Он добр к людям
Истинный мусульманин мягок, терпелив и добр по отношению к людям в тех случаях, когда мягкость является уместной, доброта — желательной, а терпеливость — похвальной.
Это объясняется тем, что мягкость, доброта и терпение являются достойными качествами, которые Аллаh любит в Своих верующих рабах, так как людям, отличающимся подобными качествами, они позволяют выработать в себе мягкость характера, тонкость и способность поддерживать хорошие взаимоотношения с людьми, а это, в свою очередь, приближает их к душам других и внушает их сердцам любовь к ним.
Аллаh Всевышний сказал:
«He равны между собой доброе и дурное, отражай же тем, что лучше,[121] и тогда тот, с кем ты враждуешь, станет как близкий друг. И не будет наделён этим никто, за исключением проявлявших терпение, и не будет наделён этим никто, кроме обладающих великим уделом.» (Разъяснены, 34—35)
Имеется множество взаимосвязанных между собой по смыслу аятов и хадисов, которые внушают людям любовь к доброте, побуждают их к ней и подчёркивают, что она является высоким нравственным качеством и что это качество должно быть главенствующим в мусульманском обществе и присущим каждому мусульманину, живущему в таком обществе, усвоившему установления своей религии и воспринявшему свет её указаний. Мусульманину достаточно знать хотя бы о том, что доброта относится к числу высочайших атрибутов Аллаhа Всевышнего, и Он любит, когда Его рабы проявляют её во всех своих делах. Сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаhа) сказал:
«Поистине Аллаh — добр, любит доброту во всем деяниях.» (Аль-Бухари и Муслим)
И, поистине, доброта является великим качеством, за которое Аллаh Всевышний вознаградит так щедро, как не вознаградит Он ни за одно другое из них. Посланник Аллаhа (мир ему и благословение Аллаhа) сказал:
«Поистине, Аллаh — добр, любит доброту и дарует за доброту то, чего не дарует ни за суровость, ни за что иное.» (Муслим)
В своих высоких наставлениях Пророк (мир ему и благословение Аллаhа) с похвалой отзывается о доброте, называя её украшением любого дела и отмечая, что к чему бы не примешивалась доброта, она обязательно украшает это собой, внушая любовь душам и притягивая взоры людей. Отсутствие же доброты в чём бы ты ни было неизменно обезображивает это и отталкивает сердца и души. Посланник Аллаhа (мир ему и благословение Аллаhа) сказал:
«Поистине, не примешивается доброта к чему-то, не украшая собой это, и не лишено доброты что-то, не будучи обезображенным этим (отсутствием доброты).» (Муслим)
Благородный посланник (мир ему и благословение Аллаhа) всегда учил мусульман проявлять доброту во взаимоотношениях с людьми и направлял их к достойной подражания тактичности, что в наибольшей степени приличествует мусульманину, призывающему других к религии Аллаhа, который милосерден и добр по отношению к Своим рабам. И он отмечал, что этого следует придерживаться постоянно, даже если всё вокруг будет подталкивать человека к проявлениям гнева. Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллаh, сказал: "Однажды, когда какой-то бедуин стал мочиться в мечети, все присутствующие поднялись со своих мест, чтобы наброситься на него, однако Пророк (мир ему и благословение Аллаhа) сказал:
«Оставьте его и вылейте на его мочу ведро воды, ведь, поистине, посланы вы[122] только для того, чтобы облегчать, а не для того, чтобы создавать затруднения!» (Аль-Бухари)
Таким образом, открывать сердца людей и призывать их к истине следует с помощью доброты, стремления к облегчению, мягкости и снисходительности, но никак не посредством суровости, создания препятствий, строгости, упрёков и окриков, в связи с чем благородный посланник (мир ему и благословение Аллаhа) и говорил:
«Радуйте, а не отпугивайте, облегчайте, а не затрудняйте.» (Аль-Бухари и Муслим)
Это было сказано потому, что люди, по природе своей, питают отвращение к жестокости, грубости и суровости, и склоняются к деликатности, мягкости и доброте, на что и указал Аллаh Всевышний, обратившись к Своему благородному Пророку:
«… а если бы был ты грубым и жестокосердным, то они непременно разбежались бы от тебя (в разные стороны).» (Семейство Имрана, 159)
Эти слова следует навсегда запомнить и сделать их неизменным правилом для себя каждому из призывающих к прямому пути, поскольку он должен найти подход к сердцам людей и всегда придерживаться доброты, тактичности и мягкости, даже если те, к кому он обращает свой призыв, являются жестокими и несправедливыми тиранами. Вот почему, направляя к фараону Своего Пророка Мусу и его брата Харуна, мир им обоим, Аллаh обратился к ним с таким напутствием:
«Идите оба к фараону: поистине, он преступил (все пределы дозволенного), и говорите с ним мягко, чтобы он одумался или устрашился.» (Та-Ха, 43,44)
Неудивительно то, что наставления этой религии называют доброту чистым благом, отмечая, что те, кому было даровано это качество, снискали всё благо, а лишённые его лишены и блага. Об этом говорится в хадисе, передаваемом со слов Джарира ибн Абдуллы, да будет доволен им Аллаh, который сказал: "Я слышал, как посланник Аллаhа (мир ему и благословение Аллаhа) сказал:
«Лишённый доброты — лишён и блага.» (Муслим)
И в высоких наставлениях Пророка (мир ему и благословение Аллаhа) разъясняется, что это благо прольётся обильным дождём на отдельных людей, семьи и целые народы, если в их жизни доброта будет играть главенствующую роль и станет одним из присущих им качеств. Об этом говорится в хадисе, передаваемом со слов Аиши, да будет доволен ею Аллаh, которой посланник Аллаhа (мир ему и благословение Аллаhа) сказал:
«О Аиша, придерживайся доброты, ибо, поистине, когда Аллаh желает семье блага, Он указывает членам её путь к доброте.»
В другой версии этого хадиса сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаhа) сказал:
«Если Аллаh желает семье блага, Он внушает членам её придерживаться доброты.[123]» (Ахмад)
Джабир, да будет доволен им Аллаh, передал, что Пророк сказал:
«Если Аллаh желает людям блага, Он внушает им не отступать от доброты.[124]» (Аль-Баззар)
Можно ли представить себе большее благо, чем такая черта характера, которая становится защитой от огня для того человека, который её воспринимает? Именно об этом и говорит благородный посланник (мир ему и благословение Аллаhа):
«Не сообщить ли вам о том, кто является запретным для огня (или:… о том, для кого огонь является запретным)? Для всякого дружелюбного, лёгкого и мягкого.[125]» (Ат-Тирмизи)
Таким образом, наставления Пророка (мир ему и благословение Аллаhа) возвышают человека и прививают ему такое качество как доброта, требуя от него проявлений доброты даже по отношению к животному, которое приносится им в жертву, что считается признаком чистосердечия, то есть высшей ступенью, которой достигают благочестивые праведники. Сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаhа) сказал:
«Поистине, Аллаh предписал совершенство во всём, и когда убиваете, то убивайте хорошим способом, и когда приносите жертву, то делайте это хорошим способом. И пусть каждый из вас как следует наточит свой нож и пусть избавит животное от мучений.» (Муслим)
Это было сказано потому, что проявление доброты по отношению к бессловесному животному, которое приносится в жертву, свидетельствует о мягкосердечии человека, и о том, что он милосерден ко всему живому. При этом ясно, что если в силу своих внутренних убеждений человек относится так к животным, то к другому человеку он будет относиться с ещё большей добротой и мягкостью, и именно эти далеко идущие цели преследуют наставления ислама, обращённые к каждому мусульманину и побуждающие его проявлять доброту даже по отношению к животным.