Специфика работы школьного психолога в учреждениях интернатного типа

Основные проблемы детей помимо их объективного психофи­зиологического статуса вызваны состоянием общества, в котором они живут. Ограничение права воспитываться в семье, зафикси­рованное в российском и международном законодательстве, обус­ловлено нестабильностью современного семейного образа жиз­ни, ростом внебрачной рождаемости, увеличением разводов, ро­стом смертности лиц среднего возраста, числа чрезвычайных си­туаций и военных конфликтов, отказов от детей.

Растет число неполных семей, каждая пятая из них имеет де­тей. По государственной статистике, подавляющее число непол­ных семей относится к малообеспеченным категориям граждан, которые не в состоянии содержать своих детей. Вне зарегистриро­ванного брака рождаются около 20 % детей. В результате распада брачных пар только в течение года остаются без одного из родите­лей более 600 тыс. детей в возрасте до 18 лет. Люди, не познавшие счастья в настоящей, гармоничной семье, редко строят полно­ценные семейные отношения. В этих условиях постоянно деваль­вируются такие социально важные ценности, как семья, брак, дети, родительство.

В последнее время многие родители не в состоянии обеспечивать своим детям не только социально приемлемый, но даже и необхо­димый физиологический уровень содержания. Брошенные дети — следующая стадия распада семейных связей. Размеры социального сиротства, когда дети утрачивают родительское попечение, имея живых родителей, постоянно увеличиваются. В стране отсутствует социально-психологическая и экономическая поддержка дезадапти­рованных матерей — группы риска по отказу от своих детей.

Ребенок, который растет и воспитывается не в своей семье, — всегда нежелательное и противоестественное явление. Содержание младенца с первых недель жизни даже в самых комфортабельных и психологически щадящих условиях, но вне контакта с матерью закономерно приводит в более чем 90 % случаев к нарушениям его Развития. Дети, воспитывающиеся в учреждениях интернатного типа, страдают от психической и эмоциональной депривации, испыты­вают сенсорный голод, они оторваны от реальной жизни, объеди­нены по принципу социально-психологического неблагополучия, находятся в социальной изоляции. Практически все воспитанники

детских домов и школ-интернатов перенесли психическую травму, которая сама по себе может иметь тяжелые первичные и вторичные последствия для развития личности. Как правило, они находятся в состоянии глубокой социально-педагогической запущенности, имеют комплекс брошенного, нелюбимого, неполноценного ре­бенка. Условия общественного воспитания, имитация семейной жизни, отсутствие естественных образцов полоролевого поведения, слабость эмоционально-личностных связей порождают у них соци­альный инфантилизм, коммуникативные проблемы.

В этой ситуации детские дома и школы-интернаты призваны не только выполнять образовательно-воспитательные функции, но и способствовать нормальной социализации личности, ее пол­ноценному развитию, компенсировать и исправлять недостатки развития, обеспечивать правовую и психологическую защищен­ность воспитанников и выпускников. В этой деятельности опреде­ленную роль играет педагог-психолог учреждения интернатного типа, который должен глубоко разбираться в психологических особенностях детей и подростков.. Его функции в специфических условиях приобретают более целенаправленный характер:

1) формирование гуманного отношения к воспитанникам, ох­рана и защита прав, интересов и психологического здоровья де­тей в педагогическом процессе;

2) создание для ребенка обстановки психологического ком­форта и безопасности в быту и досуговой деятельности;

3) изучение индивидуально-типологических и возрастно-пси-хологических особенностей личности воспитанников, их социаль­ной ситуации развития, условий жизнедеятельности;

4) выявление интересов и потребностей, проблем и трудно­стей детей и подростков, отклонений в их социальном поведении и социально-психологической адаптации;

5) психолого-педагогическая поддержка воспитанников в про­цессе социализации;

6) социально-педагогическая и психологическая реабилитация дезадаптированных и социально и педагогически запущенных вос­питанников;

7) посредничество между воспитанником, учреждением и чле­нами его семьи;

8) взаимодействие с педагогами, социальным педагогом, опе­кунами, родителями или лицами, их заменяющими, в оказании психолого-педагогической помощи воспитанникам.

