Повесть В.Г. Короленко «Без языка»
31. Основные этапы жизни и творчества А.П. Чехова (1860 - 1904).
Дед Ч. был крепостным, выкупил себя и семью, служил управляющим имением (черты Фирса в «Вишневом саде»). Отец писателя владел бакалейной лавкой в Таганроге. Наказания розгами в семье было обычным делом. Мать Ч., наоборот, человек мягкий и добросердечный. В детстве с братьями сочинял и разыгрывал домашние сценки. Считается, что поездки Ч. к деду, повлияли на написание повести «Степь». Таганрог считался ни губернским, ни уездным. Крупный приморский город, должен был играть ту же роль, что и Петербург, но потерял свое значение. В период детства Ч. это еще был крупный город. Там была большая прослойка греческого купечества. 2 источника о детстве: мемуары старшего брата Александра и сочинения младшего брата Михаила. Противоположные данные. Ч. в детстве исполнял обязанности в лавочке (торговали всем, чем угодно), там же была распивочная. Еще пели в церкви. Отец руководил этим хором. Чувствовали себя каторжными, но отсюда знания Чехова обрядовой стороны дела. Хотя вопрос о вере затем стал для него сложным. Ничего бы не предвещало будущего писателя. Мещанская среда. Но отец дал детям образование. Ч. учился сначала в греческой школе (палочная дисциплина, отвращение к греческому языку), затем в классической гимназии. Влияние оказали театр (в Таганроге был неплохой театр) и библиотека.
В 1876 разорился отец и бежал от долговой тюрьмы в Москву. Мать с младшими детьми уехала за ним. А Антон остался в Таганроге, т. к. был в последнем классе гимназии. Зарабатывает уроками, живет своим трудом.еще один важный момент: дом в Таганроге куплен другом семьи, который якобы хоел вернуть его потом. Ч. пришлось жить в этом доме. Тема потери гнезда носит биографический характер. Складывается характер Ч. с его самостоятельностью.
1879 — поступает на медицинский факультет Московского университета. Почему? Скорее всего, выбрал как верный кусок хлеба, по настоянию матери. Застал свое семейство в плачевном состоянии. Отец стал приказчиком знакомого купца. Ч. помог семье материально, и так будет всю жизнь.
Начинает печататься, ввел старший брат. Под псевдонимом Антоша Чехонте. Считается, что творчество начинается с «Письма ученому соседу», юморстического расказа. На самом деле, не совсем так. Он приехал в Москву не с пустыми руками. А с пьесой, которая не имеет названия (титульного листа не было, называют «Безотцовщина»). В театрах она идет под разными названиями. Это попытка сразу написать шедевр, прославиться. Пьеса большого размера, на сцене никогда не поставлена полностью. Несколько сюжетных линий (6 можно насчитать). Стремился все вместить в этот текст. Удивительно, что главный герой Платонов напоминает героев позднего Ч. Мотив продажи усадьбы тоже есть. Свидетельство о круге чтения Ч.: есть явные мотивы из Достоевского, цитаты из русской литературы от Фонвизина до Достевского, особенно из драматургии, цитаты из иностранной литературы (Шекспир особенно). Пьесу эту назначал для примы, актрисы Ермоловой. Но нет. Ермолова раскритиковала.
А творчество началось с сотрудничества в юмористических журналах «Стрекоза», «Зритель», «Будильник». С 1882 сотрудничает с журналом «Осколки» Лейкина, который завоевал ведущее положение в юмористической прессе.
В 1884 выходит из университета, работает врачом в Воскресенске и Звенигороде. Метод индивидуализации взят от профессора медицинского факультета Захарьина. Этот принцип Ч. перенес в литературу. Практикует в Мосвке с 1885 по 1889, но не очень широкая практика, т. к. совмещал с литературой. Медицина — жена, а литература — любовница.
С 1885, оставаясь сотрудником журнала «Осколки», начинает печататься еще и в «Петербургской газете» (не юмористическое). Там уже не только юмористические рассказы. Знакомство с Сувориным (издатель «Нового времени») и Григоровичем. Пишет в «Новое время», уже подписываясь своим именем.
Письмо Григоровича — толчок к выходу Ч. из круга писателей-юмористов. Григорович выделил Ч. из всех писателей, хвалит некоторые рассказы, призывает уйти из малой прессы и приступить к написанию большой вещи. По-видимому, прямое следствие — обращение Ч. к большой форме и повесть «Степь».
Поменялась поэтика Ч. Теперь нет вынужденной краткости. Получает свободу. Дебютировал в толстом журнале «Северный вестник» с повестью «Степь» (1888).
В это время нет взглядов. Балансирует между существующими. В последующем попытается выработать собственную систему взглядов. Не был народником, не был толстовцем, не был сторонником теории малых дел, хотя влияние, конечно, было. Следить за дискуссией, но не сосредотачивается на общественных вопросах, акцент на индивидуальную психологию. Свобода внутри нас, а не в обществе. Отсутствие идеалов, за это его потом будут обвинять. Но он понимает, что цель необходима, но не видит ее в существующих готовых формах.
