Александр Лоуэн ПРЕДАТЕЛЬСТВО ТЕЛА. ему, по какому бы пути он ни пошел
ПСИХОЛОГИЯ БЕЗРАССУДСТВА
ему, по какому бы пути он ни пошел. У него нет иного выхода, кроме как научиться жить с этим чувством.
Если человеку удается приучить себя к мысли о катастрофе, ее пугающий «жар» слабеет, и ужас перед ней притупляется. Когда чего-то нет, нет и риска потерять это. Наказание, которое человек сам себе назначает, кажется менее страшным, чем предполагаемое наказание со стороны внешних агентов. Этим объясняются фантазии об истязаниях или реальные истязания мазохистов. Об этом рассказал Райх, проанализировав мазохистский характер.38 При мазохизме действительное наказание всегда ужасает меньше, чем предполагаемая кастрация. Подобным образом, «добровольная» изоляция пугает меньше, чем чувство брошенности и смерть.
Самодеструктивное поведение шизоида предстает в его бессознательном как необходимая для выживания ценность. Это — техника выживания, анахроничная в наличной ситуации, но валидная в терминах инфантильного переживания. Это — тип защиты, постоянно присутствующий в царстве животных, которые «разыгрывают» смерть, притворяясь мертвыми, чтобы избежать опасности. У меня был пациент, который во время сессии устроил именно такой «спектакль». Он лежал на кушетке в расслабленной позе, когда я вдруг заметил, что его глаза закатились, буквально повернулись внутрь головы так, что видны были только белки. Дыхание ослабло; он совершенно не двигался; казалось, что он умирает. Когда я указал ему значение его телесной экспрессии, он ответил, что использовал эту позу и позицию, если в детстве ему угрожали родители. Увидев его «мертвым», они пугались сами, и их поведение менялось: от угроз они переходили к заботливости.
Попытки суицида, которые все чаще предпринимают молодые люди, можно интерпретировать сходным образом. Помимо обычного самодеструктивного элемента, эти действия представляют собой драматическую просьбу о помощи. Многие родители начинают беспокоиться об эмоциональном состоянии детей только после того, как
столкнутся с такими резкими действиями. Очень жаль, что проявления шизоидной проблемы часто выглядят как странности, отсутствие интереса или безвольное сопротивление. Нечувствительность родителей зачастую приводит подростка или юношу к явно самодеструктивному поведению, с помощью которого он пытается привлечь внимание к своим затруднениям.
Опасность резких действий состоит в том, что человек смог столь далеко зайти. Каждый раз «немного умирая», он удлинняет обратный путь к жизни и здоровью. Отчаяние постепенно может достичь такого накала, с которым ему не справиться, и тогда он перешагнет черту, отделяющую жизнь от смерти. Сколько можно взывать о помощи, не получая отклика? Как долго человек может жить в тени обреченности, не выходя из нее? В конце концов, безрассудный маневр приводит к безрассудному результату. Доведенный до крайности человек испытывает свою судьбу.
ТЕХНИКА ВЫЖИВАНИЯ
Примером психологии безрассудства служит история молодого человека, который консультировался у меня по поводу затяжной депрессии и неспособности работать. Билл был математиком, он обладал холодным острым умом, позволявшим ему очень точно и отчетливо анализировать проблему. Исключение составляли те моменты, которые личностно затрагивали его. В курсе терапии проблема сфокусировалась в чувстве, что «ничего не происходит». Это чувство четко проявилось во время анализа двух сновидений, в каждом из которых он отмечал, что «ничего не происходит». Затем Билл понял, что это чувство доминирует в его жизни, и что именно оно лежало в основе его депрессии и неспособности работать. Чувство обострилось, когда ему показалось, что терапия, после благополучного начала, зашла в тупик. Вначале, когда его мышцы мобилизовывались во время различных упражнений, Билл переживал сильную непроизвольную