I1I. Принципы прохождения практики
V. Учебно-производственная практика (проектная)
Программа практики
Выписка из учебного плана
Курс – 4
Семестр – 8
Продолжительность – 4 недели
I1. Требования государственного стандарта
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования формирует общие требования к образованности специалиста.
Студент должен:
- уметь устанавливать и постоянно поддерживать необходимые связи со средствами массовой информации, информационными, рекламными, консалтинговыми агентствами, агентствами по связям с общественностью, издательствами, заинтересованными фирмами, государственными и общественными структурами, партиями и движениями;
- свободно владеть риторикой, приемами и методами публичного выступления, владеть навыками литературного редактирования, умением создать собственное публицистическое произведение, пресс-релиз;
- уметь устанавливать связи с людьми и организациями, располагающими важными сведениями, источниками информации;
- постоянно изучать аудиторию, учитывать её настроения.
I1I. Принципы прохождения практики
Проектная практика проводится в 8 семестре (4 курс обучения), направлена на решение следующих задач:
- углубить и закрепить знания, полученные при изучении теоретических курсов общепрофессиональных и специальных дисциплин;
- совершенствовать профессиональные умения, полученные в процессе прохождения практики на 1-4 курсах обучения;
- закрепление навыков самостоятельной работы в должности PR-менедежера (планирование работы менеджера, оформление текущей и отчетной документации, установление личностных контактов с персоналом фирмы, партнерами).
IV. Цели и задачи практики
Основная задача учебно-производственной (проектной) практики заключается в том, чтобы студенты, работая в должности менеджера по связям с общественностью расширили и углубили знания, полученные в теоретической части курсов специальных дисциплин «Теория и практика связей с общественностью», «Конфликтология», «Брендинг и фирменный стиль», «Психология рекламы», «Современные коммуникационные технологии», «Политические коммуникации», «Разработка управленческого решения», «Теория организации», «Организационные коммуникации»; закрепили и развили навыки профессиональной деятельности.
Учебные задачи состоят в углублении и конкретизации знаний о роли ПР-специалиста в организации профессиональной деятельности структурных подразделений предприятий и организаций, решающих задачи в области рекламы и связей с общественностью; в развитии специальных навыков профессиональной деятельности.
Ставится перед студентами и научная задача:уметь использовать практический материал в организации проектной деятельности студента при выполнении заданий СРС, курсовых, дипломных и прочих работ в рамках научно-исследовательской деятельности. Научная задача конкретизируется ежегодно перед началом практики.
Также ориентационная практика имеет и воспитательную цель:она формирует стиль профессиональной деятельности менеджера по связям с общественностью, оказывает воздействие на воспитание профессионально-личностных качеств студента, развивает профессионально-творческие способности практиканта.
Специальная задача – в приобретении навыков самостоятельной организации ПР-деятельности; в получении опыта общения с внутренними и внешними целевыми аудиториями; устойчивых навыков профессиональной деятельности.
Задачи всех этих направлений взаимосвязаны.
Цели практики
В результате прохождения практики студент будет:
1. Иметь представление:
1.1. о специфике региональных средств массовой информации;
1.2. о региональных особенностях профессиональной деятельности специалиста по связям с общественностью;
1.3. об основных методах анализа корпоративной культуры организации;
II. Знать:
2.1. должностную инструкцию менеджера по связям с общественностью;
2.2. основные жанры и стили публицистики;
2.3. специфику организации и проведения психологического исследования внутригрупповых отношений сотрудников организации.
III. Уметь:
3.1. самостоятельно проектировать деятельность ПР-специалиста;
3.2. выполнять производственные задачи в рамках должностной инструкции;
3.3. анализировать условия профессиональной деятельности.
Ключевые слова и понятия по курсу: связи с общественностью, реклама, менеджмент, маркетинг, PR-документы, PR-акция, правовое и финансовое обеспечение ПР-деятельности, бюджет ПР-акции, целевая аудитория, конкурентная среда, управленческое решение, планирование, проектирование, спонсоринг, фандрайзинг, социальная ответственность, этические профессиональные нормы, корпоративная культуры, внутригрупповые отношения.
V. Организация практики
Требования к организации проектной практики определяется ГОС ВПО. Организация практики на всех этапах направлена на обеспечение непрерывности и последовательности овладения студентами профессиональной деятельности в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускника.
