Система МЧС России. Цель создания МЧС. Функции и основные задачи
Полное название: Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
Сокращенное название: МЧС России
Вышестоящий орган государственной власти: Президент Российской Федерации
1. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации), обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
2. МЧС России осуществляет управление, координацию, контроль и реагирование в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
3. МЧС России осуществляет свою деятельность непосредственно и через входящие в его систему: территориальные органы - региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации; Государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - Государственная противопожарная служба); войска гражданской обороны; Государственную инспекцию по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - Государственная инспекция по маломерным судам); аварийно-спасательные и поисково-спасательные формирования, образовательные, научно-исследовательские, медицинские, санаторно-курортные и иные учреждения и организации, находящиеся в ведении МЧС России.
Для решения гуманитарных задач за пределами Российской Федерации из части сил системы МЧС России создается российский национальный корпус чрезвычайного гуманитарного реагирования.
4. МЧС России в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, приказами и директивами Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также настоящим Положением.
5. МЧС России обобщает практику применения законодательства Российской Федерации в сфере своей деятельности, разрабатывает предложения по его совершенствованию и вносит их на рассмотрение Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
6. МЧС России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями.
Основными задачами регионального центра являются:
1) реализация единой государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуации, обеспечения пожарной безопасности на территории соответствующего региона Российской Федерации;
2) обеспечение боевой и мобилизационной готовности (готовности к применению) органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в составе или при органах исполнительной власти субъектов Российской федерации и органах местного самоуправления (далее — орган управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям), соединений, воинских частей войск гражданской обороны, органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы, организаций и поисково-спасательных формирований МЧС России, дислоцированных на территории соответствующего региона Российской Федерации;
3) осуществление в установленном порядке мер по организации и ведению гражданской обороны, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожаров, а также мер по чрезвычайному гуманитарному реагированию на территории соответствующего региона Российской федерации;
4) осуществление координации функционирования территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее — РСЧС);
5) осуществление в установленном порядке сбора, обработки и обмена информацией в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности;
6) управление в пределах своих полномочий соединениями, воинскими частями и организациями войск гражданской обороны, подразделениями Государственной противопожарной службы, а также поисково-спасательными формированиями поисково-спасательной службы МЧС России, дислоцированными на территории соответствующего региона Российской Федерации.
Региональный центр в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие основные функции:
1) разрабатывает и организует выполнение планов действий (взаимодействия) регионального центра по гражданской обороне, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, по поиску и спасению людей на море и внутренних водах, с ежегодной их корректировкой, реализует планы основных мероприятий регионального центра;
2) участвует в подготовке предложении по применению соединений, воинских частей и организаций войск гражданской обороны и подразделениями Государственной противопожарной службы, при проведении мероприятий, направленных на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций в регионе, в соответствии с возложенными на них задачами на мирное время;
3) осуществляет контроль за разработкой и реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями мероприятий по гражданской обороне и обеспечению пожарной безопасности;
4) обеспечивает боевую и мобилизационную готовность подчинённых войск гражданской обороны, органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы;
5) планирует участие подчиненных соединений, воинских частей, организаций войск гражданской обороны, поисково-спасательных формирований МЧС России и подразделений Государственной противопожарной службы в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с возложенными на них в мирное время задачами;
6) организует в установленном порядке доставку грузов гуманитарной помощи населению, пострадавшему в результате чрезвычайных ситуаций на территории соответствующего региона Российской Федерации;
7) осуществляет в установленном порядке финансовое обеспечение личного состава МЧС России содержащихся за счет численности МЧС России находящегося на штатных должностях в органах управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, подчиненных соединениях, воинских частях и организациях войск гражданской обороны, органах управления и подразделениях Государственной противопожарной службы, региональной поисково-спасательной службе МЧС России, за счет средств, выделяемых из федерального бюджета;
8) координирует деятельность территориальных подсистем РСЧС и их звеньев, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в осуществлении на территории соответствующего региона Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
9) осуществляет организационно-методическое руководство органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям по вопросам планирования в области гражданской обороны, защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности на территории соответствующего региона Российской Федерации;
10) координирует деятельность территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в проведении поиска и спасения людей, аварийно-спасательных работ, ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, вредных химических и радиоактивных веществ на море и внутренних водах в границах соответствующего региона Российской Федерации;
11) осуществляет контроль за захоронением и утилизацией остатков химических веществ и опасных отходов, появившихся вследствие аварий и ликвидации их последствии;
12) организует в установленном порядке взаимодействие с органами управления военного округа Вооруженных Сил Российской Федерации, округа внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, региональными управлениями Федеральной пограничной службы Российской Федерации, Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации по вопросам гражданской обороны, мобилизационной подготовки, тылового и материальнотехнического обеспечения, оперативной подготовки, оперативного оборудования территории в интересах обороны страны, оповещения об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций, доведения сигналов на приведение органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям на территории региона Российской Федерации в соответствующие степени боевой готовности;
13) оказывает в установленном порядке помощь органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления по организации жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях;
