Способности партнеров в деловом общении

1. сущность и классификация способностей

2. коммуникативные способности

3. интеллект в деловом общении

4. креативность в деловом общении

способности – это индивидуальньно-психологические особенности личности, которые обеспечивают успешность выполнения какой либо одной или ряда деятельности. Способности не сводятся к не сводятся к знаниям и навыкам, которые вырабатываются у личности в процессе ее социализации, но они определяют эффективность обучения к новым способам и приемам деятельности. На основе задатков и под влияние факторов социально-культурной среды формируется весь комплекс индивидуальных способностей личности.

Классификация способностей.

1. по психическим функциональным системам выделяют:

-моторная (проявляются в сфере инструментальной деятельности)

-познавательная (связана с повышенной обучаемостью)

- мнемические (основана на быстром запоминании, сохранении и воспроизведении большого объема информации)

- мыслительная (связана с высоким уровнем умственной деятельности и успешным решение проблемных ситуаций)

- коммуникативная (основана на умении эффективного общения с людьми и оказания на них психологического влияния)

2. по степени общностей выделяют:

- общие способности(определяют успехи личности в самых разных видах деятельности:креативность, интеллект, способность к творчеству)

- специальные (определяют успехи личности в таких видах деятельности, для осуществления которых необходимо существование и развитие задатков особого рода)

3. по наибольшей социальной обусловленности различают:

- предметно познавательная

- предметно-деятельностная

-способность к общению и взаимодействию с людьми

Роль способностей в деловом общении определяется видом профессиональной деятельности делового партнера. Если та или иная способность востребована данным профессиональным видом деятельности, то она получит свое дальнейшее развитие.

Коммуникативные способности.

Эти способности имеют наибольшее значение в ДО. Они предполагают наличие у делового партнера такого позитивного типа восприятия и оценивания общения, которая создает возможности для налаживания с ними эффективных деловых отношений даже в кризисных ситуациях.

Типы психологического влияния: убеждение, расположение. Не используют манипуляцию и принуждение

Существенной характеристикой коммуникативной способностью личности является адекватная перцептивная идентификация партнеров по общению. Деловая коммуникация партнеров при наличии у них коммуникативных способностей будет в наибольшей степени соответствовать базовому максимуму общения, которая включает в себя следующие принципы:

1. готовность деловых партнеров к сотрудничеству

2. позитивный психологический настрой на взаимопонимание и взаимоуважение друг друга

3. открытость и правдивость в обмене информации

4. отсутствие метакоммуникаций

интеллект в деловом общении

под интеллектом в современной психологии понимают общую умственную способность личности к познанию и решению проблем. Интеллект лежит в основе других способностей личности и определяет успешность любой ее деятельности.

Выделят три формы интеллекта:

1. вербальный (характеризует лексикон личности и ее эрудицию)

2. когнетивный (определяет способность личности к решению проблем и проблемных ситуаций)

3. практический (реализует способность личности добиваться поставленных задач в самых разнообразных видах деятельности)

современная трактовка интеллекта: психическая предрасположенность личности рационально действовать в новой ситуации.

Значение интеллекта в деловом общении возрастает в условиях приспособления деловых партнеров к новым деловым ситуациям, когда прошлого жизненного опыта становится недостаточным для решения возникающих проблем. Модель интеллекта разработанный хеттелом.

Он выделяет два типа интеллекта:

1. текучий интеллект(позволяет личности приспосабливаться к новым жизненным ситуациям)

2. кристаллизованный (при решении задач используется прошлый жизненный опыт)

по мнению Хеттела текучий интеллект более зависим от наследственности, а кристаллизованный – от влияния внешней среды. С возрастом влияние текучего интеллекта снижается а влияние кристаллизованного остается неизменным. В новых деловых ситуациях наибольшее значение приобретает текучий интеллект деловых партнеров. Он позволяет им быстрее выстраивать собственные когнитивные и поведенческие тили и стратегии на основе переработки инновационной информации. Коммуникативные умения деловых партнеров в значительной степени связано с наличием у них социального интеллекта.

Социальный интеллект: объективность, доминирование, дружелюбие, эмоциональная стабильность, сдержанность, склонность к размышлению. В деловом общении роль социального интеллекта возрастает, когда происходит столкновение намерений, мотиваций и социальных установок.

Интеллект – это многомерная психологическая способность личности делового партнера, которая включает в себя множество мыслительных процессов, связанных с системным анализом деловой ситуации, ее восприятия, познания и прогнозирования.