Свои юмористические рассказы объединяет в сборники «Пестрые рассказы» (1886) и «Невинные речи» (1887). Некоторые увидели в рассказах только внешний юмор (Скабичевский), некоторые высоко оценили.
«Хмурые люди», «Рассказы», «Сумерки» - это нововремеские и толстожурнальные рассказы. Нобелевская премия за «Сумерки». Теперь ждали рассказов, выходили рецензии.
Обращается к драматургии. Попытка — пьеса «ИвАнов» для театра Корша. Комедии. «Медведь» и «Пердложение». Коммерческие.
В разгар удач и успехов, в 1890 — поездка на Сахалин. В письмах — общественно-социальные мотивировки поездки. Но не только: чувствует, что не хватает впечатлений, чтобы писать о народе, что темы повторяются и т. д. Еще причина — смерть брата Николая, ближайшего друга Ч. - огромная потеря. Двойственая репутация Ч., назван «жрецом беспринципного писания». По пути посылал очерки, которые печатались в газете «Новое время» - «Очерки из Сибири». В них создается образ России. Сибирь воспринималась в русской литературе, как место, противопоставленное центральной России, как место страданий и в то же время возрождения (финал Преступления и наказания»). У Чехова все иначе: видит потенциал в этих краях, доброта и открытость людей, его поражает неосвоенное пространство. Книга «Остров Сахалин» (1895) и письма — основные источники. Был на острове 3 месяца, задача - охватить все. Такая возможность появилась — Ч. объехал почти весь остров, делая перепись населения. Опрашивал людей по анкете, заходил в каждую избу. Книга выделяется, это не художественное произведение, самое большое произведение. Документалистика сочетается с чем-то иным. Истории и анекдоты, фольклор. Его интересует все: произвол властей, условия, отсутствие гигиены, повседневная жизнь заключенных и проч. Тема тяги к свободе - лейтмотив. Люди бегут, но не чтобы убежать, а чтобы несколько месяцев пожить на свободе.
Парадокс: почти ничего в творчестве Ч. нет о впечатлениях с Сахалина. Но появляются новые герои, например, философ, которому живется везде одинаково хорошо (Марк Аврелий). Рассказ «В ссылке». На самом деле, есть связь, но не географическая. Тяга к свободе, новые герои, воспроизводит некоторые хронотопические черты. Пространство часто оказывается замкнутым («Дуэль», «Палата №6»). Пространство безвыходно, а не просто ограничено — провинциальный город, поместье. Появляется футлярность — то, что человек сам выстраивает. Герои-заключенные. Отсюда магистральная тема позднего Ч. - мечты о свободе, об открытом пространстве, частно неясные. Идеализация иного мира — хорошо там, где нас нет.
Раньше имела влияние толстовская проповедь. После поездки разгром иллюзий. Уже нет ясной толстовской морали. Отказывается от увлечения Толстым. Индвидуализация против толстовской генерализации истины.
В 1891 едет в Европу: Германия, Италия, Франция.
Приезжает. В 1892 покупает небольшое поместье в Мелихово (недалеко от Москвы), живет там 6 лет, там занимается общественной деятельностью (постройка школ, ольниц и т.д.). Туда же перевозит родителей. Земская и врачебная деятельность. Помощь голодающим в это же время. Общественная деятельность сделала круг общения Ч. практически безграничным. Крупные произведения печатает в журнале «Русская мысль», а небольшие рассказы — в «Русских ведомостях».
Март 1897 — кровь горлом, попал в туберкулезную клинику. Осень и зиму проводит в Ницце. В 1898 поставлена «Чайка» в Московском художественном театре — успех. После смерти отца переезжает в Ялту, но не любил. 2 последние пьесы: «Три сестры» (1901) и «Вишневый сад» (1903). На репитициях познакомился с Книппер, которая в 1901 стала его женой. Умер на немецком куррорте.
32. Юмористические рассказы А.П. Чехова.
Начало литературной деятельности. 70-е годы — малая, или массовая, пресса. Демократизация жизни, как следствие реформ, привела к появлению большого количества газет и журналов. Непрерывный рост количества печатных изданий. Одновремено процесс создания массовой литературы. Расцвет — 60-70-е. Расцвет малой прессы, массовой прессы в 70-е. Постепенно формируется своя поэтика, которая радикально отличается от большой литературы. В большой литературе была дидактическая установка. Малая пресса ничего не проповедовала. Литература малой прессы — кривое зеркало большой литературы. Тенденция подражания большой литературе. В ней долго сохранялись черты поэтики, которые давно ушли из большой литературы. Существовала достаточно автономно: свои читатели, свои иерархии, свои представления о классиках. Н.А. Лейкин - «маленький Щедрин». Нужно было писать каждый день, чтобы заработать кусок хлеба. Для издателей это было тоже коммерческое предприятие. Выйти в большую литературу из этого было крайне сложно, писатель становиля ремесленником, использовал готовые формы, и Чехов это осознавал, видел на примере своих старших братьев, Александра и Николая. Чехов работал в малой прессе примерно 6 лет: 1880 — 1886.за это время написано более 500 произведений. «Перепробовал себя во всех жанрах, кроме стихов и доносов» - говорил Чехов о себе.
