Защита прав человека перед обществом.

10. Психологическая осторожность в выборе методов психо­коррекции, психодиагностики, в выводах и рекомендациях.

11. Не участвовать в ограничении личных свобод человека, приносящих вред, приводящих к нарушению прав человека.

12. Информирует вышестоящее профсоюзное объединение о нарушении прав человека и негуманном обращении с ним.

13. Психолог должен противодействовать любым политичес­ким, идеологическим и экономическим влияниям, приводящим к нарушению прав человека.

14. Психолог оказывает только те услуги, на которые он спо­собен в силу своего образования и квалификации.

15. В случае использования материалов, не прошедших апро­бацию, предупредить заинтересованных лиц, быть предельно ос­торожными в выводах и рекомендациях.

16. Не передавать психодиагностических, психотерапевтичес­ких, психокоррекционных методов некомпетентным людям.

17. Препятствовать использованию психологических методик неподготовленными людьми. Предупреждать людей об опасности обращения к дилетантам.

18. Подростки и юноши консультируются без третьих лиц.

19. Необходимость присутствия третьего лица только в случае медико-психологической и судебно-психиатрической экспертизы.

20. Данные на подростка или юношу передаются третьим лицам лишь с согласия клиента.

21. Учителя, родители и руководители получают только ту информацию, которая не может причинить вред.

22. Через средства массовой информации предупреждать о негативных воздействиях некоторых лиц, и где можно получить первую помощь пострадавшим.

23. Не должны вовлекаться в деятельность, если она может быть двусмысленна или причинить вред.

24. Не давать обещаний, которые не можешь выполнить.

25. Персональная ответственность за хранение информации.

26. Нарушение этических норм профессиональным психоло­гом рассматривается судом чести ассоциации практических пси­хологов, а при необходимости — вышестоящей профессиональной организацией, включенной в психологическую службу.

Из всего комплекса морально-личностных качеств современ­ного психолога-консультанта особенно хотелось бы выделить де­сять, без которых невозможна полноценная работа.

На первом месте — эмпатия. Это — основное межличностное качество, которым должен обладать психолог-консультант. Глав­ным является готовность, желание и способность человека чув­ствовать, понимать другого, смотреть на мир его глазами, на время, забывая о своем восприятии мира, о своей собственной точке зрения. Это качество психологического консультанта проявляется во время всего процесса консультирования, и, благодаря ему ока­зывается способным лучше и глубже понять клиента, эффективнее ему помогать. Открытость, как свойство личности, имеет несколь­ко различных проявлений. Во-первых, это готовность психолога-консультанта быть открытым как личность для клиента (правда, не настолько, чтобы роль консультанта и клиента поменялись между собой, и клиент узнал о проблемах консультанта, стал переживать и сочувствовать ему самому). Подмена ролей обычно происходит тогда, когда психолог-консультант начинает рассказывать клиенту о своих проблемах, вызывая у последнего желание помочь консуль­танту. Мера открытости должна определяться ощущениями клиента: если он психолога-консультанта считает открытым человеком и не испытывает боязни перед ним, значит в плане открытости клиента все в порядке. Во-вторых, открытость — это стремление психолога-консультанта в личном общении с клиентом оставаться самим со­бой, естественно проявляя как свои достоинства, так и недостатки. Будучи вполне открытым человеком, психологический консультант демонстрирует клиенту свои недостатки не для того, чтобы шокиро­вать его, не затем, чтобы вызвать сочувствие у него, а для того, чтобы показать, что сам консультант — это обычный живой человек, как и все люди, имеет недостатки и не старается в процессе психологи­ческого консультирования играть не свойственную ему роль. В-третьих, открытость психологического консультанта в том, что он готов обсудить с клиентом любые вопросы. Эмпатия сопутствует открытости, и одно без другого существовать не может. Под выра­жением личной заботы о клиенте понимается такое внешнее поведе­ние психологического консультанта, которое выражается в действи­ях и словах, демонстрирующих личную заинтересованность, заботу консультанта о клиенте. Такая забота не должна быть чрезмерной. Психолог-консультант должен быть эмоционально выдержанным человеком. Его чрезмерная эмоциональность может оказать воз­буждающее действие на клиента. Доброжелательность — это также важное психологическое качество психолога консультанта. Хотя это качество коррелирует практически со всеми выше перечислен­ными качествами личности, однако, оно имеет свои индивидуаль­ные проявления. К ним, в частности, относится умение психолога в любых ситуациях, чтобы не случилось, и как бы себя не вел клиент, сохранить ровный и безусловно доброжелательный стиль общения с ним.

