А. Душа человечества
Итак, очевидно, что мир переживает сегодня период очень трудной паузы. В настоящее время человечество проходит процесс, подобный тому, который нередко протекает в жизни отдельного человека. Душа мира изучает ход внешних дел, готовясь взять ситуацию в мире в свои руки. Подобные периоды - не редкость и в жизни стремящегося. Личность находится в трудном и смятенном состоянии. В прошлом у неё, однако, уже бывали моменты высокого духовного откровения и божественного порыва. Она была уверена в своём назначении и знала, что душа есть её направляющий фактор; было у неё и смутное представление о причинах и цели импульсов, посылаемых ей душой. Но всё это в прошлом. Ей кажется, будто душа удалилась, период контакта и уверенности позади и не осталось ничего, кроме трудностей, чувства тщетности и побуждения избавиться от этого состояния. Побуждение это бывает подчас столь неодолимым, что затмевает все остальные интересы.
Но душа не удалилась, и суть внутренних духовных состояний не изменилась. Божественные импульсы по-прежнему поступают, а душа собирается с силами, чтобы приступить к новому этапу, чтобы плотнее и решительнее заняться делами своей тени, своего слабого отражения, личности.
То, что верно для отдельного стремящегося, верно и для человечества - мирового стремящегося. В мае 1936 года мировой душой был сделан огромный шаг вперёд, приведший к твёрдому, необратимому прогрессу, имевшему три следствия:
1. Жизнь всех истинных стремящихся и учеников подверглась процессу стимуляции, давшему надёжные специфические положительные результаты.
2. Имела место также стимуляция людских масс, нацеленная на выработку у них более быстрой и правильной ре акции на воздействие идей. Эта стимуляция тоже про шла исключительно успешно.
3. Иерархии достигших свободы душ, которую вы называете планетарной, удалось ещё больше приблизиться к человечеству и установить с ним более конкретные от ношения и тесный контакт, чем это было возможно со сред неатлантических времен, и всё это - в более широких масштабах по сравнению с ожидавшимся результатом. Так было сделано третье из "Великих Приближений" Иерархии к человечеству. Успех этих приближений объясняется в основном сильным желанием стремящихся мира и тех, кто, со своей стороны, так же твёрдо шёл по "пути приближения" через медитацию и служение. Поскольку число последних феноменально воз росло в сравнении с тем, что было когда-либо прежде, то 1936 год засвидетельствовал беспрецедентное (я бы да же сказал "неожиданное") продвижение Иерархии в смысле полученного ею опыта. И причиной тому - деятельность Новой Группы Мировых Служителей во всём мире.
Хочу обратить ваше внимание на выражение "Иерархия достигших свободы душ". Я использую его не в обыденном смысле. Стремящиеся и ученики мира понимают это как достижение той свободы, которая позволяет выйти из трёх миров человеческих отношений и стать свободными гражданами Царства Божьего. С этой точкой зрения вы хорошо знакомы и признаёте, что в данном выражении в большой мере отражена эгоистическая цель, которая когда-нибудь, несомненно, будет устранена, но которая на текущей стадии очевидна, да, наверно, и желательна, как дающая адекватное побуждение к нужным усилиям. Та же свобода, о которой говорю я, есть достигнутая душой способность свободно перемещаться, действовать и проявляться как в трёх мирах, так и на собственном высоком плане. Этот момент редко, если вообще когда-нибудь, подчёркивается. Сама душа, Эго, решает собственную задачу, которую можно сформулировать как стремление быть полной противоположностью тому, с чем знакома личность. Ей приходится учиться чувствовать себя как дома и эффективно функционировать в мире человеческой жизни, проводя в нём план. Такова задача Иерархии, и мне показалось, что знание о её специфической проблеме и о том, с каким трудом даётся ей свободная активность, будет и интересным, и полезным для читающих эти страницы.
С этой высшей точки зрения в 1936 г. Иерархии удалось сделать немалый шаг вперёд в результате проделанной за предшествовавшие пятьдесят лет работы. А затем возникла необходимость стабилизировать достигнутое и с этой позиции составить планы дальнейших действий ради человечества.