Самый простой из жанров — это подпись к рисункам. Карикатуры, к которым писались тексты, причем текст мог значить больше, чем сам рисунок. Чехова тяготила эта работа более всего.
Жанр «мелочишки». Любые тексты малого объема: короткие диалоги, анекдоты, комические афоризмы, объявление, задачи, дневники, календарь и др. В этой области юмор мало отличался от других писателей. Рано стал тягоить Чехова. В подобном жанре написана «Жалобная книга» (1884). В этом рассказе как раз отличается, т. к. за этим стоят характеры, истории разворачиваются в сюжет.
Самый распространенный жанр в юмористике и у Чехова — рассказ — сценка. Это маленькие драматические произведения, короткое вступление ремарка и диалог. Есть комический конфлект, разрешающийся в конце. «Размазня», «Смерть чиновника», «Хамелеон», «Налим», «Толстый и тонкий» и др. Ученик Лейкина в этом жанре. Лейкин начинал еще в 60-е. В конце 70-х взял в свои руки журнал «Осколки» - самый успешный юмористический журнал. Многие сюжеты прямо совпадают с лейкинскими. Например, «Торжество победителя», «Пересолил», «Ванька». Между ними было своеобразное соревнование. Лейкин ориентировался на определенную публику, т. е. здесь поэтика самоотождествления. Читатели должны узнавать себя. Купцы, купеческие сынки, мелкие чиновники, приказчики, городское мещанство и др. Фотографизм рассказов (критика это не любила). Формировалась поэтика: заглавия простые, ориентирующие читателя, запоминающиеся по возможности; дальше ремарка, обозначающая обстоятельства действия; диалог, который может закончиться в любой момент (этим отличается от драматического произведения). Эта обрывочность перейдет в поздние рассказы. Минимальные детали интерьера, пейзажа, портрета; прием узнавания «ну вы же знаете о чем я говорю». Внимание к комическим приемам: каламбуры, фамилии (были изобретательны в этой области, даже негласно соревновались). Ценились яркие комические словечки, которые претендуют на статус крылатых.
Формируется своя поэтика. Краткость, сведение к минимуму числа действующих лиц, событий и описаний, характеристика персонажа через его речь, каламбуры — все это общие достоинства малой прессы в целом, а не Чехова. Новаторство в другом. Пример: «Неосторожность» (1887). Стрижин, вернувшись с крестин, хочет выпить водки, которая хранится в шкафу у свояченницы Даши. Выпивает, но он выпил керосин. Будит Дашу, умоляет ее спасти. Реакция Дашеньки: «а кто ж вам позволил? Водка или керосин для вас поставлены?» Наутро жив. Объясняет это здоровым образом жизни. А Дашенька объясняет это плохим керосином. Комизм ситуации (приянл керосин за водку) превращается в комизм характеров, поглощенных своими заботами. Поглощенность каждого своим интересом, а следовательно непонимание, - черта особого чеховского комизма. В основе лежит не просто наблюдательность, но и особая концепция жизни. Чехов обращается к знаковым системам. Весь мир состоит из готовых форм, систем оценки, с ними и играет Чехов. Смешное возникает тогда, когда носитель одной системы не может освоить и понять другой. Рассказ «Чтение». Другой вариант: столкновение 2 систем. Например, в «Хамелеоне». Очумелов видит толпу, в центре которой Хрюкин и щенок. 2 системы ценностей у Очумелова: строго следить за выполнением распоряжений начальства (официальная) и закон можно не соблюдать по отношению к начальству, главное — сохранить хорошее отношение начальства (неофициальная). 2 системы строго разделены. Закон — к низшим, неформальное — к высшим. Но Чехов придумывает ситуацию, когда 2 системы смешиваются: собака, которая непонятно кому принадлежит. Должен действовать закон, если собака принадлежит низшему. Если же собака генеральская, то действует система неформальная. Несуразность мышления готовыми формами. «Механика, наложенная на живое» создает комическое впечатление. Жизнь оказывается сложнее систем. В последствии герои Чехова будут страдать от непонимания жизни, пользуясь готовой системой понятий. «Канитель» (1884). Дьячок Отлукавин. 2 деления: за здравие или за упокой. Старушка просит записать воина Захара, который пропал без вести. А он помер или жив? Непонятно. Жизненное явление не вписывается в готовый стереотип. В позднем творчестве будут появляться герои, которые потеряны, т. к. знаковые систем не годятся, от этого будут страдать.
1882 — 83 — много рассказов о чиновниках. Писали до него о чиновниках много. Ч. завершает эту тему, своеобразно. В отсутствие начальника чиновник объявляет себя свободным, ведет себя как бы независимо. Как только появляется начальник, этого человека переключает. Все те же знаковые системы. «Двое в одном»- чиновник, рассуждающий о войне, демократии и т. д., потом появляется начальник, и человек меняется. Чехов не испытывает симпатии к маленькому человеку. Это автомат, который настроен на чинопочитание («Толстый и тонкий».Толтому не нравится это чинопочитание, т. е. он сохранил свое лицо.