Особое место в психологическом консультировании занимает безоценочное отношение психолога к клиенту. Это стремление пси­холога консультанта в общении с клиентом избегать прямых оце­нок любых действий клиента. Чтобы клиент ни говорил о себе, какие бы внутренние чувства ни вызывал он, психолог должен воздерживаться от оценки поступков клиента. Главная его задача состоит в том, чтобы максимально глубоко понимать клиента, его проблемы и в том, чтобы помочь бы эту проблему решить. Отказ от нравоучений и навязывания клиенту своего мнения со стороны консультанта в основном относится к моменту исповеди клиента, оценивание его проблемы и выработке рекомендаций по поводу того, как эту проблему решать. Консультирование — это процесс, в котором обе стороны, психологический консультант и клиент, как личности равны. Данное равенство является фактическим и распространяется на все без исключения этапы консультирова­ния. Если психолог-консультант прав, а клиент ошибается, то кон­сультанту следует продолжать убеждать и прекратить это только тогда, когда клиент окажет явное трудно преодолимое сопротив­ление усилиям психолога. Далее консультанту следует предоста­вить клиенту возможность поступать так, как он считает нужным. Доверие к клиенту — это то, на чем строится гуманистически ори­ентированное консультирование. Доверие консультанта к клиенту предполагает веру в то, что клиент вполне самостоятельно может решить свою проблему, если ему помочь осознать ее и вместе с ним найти способ ее решения. Доверие так же означает готовность психологического консультанта разделить мнение клиента и при­нять его, отказавшись от своего собственного, если, конечно, кли­ент прав. Особое внимание заслуживает следующее качество, оп­ределенное Р. Меем как стремление психолога-консультанта не избавить клиента от переживаний, а направить их в конкретное русло. Переживания — это верный признак неравнодушного отно­шения клиента к своей проблеме и к самому себе. Если у клиента нет правильного понимания своей проблемы или способа ее реше­ния, то переживания могут играть деструктивную роль. Эмоцио­нальная энергия переживания необходима для правильного выбо­ра и реализации решения проблемы. Следовательно, задача пси­холога-консультанта состоит в том, чтобы сохранить, а, может быть, и усилить эту энергию, направить ее в правильное, конструктивное русло. Умение выбирать и сохранять оптимальную психологичес­кую дистанцию в общении с клиентом надо понимать следующим образом: психологический консультант так должен общаться с кли­ентом, чтобы сохранять доверие и открытость.

Вместе с тем, отношения психолога-консультанта с клиентом не должны переходить в интимно-близкие. При этом, у клиента не должно возникать ощущения, что психолог-консультант то при­ближается, то удаляется от него. Стратегия консультанта в стрем­лении психологически сблизиться с клиентом в следующем: кон­сультант постепенно, незаметно для клиента должен становиться для него все более и более близким человеком. Однако, как только психолог почувствует, что следующий шаг может привести к ин­тимности во взаимоотношениях, следует немедленно остановить­ся и далее держаться с клиентом на такой дистанции, которая к данному моменту времени образовалась. Умение вселить в клиен­та уверенность и решимость справиться со своей проблемой — это особое качество, которое зависит от способности психолога-кон­сультанта убеждать, внушать, поддерживать человека.

Для этого необходимо научиться умело и разумно пользовать­ся соответствующими вербальными и невербальными средствами воздействия на клиента. Психологичное консультирование — об­ласть практической психологии, связанная с оказанием практи­ческой психологической помощи непосредственно пациенту в виде советов, рекомендаций. Это сложившаяся практика психологичес­кой помощи, которая оказывается, основываясь на убежденности психолога, в том, что пациент сам в состоянии осознать свои соб­ственные проблемы и пользуясь практическими советами психо­лога в состоянии справиться сам со всеми проблемами. Пациент должен желать справиться со своей проблемой, а задача психолога указать путь, как более безболезненно, рационально разрешить ту или иную возникающую задачу. Психологическое консуль­тирование отличается от психотерапии:

1. Встречи с психологом проходят кратковременно, эпизоди­чески только для получения консультации по той или иной про­блеме.

2. Консультант дает только советы, задача самого клиента реализовать задачи непосредственно в жизнь.

Тема. Этические принципы в психологическом консультировании

Консультант, как и другие профессионалы, несет этическую от­ветственность и имеет обязательства. Прежде всего, он ответстве­нен перед клиентом. Однако клиент и консультант находятся не в вакууме, а в системе разнообразных отношений, поэтому консуль­тант ответственен и перед членами семьи клиента, перед организаци­ей, в которой работает, вообще перед общественностью и, наконец, перед своей профессией. Такая ответственность и обусловливает осо­бую важность этических принципов в психологическом консульти­ровании и психотерапии. Вот почему во всех странах создаются ко­дексы профессиональной этики, регламентирующие профессиональ­ную деятельность психотерапевта и консультанта-психолога.

Однако консультанту не так просто, безусловно, следовать правилам этики по достаточно объективным причинам. Основные из них указали Джордж и Кристиане:

1. Трудно соблюдать стандарты установленного поведения в огромном разнообразии ситуаций консультирования, ведь каждый консультативный контакт уникален.

2. Большинство консультантов практикуют в определенных учреждениях (клиниках, центрах, школах, частных службах и пр.). Ценностная ориентация этих организаций может не вполне совпа­дать с этическими требованиями к консультанту. В таких случаях консультант оказывается перед сложным выбором.

3. Консультант нередко попадает в этически противоречивые ситуации, когда, придерживаясь требований одной нормы, он на­рушает другую. Таким образом, в случае любого выбора не соблю­дается кодекс этики.