Таким образом, мы переживаем столь печально знакомую нам паузу, или интерлюдию. Возможно, вы ожидали резкого рывка вперёд, светлой поры жатвы или яркой кульминации событий. Но так как всё прошло сравнительно тихо и явилось периодом, когда по-видимому ничего не случилось, то для большинства вполне естественным было чувство разочарования, реакция, в иных случаях почти равнозначная утрате веры, ощущение эмоционального утомления и умственного опустошения, крайне мучительные для многих. Нужно помнить, что подобные реакции не влияют на исход и ничуть не задерживают события, хотя и могут затруднить задачу приближающихся помощников, почти без всякой необходимости истощая их духовные ресурсы.
Такие на первый взгляд тихие, инертные и пассивные интерлюдии составляют часть всемерной и важной охранительно-конструктивной тактики Иерархии и носят индивидуальный, групповой и планетарный характер. Стремящиеся должны учиться разумно и с пониманием взаимодействовать с законом циклов.
Нельзя забывать, что они живут в мире мнимой видимости и не обладают подлинной свободой в мире реальности.
Во время майского полнолуния 1938 г. состоялся Совет Иерархии, о котором я неоднократно упоминал, где были приняты планы на ближайшее будущее. Позвольте напомнить вам о том, о чём весьма часто забывают. Планы составляются не за человечество, ибо человечество само определяет собственную судьбу. Были составлены планы вывода человечества из создавшегося критического положения и планы, создающие предпосылки для возможности более тесных отношений между человечеством и Иерархией. Стоящая перед Иерархией Учителей (говоря в широком и общем смысле) проблема заключается в том, чтобы интенсифицировать её активность и таким образом реализовать её сокровенную мощь. Выдвигая её на передний план человеческой жизни, можно добиться необходимых перемен в нашей цивилизации. Работа среднего человека строится на организационных началах, и, озарённый какой-нибудь просветляющей идеей, он начинает выстраивать внешнюю физическую форму, способную вместить и выразить её. Планетарная Иерархия, работая под вдохновением Божественного Видения, воплощённого в Плане, старается пробудить отклик на этот План в каждом человеческом сердце и, питая и раздувая этот отклик, стимулировать не только ментальное понимание, но и устремлённое желание. И то, и другое вместе в итоге позволят реализовать План на земле и тем самым покажут себя решающим фактором в делах человеческих.
При достаточном количестве людей, имеющих сознательную связь со своими душами, уже сама их численность наряду с чистотой их намерений и широтой распространения по всему лику земли непременно сделают их работу эффективной. Люди эти вызовут столь далеко идущие перемены, что культура будущего на столько же уйдёт от нашей сегодняшней культуры, на сколько последняя обогнала культуру краснокожих индейцев, которые веками странствовали по американскому континенту и о владениях которых "позаботилась" раса белых.
Вот, следовательно, задача Работников на ниве человеческих дел: пробуждать мощь душевного Луча в жизни каждого человеческого существа, начиная с тех, чьё ментальное оснащение и достигнутая интеграция дают основания для уверенности, что - при пробуждении - они будут мудро, планомерно и конструктивно пользоваться новыми для них силами.
Прежде всего нам сейчас нужно обсудить следующие вопросы: какую психологическую пользу даёт понимание природы эгоического Луча? Какое разумное применение могли бы найти психологи факту установления и определения Луча души?
В данном трактате мы уже говорили об общей ценности знания о Лучах для психологии. Мы рассмотрели возможность научного принятия гипотезы об их существовании, даже если такое признание будет лишь условным. Нельзя забывать, что число стремящихся во всём мире растёт. Пожалуй, самым простым продолжением для нас будет констатация некоторых достижений, которые станут возможными, когда будет допущено и признано существование Луча души и начнётся работа по его развитию. Это:
1. Преодоление нынешнего мирового конфликта. В материальном смысле это почти тупиковый конфликт. Можно следующим образом перечислить результаты контактов с душой для человеческого существа и их следствия в личностной жизни:
а. Конфликт, сумятица, верность и тому и другому противостоящим полюсам, внутренняя борьба и столкновение противоположных взглядов.
б. Восприимчивость к идеям. На начальных стадиях она обусловливает гибкий до неустойчивости отклик, заставляя постоянно менять точку зрения. В конечном итоге из неё произрастает интуитивная восприимчивость, позволяющая быстро отличать нереальное от реального.
в. Процесс разъединения. Это трудный и болезненный процесс проведения границ между душой и личностью. Вначале он неизбежно приводит к разделению и расхождению в интересах, а позднее - к растворению личностных интересов в интересах Плана и поглощению личных желаний аспектами души.
г. Период творчества, обусловленный третьим аспектом души, аспектом творца. Это достижение изменяет привычки в жизни стремящихся на физическом плане. Ученик посвящает себя такой деятельности, которую можно передать фразой "карьера художника".
