Краткий обзор сильных и слабых сторон каждого типа, а также способов развития гибкости
Дивергентный тип
Сильные стороны: развитое воображение, понимание людей, умение увидеть проблему, «мозговой штурм».
Слабые стороны: парализованность альтернативами, неумение принимать решения.
Действия по развитию навыков: развитие чувственного восприятия по отношению к людям и ценностям, совершенствование способности слушать с открытым сознанием.
Ассимилирующий тип
Сильные стороны: планирование, создание моделей, выявление проблемы, развитие теорий.
Слабые стороны: склонность строить воздушные замки, неумение применить знания на деле, неспособность учиться на ошибках, отсутствие системного подхода.
Действия по развитию навыков: создание концептуальных моделей, испытание теории/модели, проведение экспериментов, анализ данных.
Конвергентный тип
Сильные стороны: решение проблем, принятие решений, дедуктивное мышление, выявление проблемы.
Слабые стороны: решение ложных проблем, поспешное принятие решений, недостаток сосредоточенности, беспорядочность мышления.
Действия по развитию навыков: создание новых идей, экспериментирование, постановка целей, принятие решений.
Аккомодационный тип
Сильные стороны: умение добиваться своего, лидерство, способность рисковать.
Слабые стороны: бессмысленная деятельность, неспособность вовремя закончить работу, непрактичные планы, отсутствие целенаправленности.
Действия по развитию навыков: контроль целеустремленности, поиск новых возможностей, оказание влияния и проявление инициативы, развитие умения обращаться с людьми.
В результате исследований, проведенных в США, были получены следующие данные о распространенности стилей обучения:
дивергентный 35 %;
ассимилирующий 18 %;
конвергентный 22 %;
аккомодационный 25 %.
Если среди обучающихся есть несколько человек, обладающих дивергентным стилем, необходимо ответить им на часто немое «почему?», то есть указать преимущества, открываемые тренингом, и провоцируя вопросы, вроде «Это может быть полезно для...?» или «Давайте рассмотрим возможности...». Чем враждебнее настроена аудитория, тем важнее для тренера умение задавать соответствующие вопросы и отвечать на них. Для того чтобы создать новые паттерны обучения, нужно рассмотреть характерные проблемы для четырех указанных типов обучающихся.
УПРАЖНЕНИЯ
1. Используйте любые из подходящих навыков и техник, например подстройку к будущему, осознание невидимого, метапрограммы, чтобы помочь обучающимся создать новые паттерны.
2. Используйте умственную подготовку, подтверждение.
3. Предложите обучающимся попробовать различные способы обучения, затем, если это необходимо, установите якорь и подстройтесь к будущему или выберите желаемый результат.
4. Разбейте обучающихся на группы по четыре человека и предложите им обсудить способы воодушевления других на создание новых паттернов обучения. После сообщения о результатах обсуждения каждый обучающийся должен поставить перед собой новую цель обучения.
5. Предложите обучающимся установить субмодальности (см. раздел 4.24 «Использование субмодальностей») для действующих паттернов обучения, например:
– Как вы размышляете?
– Как вы пришли к желанию учиться?
– Как вы готовитесь писать отчет?
– Как вы предпочитаете учиться?