Пребывание детей в учреждениях интернатного типа, пережи­вание ими в детстве критических ситуаций, несомненно, накла­дывают глубокий отпечаток на формирующуюся личность. Воспи­танники детских домов и школ-интернатов имеют обусловленные психической депривацией особенности и различный социальный статус, которые необходимо учитывать психологу (см. с. 105 — 106).

Карта психологических особенностей истатуса воспитанников детских домов ишкол-интернатов

Дошкольники Младшие школьники Подростки Вес лозрастные группы Статус детей
Эмоциональная глу­хота Задержка делового об­щения со взрослыми Невосприимчивость к образцам деятельно­сти взрослого Неадекватное отноше­ние к оценке взрос­лого Сниженная эмоцио­нальная активность Пассивность во всех видах деятельности Отсутствие способно­сти к сопереживанию Импульсивность всех видов поведения Неосознаваемость по­ведения Отклонения в разви­тии образа «Я» Дисгармоничность и нтелл ектуал ьной сферы Недоразвитие на­глядно-образных форм мышления Несформированность внутреннего (идеаль­ного) плана мышле­ния Ситуативностьмыш­ления и поведения Столкновение потреб­ности общения со взрослыми с фруст­рацией потребности в эмоционально-лич­ностном общении Несформированность внутренней позиции Слабая ориентация на будущее Конфликтность си­стемы требований к мужественности и женственности Ориентировка в отно­шении к себе на оцен­ку окружающих Размытость и неяс-" ность образа «Я» Слабость интимно-личностных контак­тов со взрослыми Малая избиратель­ность в отношении со сверстниками Слабая ориентация на будущее Эмоциональная упло-щенностьи обесце­ненное содержание образа «Я» Сниженная само­оценка Несформированность избирательности в отношениях к взрос­лым, сверстникам и предметному миру Импульсивность, неосознанность и несамостоятельность поведения Дети-сироты Дети, оставшиеся без попечения обоих родителей Дети, находящиеся под опекой Дети одиноких мате­рей Брошенные дети Отказные дети Подкидыши Дети из бедных семей Дети, родители кото­рых находятся на длительном лечении

Виды деятельности педагога-психолога в детском доме

Социально-психологическая диагностика и консультирование Профилактическая работа Коррекционно-развивающаяработа
Цель — отслеживание динамики социо-генезаличности, определение причин его нарушений; вооружение знаниями о сущности социально-психологических проблем и способах их решения. Изучение особенностей социальной адаптации воспитанников Выявлениевоспитанников группы социального риска Изучение интересов, способностей и склонностей детей Составление индивидуальных карт социального развития Диагностика социальных сетей и ин­дивидуальной социальной ситуации развития детей Диагностика общения детей со взрос­лыми и сверстниками Диагностика отклонений в социаль­ном поведении и их причин Диагностика причин неуспешности в овладении социальными умениями и навыками Цель — предупреждение возможных нарушений в социальном развитии де­тей, создание условий для полноцен­ного личностного развития. Разработка и реализация программ профилактикипсихического напря­жения и нервных срывов у детей Создание благоприятного социально-психологического микроклимата Оптимизация общения воспитанни­ков с членами своей семьи, "педаго­гами и сверстниками Работа по адаптации воспитанников к широкому социальному окружению Психолого-педагогические конси­лиумы по анализу социальной ситуа­ции развития воспитанников и выра­ботке мер комплексной помощи детям со стороны специалистов Профилактика алкоголизма, нарко­мании, токсикомании, проституции, паразитического образа жизни, сек­суальных перверсий Профилактика межличностных конф­ликтов Цель — активное воздействие на про­цесс социализации личности, пози­тивные изменения в ней через програм­мы социального воспитания и социаль­но-педагогической и психологической реабилитации. Развитие житейских умений и навыков ПрофориентацияПсихосексуальное воспитаниеи под­готовка к семейной жизни Развитие коммуникативных навыков и культуры общения Коррекция различных отклонений в поведении (агрессии, аутоагрессии, аддиктивногоповедения, застенчи­вости, аутизма) Психотерапия акцентуаций характера Коррекция образа «Я» Психологическая гимнастика Кризисная интервенция в критиче­ских ситуациях

ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА НА УЧЕБНЫЙ ГОД

Задачи:

анализ источников и причин социальной дезадаптации воспитанни­ков;

обеспечение психолого-педагогической поддержки дезадаптирован­ных детей и подростков;

включение всех воспитанников в социально-полезную деятельность в соответствии с их потребностями, интересами и возможностями;

координация усилий педколлектива для восстановления социального статуса воспитанников, преодоления комплекса неполноценности;

защита и охрана прав .сетей во взаимодействии с представителями различных социальных институтов.

План работы педагога-психолога

Содержание деятельности п еда гог а-пс ихол о га Сроки Ответственные  
 
1. Выявление воспитанников группы риска Сентябрь Психолог Социальный педагог  
Изучение личных дел воспитанников   Зам. директора по учебно-воспитатель-  
Комплектация по классам   ной работе  
Составление социальной кгрты класса   Классные руководи­тели  
Корректировка списков детей по социальному статусу   Воспитатели  
Определение детей группы риска      
2. Изучение психолого-Meduf о -педагогических особенностей детей Октябрь Психолог Социальный педагог  
Наблюдения в урочной и внеуроч­ной деятельности через посещение Уроков, кружковых занятий   Руководители кружков Воспитатели  
Беседы с воспитанниками л воспитателями      
Тесты личностных особеннэстей      
Диагностическое обследование детей с ослабленным здорсвьем      
3. Анализ полученных результатов, отслеживание динамики развития ребенка Ноябрь-март Психолог Социальный педагог Руководители  
Анкетирование «Адаптация » школе» ДДО А.Е. Климова «Профехио-нальное предпочтение» — иэмощьв   кружков Воспитатели Учителя  
     
выборе кружковой деятельности   Инспектор ИДН
Проведение педконсилиумов по классам, требующим особого внимания    
Еженедельный совет по дезадаптиро­ванным детям совместно с инспек­тором по ИДН    
Информация о текущей работе на совещаниях воспитателей и педагогов    
4. Разработка индивидуалыю-коррек-ционных программ с целью решения проблем, связанных с социализацией личности Каждую неделю с сентября Психолог Социальный педагог
5. Обеспечение реализации программ Постоянно Специалисты
Контрольное диагностирование:    
а) цветопись настроения;    
б) графические (рисуночные) методы тестирования;    
в) опрос старшеклассников по актуальным темам («Про это...»);    
г) карты и дневники наблюдений специалистов    
Работа с девиантными детьми и подростками: Постоянно Психолог Специалисты
а) постоянное наблюдение и свое­временная помощь;   Социальный педагог
б) еженедельная работа совета с детьми, состоящими на учете в ИДН;    
в) участие в районных ИДН;    
г) оформление документов для    
дальнейшего обучения в училище (школе);    
д) проведение профилактической работы через беседы с представителями ИДН    
Работа с детьми-инвалидами: Постоянно Психолог
а) своевременное оформление ин­валидности и пенсионного пособия;   Социальный педагог
б) санаторное пролечивание или системное обследование;    
в) участие в работе программы      
«Дети-инвалиды»      
Профилактическая работа с под­ростками: В течение года Психолог Инспектор ИДН  
а) направление для психологиче­ского консультирования в специали­зированные центры;   Социальный педагог Педиатр  
б) посещение консультаций;   Специалисты от-  
в) направление в тренинговые груп­пы (коррскиионные);   дела социальной защиты населения  
г) посещение консультаций;   Руководители  
д) направление для обследования или пролечивания в отделение неврозов, соматические отделения;   кружков  
е) циклы бесед по охране здоровья (нарколог, гинеколог, психотерапевт, педиатр);    
ж) посещение городских семинаров ' Центра планирования семьи      
6. Оказание консультационной помощи ребенку в семье В течение года Социальный педагог  
Обследование жизненных условий с составлением актов семей опекунов, многодетных, малообеспеченных, с асоциальным поведением   Психотерапевт Психолог Гинеколог Нарколог  
Индивидуал ьно-консультационная помощь родителям      
Проведение классных родительских собраний      
7. Способствование формированию благоприятного микроклимата В течение года Психолог Социальный  
Информация о работе с социально и педагогически запущенными деть­ми на совещаниях учителей и воспи­тателей   педагог Зам. директора по воспитательной работе  
Анализ работы с детьми группы рис­ка на методических объединениях   Воспитатели Психотерапевт  
Индивидуальная помощь классным Руководителям и воспитателям   Логопед Дефектолог  
Консультативные совещания при Директоре совместное работниками специализированных центров      
       