Эти четыре следствия душевной активности, которые в действительности получаются лишь благодаря излиянию душевной силы через открытый человеком канал связи, дадут психологии четыре главные причины нынешних мировых трудностей. Каждая из причин несёт в себе и собственное решение. Сегодняшний конфликт, широкий отклик на самые разные идеологии, экономическое давление, ведущее к материальному опустошению, несомненный творческий расцвет во всех видах искусства и новая шкала ценностей - вот проблемы, стоящие перед образованным мыслителем и психологом. И сегодня люди сталкиваются со всеми этими обусловливающими следствиями без исключения.
2. Образование мирового правительства. Оно явится результатом существования "пяти трудных областей" и следствием более общего понимания:
а. Причин беспокойства.
б. Достигнутого человечеством эволюционного уровня.
в. Кризиса, которого не миновать при встрече человека - интегрированного человеческого существа с человеком - духовной реальностью.
г. Имеющегося ныне момента благоприятной возможности. Это результат некоторых астрономических событий, таких как приток энергии из зодиакального знака Водолея и смещение земных полюсов.
3. Развитие нового искусства. Оно будет отражать тонкую восприимчивость к идеям. Искусство прошлого в основ ном отражало человеческое понимание красоты сотворённого Богом мира, будь то феноменальное чудо при роды или красота человеческой формы. Искусство на стоящего является пока лишь детской попыткой выразить мир чувств, внутренних настроений, эмоциональных психологических реакций, управляющих большей частью расы. Однако для мира выражения чувств эти произведения суть то же, что рисунки пещерного чело века в сравнении с искусством Леонардо да Винчи. В сфере слов - вот где наиболее адекватно выражает себя сегодня новое искусство. Музыка будет следующим
приближением к истине и к откровению выявляющейся красоты, а живопись и скульптора станут дальнейшим шагом. Пока ничто из этого не относится к искусству творческого выражения идей, которое составит славу Эпохи Водолея.
4. Понимание болезней мистиков или физических недугов высокоразвитых людей мира. В основном они носят психологический характер и могут не пойти дальше сферы ума и чувствительности, а могут выявляться в виде физиологического недомогания с конкретной психологической подоплёкой. Такие формы физических заболеваний наиболее трудны для излечения и в настоящее время плохо понимаются. Что знают современные ученые-исследователи об отличиях между теми невротическими и психологическими расстройствами, которые объясняются личностной интеграцией или чрезмерной душевной стимуляцией, и теми, что являются результатом неверной поляризации? Распространяться об этом мы не можем, поскольку тема слишком обширна. Можно, однако, заметить, что распознавание душевного Луча (насколько он ощущается в личности) весьма часто приводит к явным психологическим отклонениям. Здесь нелишне дать предостережение. Надо соблюдать осторожность, чтобы не позволить своему желанию иметь контакт с душой привести нас к ошибочному убеждению в том, что наши нынешние физические трудности (если таковые есть) являются результатом этого контакта. Было бы весьма удивительно, если бы это было так. Гораздо вероятнее, что это результат астральной поляризации, физического безрассудства и экспериментов, а возможно, и слишком быстрой интеграции трёх аспектов личности.
Думаю, этих четырёх пунктов достаточно, чтобы прояснить или хотя бы обозначить два важных обстоятельства. Первое заключается в том, что многое, если не всё, что наблюдается в сегодняшнем мире, объясняется значительным усилением душевной стимуляции, на которую реагирует всё человечество, даже если индивидуально люди пока не имеют контакта с душой. Усиление стимуляции обусловлено двумя причинами:
1. Очень многие люди, число которых быстро растёт, благодаря своей огромной устремлённости, а во многих случаях и самому настоящему отчаянию, устанавливают контакт со своими душами.
2. Иерархия Учителей исключительно активна в настоящее время по двум причинам:
а. Из-за требования человечества, которое в продолжение нескольких последних десятилетий непрерывно доносится до Иерархии и которое неизбежно вызывает её отклик.
б. Из-за стимуляции самой планетарной Иерархии. Благодаря ей многие из рядов Иерархии проходят через одно из высших посвящений. При этом намного воз растает Их могущество и усиливается влияние благо даря значительному повышению Их магнетизма и из лучения.
Приложив четыре вышеприведённых пункта и к индивиду, и к расе, мы сможем найти ответы на многие вопросы и увидеть значительность следствий.