Кроме игры с системами, играет и с ролевыми установками человека. «Хирургия». Фельдшер и дьячок. Фельдшер начинает рвать зубы. В начале благообразные и вежливые персонажи начинают ругаться. Фельдшер позиционирует себя как доктора, ночит жилетку, курит сигару, упоминает господина Египетского, презирает суеверия. А дьячок — человек церкви, он должен показать в соответствии со своим саном терпение, как учит его сан. Люди не соответствуют своим ролевым установкам. В какой-то момент забывают, как они должны себя в критической ситуации. Есть другой мир — настоящий.
В каждом из героев пересекаются несколько социальных ролей. Бывают ситуации, когда разные ипостаси приходят в конфликт. «Цирюльник». Цирюльник сватался за дочь клиента. Парикмахер в расстройстве, т. к. дочь уже сосватана, не может больше стричь. На следующий день — сухой тон, деньги вперед и т. д. Расхождение оношений: есть деловые и неформальные (будущего зятя и тестя).
33. Рассказы А.П. Чехова середины 1880-х гг.
Рассказы начинают отличаться от рассказов коллег-юмористов. Трагикомический характер рассказов середины 80-х гг. Проникновение лирического в юмористическое. Конфликт стереотипа и живой жизни. Их этих рассказов вырос поздний Чехов: рассказы-открытия.
«Поленька» (1886).Сценка в модном магазине в Москве. Модистка в этом магазине говорит с призчиком Николаем Тимофеичем. Он любит Поленьку. Сложные отношения. Поленька не любит его. Разговор происходит, когда выбирает кружева. Галантерейная терминология накладывается на то, что готовые системы и понятия не могут описать. Вместо механических людей — живые.
«Тоска» (1885). У извозчика Ионы Потапова умер единственный сын. Ему хочется поделиться своим горем. Герою нужно выразить тоску в определенной форме, как принято у всех. Смерть должна сопровождаться оплакиванием. Иона приносит в город свои традиционные представления.Естественно в городе его никто не слушает. Каждый поглощен своими заботами. В лучшем случае скажут «Все там будем» или «Бог дал — Бог взял». Парадокасальный финал: рассказывает лошади. Ритуал выполняется, но в абсурдной форме. Комическое (разговор с лошадью) растворяется в лирическом.
Ряд рассказов, в которых рисуется почти одна и та же ситуация. «Рассказы открытия». Когда человек жил по инерции и вдруг осознает ненормальность устройства жизни. Остраняющий взгляд на жизнь. Как правило, отталкиваются от пустякового случая. Другие рассказы-открытия: «Кошмар», «Житейская мелочь» и др. Может касаться самого человека, круга людей, социального устройства общества в целом. Герой переоценивает свои прежние убеждения. Потеря спокойствия и потеря уверенности в том, что человек все знает — это черта позднего Ч.
«Тапер» (1885). Много от установки на чистый юмор. Сюжет анекдотичен. Петя Рублев играл на купеческой свадьбе, его приняли за пьяного и выгнали. Он истерит. Придуманы лейкинские обороты и словечки. Чехов сосредотачивает внимание на психологии героя, бывшего студента консерватории. С хозяйкой дочкой говорит на равных. Главное событие рассказа — не анекдотический случай, а перемена в сознании героя. Начинает оценивать и расширять ситуацию. Как только ты подчиненный, то сразу должен знать свое место. Это открытие, это касается не только самого Пети, он говорит об определенной черте национального характера и о социальном устройстве общества.
«Горе» (1885). Сюжет прост. Токарь Петров, отличный мастер и пьяница, везет свою жену в больницу, но она в дороге умирает. Метель — незнание собственного пути. Персональное повествование. Главное событие — осознание неправильно прожитой жизни. Не успел пожить со старухой, как она уже умерла. Осознание, открытие приходит поздно. Нет морализаторства.
34. Повесть А.П. Чехова «Степь».
«Северный вестник» 1888 г. Современников поразила. Дебют — нет общественных вопросов. Мальчик Егорушка едет в губернский город, учиться в гимназию. Его везут купец Кузьмичов — дядя, поглощенный деловыми заботами и священник Христофор. По дороге заезжают на постоялый двор, потом Егорушка какое-то время едет с обозом. В конце — гроза, простудиля, но благополучно прибывает в город. Сюжет поражал обыкновенностью, простотой (выехали-приехали). Не воспринимался как сюжет, а как картинки, вырванные из жизни. Смущало и то, что большую часть повести занимают описания степи. Многие списывали это на неумение молодого автора. Но для Чехова это была сознательная установка. Природа — главный герой.
Заглавие — Степь, подзаголовок — История одной поездки (важнее степь). В повести сосуществуют 2 сюжета: поездка и жизнь природы. Каждый предмет, встреченный в природе, олицетворяется. Все приобретает человеческие чувства. Егорушке кажется, что выжженная трава поет песню. Эти олицетворения превращают предметы в символы. Степь предстает как живое существо. Все чувства сливаются в одно душевное состояние — одиночество и желание быть понятым, жажда жизни, вечная борьба с какой-то гнетущей силой, чувство вины, но и торжество красоты, сил. Эти качества принадлежат всем поздним центральным героям Чехова. Здесь в скрытом виде изображено состояние единого эпохального сознания (Гинзбург).