Вообще этические дилеммы в значительно большей мере, чем прямые нарушения кодекса этики, помогают понять ограничен­ность этических кодексов при решении возникающих в консуль­тировании проблем. Возьмем к примеру, преамбулу новейшего этического кодекса Американской ассоциации психологов: «Пси­хологи уважают и ценят достоинство личности и стремятся обес­печить и защитить основные права человека. Они обязаны накап­ливать сведения о поведении людей, понимании людьми друг дру­га, самопонимании и применять эти сведения для обеспечения благосостояния общества».

Однако в работе, например, с клиентами, имеющими суицид­ные намерения, трудно полностью придерживаться данных прин­ципов. Если стараться обеспечить безопасность клиента, то труд­но не нарушить его автономию, право на свободное самоопределе­ние, а, следовательно, не посягнуть на его личностное достоинство и ценности. С другой стороны, если ничего не делать и охранять автономию клиента, возникнет угроза его благополучию и даже жизни. В приведенном примере принципу благодеяния отдается предпочтение перед принципом автономии личности. Противоре­чивость этических проблем вынуждает периодически изменять этические кодексы. Американская ассоциация психологов, в кото­рой подход к этическим вопросам, пожалуй, наиболее структури­рован, за последние тридцать лет трижды исправляла кодекс про­фессиональной этики. Поправки естественно отражают изменения в обществе, но все же, как правило, обусловлены трудностью со­блюдения этических норм (подробнее об этом при анализе про­блемы конфиденциальности). Первое требование к консультанту предъявляется уже в начале процесса консультирования. Решение клиента заключить «консультативный контракт» должно быть вполне осознанным, поэтому консультант обязан во время первой встречи предоставить клиенту максимум информации о процессе консультирования:

об основных целях консультирования;

о своей квалификации;

об оплате за консультирование;

о приблизительной продолжительности консультирования;

о целесообразности консультирования;

• о риске временного ухудшения состояния в процессе кон­сультирования;

• о границах конфиденциальности.

Консультант обязан правильно оценивать уровень и пределы своей профессиональной компетентности. Он не должен вселять в клиента надежду на помощь, которую не в силах оказать. В кон­сультировании недопустимо применение недостаточно освоенных диагностических и терапевтических процедур. Консультативные встречи с клиентами ни в коем случае нельзя использовать для испытания каких-либо методов или техник консультирования. Если консультант в отдельных случаях чувствует, что недостаточно ком­петентен, он обязан консультироваться с более опытными коллега­ми и совершенствоваться под их руководством.

Консультант обязан предоставить, как уже упоминалось, ис­черпывающую информацию об условиях консультирования. Очень важно заранее согласовать с клиентом возможность аудио- и ви­деозаписи консультативных бесед и наблюдения третьим лицом через зеркало одностороннего видения. Недопустимо использова­ние таких процедур без согласия клиента. Эти процедуры могут быть важны для консультанта в педагогических и исследовательс­ких целях, а также полезны клиенту для оценки динамики его проблем и эффективности консультирования. Иногда контроли­рующая квалификацию консультанта инстанция требует предста­вить подробную информацию о конкретном случае. Сопротивление некоторых неуверенных в себе консультантов процедурам наблюде­ния или записи бесед якобы из стремления сохранить конфиденци­альность и оградить клиента на самом деле выражает их собствен­ную тревожность и дискомфорт. Основной источник этических ди­лемм в консультировании — вопрос конфиденциальности. Он представляет собой лакмусовую бумажку меры ответственности консультанта перед клиентом. Консультирование невозможно, если клиент не будет доверять консультанту. Вопрос конфиденциально­сти следует обсудить во время первой встречи с клиентом.

Джордж и Кристиане выделяют два уровня конфиденциаль­ности. Первый уровень относится к пределу профессионального использования сведений о клиенте. Обязанность каждого консуль­танта — использовать информацию о клиенте только в професси­ональных целях. Консультант не вправе распространять сведения о клиенте с другими намерениями. Это касается и того факта, что некто проходит курс психокоррекции. Сведения о клиентах (запи­си консультанта, индивидуальные карточки клиентов) должны храниться в недоступных для посторонних местах.

Второй уровень конфиденциальности относится к условиям, при которых может быть использована полученная в процессе консультирования информация. Клиент вправе надеяться, что та­кого рода информация будет служить исключительно для его бла­га. Когда необходимо поделиться полученными от клиента сведе­ниями с его родителями, учителями, супругом, неизбежна дилем­ма. О своих намерениях консультант обязан поставить клиента в известность. Если клиент не возражает, вопрос конфиденциально­сти из этического превращается в сугубо профессиональный.

Консультант, обеспечивая секретность, должен ознакомить клиента с обстоятельствами, при которых профессиональная тайна не соблюдается. Конфиденциальность, как будет указано ниже, нельзя возвести в абсолютный принцип. Чаще всего приходится говорить о ее границах. Шнейдер сформулировал семь основных правил, следуя которым можно установить такие границы:

Обязательство соблюдать конфиденциальность не абсолют­но, а относительно, поскольку существуют определенные условия, способные изменить такое обязательство.