14) организует работу регионального и координирует работу территориальных информационно-управляющих центров и абонентских пунктов автоматизированной информационно-управляющей системы РСЧС (далее — АИУС РСЧС), а также обеспечивает работу региональных фондов, алгоритмов и программ МЧС России и осуществляет контроль за созданием и состоянием территориальных сетей передачи данных АИУС РСЧС;
15) организует на местах функционирование поисково-спасательных формирований МЧС России, подразделений Государственной противопожарной службы в режиме постоянной готовности, а также подготовку спасателей к действиям в чрезвычайных ситуациях и руководит их работой;
16) организует работу по аттестации аварийно-спасательных формирований и спасателей;
17) организует работу по привлечению в установленном порядке общественных объединений, имеющих уставные задачи по проведению аварийно-спасательных работ, а также трудоспособного населения, имеющего опыт и знания, к проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
18) осуществляет руководство службами охраны труда в подчиненных соединениях, воинских частях, организациях войск гражданской обороны и поисково-спасательных формированиях МЧС России, органах управления и подразделениях Государственной противопожарной службы, представляет в установленном порядке статистическую отчетность по вопросам охраны труда;
19) ведет региональный перечень городов и других населенных пунктов, отнесенных к группам по гражданской обороне;
20) совместно с соответствующим региональным органом Госгортехнадзора России ведет компьютерные банки данных о потенциально опасных объектах, подлежащих декларированию безопасности, анализирует ход выполнения мероприятий по вопросам декларирования безопасности на территории региона Российской Федерации;
21) содействует в проведении работ по осуществлению методического руководства по созданию, хранению, использованию и восполнению резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и в органах местного самоуправления;
22) участвует в установленном порядке в организации работ по предупреждению и их тушению в закрытых административно-территориальных образования, а также на особо важных и режимных объектах;
23) совместно с органами исполнительной власти Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями разрабатывает предложения о создании, реорганизации и ликвидации подразделений Государственной противопожарной службы, содержащихся за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также средств организаций;
24) осуществляет на территории соответствующего региона Российской Федерации контроль за обеспечением готовности органов управления, сил и средств гражданской обороны, территориальных подсистем РСЧС, предназначенных для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
25) участвует в проведении государственной экспертизы проектов градостроительной документации и проектов объектов строительства в части соблюдения требований по гражданской обороне, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
26) участвует в работе комиссий по рассмотрению причин и условий возникновения чрезвычайных ситуаций, анализирует вскрывшиеся недостатки и готовит предложения по их устранению;
27) осуществляет документальные ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности в подчиненных соединениях, воинских частях и организациях войск гражданской обороны, поисково-спасательных формированиях МЧС России;
28) организует и обеспечивает круглосуточную работу службы оперативных дежурных в региональном центре, органах управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям на территории соответствующего региона, подчиненных соединениях и воинских частях войск гражданской обороны и дежурной смены поисково-спасательной службы;
29) осуществляет контроль за созданием (реконструкцией) и состоянием территориальных систем оповещения;
30) обеспечивает готовность региональных систем связи и оповещения с целью управления подчиненными соединениями, воинскими частями и организациями войск гражданской обороны, органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям и поисково-спасательными формированиями МЧС России, дислоцированными в соответствующем регионе Российской Федерации;
31) организует предоставление населению, потенциально подверженному последствиям аварий, соответствующей информации об опасных объектах, установках, взрыво- и химически опасных производствах и о рекомендуемых действиях в случаях аварий, выходящих за пределы промышленных объектов, расположенных на территории соответствующего региона Российской Федерации;
32) организует в установленном порядке оповещение и информирование органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций;
33) осуществляет в установленном порядке связь с общественностью, средствами массовой информации по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
34) организует и осуществляет материально-техническое и тыловое обеспечение органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, укомплектованных военнослужащими подчиненных соединений, воинских частей и организаций войск гражданской обороны, поисково-спасательных формирований МЧС России, а также мероприятий, проводимых МЧС России, по ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории региона Российской Федерации;
35) обеспечивает подготовку и воспитание личного состава, морально-психологическое состояние и безопасность военной службы в подчиненных соединениях, воинских частях и организациях войск гражданской обороны и поисково-спасательных формированиях МЧС России, поддержание дисциплины среди личного состава;
36) ведет учет военнослужащих, проходящих военную службу в соединениях, воинских частях и организациях войск гражданской обороны, а также в органах управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, дислоцированных на территории региона;
37) организует накопление, хранение, учет, использование и восстановление резерва материальных ресурсов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (резерв Министра) и резерва МЧС России для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
38) проводит учет и паспортизацию жилищно-казарменного фонда, земельных участков, квартирного имущества, коммунальных сооружений и оборудования, выполняет функции заказчика по строительству и ремонту зданий, сооружений и объектов коммунального хозяйства, состоящих на балансе МЧС России;
39) участвует в работе по организации создания и использования страхового фонда документации, необходимого для решения функциональных задач, обеспечению его хранения;
40) участвует в установленном порядке в сборе, обработке, обмене и выдаче информации в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления на территории соответствующего региона Российской Федерации;
41) обеспечивает защиту информации, в том числе составляющей государственную тайну, в региональном центре, органах управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, соединениях, воинских частях войск гражданской обороны, организациях и поисково-спасательных формированиях МЧС России, дислоцированных на территории соответствующего региона Российской Федерации;
42) информирует население через средства массовой информации и по иным каналам о положении в области защиты от чрезвычайных ситуаций и мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях и пожарах, приёмах и способах защиты населения, проводит пропаганду в области пожарной безопасности;
43) организует изучение и распространение в регионе Российской Федерации отечественного и зарубежного опыта в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.