Ролевые игры в обучении иностранным языкам
Ролевые игры находят всё более широкое применение в практике обучения иностранному языку в школе, так как способствуют усилению коммуникативной направленности в обучении, развитию интереса к языку. Ролевая игра позволяет оптимально сочетать групповые, парные и индивидуальные формы работы на уроке и во внеурочное время. Игры способствуют реализации деятельностного подхода в обучении, когда в центре внимания находится ученик со своими интересами и потребностями. Ролевая игра представляет собой условное воспроизведение её участниками реальной практической деятельности людей, создаёт условия реального обучения. Игра активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и учителем, создаёт условия равенства в речевом партнёрстве, разрушает традиционный барьер между учителем и учеником.
Игра даёт возможность робким, неуверенным в себе учащимся говорить и тем самым преодолевать барьер неуверенности. В обычной дискуссии ученики - лидеры захватывают инициативу, а робкие отмалчиваются. В ролевой игре каждый получает роль и должен быть активным партнёром в речевом общении. В играх школьники овладевают такими элементами обучения, как умение начать беседу, поддержать её, прервать собеседника в нужный момент согласиться с его мнением или опровергнуть его, умение целенаправленно слушать собеседника, задавать уточняющие вопросы. Хорошим собеседником является часто не тот, кто лучше пользуется структурами, а тот, кто может наиболее чётко распознать ситуацию, в которой находятся партнёры, учесть ту информацию, которая уже известна. Практически всё время в ролевой игре отведено на речевую практику, при этом не только говорящий, но и слушающий максимально активен, так как он должен понять и запомнить реплику партнёра, соотнести её с ситуацией, отреагировать на реплику.
Ролевые игры содействуют развитию самостоятельности, инициативности, чувству коллективизма. Необходимо помнить основные требования к ролевым играм :
1.Игра должна вызывать интерес и желание хорошо выполнить задание.
2.Ролевую игру нужно хорошо подготовить.
3.Ролевая игра должна проводиться в доброжелательной творческой обстановке.
4.Ролевая игра организуется таким образом, чтобы отрабатывать языковой материал можно было с максимальной эффективностью.
5.Ролевая игра должна быть принята всей группой учащихся
6.В процессе игры сильные учащиеся должны помогать слабым, а учитель управлять процессом общения.
В структуре ролевой игры необходимо выделить такие компоненты, как роли, исходную ситуацию, ролевые действия.
Ролимогут быть социальными и межличностными. Роли может распределять учитель, их могут выбирать сами учащиеся. Это зависит от особенностей группы, от степени владения учащимися иностранным языком. Один из авторов пособия по использованию ролевых игр в учебном процессе (Littlewood) выделяет 5 категорий ролей:
1." врождённые", определяющие пол и возраст участника игры;
2."приписанные", определяющие принадлежность к социальной группе или национальность;
3."приобретённые", определяющие профессию;
4."действенные", определяющие круг действий в жизненной ситуации;
5."функциональные", определяющие функциональное общение.
Исходная ситуация выступает как способ организации игры. Ситуации могут быть естественно - речевые и учебно-речевые. Ролевые действия - это действия, которые выполняют учащиеся, играя определённую роль. Немаловажно и то, как размещены учащиеся в классе. Столы лучше размещать большим кругом, тогда каждый обучающийся будет находиться одновременно в контакте и с учителем, и с одноклассниками. Место в центре круга может быть использовано для проведения ряда игр. Для успешного проведения игры желательно, чтобы каждый участник имел на груди бейджик с указанием имени или, например, профессии своего персонажа. Возможно использование определённого реквизита для создания атмосферы места действия ролевой игры. Контроль во время игры необходим. Учитель, или тот, кто проводит игру, должен наблюдать за участниками, участвуя или не участвуя в игре, записывает ошибки, но не прерывает игру с целью их исправления. После ролевой игры он сначала анализирует ход игры, обязательно отмечая удачные моменты, а затем останавливается на наиболее типичных ошибках и организует работу по их исправлению. Это основные сведения, правила и приёмы проведения ролевых игр. В приложении № 1 можно найти самые распространённые ролевые игры.
