологической точности в фоновом материале | ||||
Максимальное количество баллов за всю письменную работу (К1-К12) | 23* |
*см примечание к таблице проверки текста №1на стр.8
Проблема
Поруганной совести
Текст№17
Задание№1. Прочитайте текст Г. Бочарова, ответьте на вопросы и заполните таблицу:
Однажды зимой с телевизионных экранов Омска прозвучало обращение врачей к зрителям: пострадавшему человеку срочно требовалась донорская кровь.
Люди сидели в тёплых уютных квартирах, никто не знал о делах друг друга, никто не собирался, да и не мог контролировать человеческие поступки. Любой человек мог потом сказать: я не смотрел телевизор, я обращения не слышал. Но контролёр всё же у большинства был. Высший нравственный контролёр - совесть. Но ведь и только! Да, и только.Но это «только», эта единственная избирательность и оказывалась главной в последующие минуты, когда человек начинал действовать. На трамваях, на автобусах, на такси люди добирались до больницы. Дежурные медсёстры выходили их встречать. За 30 минут в больницу приехало 320 человек. Пострадавший был спасён.
Я захотел встретиться хотя бы с некоторыми из этих людей. Я заходил в их дома, разговаривал, выясняя мотивы поступка, мучительно подыскивал слова и ощущал, как не хватает этих слов не только мне, но и самим донорам…Я до сих пор чувствую неловкость тех бесед, выяснений. Главное ведь было в ином. Главное заключалось и заключается в том, что люди эти действовали исходя из своих привычных представлений о нравственном долге. У них не было других мотивов. Нравственный долг – их главный мотив. Поступок этих людей – не яркая вспышка, а норма поведения, и выпытывать мотив действия, направленного на помощь человеку, попавшему в беду, было воистину нелепо.
На самом деле исследовать нужно в первую очередь нравственную атмосферу, обстановку, позволяющую воспитывать в людях подобное понимание чувства долга, подобную отзывчивость. Это действительно необходимо, ибо важно, чтобы проявление гуманных свойств человеческой души стало для каждого естественной потребностью. Для каждого!
С особой ясностью я помню лица моих давних собеседников в моменты, когда их поступок многими журналистами характеризовался как подвиг. Нет, эти люди хорошо знали, что подвиг – одно, а выполнение нравственного долга – другое. Журналисту тоже следовало это знать. Как и то, что каждый человек, способный преступить личное благополучие ради помощи другому человеку, способен и на гораздо большее. Именно такой человек не допустит столкновения, конфликта между личным интересом и интересом общественным.
Одно берёт начало в другом. Большое – в малом, великое – в большом.
(По Г.Н.Бочарову)
Задание№2.Восстановите запись в таблице («Тема»); самостоятельно сформулируйте проблемы текста и выявите авторскую позицию, опираясь на материал таблицы:
Тема | Проблема | Позиция автора |
1.Проблема отсутствия в человеческих поступках (чего?) помогает читателю глубоко задуматься (над чем?) | Заставляет читателя задуматься над проблемой совести | |
2.Проблема разрушенной (чего?)…заставляет читателя серьезно размышлять (о чем?)… | Показывает злободневность рассматриваемой проблемы | |
3.Вопрос (о чем?) задает автор данного текста своему читателю, чтобы тот смог оценить свои поступки. | Пытается найти причины изображаемых негативных явлений | |
4.«….?» - вот вопрос, на который предлагает найти ответ автор этой статьи | Передает читателю свою заинтересованность данной проблемой |
Высшим нравственным контролером поступков каждого человека должна быть совесть. Именно об этом рассказывается в тексте Г.Н. Бочарова, который я прочитала.
Проблема необходимости совершать поступки, руководствуясь законами нравственности, совести, чести, является важной. По мнению автора, причиной его поступков должна являться «единственная избирательность» - совесть. Руководствуясь совестью, моральными ценностями, человек становится отзывчивым, по-настоящему искренне и с сочувствием относится к проблемам других, поэтому вопрос, рассматриваемый автором текста можно также назвать личностно-нравственным.