Конфиденциальность зависит от характера представленных клиентом сведений, тем не менее, доверительность клиента не­сравненно строже связывает консультанта, нежели «секретность» событий, о которых сообщает клиент.

Материалы консультативных встреч, которые не могут при­чинить вред интересам клиента, не подпадают под правила кон­фиденциальности.

Материалы консультативных встреч, необходимые для эффек­тивной работы консультанта, также не подпадают под правила кон­фиденциальности (например, возможно предоставление эксперту материалов консультирования по договоренности с клиентом).

Конфиденциальность всегда основывается на праве клиента на доброе имя и сохранение тайны. Консультант обязан уважать права клиентов и в определенных случаях даже поступать противозаконно (например, не предоставлять информацию о клиенте правоохрани­тельным органам, если этим не нарушаются права третьих лиц).

Конфиденциальность ограничена правом консультанта на со­хранение собственного достоинства и безопасности своей личности.

Конфиденциальность ограничена правами третьих лиц и об­щественности.

Среди наиболее часто указываемых обстоятельств, при кото­рых действие правил конфиденциальности в консультировании может быть ограничено, заслуживают упоминания следующие:

• Повышенный риск для жизни клиента или других людей.

• Преступные действия (насилие, развращение, инцест и др.), совершаемые над несовершеннолетними.

• Необходимость госпитализации клиента.

• Участие клиента и других лиц в распространении наркоти­ков и прочих преступных действиях.

Выяснив во время консультирования, что клиент представ­ляет для кого-то серьезную угрозу, консультант обязан принять меры для защиты потенциальной жертвы (или жертв) и проин­формировать об опасности ее саму (их), родителей, близких, право­охранительные органы. Консультант также должен сообщить кли­енту о своих намерениях.

Запрет на двойные отношения. Нецелесообразно консультирование родственников, дру­зей, сотрудников, обучающихся у консультанта студентов; недопу­стимы сексуальные контакты с клиентами. Такой запрет вполне понятен, поскольку консультирование дает специалисту преимуще­ственное положение и возникает угроза, что при личных отношени­ях это преимущество может использоваться в целях эксплуатации.

Проблема сексуальных отношений консультантов и психоте­рапевтов с клиентами очень важна и нередко замалчивается. Холройд и Бродский в 1977 г. опросили 1000 американских практиков психологического консультирования и психотерапии, имеющих док­торскую степень. Половина из них были мужчины, а другая поло­вина — женщины. Исследователи получили такие результаты:

• эротические контакты и сексуальные отношения более ча­сты между мужчинами-консультантами и женщинами-клиентами (5,5%), нежели между женщинами-консультантами и мужчинами-клиентами (0,6%);

• консультанты, однажды перешагнувшие границу дозволен­ного, склонны повторно завязывать сексуальные связи с клиента­ми (80% случаев);

• 70% консультантов-мужчин и 80% консультантов-женщин категорически отрицают допустимость сексуальных отношений с клиентами; 4% опрошенных сексуальные связи с клиентами счи­тают терапевтически ценными.

Сексуальные отношения консультантов с клиентами неприем­лемы ни этически, ни профессионально, потому что представляют прямое злоупотребление ролью консультанта. Клиент намного бо­лее уязвим, чем консультант, так как в специфической атмосфере консультирования «обнажает» себя — раскрывает свои чувства, фантазии, тайны, желания, в том числе и сексуального характера. Иногда клиент сильно идеализирует консультанта, ему хочется близ­ких отношений с таким идеальным, глубоко понимающим его чело­веком. Тем не менее, при превращении консультативного контакта в сексуальную связь у клиентов развивается крайняя зависимость, а консультант теряет объективность, На этом и заканчивается лю­бое профессиональное консультирование и психотерапия.

Тема. Этические принципы психодиагностического обследования

1. Общие этические принципы психодиагностического об­следования.

2. Требования к разработчикам тестов.

3. Требования к психологу-пользователю.

4. Требования к специалистам-непсихологам.

5. Морально-этические аспекты в работе психодиагноста.

1. Общие этические принципы психодиагностического обследования

1. Психолог, запрашивающий у человека в ходе обследования сведения о его личности или допускающий, чтобы ему доверили эту информацию, делает это только после того, как обследуемый полностью осознал цели обследования, а также цели и способы использования этой информации.

2. Любой человек имеет право отказаться от участия в психо­логическом обследовании или эксперименте и тем самым огра­дить от нежелательного вмешательства свой внутренний мир.

3. Когда обследование проводится в интересах какого-либо учреждения, обследуемый должен быть полностью проинформи­рован относительно использования получаемых результатов. Же­лательно также объяснить, что адекватная оценка его личности будет выгодна самому испытуемому.

3.1.Результаты обследования, проведенного по личной просьбе и в интересах обследуемого, не могут быть предоставлены какому-либо учреждению, если испытуемый не дает на это согласия.