Все герои рассматриваются под одним углом зрения — возможен ли контакт с природой, раскрывается ли степь в человеческих проявлениях. Для Кузьмичова невозможно, поглощен деловыми заботами. Варламов — почти мифологическая фигура, всегда занят, кружит по местности; тоже деловая поглощенность. Возчики поглощены своим прошлым, но не так сильно поглощены собой. Поэтому ночью у костра состояние степи передается им. Жажда чуда — общее состояние возчиков и степи. Но главному герою раскрывается сильнее всех. Ребенок у Ч. - носитель необычного взгляда на мир, ему доступно то, что закрыто взрослым (до «Степи» был сборник «Детвора»). Многое дается через призму его сознания, но не все, есть и повествователь. Необычная наблюдательность, память, восприятие предмета во времени, соотнесение с тем, что было раньше. Иррациональные представления (плач травы). Мир предстает прозрачным, видит то, что скрыто. Степь возвращает ему то, что он уже прочувствовал (думал о богатырях, когда ехали по большой дороге, затем видит их, освещенных грозой). Но ребенок пытается убежать от них. То есть полного осознания не происходит, контакт с природой тоже закрыт.
Рефлексия повествователя. Одухотворение природы. Именно у повествователя возникает контакт с природой. Многие критики именовали пантеистом Ч. Природа — самостоятельная стихия, единственый позитивный полюс для Ч. Она свободна в своих проявлениях, не подчинена законам этики. Живет по законам красоты и гармонии. Природа — ориентир для человека. Чехов все-таки оценивает по этическим критериям.
35. Повести А.П. Чехова «Скучная история» и «Дуэль».
Отсутствие нравственной нормы — главная проблема. Искажение личности самой русской жизнью. Тема русской интеллигенции. К ней у Ч. двоякое отношение. Ценил и сам к ней принадлежал, но видел негативные сдвиги в эпоху реакции 80-х гг. «Вялая, апатичная...». Люди, которые гибнут, не находя твердых жизненных ориентиров.
«Скучная история» (1889). Написана под влиянием «Смерти Ивана Ильича». Также, как у Толстого, перед смертью понимает, что прожил никчемную жизнь. Только у Чехова нет просветления, нет и намека на утешение.толстой взял подчеркнуто обыкновеного человека, Чехов — другого. Николай Степанович, профессор-медик, ученый безупречной репутации, почетный, тайный советник. Любит свое дело. Трудолюбив, талантлив. Казалось бы, нечего переоценивать. Неизлечимо болен (видимо, рак). И его начинает раздражать все на свете. Угнетает свое положение, т. к. лишается простых отношений с людьми из-за следования своему чину (сначала называлась «Мое имя и я». Денег не хватает. Раздражает семья — жена и дочь, кажется, что это не настоящая семья. Дочь превратилась в пустую кокетку. Сопоставление с прежним. Сам понимает несправедливость своих претензий: виновато время. Приходит к мысли, что он неправильно прожил жизнь, потому что в ней нет чего-то объединяющего, общей идеи.
К человеку подходит индивидульно. Николай Степанович — своеобразный человек. Он не похож на других. В повести есть еще одна героиня — воспитанница Катя, разочарованная в жизни, доживает свой век по инерции. Чувствует ненормальность своей жизни, просит помощи. А Николай Степанович не знает, чем ей помочь. Перебирает общие идеи и понимает, что общие рецепты не приложимы к данному случаю. «Это легко сказать, и поэтому я молчу». Нужно индивидуализировать каждый отдельный случай при постановке диагноза и назначении лечения (Захарьин). Действительно, Николай Степанович, если критикует, то называет конкретные недостатки. Мешает большое и малое (в рассуждениях о театре: нет стакана воды, бытовые неудобства). Только к себе применяет общий закон. Научные заслуги ценны сами по себе. Когда герой жил, не задумываясь об общей идее, не испытывал потребности в сверхличной догме. Только перед лицом смерти почувствовал эту потребность. Но отвергает их по ходу рассказа. Жажда общей идеи - это потребность страдающего, больного человека, для которого оказались непосильными житейские проблемы. Человек такого типа не может удовлетвориться ни одной иллюзией.
Внутри этого мира нет героя, который знает ответ на вопрос «как жить?» Т.е. Ч. ставит диагноз не только герою, но и всему обществу.
«Дуэль» (1891). Действие происходит на Кавказе. Новая нота: герои воспринимают свое положение как тюремное заключение, жажда бегства из своих обстоятельств. Альтернатива: уйти или остаться. Иван Алексеевич Лаевский не находит себе места, хочет бежать. Чиновник, из хорошего общества. Он бежал на Кавказ, чтобы заняться земледелием, бежит с любовницей Надеждой Федоровной. Туда бежали еще романтические герои. Лаевский любит примерять на себя маски литературный героев, прежде всего, лишних людей. Ч. Дает высказаться герою, но и показывает ложь героя самому себе. Земледелием не занимается, делает долг, играет в карты, пьет, рассуждает, причем местный свет слушает его с большим уважением. Внутренн не доволен ситуацией, ищет оправдания из литературы (лишний человек...). Хочет бежать в Петербург. Не любит свою любовницу, считает, что она давит его. Теперь Петербург видится в ином свете.