Роль защитника интересов в разре­шении конфликтов      
Пропаганда знаний о правах ребенка      
8. Координация различных видов со­циально-ценностной деятельности воспитанников, направленных на развитие социальных инициатив В течение года Социальный педагог Администрация Педколлектив  
Участие в городском конкурсе творчества юных   Психолог Работники  
Участие в конкурсной программе «Дети-инвалиды»   библиотеки Организатор  
Участие в праздниках детско-юно­шеских библиотек   досуга Учитель  
Участие в работе учреждений до­школьного образования   литературы  
Изучение индивидуально-психоло­гических особенностей воспитанни­ков в связи с выбором профессии      
Проведение профконсультирования Устройство воспитанников на учебу      
Контроль за предоставлением льгот воспитанникам детского дома во время учебы      
9. Защита и охрана прав детей Выявление статуса ребенка по за­просам в различные социальные институты В течение года Социальный педагог ЗАГСы ' Отделы социаль-  
Восстановление жизненно важных документов ребенка   ной защиты Отделения Сбер-  
Оформление пенсий по утере кор­мильца - банка Специалисты по  
Работа со Сбербанком, оформление и проверка поступлений денежных средств на лицевые счета воспитан­ников   охране прав детей департамента образования Работники  
Оформление пенсий по инвалид­ности   прокуратуры, суда мпк  
Ведение наследственных дел с оформлением документов      
Определение статуса воспитанника на основании решения суда о лише­нии родительских прав, оформление документов      
   
Участие в судебном процессе в роли защитника прав ребенка      
Решение вопроса о жилье в пользу несовершеннолетнего Постоянно    
Оформление пакета документов в банк данных на детей-сирот      
Отслеживание адаптированности в приемной семье воспитанников, за­шита их интересов      
Устройство выпускников на учебу или работу      
Контрольза предоставлением льгот воспитанникам детского дома      
Оказание помощи в решении бытовых проблем      
Оформление исковых заявлений на розыск родителей и удержание алиментов на счет учреждения    
10. Повышение профессиональной ком пет ент ноет и 1 раз в 5 лет Постоянно Семинары, курсы повышения квали­фикации Самообразование  
                             

Циклограмма работы педагога-психолога

Дни недели Виды работы Содержание работы
I 2"
Понедель­ник Психологическое консультирование и психокоррекция Индивидуальные и групповые консультации Коррекционные и тренинговые группы
Вторник Работа с девиантными детьми и подростками Сопровождение детей в учебно-воспитательном процессе
Среда Социально-психоло­гическая диагностика Диагностирование прямое и косвенное Обработка результатов, анализ, выводы, рекомендации
Четверг- Психопрофилактика Деятельность по охра­не прав ребенка .Индивидуальные консультации со специалистами по охране прав, с правоохранительными органами Работа по запросам и жалобам детей
Пятница Психологическое информирование Проведение методических сове­щаний по результатам текущей работы, участие в педсоветах, педконеилиумах Консультативное совещание при директоре интернатного учреждения
Суббота Методический день Работа в библиотеке Самообразование
         

ПРОГРАММА РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА «АДАПТАЦИЯ»

Цель: создание социально-психологических условий для развития личности в условиях интернатного учреждения.