3.2.Если обследование проводится в интересах личности и по инициативе организации (школы, предприятия, вуза, суда и т. п.), то для использования полученных результатов в рамках этой организации дополнительного согласия обследуемого не требуется. Для передачи полученной информации за пределы организации необходимо согласие обследуемого.

3.3.Если в силу необходимости защиты интересов общества или прав граждан результаты психодиагностического обследования должны быть сообщены другому лицу или в официальный орган, обследуемый должен быть поставлен об этом в известность.

3.4.Обязательство хранить профессиональную тайну теря­ет силу, если положение закона обязывает психолога сообщить о полученной информации.

4. При тестировании детей до 16 лет в области учебных дос­тижений, навыков и умений достаточным является согласие школь­ного или педагогического совета; в случае же оценки личности необходимо индивидуальное согласие ребенка и его родителей. По просьбе родителей им должны быть сообщены результаты тестиро­вания ребенка с соблюдением некоторых условий. При психодиаг­ностическом обследовании подростка 16 лет и старше требуется только его согласие.

5. Во избежание неправильного обращения с тестовыми данны­ми необходимо, чтобы доступ к ним подлежал строгому контролю.

Комментарий. Целесообразно выработать точные критерии для сохранения, уничтожения и доступности сведений об индивиде.

6. При сообщении результатов тестирования необходимо учи­тывать особенности того человека, которому они предназначаются.

7. Индивиду не должны сообщаться результаты его обследо­вания без их интерпретации специалистом. В ряде случаев необ­ходим также соответствующий комментарий специалиста.

Требования к разработчикам тестов

1. Психологом-психометристом (разработчиком психологичес­ких методик) может являться специалист в области дифференци­альной психометрии, имеющий психологическое образование. Он должен знать и применять на практике методы математической статистики, обеспечивать вновь созданной (адаптированной) ме­тодике необходимые психометрические характеристики репрезен­тативности, надежности, валидности, установленные в специаль­ных психометрических экспериментах.

2. С целью оптимального использования достижений науки психолог-психометрист должен быть в курсе достижений психо­логии в целом и своей узкой специальности в частности, приме­нять самые современные научные методы и способствовать при­менению их другими.

3. Разработчик подготавливает руководство по применению методики в полном соответствии с официально принятыми «Стан­дартными требованиями к психологическим тестам». При этом руководство должно давать фактическое представление о том, что известно о тесте, а не быть средством его рекламы, представляю­щим тест в выгодном свете. Кроме данных, позволяющих оценить тест сам по себе, и информации о проведении, способах вычисле­ния показателей и нормах теста, разработчик должен включать специальные рубрики, обеспечивающие корректное использование теста с процедурной и этической точек зрения.

4. Обязанностью авторов теста является перепроверка тестов и их норм, с тем чтобы предупредить их старение.

5. Разработчик отвечает за правильное определение круга спе­циалистов, которым могут быть предоставлены материалы по ис­пользованию методики. Доступ к психологическим методикам дол­жен ограничиваться людьми, чьи профессиональные интересы га­рантируют правильное использование методики и чья квалификация позволяет интерпретировать результаты надлежащим образом.

6. Не следует выпускать для широкого применения неподго­товленные тесты (не соответствующие стандарту). Когда тест рас­пространяется только с исследовательскими целями, это условие должно быть оговорено, а распространение теста — соответствен­но ограничено.

7. Научно обоснованные психологические тесты нельзя печа­тать в газетах, популярных журналах или брошюрах ни в целях описания, ни для использования их при самооценке.

8. В своей работе психолог-психометрист и издатель придер­живаются всех требований по охране авторских прав.

Требования к психологу-пользователю

1. Психологом-пользователем является лицо, имеющее пси-
хологическое образование, работающее по этой специальности в
исследовательских и практических учреждениях и использующее
в своей работе психодиагностические методики.

1.1. Квалификация пользователя должна быть не ниже той, которая указана в руководстве к тесту.

2. Психолог осознает границы своей компетентности и огра­ниченность своих средств и не предлагает свои услуги, а также не использует методы, которые не удовлетворяют профессиональным стандартам, установленным в конкретных областях исследования.

3. Психолог-пользователь должен быть способен правильно выбрать тест, исходя из поставленной перед ним задачи и особен­ностей обследуемого человека или выборки. Он несет всю ответ­ственность за правильное применение теста и интерпретацию его результатов, а также за соблюдение этических норм по отноше­нию к обследуемому.

4. В своей деятельности психолог должен всегда соблюдать прин­цип «не навреди». Это относится главным образом к сообщениям как обращенным к испытуемому, так и о нем. Психолог должен вы­ражать свое мнение, устное или письменное, с осторожностью.

5. Психолог-пользователь обеспечивает тщательное соблюде­ние всех стандартных требований при использовании методики. Он не имеет права отклоняться от стандарта в использовании методи­ки, вносить модификации в уже изданную методику и распростра­нять скорректированные инструктивные материалы. Работа по мо­дификации и адаптации методики проводится лишь с согласия ав­тора теста или организации, обладающей правом на данную методику.

6. Недопустимо тестирование по почте.

7. В своей профессиональной деятельности психолог-пользо­ватель руководствуется своими знаниями и опытом, на основе которых он самостоятельно принимает решение и лично несет за него ответственность. В сомнительных и спорных случаях психо­лог обязан проконсультироваться с экспертом в соответствующей области и объективно рассмотреть полученные рекомендации.

8. Пользователь не имеет права собирать статистический и психологический материал по изданным методикам с целью пуб­ликации научных статей и отсылки этих материалов разработчи­кам методик.

Требования к специалистам-непсихологам

1. В качестве пользователей психодиагностических методик могут выступать специалисты в смежных с психологией областях: учителя, врачи, социологи, инженеры, экономисты и пр.

2. Специалисты-непсихологи имеют право использовать только некоторые, хорошо теоретически и психометрически обоснован­ные методики, не требующие специальных знаний при интерпре­тации результатов (например, тесты учебных достижений или профессиональной умелости). Методики, не обеспеченные одно­значной стандартной инструкцией, необходимыми показателями надежности и валидности, требующие параллельного использова­ния высокопрофессиональных экспертных методов, не могут ис­пользоваться специалистами-непсихологами.

3. Пользователь-непсихолог должен предварительно прокон­сультироваться с психологами, работающими в данной практичес­кой отрасли, о том, какие именно методики могут быть примене­ны для решения поставленных задач.

4. Пользователь, получающий доступ к психодиагностичес­ким методикам, автоматически берет на себя обязательство по со­блюдению всех требований профессиональной тайны, следует всем этическим нормам в проведении обследования по отношению к испытуемому и третьим лицам.

2. Морально-этические аспекты в работе психодиагноста

Уровень развития психодиагностики не так высок как на За­паде. Этические проблемы редко обсуждаются нашими психодиаг­ностами и часто нарушаются.

Наши ученые считают, что нельзя подгонять научные данные под требования социального заказа. Например, Эльконин отказал­ся выполнять социальный заказ в начале обучения с шести лет в школе. Так как до 7 лет ребенок все необходимое получает в игре.

У детей, учившихся по системе 1-4, психическое развитие ниже, чем у обучавшихся по системе 1-3.

Психолог-практик должен при оказании помощи опираться на свое научное мышление и знание психологии (не переходя на житейский обыденный уровень).

На Западе существует большое количество этических прин­ципов и требований, специальные кодексы профессиональной этики, этические стандарты.

Общие этические принципы для психодиагностов:

I. Использование и распространение психодиагностических
методик.

II. Обеспечение тайны личности.

III. Конфиденциальность диагностических результатов.

IV. Проблема сообщения полученных результатов клиенту.
I. Проблема использования и распространения психодиагностических методик включает в себя несколько аспектов:

1. Проблема использования психодиагностических методик. Только достаточно квалифицированные люди должны использо­вать психодиагностические методики. Наиболее длительное и ин­тенсивное обучение должны пройти люди, занимающиеся инди­видуальными интеллектуальными и проективными тестами. Для использования тестов достижения, групповых интеллектуальных тестов и опросников — минимальная подготовка.

Квалификация психодиагноста проявляется:

1) в умении выбирать психодиагностические методики с учетом:

2) цели, ради которой проводится обследование

3) особенностей испытуемого

4) в знании теории психодиагностики, умении оценить пси­хометрические параметры методики

5) при обследовании учитывает множество факторов, кото­рые могут повлиять на результаты обследования и не делает по­спешных выводов и не дает неоправданных результатов на основе одной методики (только в свете всей полученной информации).

6) главное, что психодиагност должен быть психологом, так как его задачей является интерпретация результатов обследова­ния. Ошибки интерпретации приводят к ошибкам в диагнозе, сле­довательно, критика в адрес психодиагностики.

2. Распространение психодиагностические методик — проводит­ся через издателей и специальных распространителей, имеющих на это право. Психодиагностические методики не поступают в свободную продажу. Право приобретения предоставляется людям, имеющим оп­ределенную квалификацию. Распространители должны следить, что­бы методики попадали в руки квалифицированным специалистам. Существуют специальные каталоги с требованиями, которым должны соответствовать покупатели — наличие диплома и удостоверения. Выпускники должны иметь заказ на покупку, заверенный преподава­телем (он берет ответственность на себя за использование методик).

Две цели ограничения распространения методик:

• неразглашение диагностических материалов;

• предупреждение неправильного применения.

Контроль распространителей ограничен, поэтому основная от­ветственность за использование и интерпретацию лежит на самих психодиагностах (гарантом является совесть психодиагностов).

Требования, касающиеся создателей и распространителей методик.

Создатели методик:

• нельзя выпускать методики преждевременно, они должны быть проверены и выпущены в продажу;

• недопустима реклама методики;

• некоторые методики выпускаются только для исследова­тельских целей, в результате получаются дополнительные данные;

• некоторые методики должны сопровождаться руководством с достаточными сведениями для осуществления проведения и ана­лиза результатов. Руководство должно содержать все необходи­мые сведения;

• каждый автор методики должен проверять нормы методи­ки так часто как необходимо для предотвращения ее старения.

Распространители методик:

• нельзя печатать отдельные части методики или отдельные задания, так как они могут быть использованы для самооценива­ния индивидов, что приводит к ошибкам диагноза и признанию бесполезности методики;

• бесконтрольное распространение делает методику беспо­лезной для применения специалистами.

II. Обеспечение тайны личности

Использование методик касается посягательства на тайну лич­ности — общественное мнение. Недостаточно получить только со­гласия испытуемого, так как он может проявить некоторые особен­ности, которые он не осознает, осознавая их, мог бы не согласить­ся. Личность не должна подвергаться диагностированию обманным путем. Обязательно ясное понимание клиентом способов и целей использования результатов диагностики. Психологу нужно знать, что такое право на тайну — индивид сам решает в какой степени ему делиться своими мыслями, чувствами и событиями личной жизни. Универсальные правила решения этой проблемы нет, надо опираться на совесть психодиагноста.

Цель диагностирования:

• индивидуальное консультирование;

• экспертиза ради задач какого-то учреждения (например, для профотбора);

• научное исследование.

Психодиагност не вторгается в тайну личности, в нее добро­вольно посвящают. Но клиент должен быть предупрежден о том, что в ходе исследования может быть получена та или иная инфор­мация (в чем сам клиент, может быть, себе отчета не отдает).

Испытуемый должен быть полностью проинформирован о способах использования результатов его диагностирования. Реаль­ная оценка особенностей испытуемого выгодна самому испытуе­мому. Клиентов предупреждают, что результаты его обследования не будут использоваться в целях учреждения без его согласия.

Исследования проводятся анонимно, что обеспечивает сохра­нение тайны личности. Психолог должен установить доверитель­ные отношения, контакт с испытуемым.

Два основных понятия обеспечения тайны личности:

1. Релевантность обследования цели — обследование должно давать только ту информацию, которая необходима для цели об­следования.

2. Информированное согласие — любой испытуемый должен быть уведомлен о цели, способе использования полученной ин­формации, согласие абсолютно осознанное при полной информи­рованности. Но нельзя раскрывать сути самой методики, знако­мить с заданиями.

Особая проблема — диагностирование детей.

Безусловно, нужно получить согласие со стороны родителей ребенка или его представителей: усыновителей, попечителей... Одни методы требуют согласия только представителей (тесты достиже­ния и способностей), другие (личностные методы) — согласие са­мого ребенка или его родителей. Любой индивид вправе отказать­ся от диагностирования.

III. Конфиденциальность результатов

Кто будет иметь доступ к результатам диагностики? Каждый индивид имеет право доступа к собственным результатам и право комментировать их для психолога. Родители несовершеннолетне­го ребенка:

• имеют право знать результаты;

• не имеют (есть противоречие с правом ребенка на тайну личности);

• если ребенок достиг 18 лет, родители не имеют право тре­бовать результаты.

Сообщение результатов диагностики ребенка родителям — индивидуальное консультирование (подробно объяснены особен­ности методики родителям). Без ведома и согласия испытуемого, нельзя передавать результаты обследования третьим лицам.

Сохранение результатов:

• хорошо было бы сохранять в течение длительного времени в учреждении;

• иногда некоторые лица могут делать свои выводы об ин­дивиде на основе устаревших данных о нем (возможны ошибоч­ные выводы).

Данные, полученные много лет назад, могут использоваться с согласия самого испытуемого. Данные должны сохраняться под строжайшим контролем, что усложняется с использованием ком­пьютерных сетей (результаты должны быть закодированы) IV. Сообщение результатов диагностирования

Сообщение результатов диагностирования — должны быть произведены в содержательной форме, не должны передаваться в виде цифр, чисел, специфических психологических описаний. В виде психологической характеристики без использования спе­циальной психологической терминологии, понятным языком для любого нормального человека. Информация должна передаваться индивидуально в руки испытуемого и должна сопровождаться объяснениями, интерпретациями полученной информации. При передаче нужно принимать специфические характеристики (эмо­циональные проявления родителей, не ущемлять достоинства ис­пытуемого). Если передать информацию без дополнительного разъяснения, то информация может принести вред испытуемому.

Тема. Этические аспекты построения взаимоотношений с разными группами клиентов и заказчиков

1. Особенности построения взаимоотношений с дошкольни­ками, со школьниками, со студентами, с детьми-инвалидами, с воспитанниками домов и школ-интернатов.

2. Особенности взаимоотношений с родителями детей и подростков.

3. Особенности профессиональной этики во взаимоотноше­ниях с разными категориями взрослых клиентов.

1. Особенности построения взаимоотношений с дошкольниками, со школьниками, со студентами, с детьми-инвалидами, с воспитанниками домов и школ-интернатов

В работе с дошкольниками важно закладывать основы добро­го, оптимистического отношения к миру и к самому себе в этом мире. Добро и поддержка — это тот фундамент, на котором фор­мируется личность человека. С другой стороны, не допустимы баловство ребенка и излишняя опека над ним. Проблема в том, что ребенок пока еще мал и не понимает, что «хорошо», а что «плохо». Но он очень хочет это понять. Это и есть основа всей психолого-педагогической работы с ребенком.