Кукла в ролевой игре
Особое место в ролевой игре принадлежит кукле. С помощью куклы, персонажа, который воспитывает человеческие черты можно более направлено и гибко мотивировать речь учащихся на уроке. В игре может участвовать одна кукла (в руках учителя) или много кукол (у каждого ученика). Кукла учителя, как правило, всегда одна и та же, знакомая всем учащимся. У неё есть имя, семья, своя биография, характер. Ролевая игра с куклой имеет некоторые особенности. Так исполнение роли куклой способствует вовлечению в игру большего числа обучаемых, активизирует их речевую деятельность. Функции куклы могут быть разные. Кукла-маска
Кукла, особенно если это кукла - зверюшка, имеет ярко выраженный характер, подходящий, например, для обучения диалогу - волеизъявлению. Упрямый ослик на любое побуждение ответит отказом, хитрая лиса переадресует приказ или просьбу другому, медлительный медвежонок переспросит, чем вызовет хоровое повторение приказа. Кукле можно дать "отрицательную" роль, например, роль избалованного, капризного, ленивого, боязливого, непонятливого ребёнка. Так "жадная" кукла утверждает, что всё в классе принадлежит ей. Капризная кукла ничего не хочет делать (тренировка модальных глаголов). Рассеянная кукла всё забывает и т. д. Кукла - знак ситуации. Перед классом появляется незнакомая кукла. Это создаёт стимул к диалогу - расспросу. Плохо одетая, растрёпанная кукла - стимул для диалога воле - изъявления: " Умойся, оденься, причешись!" Кукла, которая хвастливо заявляет: "Я умею делать всё!", становится стимулом для комбинации нескольких видов диалога. Кукла - партнёр, адресат речи. Игра с куклой - партнёром психологически основана на человеческой и особенно ярко выраженной у детей способности полноценно общаться, не получая никакой вербальной реакции. Часто можно видеть, как ребёнок командует куклой, жалеет её или отчитывает за что-то, как он один ведёт долгие сложные игры, попеременно на разные голоса говорит то за себя, то за одну куклу, то за другую. По отношению к кукле ребёнок всегда старший, взрослый, компетентный человек. Играя во взрослого, ребенок учится быть взрослым: не опекаемым, не ведомым, а ведущим, принимающим решения, берущим на себя ответственность. Кукла - третье лицо, предмет разговора.
В этой функции задания могут быть такими: " Ваша кукла уже большая. Она умеет бегать, прыгать, петь, танцевать. Расскажите соседу обо всём, что она умеет делать, и спросите, что умеет делать его кукла." Или: "Позвоните своей кукле с работы и спросите её, сделала ли она всё, что вы велели". И т. д. Кукла - это особый, "действующий" активный вид наглядности на уроке. Ролевая игра с куклой разнообразит занятия, организует внимание, внутренне мотивирует речь учащихся и способствует коммуникативной направленности урока.
Заключение
Подводя итоги, можно сказать, что именно игры, и особенно ролевая игра являются одним из наиболее эффективных приёмов реализации коммуникативного принципа в обучении иностранному языку. Особенности игр можно определить следующим образом:
Игра - это обучение в действии, что, как известно, повышает качество обучения.
Игра требует полной отдачи от участников. В игре используются их знания и умения, приобретённые как в классе, так и за его пределами, т. е. общий запас знаний и умений.
В ролевой игре обучающиеся видят возможность применения разыгрываемой ситуации в реальной жизни, чего не может дать механическая тренировка в употреблении лексических единиц и грамматических структур. Ролевая игра даёт обучающимся социолингвистическую "подсказку". Игра несёт в себе элемент неожиданности ("момент шока"), с которым так часто встречаются обучающиеся в процессе реального общения. Во время игры имеет место эмоциональный подъём, что чрезвычайно положительно влияет на качество обучения. В ролевой игре ни один из участников не сможет "отмолчаться", а робким и не уверенным в себе учащимся легче высказывать своё мнение под маской какого- либо действующего лица.
Материалами данной работы могут воспользоваться начинающие учителя иностранного языка, студенты языковых вузов, учащиеся, которые увлекаются английским языком и желают связать свою будущую профессию с преподаванием иностранного языка.