ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ... участника), может быть представлено как «Сороконожка», с последующим анализом ощущений «головы» и каждого из «члеников»
участника), может быть представлено как «Сороконожка», с последующим анализом ощущений «головы» и каждого из «члеников». Распространенные в социально-психологическом тренинге невербальные диалоги также можно представить как общение животных, не понимающих звуковых сигналов, «языка» друг друга и т.д.
15.3. проект социально-педагогического движения «эко-до»как коррекционно-развивающей образовательной среды
Изменения, произошедшие в обществе на рубеже 90-х годов, оказали свое влияние и на детские экологические движения. Во-первых, если раньше они курировались пионерской и комсомольской организациями (хотя и не всегда эффективно), то сейчас подобные направляющие и организующие факторы не действуют. Во-вторых, социально-психологические изменения не способствуют массовой общественной активности молодежи; все большее значение приобретает стратегия целенаправленной индивидуальной активности: «Если я трачу время на какую-либо деятельность (в том числе экологическую), то что это может дать лично мне?».
Исходя из современной реальности, с учетом принципов психологии экологического сознания и гуманистической педагогики, были разработаны организационные основы детского экологического движения, получившего название «ЭКО-ДО» (Ясвин, Пупшъш, 1993). Первые группы «ЭКО-ДО» были организованы в 1991—92 годах на базе Латгальского зоопарка в г.Даугавпилс (Латвия). «ЭКО-ДО» -это психолого-педагогическая система развития личности с эксцентрическим типом экологического сознания и, в частности, с субъект-но-этическимтипом отношения к миру природы.
основные организационные принципы «ЭКО-ДО»
1. Участником движения «ЭКО-ДО» может стать любой чело
век, независимо от возраста, образования, социального положе
ния, политических и религиозных убеждений, состояния здоровья,
наличия «свободного времени», уровня доходов и т.д., если он
хочет научиться жить в гармонии с миром природы.
2. Движение «ЭКО-ДО» имеет устав, организационную струк
туру, символику, систему ритуалов. «ЭКО-ДО» состоит из ступе-
методические а спекты психолого-педагогической коррекции 417
ней. Участнику движения присваивается степень, соответствующая уровню развития его экологического сознания (типу и интенсивности субъективного отношения к природе, а также соответствующих знаний и практических умений) после квалификационной проверки. Степень может быть присвоена мастером, стоящим на две ступени выше. Каждый участник движения получает право на ношение эмблемы (значка), соответствующего его степени цвета. Степени: ученик, старший ученик, инструктор, учитель, мастер, хранитель.
3. Теоретическая и методическая подготовка участников «ЭКО-
ДО» проводится в координационно-методическом центре, а за
тем более опытными участниками движения, начиная с
инструктора, на местах.
4. Участники движения «ЭКО-ДО» стремятся способствовать
развитию экологической культуры окружающих людей.
В целом, движение «ЭКО-ДО» существенно отличается от других экологических движений. Деятельность экологических движений, как правило, направлена непосредственно на сохранение и улучшение природной среды. «ЭКО-ДО» направлено на личность человека, экологическое сознание которой в конечном итоге и определяет ее жизнедеятельность и, соответственно, персональное влияние на состояние природной среды. «ЭКО-ДО» — это не совокупность множества конкретных акций, а стиль жизни.
символика движения «ЭКО-ДО»
«ЭКО-ДО» — означает Экологический Путь. Слово «Путь» употреблено здесь в том значении, которое оно имеет в восточных культурно-философских течениях: «До» — это Путь к истине, Путь к совершенству, Путь к гармонии с окружающим миром (ср. «Каратэ до», «Тэк ван до» и т.п.). Таким образом, «ЭКО-ДО» — это Путь к гармонии с миром природы.
Символ движения — улитка, ползущая вверх. Путь к вершинам совершенства проходится неторопливо, чтобы ничего не пропустить и все основательно усвоить. К тому же улитка — «всегда и везде дома», поскольку этот «дом» заключен в ней самой. Так и участник «ЭКО-ДО» стремится комфортно чувствовать себя в любой среде, следуя девизу движения: «Гармония через адаптацию».
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ... |
Рис. 59. Эмблема социально-педагогического движения «ЭКО-ДО».
Специальные программы движения «ЭКО-ДО»
1. Клуб «ЭКО-ДО». Основная форма взаимодействия активных
участников движения.
2. Научно-исследовательская лаборатория психологии эколо
гического сознания и педагогики. Она организует взаимодействие
психологов, педагогов, экологов и других специалистов, занима
ющихся проблемами дополнительного экологического образова
ния. Организует конференции и семинары. Осуществляет подготовку
научных, методических, учебных, просветительских, популярных
изданий, способствующих решению проблемы развития экологи
ческого сознания людей. Проводит психолого-педагогическую эк
спертизу учебных и воспитательных программ. Консультирует
учителей и т.д.
3. Психолого-педагогическая и натуралистическая подготовка
педагогов-экояогов. Проведение курсов с циклом лекций и прак
тических занятий для учителей, студентов, воспитателей детских
садов и т.д.
4. Экологическая школа. Форма внешкольных занятий с подро
стками на базе Экологического центра. Школьники усваивают как
академические знания, так и в большой степени натуралистичес
кие умения во время практических занятий, экскурсий и экспе
диций.
5. Экологизация педагогической среды. Конструирование и изго
товление «экологических уголков» для детских садов, школ, детс
ких больниц и санаториев (а также для офисов, магазинов и т.д.).
6. Мир природы и малыши. Разработка и проведение экологи
ческих игр с дошкольниками. Методические занятия с воспитате-
методические а спекты психолого-педагогической коррекции 419
лями. Основная цель — развитие перцептивного опыта малышей, формирование субъектно-непрагматического отношения к живым природным объектам через эмоциональную сферу.
7. Мир природы и семья. Проведение эколого-психологическо-
го тренинга в семейных группах, состоящих из трех-четырех се
мей вместе с детьми. Дети и родители вместе выполняют
упражнения. Решаются не только проблемы семейного взаимо
действия с природой, но и многие социально-психологические
проблемы.
8. Экологическая реабилитация и психотерапия. Организация
контактов с животными детей-инвалидов, также детей с расстрой
ствами психики, что благоприятно для их психологической и со
циальной реабилитации.
9. Сотрудничество со средствами массовой информации. Выступ
ления в местной печати, реагирование на региональные экологи
ческие проблемы, жестокое обращение с животными. Организация
на телевидении постоянной передачи «Живая природа в комна
те», в которой происходит обучение правилам ухода за комнат
ными растениями и животными.
10. Природа и власть. Выступления с лекциями и демонстра
циями животных перед руководителями города и бизнесменами с
целью обратить их внимание на необходимость учитывать эколо
гический фактор в повседневной деятельности.
11. Краткосрочные курсы. Проведение для желающих краткос
рочных курсов по различным технологиям взаимодействия с
природными объектами: «Устройство аквариума», «Коллекцио
нирование кактусов», «Фотосъемка в природе» и т.д.
12. Демонстрации животных. Выступления с демонстрацией жи
вотных в школах, детских садах, больницах, летних детских лаге
рях и т.д.
школа «ЭКО-ДО»
Сегодня, когда стали давно привычными спортивные школы, математические школы, гуманитарные школы, школы искусств и т.д., понятие «экологическая школа» продолжает выглядеть несколько экзотично. В то же время комплексный характер экологического образования, его межпредметное содержание связаны необходимостью координации усилий педагогов-предметников в рамках единой педагогической системы, каковой и должна выступить экологическая школа. Такая школа, как и другие типы