Его любовница — Надежда Федоровна — тоже врет себе (говорит, что в измене душа не участвовала). Человек фразы, рассчитанной на впечатление.
Чехов ставит вопрос: как относиться к таким людям? Ответ жестокий. Вводит противоположное Лаевскому сознание - Фон Корен: такие люди вредны и опасны. Фон Корен и Лаевский — в большей степени дуэль словесная. Все верят Лаевскому, т. к. он университетский человек. Лаевский — божок, который оправдывает порок. Лаевский не лишний человек, а просто слабый, пытающийся оправдаться литературными авторитетами. Слабые господствуют над сильными. Отсюда — позитивная программа Фон Корена. Много от учения Ницше. Лаевского надо обезвредить в интересах человечества. Это похоже на идеи социал-дарвинизма. Ситуация дуэли: фон Корен может убить, выполнить свою программу. Казалось бы, идеологическая ссора. Но нет. Фон Корен не только идеолог. Личная ненависть (решение убить Лаевского приходит прямо во время дуэли). Его теория — рассудочное оправдание ненависти.
Что такое нравственный закон? Спор. Фон Корен говорит как о дарвиновской идее. И дьякон: телесное мешает воплощению христианской любви (16 глава).
Недостаточность любой оценки человека. Ч. считает, что всегда остается возможность изменения человека. После дуэли Лаевский меняется: принимается за работу, любит Надежду Федоровну. Эту перемену никак не может ожидать фон Корен. А до этого мог предсказать внутреннее движение у Лаевского. Дуэль заканчивается примирением и словами: «никто не знает настоящей правды». Отказывается от уверенности, что жизнь подчинена теориям. Надо искать эту правду.
Ни один из героев не является типом, хотя реализм шел именно по этому пути. Часто изображает то, что выглядит как типично социальное, но каждый из этих персонажей обладает индивидуальными качествами. Поэтому цетральный вопрос иной, чем в русской литературе. Вопрос об исторической продуктивности типа. Ч. ставит другой вопрос: как индивидуальному человеку жить на этом свете? В эти годы писатели пишут об одном типе, а Ч. - нет. Не специализируется на какой-то одной теме.
36. Рассказы и повести А.П. Чехова о народе («Мужики», «В овраге», «Новая дача»).
Человек во всей совокупности своих индивидуальных качеств — в 90-е годы. Поэтому ему интересны любые люди. Трудно выделить магистральную тему. Но не проходил мимо тех тем, которые были в центре внимания.
Пишет и на крестьянскую тему. Эти повести и рассказы связаны с жизнью Ч. в деревне. Вскоре после приезда с Сахалина купил имение в Мелихово. Там прожил 6 лет. Вернулся к врачебной практике. Занимался помощью крестьянам во время голода. Участвовал во всех земских делах.
После выхода повести «Мужики» (1897) народники обвиняли Ч. в том, что он не знает русской деревни. Это, конечно, ложь. Просто подход иной. Почти все писатели сохраняли иллюзии по отношению к крестьянству. В произведениях народников деревня — хранительница устоев общества. Крестьянская община — особый путь России. У Чехова нет иллюзий. Полное обнищание и деградация. Усиливает эффект тем, что все происходящее показывается через призму восприятия городских жителей. Главный герой — Николай Чекельдеев — прожил всю жизнь в городе. Вынужден вернуться в родную деревню Жуково из-за болезни. Картины бедности — одна сторона жизни. Нет общины, хлеба не хватает, каждый платит за себя недоимки. Работников почти нет. Мужики пьют. Разговоры о нужде и болезнях. Так живет вся деревня. Нет эксплуататоров, которые обирают мужиков. Другая сторона — полное одичание (сцена с братом Кирьяком, вошел пьяный, эта сцена обычна). Однородность и на уровне фабулы: строится на мозаике подобных эпизодов, разложение человека, человеческие отношения лишены светлых сторон. Больной Николай с семьей — обуза. Отношения между деревнями такие же плохие, как в семье. Отношение к городским — ненависть. Отношение к земству — обвиняли во всем, хотя никто не знал, что такое земство. Отношение к религии — не знают молитв, единственное, что соблюдается — это не есть в пост мяса и не пить молока (из соображений экономии). Но именно с религией связана какая-то надежда. Сцена, когда в деревню приносят икону, но потом все идет по-старому. Надежды нет и поэтому крестьяне любят вспоминать прошлые времена. До отмены крепостного права — считают, что время идиллическое, но странная идиллия. Идиллия для господ. Рабство, которое в крови у всех. Не снимает ответственности с самого крестьянина. Финальный монолог: голос Ольги сливается с голосом самого Чехова: жить с ними страшно. «Кто пропивает все? Мужик». Но есть и обстоятельства объективные (морозы, пожар и др.), никто от них не застрахован. Положение человека очень не прочно в этом мире.
«В овраге» (1901). За социальной тематикой есть и другая, более глубокая. Казалось бы, прямо противоположна повести «Мужики». Здесь нет вырождения, борьбы внутри семьи. Здесь — крепкая и богатая семья. Гргорий Цыбукин — выходец из крестьян, держит бакалейную лавочку. Торгует всем, нарушает закон на каждом шагу. Сильный, властный человек. 2 сына: Анисим поступил в полицию, Степан помогает отцу, но он глуп, зато жена Аксинья удалась. Аксинья — полностью отрицательный персонаж (странно для творчества Ч). в общем, в семье нет противоречий, как кажется. Повесть построена на раскрытии скрытого. Все это впечатление — бред. У них внутреней опоры, стержня. В любой момент возможно преступление. Анисим: в бога никто не верит, ни одного человека с совестью. И сам Анисим такой же. Его женят на запуганной бедной девушке Липе. Женится, т. к. так надо. Потом его уличают в том, что он фальшивомонетчик. Жене страшно в этом доме. Ненависть Аксиньи мотивирована: жене Анисима завещает. Желание прибрать богатство, убивает ребенка. Причем ее никак не наказывают. Финал: семья разрушена. Липа выгнана из дома. Старик сходит с ума, деградирует, перебиет деньги, не может отличить настоящие от фальшивых. Человек не может отличить лжи от правды. Старик получает кусок хлеба имено от Липы.
«Новая дача» (1899). Тоже тема отчужденности. Сюжет прост: построили мост через реку, строителю моста Кучерову понравилась местность, решили построить здесь дачу. Крестьяне возненавидели новых дачников с первого взгляда за то, что они живут богато и счастливо. Крестьяне пытаются испортить им жизнь. Желание навредить. Показывает, что между крестьянином и барином нет и не может быть общего языка в прямом смысле. Крестьяне не понимают тех слов, которые говорит барин. Не выдерживают и уезжают. Такого взгляда еще не было. Предвосхитил литературу после революции 1905 г.
37. Рассказы и повести А.П. Чехова о капитализме («Бабье царство», «Случай из практики»).
Капиталистическое развитие началось в России в результате реформ Александра 2. Но в 60-70 шло не слишком быстро. Только в 80-90-е. Отношение к нему было разным. Одни видели только хищничество, власть денег, расслоение общества, разложение крестьянства. Но были и другие: другого пути нет, нужно его пережить. В обоих случаях капитализм предстает как социальное явление. Позиция Чехова своеобразна. Его интересовали конкретные люди, а не общественные вопросы. Берет явление, которое критика посчитала маловажным.
Во всех этих произведениях главный герой — наследник купца-предпринимателя, который создал сам свое дело. Он (наследник) обладатель случайного богатства. Но чувствующий себя не на своем месте в роли богача.
«Бабье царство» (1894).Один день и вечер из жизни Анны Акимовны Глагольевой — владелицы крупного завода. Выросла в семье простого рабочего. Получила образование, стала единственной наследницей миллионного дела. Случайный поворот судьбы, который возносит ее над людьми, но все равно не приносит счастья. В делах ничего не понимает, боится завода. Завод действительно уничтожает людей. Люди слепнут и глохнут. Пытается заниматься благотворительностью, но ничего не меняет. Ей страшно жить. А все вокруг считают, что она эксплуататорша. Ей 26 лет, хочет человеческого счастья. Превратилась в рабыню дела. «Мне бы рабочей быть...». Это еще и рождественская повесть. По традиции подобные рассказы повествуют об исполнении желаний. Анна находит выход: выйти замуж за Пименова. Но не приходит в голову, что он не ее круга. Гости накануне рождества — это ее круг. Пытается рассказать адвокату Лысевичу о желании нормальной жизни. Но в ответ слышит, что она необыкновенная, обязана быть развратной. Перед нами диалог глухих. Все любят и ценят только ее деньги. Человеческие отношения подменяются денежными. Все рушится от пустяка. Лакей Мишенька: «шутили насчет Пименова». Мечта разлетается в прах. Это действительно невозможно. Попала в зависимость от собственного положения.
«Три года» (1895).Та же тема. Алексей Федорович Лаптев — наследник дела. Дело — тюрьма для служащих и для детей. Сюжет построен на любовной истории. Их связали лаптевские миллионы.
«Случай из практики» (1898). Тема небогатого богатства. Характер фантасмагории. Сюжет: доктор Королёв приезжает по вызову на одну из фабрик. Больна дочь хозяйки — Лиза Ляликова. Не находит патологии. Хочет ехать обратно. Ночью выходит на прогулку в фабричный дом, слышит металлические удары. Смотрит на багровые окна и ему кажется, что издавало эти звуки чудовище, дьявол. Видел, что Лиза и ее мать глубоко несчастны. Кому это нужно, чтобы были несчастливы рабочие и хозяева? Сильные и слабые — жертвы своих отношений, покоряются какой-то неизвестной силы. Понимает причины болезни Лизы. Мысли приходят двум разным людям. Неясная сила, которая подавляет и сильных, и слабых. Доктор не решается высказать совет оставить все это. Чувствует, что этот совет не выполним.
Человек оказался не на своем месте, но не может резко изменить свою жизнь. И не только в этих произведениях. «Три сестры» – уехать в Москву. Часто объясняют безволием героев. Но не совсем так. Причины в отношении Чехова к людям. Ему ближе люди, которые не выбиваются из колеи, не Герои.
38. «Маленькая трилогия» А.П. Чехова («Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»).
Важная особенность Чехова — оставался писателем малой формы. Не написал романа, хотя современники призывали. Предпринял попытку. Но не закончен. Это связано с особенностью чеховского взгляда на мир: человек не может обрести конечную истину («Воскресенье» вызвал недовольство); человеческую личность нельзя объяснить условиями ее формирования в обществе. То есть старый роман невозможен. 80-90-е — нет ни одного романа.
Чехов — свой путь. Произведения складываются в циклы. Незаконченный роман «Рассказы из жизни моих друзей», то есть тоже не совсем роман. В основе цикла — не только тема, но и глубинное сходство в положении людей (о капиталистах: человек не на своем месте). Персонажи имеют разные имена и биографии, но говорят сходные монологи и совершают похожие поступки, потому воспринимаются как вариации одного архетипа. Таким архетипом м.б. характер, идея. Рассказы не объединял в циклы, это делал читатель.
Но эти рассказы объединил сам. «Маленькая трилогия» - закрепившееся название. Все в 1898 г. в журнале «Русская мысль». Причины объединения: формальная связь (рассказ в рассказе), сквозные персонажи (учитель Буркин, ветеринарный врач Чимша-Гмалайский, помещик Алёхин, один из них — рассказчик). Сами истории — разные.
«Человек в футляре» - рассказ о страхе. Трагикомическая история о человеке, которого боялся целый город, но при этом он сам боялся целой жизни. Принцип государственности. Учитель греческого языка Беликов. Все в футляре. В финале достиг своего идеала (гроб). Гротескный герой. Гротеск вырывает героя из будничного ряда и придает ему символический смысл. Футляр — оболочка, позволяющая спрятаться от жизни. Греческий язык — способ спрятаться от современности. Любовь к порядку — футляр для мысли. Человек, который не обладает властью, почему-то приобретает ее над людьми. Его боятся. Ощущение гипноза. Даже в Беликове Ч. разглядывает человека. Страх — причина футлярности. Власть, которой он обладает над людьми, - это самовнушение. Призрак власти. Все принимают его за доносчика, учителям кажется, что он что-то высматривает, когда тот приходит в гости. Мотив доноса — доложить, чтобы «чего-нибудь не вышло». Рассказ не столько о принципе государственности, а о том, как люди сами себе создают наваждение. Со смертью не заканчивается. В обобщении рассказчика Буркина видят главный смысл рассказа. Но нет. В рамке есть Мавра — тоже в футляре. Люди, одинокие по натуре. Само явление осталось. Страх людей перед властью — рассказ о Беликове. А весь рассказ с рамкой — психологическое явление.
«Крыжовник» - рассказ о мечте детства, которая осуществляется и оказывается своей противоположностью. Принцип собственности. Чимша-Гималайский. Внутренний рассказ: герой хотел купить имение, цель, не доедал, не допивал, женился по расчету. Гротескные черты, когда достиг цели. Все похожи на свиней. Человек потерял человеческие черты. Николай Иванович ведет себя по-генеральски. Тот же футляр. «Человеку нужен весь земной шар» - Иван Иванович. В этом видели авторскую мысль. Чеховская мысль снова возникает из соотношения обрамления и рассказа в рассказе. Мечта начиналась как мечта о воле, но постепенно переменилась мечта, она стала мечтой о собственности. Жизнь в ожидании лучшего. Такая жизнь убивает человека. В обрамлении: Алёхин говорит, что запирает себя в деревне, хотел выплатить долг, постепенно опустился. То же явление. Жизнь в ожидании светлого будущего. Неспособность человека жить сию минуту. Ставит вопрос, не отвечает.
«О любви»- о несостоявшейся любви. Принцип семейственности. Рассказ Алёхина о своей любви. Полюбил замужнюю женщину — Анну Алексеевну Лиганович. Не признается, боится разрушить ее семью. Ему нечего ей предложить. Из одной будничной обстановки в такую же. В финале осуждает себя за подобные мысли. Нельзя ждать. Звучит как конечный авторский вывод. Но нет. Предваряет история любви Пелагеи и Никанора — слуг. Как зарождается любовь? Почему Пелагея полюбила грубого Никанора? Нет ответа. То же самое об Анне и ее муже. Для чего нужна эта ошибка?
Бялый постарался решить проблему. 3 рассказы написаны на темы 3 общественных принципов.
Внутри решаются все вопросы. Власть только кажется страшной. Надо перепрыгнуть через ров. В любовных делах не надо рассуждать. Но явление намного сложнее.