Изучение эгоического Луча при правильном его понимании даёт ключ ко всему, что происходит сегодня. На начальном этапе такого изучения можно смело рекомендовать следующий подход: тщательный анализ жизни, качества и характерных особенностей стремящихся мира лучше проводить с точки зрения современных изысканий академической психологии, а существование души признать гипотетически возможным. С этих позиций исследователь и будет разбираться в сложностях натуры обследующихся у него людей.
Психология мистиков (в основном средневековых и потому относящихся к прошлому) до некоторой степени изучена и достигнуто какое-то понимание феноменов, которые они переживали. Однако, в связи с мистиками современности, имеющими лучшее ментальное оснащение и более широкие знания о мире, делается немного. Практически ничего также не сделано в отношении психологии оккультиста, единственного из мистиков, который функционирует на более высоком плане - плане ума. Это замечательные люди, нормальные в большинстве своих жизненных выражений, но обладающие ещё и тем нечто, что выделяет их из рядов их собратьев. Чем бы они не занимались, они достигают вершин в своей профессиональной деятельности и имеют выдающиеся творческие способности в каком-либо виде искусств. Они обладают феноменальным магнетизмом и влиянием на других и собирают вокруг себя и объединяют группы людей.
Данная группа продвинутых людей ощущает всё большее влияние энергии своей души и всё интенсивнее отзывается на неё. Они делают это либо сознательно, через устремление, медитацию и служение, либо бессознательно, просто выражая свой эволюционный уровень и демонстрируя проделанную в предыдущих жизнях работу. Во многих отношениях эту группу можно считать сверхнормальной. Зачастую её членов не понимают, да и мудрено объяснить всё, что они собой представляют и что делают. Они имеют преобладающее влияние в мировых делах, в сферах искусства и бизнеса, являясь ведущей группой сегодняшнего мира. Они активно действуют в управлении и в церквях. Главным образом они выражают чувство ответственности, чувство синтеза, чувство Бога или чувство красоты, и современная психология должна ответить на вопрос: что именно отличает этих людей от их собратьев? Наследственность, благоприятные возможности и состояние эндокринной системы - вот некоторые причины, которые выдвигаются сегодня, но ответа на вопрос по-прежнему нет и не будет, пока не будет понимания эгоического раскрытия, контакта с душой и его результатов: стимуляции, интеграции, притока энергии и использования этой энергии согласно предрасположенности и групповому отклику человека.
"Трактат о Семи Лучах" даёт богатый материал для освещения этой проблемы. Душевный Луч индивида, душевный Луч нации, мощь во времени и пространстве входящего и уходящего Лучей - всё это даёт намеки и ключи к пониманию проблемы и должно в конечном счёте привести к более правильному подходу к человеческому существу и его оснащению со стороны и его самого, и тех, кто стремится помогать ему.
Иногда я спрашиваю себя, как на практике можно использовать данное учение и действительно ли обилие информации приносит пользу. Ведь если знание даётся, то оно должно использоваться, должно иметь практическое применение в повседневной
жизни. На всех вас, читающих слова, сложившиеся в моём сердце и уме и исходящие из моих уст, лежит долг совершать три действия, которые я изложу для вас в порядке их значимости:
1. Строить свою повседневную жизнь на основе сообщён ной истины, если для вас это действительно истина. Быть может, она представляет для вас лишь увлекательную и интересную, но побочную сторону учения, нечто, что нравится вам из-за своей новизны и небольшого отличия от общего русла учения; а возможно вам лестно получать эти наставления чуть раньше остальной части человечества. Подобные реакции мало что значат, ибо принадлежат личности. Для большинства это, на верно, самые вероятные реакции. И если ваша реакция столь же неглубока, то данное учение не для вас, поскольку возлагает на вас слишком большую ответственность. Но если вы хотя бы чуть-чуть стараетесь приложить истину, как вы видите её, к собственной жизни, тогда оно, безусловно, предназначено вам.
2. Строить мысленную структуру для воплощения этого новейшего учения. При желании вы можете содействовать созданию мыслеформы учения Нового Века. Делается это прежде всего вашей мыслью; старанием во что бы то ни стало практически приложить к своей личной жизни любую понятую вами истину; а также жертвой, служением своим собратьям и неустанным распространением того знания, каким вы обладаете.
3. Распределять учение на долгий период времени. Делаете ли вы что-нибудь в этом плане, принимая тем самым на себя ответственность?