ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ... участника), может быть представлено как «Сороконожка», с пос­ледующим анализом ощущений «головы» и каждого из «члени­ков»

участника), может быть представлено как «Сороконожка», с пос­ледующим анализом ощущений «головы» и каждого из «члени­ков». Распространенные в социально-психологическом тренинге невербальные диалоги также можно представить как общение животных, не понимающих звуковых сигналов, «языка» друг дру­га и т.д.

15.3. проект социально-педагогического движения «эко-до»как коррекционно-развивающей образовательной среды

Изменения, произошедшие в обществе на рубеже 90-х годов, оказали свое влияние и на детские экологические движения. Во-первых, если раньше они курировались пионерской и комсомоль­ской организациями (хотя и не всегда эффективно), то сейчас подобные направляющие и организующие факторы не действуют. Во-вторых, социально-психологические изменения не способству­ют массовой общественной активности молодежи; все большее значение приобретает стратегия целенаправленной индивидуаль­ной активности: «Если я трачу время на какую-либо деятельность (в том числе экологическую), то что это может дать лично мне?».

Исходя из современной реальности, с учетом принципов психо­логии экологического сознания и гуманистической педагогики, были разработаны организационные основы детского экологического дви­жения, получившего название «ЭКО-ДО» (Ясвин, Пупшъш, 1993). Первые группы «ЭКО-ДО» были организованы в 1991—92 годах на базе Латгальского зоопарка в г.Даугавпилс (Латвия). «ЭКО-ДО» -это психолого-педагогическая система развития личности с эксцен­трическим типом экологического сознания и, в частности, с субъект-но-этическимтипом отношения к миру природы.

основные организационные принципы «ЭКО-ДО»

1. Участником движения «ЭКО-ДО» может стать любой чело­
век, независимо от возраста, образования, социального положе­
ния, политических и религиозных убеждений, состояния здоровья,
наличия «свободного времени», уровня доходов и т.д., если он
хочет научиться жить в гармонии с миром природы.

2. Движение «ЭКО-ДО» имеет устав, организационную струк­
туру, символику, систему ритуалов. «ЭКО-ДО» состоит из ступе-

методические а спекты психолого-педагогической коррекции 417

ней. Участнику движения присваивается степень, соответствую­щая уровню развития его экологического сознания (типу и ин­тенсивности субъективного отношения к природе, а также соответствующих знаний и практических умений) после квали­фикационной проверки. Степень может быть присвоена мастером, стоящим на две ступени выше. Каждый участник движения полу­чает право на ношение эмблемы (значка), соответствующего его степени цвета. Степени: ученик, старший ученик, инструктор, учи­тель, мастер, хранитель.

3. Теоретическая и методическая подготовка участников «ЭКО-
ДО» проводится в координационно-методическом центре, а за­
тем более опытными участниками движения, начиная с
инструктора, на местах.

4. Участники движения «ЭКО-ДО» стремятся способствовать
развитию экологической культуры окружающих людей.

В целом, движение «ЭКО-ДО» существенно отличается от дру­гих экологических движений. Деятельность экологических движе­ний, как правило, направлена непосредственно на сохранение и улучшение природной среды. «ЭКО-ДО» направлено на личность человека, экологическое сознание которой в конечном итоге и определяет ее жизнедеятельность и, соответственно, персональ­ное влияние на состояние природной среды. «ЭКО-ДО» — это не совокупность множества конкретных акций, а стиль жизни.

символика движения «ЭКО-ДО»

«ЭКО-ДО» — означает Экологический Путь. Слово «Путь» упот­реблено здесь в том значении, которое оно имеет в восточных культурно-философских течениях: «До» — это Путь к истине, Путь к совершенству, Путь к гармонии с окружающим миром (ср. «Ка­ратэ до», «Тэк ван до» и т.п.). Таким образом, «ЭКО-ДО» — это Путь к гармонии с миром природы.

