Методы обучения и их оценка
Метод | Описание | Преимущества | Недостатки |
Лекция | Выступление преподавателя при очень ограниченном обсуждении | Четкие и ясные методы изложения. Слушателям можно заранее раздать материалы. Сравнительно низкая стоимость | Легко забывается, поскольку нет обсуждения. Необходим высокий уровень лекторского искусства; требуется быстрое восприятие информации слушателями |
Семинар | Преподаватель организует обсуждение вопросов при активном участии слушателей. При этом происходит свободный обмен мнениями; преподаватель лишь комментирует выступления и направляет обсуждение в русло рассматриваемой темы | Семинар удобен, если слушатели хорошо подготовлены и способны участвовать в дискуссии. У каждого слушателя есть возможность высказать свои идеи. В процессе семинара могут появиться новые идеи | Слушатели не всегда подготовлены к семинару. Иногда слушатели отвлекаются от обсуждаемой темы. Некоторые преподаватели не умеют направлять дискуссию. Одна сильная личность может доминировать над остальными |
Инсценировка ситуаций | Описание реальной ситуации и распределение между слушателями конкретных ролей. Акцент при этом делается как правило не на решении проблемы, а на приобретении определенных навыков | Эффективна, если ситуация схожа с реальной производственной ситуацией. Слушатели видят реакцию на свои действия, что развивает их уверенность в себе. Способствует развитию навыков межличностного общения. Учит, как действовать в реальных ситуациях | Слушатели — не актеры: иногда они не воспринимают происходящее всерьез. Некоторые ситуации нельзя инсценировать. С другой стороны, если инсценировки очень схожи с реальной жизнью, это может вызвать негативные реакции |
Лабораторное обучение | Инсценируются ситуации и исследуются реакции слушателей, они обмениваются мыслями и ощущениями в произвольной форме | Помогает человеку определить причины его поведения и оценить воздействие его поведения на других людей. Развивает взаимодействие внутри группы | Обучаемым может не понравиться информация об их поведении, особенно если она отрицательна. Кроме того, возможны конфликты внутри группы |
Ситуационный анализ | Письменное описание реальной ситуации или вопроса, с которыми менеджеру пришлось столкнуться в конкретной организации. Слушатели предлагают выход из ситуации или принимают необходимое решение | Ситуации обычно интересны; группа активно обсуждает возможные варианты решений. Вырабатывается умение слушателей эффективно общаться, оценивать различные факторы, влияющие на принятие ими решений, принимать правильные решения на практике | Необходимы значительные затраты времени. Часто трудно отобрать подходящий случай для конкретной группы слушателей; это может вызывать раздражение слушателей, особенно если они не могут прийти к конкретному решению |
Управленческие игры | Слушателям обычно представляется исходная информация об условной организации и выдается задание. При этом они, как правило, разбиваются на группы, и каждая группа должна принять оперативное решение и оценить его | Развивает практические навыки. Как правило, позволяет существенно сократить операционный цикл и наглядно продемонстрировать слушателям, к каким конечным результатам приведет принятое решение. Помогает в передаче знаний и закреплению навыков. Помогает оценивать насколько усвоен слушателями теоретический материал | Часто трудно предвидеть все последствия решений, принятых каждой группой. Некоторые группы могут не воспринимать игру всерьез. Игра, как правило, требует больших затрат времени |
Моделирование | Аналогично управленческим играм, но для ввода информации и анализа решений обычно используется компьютер. Затем результаты действий слушателей оцениваются и обсуждаются | Аналогично управленческим играм | Аналогично управленческим играм. Очень дорогостоящий метод. Сложную систему трудно моделировать |
Обучение «в фойе» | Помещение для обучения оформляется так, чтобы оборудование и обстановка напоминали реальное производственное помещение, но были изолированы от последнего, чтобы слушатели могли заниматься, не мешая производственному процессу | Быстрый способ подготовки. Слушатели могут извлечь максимум из такого метода обучения | Очень дорогостоящий способ |
Подготовка стажеров | Слушатели работают под руководством опытного преподавателя, имеющего лицензию, и получают более низкую заработную плату, чем рабочие | Развивает специализированные навыки, например, в механике, электронике. Широкомасштабная подготовка | Длительный процесс |
Обучение с использованием видеофильмов | Определенные события или ситуации снимаются на пленку и сопровождаются четкими описаниями. Клипы можно показывать несколько раз и подробно обсуждать | Обеспечивается хорошее понимание вследствие наглядности показа. На одну кассету можно записать большое число сюжетов. Поскольку известна продолжительность показа, можно запланировать презентацию и обсуждение | Съемками и режиссурой должны заниматься профессионалы, чтобы обеспечить высокое качество. Дорогостоящий способ |
На пятом этапеосуществляется само профессиональное обучение, которое может проходить как на рабочем месте, так и в учебном заведении.