Автор текста стремится донести до читателя такую мысль: многие из нас, руководствуясь нравственными убеждениями, «способны переступить личное благополучие ради помощи другому, способны и на гораздо большее». При этом Г.Н. Бочаров акцентирует наше внимание на том, что «выпытывать мотив действия, направленного на помощь человеку,- воистину нелепо». Не случайно далее он делает вывод: «совесть» - « высший нравственный контролер».
Я не могу не согласиться с автором, ведь совесть необходима каждому из нас, тем, кто вступает во взаимоотношения друг с другом и рассчитывает на взаимопонимание, добрый взгляд в ответ. Именно совесть порождает добрые поступки, из которых должна складываться наша жизнь.
В русской литературе, к вопросу о том, что же наставляет человека на путь воскрешения собственной души, обращались многие русские поэты и писатели. Так, в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» главный герой Родион Раскольников испытывает муки совести после того, как совершает преступление (убивает старуху-процентщицу Алену Ивановну). Именно совесть заставляет его выбросить украденные деньги и драгоценности в реку, переживать, метаться в горячке, испытывать страх… Именно это чувство приводит Раскольникова на Сенную площадь в центре Петербурга, где одинокая слеза раскаяния за содеянное скатится по его щеке.
Кроме того, в современном мире к вопросу о том, какую роль играет совесть в поступках человека, обращаются довольно часто. Так, например, в нашем городе, Сергиевом Посаде, существует дискуссионный клуб "Свиток". В рамках этого клуба мы недавно обсуждали данную тему. Ярким примером проявления сострадания, сочувствия в людях, продиктованные их совестью, можно назвать поведения граждан во время летних пожаров 2010 года. Жители горящих сел и деревень помогали пожарным и спасателям, друг другу, невзирая на то, были ли они знакомы или нет. Но некоторые все же остались в стороне, видимо, совесть этих людей куда-то запропастилась, а может быть, ее и не было вовсе…
Итак, прочитав текст Г.Н. Бочарова, я пришла к выводу, что необходимо совершать благие поступки, прислушиваясь к тому, что советует нам совесть. Если совесть в нас заснула, то постараться ее разбудить. А главное - помнить: человек без совести опасен, потому что никого, кроме себя, в этом мире не ценит.
1. Как определяет автор сочинения тему прочитанного текста? (Выделите это предложение цветной пастой и вынесите на поля символ Т*)
2. Преобразована ли тема текста в проблемный вопрос? /(выделите конструкцию цветной пастой, вынесите на поля символ ПТ**)
3. Какова, согласно работе ученика, основная (главная) идея текста Г.Бочарова?
4. Какими конструкциями в своей работе учащийся оформляет комментарий к проблеме, заявленной автором данного текста Г.Бочаровым? (Выделите эти конструкции цветной пастой, вынесите на поля символ КП***)
5. Какими конструкциями в своем сочинении учащийся оформляет позицию автора (С. Казначеева), рассуждающего о роли науки в жизни каждого из нас? (Выделите эти конструкции цветной пастой, вынесите на поля символ ПА****);
6. Какими конструкциями в своем сочинении учащийся оформляет свое мнение по проблеме текста? Является ли часть текста рассуждением или представляет собой констатацию: утверждение-согласие с позицией автора текста Г.Бочаровым? (Выделите эти конструкции цветной пастой, вынесите на поля символ СМ*****);
7. Приведены ли учащимся доказательства собственного мнения по проблеме, обозначенной автором текста? Содержатся ли в доказательствах иллюстрации к выдвинутому аргументу? (Выделите в доказательствах цветной пастой собственно аргумент и иллюстрацию к аргументу, вынесите на поля символы ******Д1, А1, Ил1; Д2, А2, Ил2).
8. Сделан ли учащимся вывод, завершающий рассуждение по тексту Г.Бочарова? (Выделите конструкцию, которая оформляет вывод в сочинении ученика цветной пастой и вынесите на поля символ В*******)
Задание№4. Произведите самопроверку, используя подсказку, данную в этом задании: