Борьба с сильным оппонентом
Стратегия и тактика. Вам предстоит встреча с очень сильным партнером. Вас это тревожит, вы чувствуете себя не вполне уверенно. Стоит ли вообще вступать в переговоры? Если да, какие здесь могут быть использованы принципы и методы?
Строго говоря, партнеры всегда равноправны за столом переговоров, и точнее можно было бы сформулировать вопрос так: что делать, если партнер демонстрирует свою силу, пытаясь тем самым выторговать для себя как можно больше?
Возможна апелляция к принципу.Под принципом в данном случае понимаются нормы международного права, принцип справедливости или равенства, а также наличие прецедента в отношениях между данными партнерами или другими. Главная проблема, которая здесь возникает, — какой принцип взять за основу. Обычно партнеры исходят из разных основополагающих принципов в зависимости от прогнозируемой выгоды. Желательно, готовясь к переговорам, заранее продумать, что может стать основополагающим для вас, а что — для вашего партнера. Соответственно подготовить и аргументацию.
Другой метод переговоров с сильным оппонентом — апелляция к былым хорошим отношениямс ним. Так, стороны, ставшие партнерами еще во времена СССР, при ведении переговоров нередко подчеркивают свои проверенные десятилетиями традиционные связи («Мы вас не подводили», «Когда вам было трудно — мы выручали»).
Можно опираться и на будущую взаимную выгоду. Следующий метод — соединение различных вопросов один пакет.Будучи более слабым по одному вопросу, участник переговоров может иметь преимущество в других. Это позволяет «сбалансировать» силы сторон.
Для усиления своих позиций более слабые участники переговоров могут объединяться и образовывать ко-1иции. Создание коалицийили каких-либо иных форм совместных действий для оппонирования более силь-гому партнеру целесообразно в случае многосторонних переговоров.
Противостояние сторон. Конфликты между сторонами, в том числе и между бывшими партнерами, повсеместны. Они обусловлены, например, невыполнением ранее принятых обязательств одним из партнеров или поставкой товара не того качества (хотя этот вопрос заранее не обсуждался). Конечно, можно обратиться в суд или арбитраж и с их помощью попытаться урегулировать спорные вопросы. И все же практика, сложившаяся в развитых странах, показывает, что вопросы иногда легче и быстрее решаются не через судебные инстанции, а в досудебном порядке — путем переговоров и посредничества. В США таким образом регулируется 90—95 % всех гражданских исков. И лишь когда переговорные возможности исчерпаны, стороны обращаются в суд.
Обращение в суд нежелательно по нескольким причинам: 1) необходимо оплачивать судебные издержки; 2) уходит слишком много времени; 3) возможна «потеря лица» фирмой; 4) решение суда может не устроить истца.
Лучше все же попытаться самим найти решение, которое в большей степени, чем судебное, удовлетворит каждую из сторон. Иными словами, переговоры и посредничество — более гибкие механизмы разрешения спорных воцросов.
Обычно под посредничеством понимают участие третьей, нейтральной, стороны в процессе переговоров. Третья сторона может выполнять роль и посредника, и наблюдателя, в любой иной форме оказывать помощь в урегулировании разногласий. Например, она может участвовать лишь в создании предпосылок к самим переговорам.
Все эти моменты различаются друг от друга довольно условно, главным образом в зависимости от степени вовлеченности посредника в проблему.
Посредник, как правило, участвует в подготовке соглашения. Наблюдатель обычно в меньшей степени, чем посредник, занят .поиском решения. Его функция— самим фактом своего присутствия удерживать стороны от нарушения ранее достигнутых договоренностей или проявления враждебного отношения друг к другу, чем и создаются более благоприятные условия для решения спорных вопросов. В целом же все три понятия — «посредник», «наблюдатель», «третья сторона» — синонимы.
Следует различать посредничество и арбитраж. В первом случае предполагаются лишь рекомендации участвующим в конфликте или переговорах сторонам, во втором — вынесение заключения, которое может не устроить кого-либо, но следовать которому обе стороны обязаны.
На практике возможно последовательное использование процедур: сначала посреднических, а если они не привели к успеху, то затем и арбитражных процедур.
Посредник должен быть компетентным нейтральным лицом, пользующимся доверием конфликтующих сторон. При этом под компетентностью понимается знание им как проблемы, лежащей в основе конфликта, так и процессуальных аспектов посредничества и ведения переговоров. Нейтральность предполагает, что посредник — не апологет ни одной из сторон, участвующих в конфликте. Малейшая необъективность с его стороны может существенно осложнить ситуацию.
Конфликтующие стороны могут исходить из различных критериев нейтральности, объективности и компетентности посредника. Конкретная ситуация обусловливает и требования, и ограничения на выбор посредника. Механизм посредничества достаточно гибок, что достигается за счет многообразия его видов, а также их сочетаний.
Посредник — лишь помощник, он не может, да и не должен принимать решения за участников конфликта. Проанализировав ситуацию, посредник предлагает пути выхода из кризиса, выступая лишь в качестве советника, предложения которого носят рекомендательный характер. Стороны могут отклонить рекомендации без объяснения причин, хотя желательно такое объяснение давать — следующее предложение может иметь больший шанс на успех. В задачи посредника не входит рассмотрение вопроса о том, кто виноват в конфликте. Поиск виновных ведет, как правило, к осложнению конфликтной ситуации. Поэтому основное внимание посредника должно быть сосредоточено на разрешении конфликта с наименьшими потерями для обеих сторон.
Тупиковая ситуация. На переговорах с партнером вы зашли в тупик. Что делать? Наши рекомендации сводятся к следующему.
• Оставьте спорный вопрос, чтобы вернуться к нему позже. Резюмируйте успехи, области согласия: «Нам обоим будет невыгодно, если...»
• Изложите вопрос снова, подождите, не изменится ли позиция оппонента.
• Пересмотрите «комплект» своих требований.
• Выявите новые возможности взаимной выгоды. Предложите уступки при выполнении партнером некоторых условий.
• Иногда достаточно просто сделать перерыв, чтобы партнер принял взвешенное решение.
• Устройте с оппонентом неформальную встречу (без протокола).
• Смените место переговоров или своего представителя (ведь тупиковая ситуация может возникнуть из-за конфликта личностей).
• Найдите третье лицо (посредника), способное урегулировать конфликт.
• Попробовали все и не вышли из тупика? Тогда дальнейшие переговоры бесперспективны.
Когда и как заключать договор
Следующие признаки указывают на то, что пришло время для заключения договора: стало мало расхождений; оппоненты перестали идти на уступки; вы достигли цели (или предела) желаемого; оппоненты задают вопросы практического характера; время «поджимает».
При заключении договора следует резюмировать договоренности и записать их. Остерегайтесь якобы малозначащих добавочных пунктов, вписанных в последний момент.
При составлении договора должны быть учтены
1) возможности отхода от договора каждой из сторон;
2) санкции к нарушителям договора; 3) условия, при которых договор теряет силу; 4) процедура досрочного расторжения договора; 5) случаи, когда изменение ситуации может сделать договор невыгодным для одной из сторон; 6) возможность контроля за соблюдением договора; 7) процедура продления договора; процедура модификации договора при изменении ситуации; 9) впечатление, которое будет производить договор.
8.5. САМОПРОВЕРКА. ГОТОВЫ ЛИ ВЫ ВЕСТИ ПЕРЕГОВОРЫ
Ситуация
Около месяца назад у вас была беседа с одним из заместителей генерального директора крупной фирмы. Собеседница заинтересовалась вашим предложением и обещала получить положительное решение у генерального, сказав, что видит в этом определенный интерес и для своей службы.
Потом вы несколько раз звонили, но результата не было: командировка — то ее, то генерального, его занятость... И сегодня, позвонив, вы услышали то же.
Какими словами вы предварите свою просьбу ускорить решение?
A. «Мы по-прежнему ждем решения нашего вопроса».
Б. «Мы очень надеемся на вашу помощь».
B. «Скоро месяц, как вопрос не решается...»
Г. «Конечно, в крупных организациях и вопросов больше, I и решаются они обычно дольше. Однако наше дело уже I нельзя откладывать».
Д. «Через три дня у нас с вами юбилей: исполнится месяц нашего знакомства».
Е. «Когда я рассказывал о нашем предложении, мне показалось, что решить вопрос вам будет нетрудно. Но, видно, обстоятельства сильнее нас ?»
Ж. «Неплохо было бы определиться с этим вопросом в ближайшие дни, так как появилась возможность решить его с помощью другой фирмы. Но в наших общих интересах довести дело до конца».
3. «Может быть, нам стоит встретиться по этому вопросу с вами или с тем, кого вы порекомендуете?»
Выберите два лучших варианта, начав с наиболее предпочтител ьного.
Комментарии
В этой и в других затруднительных ситуациях значительную помощь оказывает трансактный анализ.
Напомним три основные позиции (роли), которые мы постоянно используем в процессе общения: «Родитель» (Р) — требует, осуждает или одобряет, учит, руководит, покровительствует; «Взрослый» (В)— рассудительность, получение и передача информации; «Дитя» (Д) — проявление чувств, беспомощность, подчинение.
В каждой ситуации одна из этих позиций становится решающей, она и определяет слова, которые будут произнесены.
Распределение позиций собеседников в значительной мере предопределяет исход беседы, поэтому деловому человеку очень важно овладеть аппаратом трансактного анализа.
Важное правило:наибольшие шансы решить вопрос дает распределение позиций, при котором и проситель, и лицо, принимающее решение, находятся в позиции «Взрослый». То есть для просителя наиболее желательны взаимные трансакции «Коллега» (В-В).
Проведем трансактный анализ предложенных вариантов.
A. Обращение с позиции Д (беспомощность) к позиции Р (покровительство), то есть трансакция Д-Р— «Недотепа».
Б. То же, что и в А.
B. Если эти слова произнесены просительным тоном, то опять трансакция «Недотепа». Если обычным тоном, то это трансакция Р-В («Профессор»): требование, обращенное к рассудку.
Г. Вы, проситель, выступаете с требованием, хотя и «входите в положение» лица, принимающего решение, то есть опять трансакция «Профессор».
Д. Здесь обращение с подтекстом: на явном уровне — обмен информацией В-В («Коллеги»), на скрытом — Д-Д («Шалуны»). Действительно, на явном уровне начинается обмен информацией, на скрытом имеет место обращение к чувствам: любопытство с элементом флирта. Это обогащает общение, особенно с женщинами в силу их большей, чем у мужчин, эмоциональности.
Е. В высказывании содержится упрек, ведь именно собеседница создала впечатление легкости решения данного вопроса (выходит, «пустила пыль в глаза»?). То есть имеет место трансакция Р-В (осуждает, обращается к рассудку).
Но это не единственный недостаток. Таким обращением облегчается ее путь к отступлению, предоставляется возможность вообще отказаться от решения вопроса. Достаточно ей согласиться, что «Да, ситуация изменилась», — и дело полностью проиграно.
Среди приемов убеждения есть правило: не загоняйте в угол себя, не принижайте свой статус. В данном случае вы загоняете в угол себя, ибо, стоит собеседнице согласиться, и вам нечего сказать.
Ж. Здесь идет обмен информацией, причем наличие конкурентов выравнивает статусы собеседников (до этого статус собеседницы был значительно выше). То есть предлагается разговор двух «Коллег»: В-В.
3. Переход с позиции «Дитя» (беспомощность) к позиции «Родитель» (покровительство) загоняет вас в угол. Встречаться с собеседницей незачем, так как все, что вы скажете, она знает, а самой сказать ей пока нечего.
Вероятно, порекомендует встретиться с кем-нибудь, рангом пониже себя. Тогда нужно будет снова убеждать, на этот раз — ее подчиненного. Если это удастся, тот доложит свое мнение... ей же. Время будет потеряно, и одновременно вы принижаете свой статус.
Резюмируя сказанное, укажем два лучших варианта: Д и Ж. Причем вариант Д — хорошее начало разговора, создающее благоприятный эмоциональный фон и устанавливающее выгодное для просителя распределение позиций («Коллеги»). А вариант Ж— закрепление и использование данного распределения ролей.
Кроссворд
По вертикали:
2. Во время переговоров допустимы лишь жесты... всем.
3. Можно лишь выходить во время переговоров?
5. К наилучшему компромиссу приводит... за рамки проблемы.
6. В своей стране приглашает в ресторан и платит... переговоров.
7. На ваше деловое предложение зарубежный партнер сказал: «Замечательный проект, мы видим в нем большие перспективы». Это означает, что предложение...
8. В переговорах нужно делать упор на... (проблеме или партнере?)
10. Самые трудные (но и самые перспективные) партнеры по переговорам — это... (укажите национальность).
12.Партнер поигрывает ручкой. Это может... собеседников.
15. Если собеседник машинально рисует узоры (или штрихует) в своем блокноте, то это означает, что он умеет...
17. Продавая, зарубежные партнеры действуют довольно...
18. В чужой стране приглашают в ресторан... переговоров.
20. Чай, кофе на переговорах сначала подают главам делегаций
или гостям?
21.3арубежом считают, что «наши» из двух вариантов выберут
более (или менее) рискованный?
26. Сообщите ли вы партнеру, что были случаи, когда вас обманули?
По горизонтали:
1. 0 запрещении курить свидетельствует отсутствие в помещении...
4. Принято, чтобы переговоры вели... лица.
9. При переговорах с приехавшей делегацией наличие... программы считается обязательным.
11. В Западной Европе средний уровень образования... чем у нас.
13. Устные договоренности, не вошедшие в последующие письменные... свою силу.
14. Устная договоренность с вице-президентом зарубежной компании есть свидетельство о...
16. Вы поступили... сделав пальцами «ноль» в разговоре с португальцем.
19. Партнер сразу назвал цену, которая вас устраивает. Что вы предпримете?
22. Во время переговоров руки участников должны быть на...
23.Чай, кофе предлагают всегда, когда переговоры...
24. Увидев просчет партнера по переговорам, я .. ему.
25. Если к человеку практически никогда не обращаются на улице с вопросами, как пройти, проехать, который час и т.п., то, участвуя в переговорах, ему нужно следить за своими...
27. Значительная часть населения на Западе относится к политике...