Школьник — человек более самостоятельный, а, следователь­но, и более ответственный за свои поступки. Важно так организо­вать ситуацию, чтобы он получал удовольствие и удовлетворение от того, что он все больше и больше сам отвечает за свои действия. Это и есть основа чувства собственного достоинства. Естественно, школьник должен понимать, что за недостойные действия он дол­жен быть наказан. При этом само наказания желательно перево­дить из внешнего плана во внутренний, когда самым страшным для него будет по поводу своих неблаговидных поступков. На этой основе постепенно формируется и совесть, и чувство долга.

Еще в большей степени обладают самостоятельностью студен­ты. Желательно относиться к студенту как к потенциальному колле­ге и всегда быть готовым к тому, что его вопросы и суждения могут оказаться достаточно зрелыми и обоснованными, то есть они могут оказаться лучше, чем у самого психолога. Это не только нормально, но и по-своему прекрасно, ведь в этом и заключается важнейшая цель образования — сформировать полноценных коллег, с которыми можно обсуждать научные и практические проблемы на равных.

Особые отношения выстраиваются с детьми-инвалидами. Крат­ко можно обозначить две основные особенности в работе с ними:

1. Открытость для контакта и для откровений, но одновре­менно и сильная обида, когда психолог не дает в таких контактах достаточно душевной теплоты.

2. Сильно завышенная самооценка, уверенность в том, что их физические дефекты не так важны для поступления в вуз и после­дующего трудоустройства.

2. Особенности взаимоотношений с родителями детей и подростков

Главная задача в работе с родителями клиентов — построение основы для психолого-педагогического взаимодействия. Основой взаимодействия является не столько «совместное выполнение» од­них и тех же мероприятий, сколько разделение функций, когда что-то будет выполнять психолог, а что-то родитель. Именно такой под­ход предполагает большее уважение к родителю, чем просто «со­вместная деятельность», когда фактически все делает сам психолог.

Организация реального взаимодействия всегда предполагает учет возможностей и самой готовности родителя к сотрудничеству. Но поскольку такая готовность — большая редкость, то необходимо постепенно формировать эту готовность (через лекции, тренинги, беседы), то есть проводить специальную работу с родителями, по­степенно выводя их на уровень подлинного взаимодействия.

Другой особенностью работы с родителями часто является то, что поначалу они стремятся рассказать психологу о своих соб­ственных проблемах, а затем постепенно переходить к проблемам своих детей. Получается как бы «двойная консультация»: сначала самих родителей, а уже потом консультация по проблемам воспи­тания их детей. Такая «двойная» работа вполне оправдана, ведь, во-первых, нередко родитель как бы «испытывает» психолога, на­сколько он готов рассматривать разнообразные психологические проблемы. Во-вторых, знакомство с проблемами самого родителя помогает лучше понять ситуацию ребенка в семье. В-третьих, пос­ле откровенного разговора с психологом у родителя часто возни­кает особое доверие к психологу.

3. Особенности профессиональной этики во взаимоотношениях с разными категориями взрослых клиентов

К настоящему времени все больше обозначаются особые группы населения, нуждающиеся в особой психологической помощи — это наркоманы, безработные, пенсионеры, бывшие заключенные и др.

В работе с наркоманами надо помнить, что с одной стороны, это по-своему больные люди, но, с другой стороны, они представ­ляют реальную опасность для общества, так как многие из них потенциальные преступники. Уважая личность наркомана, надо понимать, что психолог несет двойную ответственность: не только за доверившегося ему наркомана, но и за благополучие тех людей, которым этот человек может принести вред. В деликатной форме психолог должен на каком-то этапе работы с наркоманом сделать и это предметом их бесед.

Опыт работы с наркоманами (как и с алкоголиками) показы­вает, что важнейшим условием их излечения является помощь в нахождении смысла своего существования. Другим важным усло­вием эффективной помощи является доверие психологу, а часто даже вера. Причем формирование такой веры в какой-то мере уже является манипуляцией, но нередко эта манипуляция оправдана, ведь слишком опасны последствия нерешенности этой проблемы.

В работе с безработными важно помнить, что речь идет о людях, которые уже имеют определенный жизненный и професси­ональный опыт. Важнейшей задачей психолога является здесь по­мощь в построении оптимистичного отношения к будущему. При этом безработные часто оказываются в ситуации отчаяния, когда лучшие их таланты и силы не востребованы обществом.

Особая проблема в работе с пенсионерами, особенно, когда кто-то из них пытается осмыслить прожитую жизнь, когда у по­жилого человека есть сомнения в том, что жизнь удалась («рет­роспективная консультация). Важно понимать, что не все пенсио­неры готовы пережить правду, то есть не все готовы признаться себе, что жизнь прожита напрасно. Психолог должен проявлять особый такт в своих высказываниях и оценках, которые ожидает услышать от него консультируемый пенсионер.

Наши рекомендации