Объект деятельности: воспитанники группы риска в учебно-воспи­тательном процессе.

Предмет деятельности: социально-психологические условия разви­тия личности воспитанника группы риска.

Задачи:

1) выявление дезадаптированных воспитанников группы риска;

2) выявление источников и причин социальной дезадаптации детей;

3) разработка и обеспечение индивидуальных программ социально-психологической реабилитации по преодолению школьных и семейных репрессий, разрешению конфликтных ситуаций, коррекции общения и поведения, восстановлению ребенка в статусе субъекта учебной деятель­ности, общения;

4) подготовка рекомендаций и осуществление взаимодействия с уча­стниками воспитательного процесса для обеспечения непрерывности реабилитационных мероприятий;

5) оказание системно-консультационной или иной помощи по лик­видации кризисной ситуации.в микросреде ребенка;

6) совместное взаимодействие с заинтересованными представителя­ми в решении дальнейшей судьбы и оптимальных форм устройства на дальнейшее воспитание при защите и охране прав ребенка.

Ожидаемые результаты: социальная адаптация воспитанников как результат успешной социализации личности.

Этапы работы

I.Подготовительный — знакомство с детьми при поступлении их в учреждение, с факторами среды жизни ребенка, установление контак­тов, социально-психологическая диагностика, изучение потребностей, интересов и возможностей личности; установление связи с учреждения­ми города (микрорайона), создание картотеки детей.

Методы исследования:

а) психологическое тестирование:

анкета «Адаптация к школьному обучению»;

диагностика психических состояний (психолог, социальный педагог);

наблюдения, интервью, рисунки, работа с пластичным материалом с целью выявления влияния режима учреждения на адаптацию ребенка в среде (педиатр, воспитатель, социальный педагог);

б) анкетирование:

сочинение-тест по определению творческой направленности ребен­ка, досуговые мероприятия (учитель литературы); опросник предпочтений; анкета по режимным моментам; опросник по самооценке; анкетирование профессиональной направленности.

II. Организационный — анализ, дифференциация, классификация про­блем, «вживание в среду*. Определение приоритетов в работе, форм со­циального творчества, взаимодействие с различными социальными ин­ститутами (семья, школа, молодежные объединения, оздоровительные учреждения, организации по продолжению образования или получению профессии, армия, социальные службы).

Формирование актива помощников психолога, изучение возможно­стей кружков, организаций, занимающихся проблемами образования, здоровья, досуга и способствующих развитию детей; систематизация ре­зультатов проведенных исследований и наблюдений,

III. Этап социально-психологической работы — наблюдение, забота, консультирование, помощь в защите и охране прав ребенка, изучение и анализ сложных ситуаций, осуществление различного рода «вмеша­тельств», координирование педагогически обоснованных выборов средств, форм и методов работы с наблюдаемыми детьми.

Формы работы:

разработка рекомендаций педагогам по работе с наблюдаемым вос­питанником;

отслеживание динамики психологического здоровья и социализации ребенка через карту наблюдения.

Средства: ^предметы, явления, процессы, необходимые для выпол­нения задач.

Критерии успешной социальной адаптации воспитанников детских домов:

1. Социальная адаптация в условиях детского дома: осознанное принятие и выполнение норм коллективной жизни; баланс личностного (индивидуального) и группового (социального); самоконтроль поведения, противодействие негативным влияниям; адекватное отношение к педагогическим воздействиям; гармонизация взаимоотношений взрослых и сверстников; активное участие в жизни детского коллектива; Удовлетворенность своим социальным статусом и отношениями.

2. Социальная адаптация выпускников детских домов: Психологическая готовность выпускников к самостоятельной жизнедея­тельности;

наличие позитивно ориентированных жизненных планов;

профессиональное самоопределение; социальная активность;

благоприятный социальный статус в учебных заведениях и по месту ра­боты; удовлетворенность своим статусом, отношениями.

Наши рекомендации