Форма прохождения практики может варьироваться в зависимости от поставленных конкретных научных целей:
1. Практика с отрывом от учебы.
2. Практика без отрыва от учебы.
V1. Содержание практики
В период прохождения производственной практики студент должен:
- ежедневно посещать PR–cлужбу, проводить там полный рабочий день;
- выполнять все задания руководителей практики;
- принимать участие во всех мероприятиях, проводимых данной PR–cлужбой;
- подробно вести дневник практики, давая краткий самостоятельный анализ выполненных производственных заданий;
- собирать материал для научной (курсовой, дипломной) работы;
- определить специфику профессиональной деятельности будущего менеджера по связям с общественностью;
- разработать и опубликовать в СМИ 1-2 заметки (статьи) о деятельности PR–cлужбы (или деятельности какой-либо фирмы, предприятия или организации);
- проанализировать характер корпоративной культуры организации;
- дать анализ всех PR–акций, проводимых данной службой;
- дать анализ деятельности PR–cлужбы с точки зрения влияния на нее региональных особенностей;
- провести диагностику внутригрупповых взаимоотношений сотрудников;
- подготовить необходимые отчетные документы.
Методические указания
Анализ влияния региональных особенностей на деятельность
PR – cлужбы
1) Определите, какие особенности данного региона влияют на деятельность PR – cлужбы (билингвизм, отдаленность региона от центральных районов России, географические условия, мультикультурная среда, характер межнациональных отношений, особенности законодательной системы, характер работы местных органов власти, особенности менталитета и другое).
2) Каков характер этого влияния?
3) Как учитываются региональные особенности в работе PR – cлужбы?
4) Сформулируйте свои рекомендации для PR – cлужбы.
5) Используйте для составления подобного анализа материалы местных СМИ по вопросам организации регионального малого, среднего и крупного бизнеса.
Анализ корпоративной культуры организации
1) Выявите в корпоративной культуре PR – cлужбы наличие следующих составляющих:
- осознание себя и своего места в организации (индивидуализм-кооперация);
- коммуникационная система и язык общения (письменная – устная, открытая – закрытая);
- внешний вид: одежда и презентация себя на работе (форма – свободный выбор);
- что и как едят, привычки и традиции в этой области (внутри – вне организации, дотации);
- осознание времени, отношение к нему и его использование (жесткость временного распорядка);
- взаимоотношения между людьми (моногенность-ранговость);
- ценности (критерии оценки правильно – неправильно) и нормы (как себя вести);
- вера «во что-то» и отношение или расположение «к чему-то» (вера в руководство, во взаимопомощь);
- процесс развития работников и их научение (сознательный, регламентированный);
- трудовая этика и мотивирование (отношение к работе, система стимулов);
2) Дайте анализ характера корпоративной культуры, ее достоинств и недостатков.
3) Сделайте вывод о том, как влияет сложившаяся корпоративная культура PR – cлужбы на ее имидж; дайте свои рекомендации по оптимизации организационной культуры данной PR – cлужбы.
VII. Отчетные документы (см. Приложение)
Дневник практики, отзыв и оценка руководителя практики, письменный итоговый отчет студента.
VIII. Критерии оценки
Оценка «отлично» - программа практики выполнена полностью (дневник, отчет, материалы соответствуют требованиям).
Оценка «хорошо» - ставится, если программа практики выполнена полностью (дневник, письменный отчет, материалы соответствуют требованиям), но есть некоторые замечания: неполные сведения об организации, недочеты по организации ПР-деятельности, оформлению материалов практики и др.
Оценка «удовлетворительно» ставится в том случае, когда нарушено одно из требований:
- отчет не соответствует требованиям, передает только личное впечатление студента от практики без анализа собранного материала;
- содержание отчетных материалов не соответствует требованиям в полном объеме;
- оформление дневника, материалов практики, отчета не соответствует требованиям.
Оценка «неудовлетворительно» ставится в том случае, когда нарушено одно из требований:
1. отсутствует дневник по практике;
2. отсутствует отчет по практике;
3. не представлены все отчетные материалы.
IХ. Список рекомендуемой литературы
Основная литература:
1. Спивак В.А. Организационное поведение и управление персоналом. СПб., 2000.
Дополнительная литература:
2. Дж.У. Ньюстром, К. Девис. Организационное поведение. СПб., 2000.
3. Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. М., 1992.