Основными методами обучения на рабочем месте являются инструктаж, ротация, ученичество и наставничество.
Инструктаж представляет собой разъяснение и демонстрацию приемов работы непосредственно на рабочем месте.
Ротация — метод самостоятельного обучения, при котором сотрудник перемещается на другую должность с целью приобретения новых знаний и навыков
Ученичество и наставничество являются наиболее традиционными методами профессионального обучения, когда молодые рабочие изучают профессию, работая рядом с высококвалифицированными рабочими, заимствуют их мастерство.
Современная литература по управлению персоналом выделяет понятие коучинга.
Коучинг – это процесс, способствующий реализации обучения и развития через раскрытие потенциала личности для максимизации собственной производительности и эффективности.
Для организации выделяют следующие виды коучинга:
• индивидуальный, проводимый сторонними консультантами, его используют для менеджеров и руководящих лиц;
• управленческий (руководящий) для управления сотрудниками;
• групповой, направленный на группу лиц без формальных функциональных взаимосвязей;
• коучинг для отдельного проекта, например, формирование группы исполнителей;
• системный, аналогичен групповому, но проводится с лицами, между которыми существуют прочные системные связи.
Коучинг можно рассматривать как разновидность наставничества, хотя между ними есть различие в целях и предназначении.
Наряду с перечисленными видами обучения существует и самостоятельное обучение. Оно может быть организовано как экстернат, как заочное или дистанционное обучение.
Экстернат предполагает самостоятельную подготовку и сдачу экзаменов.
Заочное обучение осуществляется обычно высшим или средним специальным учебным заведением, которое организует проведение установочных занятий и оценку знаний слушателей. При этом основную работу по обучению слушатели выполняют самостоятельно.
Дистанционное обучение можно рассматривать как разновидность заочного образования. При дистанционном обучении используются современные информационные технологии. В последние годы оно получило в России широкое распространение. Дистанционное обучение руководителей и специалистов применяется для организации образования параллельно с основной деятельностью. Оно осуществляется с помощью комплекта дистанционного обучения («кейса») и заключается в самостоятельном теоретическом и практическом освоении определенного объема учебного материала по предложенному курсу и программе с заданной информационной технологией.
На шестом, заключительном, этапеполученные в результате обучения новые знания и навыки сопоставляются с потребностью в развитии, определенной на первом этапе, и оценивается эффективность обучения.
Критерии результативности труда различны. Так, у рабочих эффективность обучения определяется повышением выработки и ростом производительности труда. Гораздо сложнее оценить эффективность обучения специалистов и менеджеров. Например, эффективность обучения специалистов службы управления персоналом могут косвенно характеризовать такие показатели, как количество вакантных должностей в организации, количество претендентов на одно вакантное место, коэффициенты текучести по категориям персонала и подразделениям.
Полученные в результате обучения знания и навыки устаревают и нуждаются в систематическом обновлении, так что постоянно существует необходимость в переподготовке и повышении квалификации кадров.