Креативность в деловом общении

Склонность деловых партнеров к продуцированию нестандартных оригинальных идей и выводов составляют основу такой способности как креативность. Креативность характеризует творческие возможности деловых партнеров в мышлении, общении и других видах деятельности.

Особенности творческого мышления личности:

1. оригинальность и нетривиальность предлагаемых идей и суждений об объекте

2. семантическая, спонтанная гибкость (способность продуцировать оригинальные идеи в неопределенных ситуациях)

3. семантическая перцептивная гибкость (способность воспринимать объект под новым углом зрения)

4. образная адаптивная гибкость (способность изменить восприятие объекта таким образом чтобы обнаружить его новые свойства)

эти способности позволяют деловым партнерам творчески осмыслить деловые ситуации во всех ее аспектах:

1. продуцирование нестандартных когнитивных и поведенческих стратегий

2. в обмене оригинальными суждениями и высказываниями по поводу деловой проблемы

3. поиски и принятия неожиданных решений

в качестве важной черты креативности выделяют дивергентное (разнонаправленное) мышление. Оно связано с порождением множества идущих в разных направления и отступающих от логики оригинальных идей и решений. Такое общение позволяет партнеру вырабатывать сразу несколько возможных, разнонаправленных вариантов решения деловой проблемы. С креативность деловых партнеров связано воображение.

В ДО выделяет следующие виды воображения:

1. пассивное (возникает спонтанно помимо воли делового партнера)

2. Репродуктивное (связано с воспроизведением образа реально существующей деловой ситуации)

3. Продуктивное (Образ деловой ситуации конструируется деловыми партнерами сознательно, с элементами ее динамики и последующего развития)

Эмоции в деловом общении

Эмоции характеризуют такие психические процессы и состояние личности, которые отражаются в форме непосредственных переживаний этой личности значимости воздействующих на нее внешних факторов и ситуаций.

Функции эмоций в деловом общении:

1. осуществляют регуляцию внутренних психических состояний деловых партнеров их межличностных отношений и поведенческих фактов. Среди эмоций выделяют три вида:

1. собственно эмоции (связаны с оценочным отношением деловых партнеров к деловым ситуациям, к своим собственным поведенческим стратегиям и стратегиям поведения другого партнера. Положительные эмоции побуждают деловых партнеров к сохранению межличностного общения и к достижению компромисса в решении деловых сиуаций. Отрицательные эмоции стимулируют избегание психологического воздействия деловых партнеров друг на друга, в конечном счете, ведут к прекращению деловых контактов)

2. аффекты (это сильное и относительно кратковременное эмоциональное переживание, которое сопровождается резко выраженными двигательными проявлениями. В деловом общении аффекты развиваются в кризисных и конфликтных ситуациях, когда деловые партнеры не могут справится с неожиданно возникшим эмоциональным напряжением. Аффекты сопровождаются с снижением способностей деловых партнеров к изменениям направленности внимания к понимания сущности деловой проблемы, к создание адекватных образов друг друга. Причины аффекта в ДО могут послужить завышенная самооценка одного из деловых партнеров, его стремление к самоутверждению и достижению одностороннего успеха. Часто в деловом проявляется аффект неадекватности – устойчивое отрицательное эмоциональное состояние, возникают на основе неуспеха партнера в межличностном общении и в решении деловой проблемы. В состоянии аффекта неадекватности деловой партнер избегает осознания своей несостоятельности, сохраняет завышенную самооценку и тот же завышенный уровень притязаний к другим партнерам)

3. чувства

для делового общения характерно, что межличностные отношения деловых партнеров проявляется согласно 3 аксиомам справедливости:

1. деловые партнеры оценивают свои межличностные отношения на основе сравнения того, что они вкладывают в эти отношения и что они получают взамен. Любое нарушение равновесия вкладов и отдачи проводит к формированию деловых партнеров к формированию тревоги переживания беспокойства

2. проявляется в том что часто деловые партнеры переоценивают свой вклад. Переоценка вклада может чувство вины, а недооценка – чувство обиды

3. связана с потребностью деловых партнеров восстановить справедливость, во что бы то ни стало. Для этого они прибегают к трем путям достижения справедливости:

· уменьшают свой вклад в ДО, путем сокращения объемов выполняемой работы и уклонения от нее

· увеличивают отдачу, но и требуют большего вознаграждения

· прекращают деловые отношения как несправедливые

Наши рекомендации