Из русской литературы XIX века. Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века
Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.
Василий Андреевич Жуковский.Жизнь и творче-ство. (Обзор.)
«Море». Романтический образ моря. «Невыразимое». Границы выразимого. Возможно-
сти поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.
«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковско-го: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмо-сфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роко-вые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смер-ти. Баллада «Светлана» — пример преображения тради-ционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девуш-ки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губи-тельным чарам.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Баллада (развитие пред-ставлений).
Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творче-ство. (Обзор.)
«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов,галерея живых типов и острая сатира. Общечелове-ческое звучание образов персонажей. Меткий афо-ристический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров, «Мильон терза-ний»), Преодоление канонов классицизма в комедии.
Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчест- | |||
во. (Обзор.) | |||
Стихотворения «К | Чаадаеву», «К морю», «Пророк», | ||
«Анчар», «На | холмах Грузии лежит ночная мгла...», | ||
«Я | вас любил: | любовь еще, быть может...», «Бесы», | |
«Я | памятник | себе | воздвиг нерукотворный...». |
Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...
Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» — противоре-чие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.
«Евгений Онегин». Обзор содержания. «ЕвгенийОнегин» — роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.
Онегинская строфа. Структура текста. Россия в ро-мане. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пуш-кина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленско-го и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зер-кале критики (прижизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская крити-ка начала XX века; писательские оценки).
«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейст-ва» Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Ге-рой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.
Особенности композиции. Печорин — «самый любо - пытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).
Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печо-рин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о ро-мантизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского,
Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Па-
рус», | «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Роди- |
на», | «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», |
«Нет, | я не Байрон, | я другой...», «Расстались | мы, но | ||||
твой | портрет...», | «Есть речи — значенье...» | (1824), | ||||
«Предсказание», | «Молитва», | «Нищий», | «Я жить хочу! | ||||
Хочу печали...». | Пафос вольности, чувство | одиночест- | |||||
ва, тема любви, поэта и поэзии. | |||||||
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . | Понятие | о | романтизме | ||||
(закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления) . Психологиче-ский роман (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Мертвые души» — история создания. Смысл на-звания поэмы. Система образов. Мертвые и живые ду-ши. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи.
Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной коме-дией» Данте, с плутовским романом, романом-путеше-ствием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эво-люция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволю-ция образа автора — от сатирика к пророку и проповед-нику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Понятие о герое и антиге-рое. Понятие о литературном типе. Понятие о коми-ческом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).
Александр Николаевич Островский. Слово о пи-сателе.
«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесеи угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя — положительные герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви -— воскрешение патриархальности, воплощение истины,
благодати, красоты.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Комедия как жанр драма-
тургии (развитие понятия).
Федор Михайлович Достоевский. Слово о писа-теле.
«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» —жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, не-счастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Повесть (развитие поня-тия).
Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе. «Юность». Обзор содержания автобиографической
трилогии. Формирование личности юного героя по-вести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тще-славием, скептицизмом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.
(Автобиографическая трилогия Л. Толстого предла-гается для самостоятельного прочтения учащимися по индивидуальным заданиям учителя.)
Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.
«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложныеценности героев рассказа,
«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XiX века. Чеховское от-ношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в много-людном городе.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.
Из поэзии XIX века
Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Много-образие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.