Символ движения — улитка, ползущая вверх. Путь к верши­нам совершенства проходится неторопливо, чтобы ничего не пропустить и все основательно усвоить. К тому же улитка — «всегда и везде дома», поскольку этот «дом» заключен в ней самой. Так и участник «ЭКО-ДО» стремится комфортно чув­ствовать себя в любой среде, следуя девизу движения: «Гармо­ния через адаптацию».


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ...

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ... участника), может быть представлено как «Сороконожка», с пос­ледующим анализом ощущений «головы» и каждого из «члени­ков» - student2.ru

Рис. 59. Эмблема социально-педагогического движения «ЭКО-ДО».

Специальные программы движения «ЭКО-ДО»

1. Клуб «ЭКО-ДО». Основная форма взаимодействия активных
участников движения.

2. Научно-исследовательская лаборатория психологии эколо­
гического сознания и педагогики. Она организует взаимодействие
психологов, педагогов, экологов и других специалистов, занима­
ющихся проблемами дополнительного экологического образова­
ния. Организует конференции и семинары. Осуществляет подготовку
научных, методических, учебных, просветительских, популярных
изданий, способствующих решению проблемы развития экологи­
ческого сознания людей. Проводит психолого-педагогическую эк­
спертизу учебных и воспитательных программ. Консультирует
учителей и т.д.

3. Психолого-педагогическая и натуралистическая подготовка
педагогов-экояогов. Проведение курсов с циклом лекций и прак­
тических занятий для учителей, студентов, воспитателей детских
садов и т.д.

4. Экологическая школа. Форма внешкольных занятий с подро­
стками на базе Экологического центра. Школьники усваивают как
академические знания, так и в большой степени натуралистичес­
кие умения во время практических занятий, экскурсий и экспе­
диций.

5. Экологизация педагогической среды. Конструирование и изго­
товление «экологических уголков» для детских садов, школ, детс­
ких больниц и санаториев (а также для офисов, магазинов и т.д.).

6. Мир природы и малыши. Разработка и проведение экологи­
ческих игр с дошкольниками. Методические занятия с воспитате-



методические а спекты психолого-педагогической коррекции 419

лями. Основная цель — развитие перцептивного опыта малышей, формирование субъектно-непрагматического отношения к живым природным объектам через эмоциональную сферу.

7. Мир природы и семья. Проведение эколого-психологическо-
го тренинга в семейных группах, состоящих из трех-четырех се­
мей вместе с детьми. Дети и родители вместе выполняют
упражнения. Решаются не только проблемы семейного взаимо­
действия с природой, но и многие социально-психологические
проблемы.

8. Экологическая реабилитация и психотерапия. Организация
контактов с животными детей-инвалидов, также детей с расстрой­
ствами психики, что благоприятно для их психологической и со­
циальной реабилитации.

9. Сотрудничество со средствами массовой информации. Выступ­
ления в местной печати, реагирование на региональные экологи­
ческие проблемы, жестокое обращение с животными. Организация
на телевидении постоянной передачи «Живая природа в комна­
те», в которой происходит обучение правилам ухода за комнат­
ными растениями и животными.

10. Природа и власть. Выступления с лекциями и демонстра­
циями животных перед руководителями города и бизнесменами с
целью обратить их внимание на необходимость учитывать эколо­
гический фактор в повседневной деятельности.

11. Краткосрочные курсы. Проведение для желающих краткос­
рочных курсов по различным технологиям взаимодействия с
природными объектами: «Устройство аквариума», «Коллекцио­
нирование кактусов», «Фотосъемка в природе» и т.д.

12. Демонстрации животных. Выступления с демонстрацией жи­
вотных в школах, детских садах, больницах, летних детских лаге­
рях и т.д.

школа «ЭКО-ДО»

Сегодня, когда стали давно привычными спортивные школы, математические школы, гуманитарные школы, школы искусств и т.д., понятие «экологическая школа» продолжает выглядеть не­сколько экзотично. В то же время комплексный характер экологи­ческого образования, его межпредметное содержание связаны необходимостью координации усилий педагогов-предметников в рамках единой педагогической системы, каковой и должна выс­тупить экологическая школа. Такая школа, как и другие типы

Наши рекомендации